Социально-экономическое и политическое развитие в XIV -начале XVI века



1. Хозяйственное возрождение Руси и дальнейшее её развитие. Развитие землевладения.

2. Развитие политической системы. Центральное и местное управление.

3. Оформление идеологии самодержавия.

4. Социальный строй.

 

1. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие – это важнейшая предпосылка образования единого государства. Быстрее развивались и восстанавливались производительные силы в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, всё более распространялось трехполье, хотя и сохранялись подсека и перелог. Другим новшеством стало внесение на поля навоза, то есть органического удобрения, что помогало сохранению плодородия почв. Использование навоза стало возможным благодаря развитию животноводства, прежде всего, разведению крупного рогатого скота.

Менялись и некоторых с/х орудия. Так получила распространение соха с двумя зубьями-сошниками – металлическими наконечниками. Сошники стали больше и труд землепашца производительнее. Появился плуг, но он использовался в районах с плодородными почвами.

Скотоводство получило дальнейшее развитие. Тогда домашние животные продуктивностью не отличались, и на выведение более эффективных пород скота обратили внимание значительно позже. Особенно ценились боевые кони, которые стоили в 10-15 раз дороже обычных рабочих лошадей. Дальше развивались охота и рыболовство, расширилось огородничество и садоводство. Тогда и начался переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Для русских крестьян наиболее плодородные земли на юге были недоступны, потому что там хозяйничала Орда. Так что приходилось заниматься сельским хозяйством в неблагоприятных природно-климатических условиях лесной зоны. Это крайне затрудняло хозяйственную деятельность, и постоянной угрозой был голод. Начиная с XIV века, хозяйственная зона расширяется на север. Появились в большом числе новые деревни (от глаголя «драть» - крестьяне раздирали целину), которые насчитывали до 7-8 дворов, и починки, которые создавались первопроходцами безлюдных мест. Освоение новых территорий на Руси получило название внутренней колонизации, потому что поселенцы не отправлялись за тридевять земель, а селились неподалеку в лесной глуши. В Европе, где земель было меньше, внутренняя колонизация закончилась раньше. На Руси этот процесс затянулся на долгие столетия. С появлением единого государства и освоением новых пахотных земель главной фигурой в сельской местности был лично свободный труженик.

Произошли изменения и в обработке зерна: появились мельницы, особенно много водяных (строили мельницы всей деревней и пользовались ей поочередно).

Кроме зерновых, крестьяне возделывали технические культуры – лён и коноплю. Льняные ткани шли на изготовление одежды и рыболовных снастей, а из конопли делали грубый холст, веревки, канаты, мешки и другие хозяйственные предметы. В огородах выращивали репу, капусту, лук, чеснок, а в садах – яблоки, сливы, вишню, смородину и малину.

Крестьяне широко занимались промыслами, причем именно промыслы поставляли на стол крестьянам рыбу, мясо, но особенно ценился мех соболя, куницы и горностая, а также бобров. У князей пользовались спросом соколы, кречеты, ястребы – ловчие птицы, поэтому в княжеских усадьбах были специальные слуги – сокольники, кречатники.

Несмотря на все невзгоды, развивались города. В конце XIV века уже насчитывалось до 130 городов, в том числе 55 на Владимиро-Суздальской земле, 30 рязанских, 10 смоленских. В ту пору в городах ещё созывались народные собрания – вече, особенно, когда возникал конфликт с князем или боярином. Среди новых городов особое значение было у Нижнего Новгорода, который обзавелся каменным кремлем через несколько лет после Москвы, потому что опасно соседствовал с Ордой (основан Юрием Всеволодовичем, к Москве присоединил Владимир I).

Возрождались почти забытые производства оружейное, ювелирное, ремесло лучше всего развивалось в Новгороде и Пскове, потому что они уцелели от ордынцев. Там трудились бронники, щитники, лучники, кольчужники, но кузнецы ковали и бытовую и сельскохозяйственную утварь. Наиболее заметно развиваются солеваренные промыслы – в Соли Галичской, в Старой Русси, на побережье Белого моря в Соловецком монастыре. Соль – продукт первой необходимости, поэтому её добыча рано приобрела промышленный характер. Соляные варницы – это достаточно сложные сооружения, для их строительства требовалось много железа, кирпича и древесины, а это, в свою очередь, подталкивало металлургию, кузнечное дело и развитие транспорта, повышало спрос на мешки.

Добыча и обработка болотных железных руд начинается в Карелии, Устюжне Железокольской, Устюге Великом.

Но в целом российские города скорее были аграрными поселениями со слабым развитием ремесла и торговли. В отличие от Европы, русские город были расположены на сотни километров друг от друга, и бездорожье мешало формированию регулярных торговых связей, в том числе города и сельской округи. Было очевидно, что развитие городов не поспевало за быстро развивающимся крестьянским хозяйством.

Знаменательно, что в русских княжествах со второй половины XIV века налаживается чеканка собственной серебряной монеты. Это указывает на развитие торговли. В крупных городах складываются группы богатых купцов, их называют гостями (от древнерусского слова «гостьба» -торговля). Особенно влиятельным купечество было в Новгороде и Пскове, где были все условия для развития внешней торговли. Русь торговала с западной Европой при посредничестве купцов северо-немецких городов – Ганзейский союз. Ганзейские купцы имели льготы при покупке таких русских товаров, как воск и мех, а сами привозили шерстяные ткани, металлические изделия, соль, сельдь, вина. Псковские и новгородские купцы очень хотели иметь равноправные условия торговли, но до объединения русских земель в единое государство это было невозможно.

Другой пункт русской торговли с западной Европой был Смоленск, куда прибывали, прежде всего, купцы из Литвы. С восточными странами торговали через Нижний Новгород. С Ордой, кстати, тоже торговали: туда поставляли мёд, воск, сёдла, мечи, а вывозили из Средней Азии бумажные и шёлковые ткани, кочевники пригоняли табуны лошадей. В XV веке активизировались торговые связи с Крымом.

Основой экономики являлось земледелие, поэтому важнейшими были процессы, связанные с развитием феодального землевладения. Великий князь – верховный собственник земли предпочитал жаловать не вотчину, а поместье, то есть землю, которая давалась с условием службы. Первые поместья появились в XIV веке, но это – крайне редкое явление, а в XV веке при Иване Третьем поместное землевладение развивается быстрыми темпами. Так на землях выселенных новгородских бояр «испомещаются» московские служилые люди. Таким образом, формирование единого государства и процесс его централизации напрямую связаны с развитием поместного землевладения. Вотчина и поместье представляли собой села с деревнями, которые обеспечивали всем необходимым своих владельцев. Но поместье предоставлялось за службу, а вотчина – чаще всего наследуется. Вотчину можно продать, купить, а поместье не покупается и не продается. Зато помещики реально передают по наследству, потому что их сыновья тоже идут на службу великому князю. Если вотчину можно «на помин души» вложить в монастырь, то поместье исключает переход земель светских феодалов в руки монастырей. Это было особенно важно для княжеской власти, потому что передача вотчин монастырям сокращала фонд земель для пожалования за службу. Принципиальной разницы между вотчинниками и помещиками как отдельными слоями господствующего класса не существовало. Нередко один человек имел и вотчину, и поместье. Размеры владения не зависели от его формы: как поместье, так и вотчины могли быть и крупными, и мелкими.

Возникновение пометной системы обеспечивало великого князя большим числом служилых людей, что крайне важно для становления централизованного государства, которое опирается на многочисленную бюрократию. Но развитие поместной системы облегчило поглощение государственных земель частным землевладением, так как формально земля оставалась в руках великого князя, но фактически ею распоряжался новый собственник – дворянин-помещик. Крестьяне менее сопротивлялись передаче своей земли в поместье, нежели в вотчину. Однако в XVII веке станет очевидно, что вотчинники менее заинтересованы в окончательном закрепощении, чем помещики.

2. Русское государство образуется в форме монархии с сильной великокняжеской властью. При Иване III появился совещательный орган – Боярская Дума. В Думу входило около 24 человек. Сначала было только 2 думных чина: бояре и окольничие. В основе организации государственного управления лежал принцип неразделённости судебной и административной власти. Причем функциональные органы управления только начали формироваться.

До середины XVI века сложились и действовали 2 общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец ведал личными землями великого князя, и в его подчинении находились путные бояре (путями назывались отдельные отрасли княжеского хозяйства) – конюшие, стольники, ловчие, чашничие и так далее. Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов, ведали сбором налогов и так далее. По мере присоединения к Москве новых земель, стали создаваться для управления ими местные «дворцы» (Дмитровский, Нижегородский, Новгородский, Углицкий, Тверской, Рязанский).

Казна – это учреждение, которое ведало не только финансовыми делами, но и государственным архивом и государственной печатью. С 1467 года появились должности казенного дьяка и поддьячьих, которые ведали делопроизводством.

По мере того, как увеличивались функции государственного управления, возникла необходимость в создании специальных ведомств, которые руководили бы военными, иностранными, судебными и прочими делами. Так внутри Большого Дворца и Казны стали образовываться особые ведомства – «столы», управляемые дьяками. Позже столы развились в приказы. Первое упоминание о приказах относится к 1512 году, но некоторые историки полагают, что они возникли ещё раньше, а к моменту смерти Василия Третьего их уже насчитывалось 20. По мнению других историков, приказная система начала оформляться только при Иване IV – в середине XVI века.

Не было чёткого административно-территориального деления страны. Страна делилась на уезды, которые различались по территории, потому что обычно были в границах бывших княжений. Уезды, в свою очередь, делились на волости и станы, между которыми формальных различий не было. Уездами управляли посланные великим князем наместники, а волостями и станами – волостели. Обычно уезд получал в управление боярин в награду за прежнюю военную службу, и они кормились с подвластной территории, так как получали часть налогов и судебных пошлин. Отсюда их название – кормленщики. Они «корм» воспринимали не как плату за выполнение служебных обязанностей, а как награду за прежние заслуги. Их деятельность практически не контролировалась из Центра. Вот почему свои управленческие функции бояре-кормленщики часто перепоручали тиунам-холопам. Такая система местного управления свидетельствовала о слабости центрального управления (неэффективная система местного управления в середине XVI века будет реформирована: Елена Глинская введёт местное самоуправление, а Иван Грозный отменит кормления).

3. При Иване Третьем происходит возвышение великокняжеской власти. Он принимает пышный титул «Иоанн, Божьей милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных». Этот титул отразил претензии московского правителя: называя себя Государем всея Руси, Иван III, а потом его приемники, предъявляли права на всё древнерусское наследие, в том числе и на те православные земли, которые вошли в состав Литвы и Польши.

Другой титул, принятый московским государем – «самодержец». Первоначально он означал самостоятельного государя (сам держит землю), а позднее Иван Грозный этому понятию придал новый смысл: самодержец – абсолютный, неограниченный монарх.

Возвышение великокняжеской власти нашло своё выражение и в утверждении пышного и строгого церемониала.

Формирование российского самодержавия во многом протекало под влиянием экстремальных исторических условий. Во-первых, это сложившаяся геополитическая ситуация: равнинный характер ландшафта, отсутствие естественных границ, открытость врагам требовали огромного напряжения сил для обеспечения безопасности, а, к тому же, постоянное (до XX века) расширение территорий приводило к растеканию итак крайне малочисленного населения. В этих условиях требовалась жесткая организация всех сословий и закрепление их обязанностей, подчинение единому Центру, то есть государству, которое приобретало деспотические формы.

Во-вторых, в развитии деспотических тенденций существенную роль сыграл экстенсивный характер экономического развития страны: в условиях низкого плодородия почв, сурового климата увеличение производства можно было обеспечить только за счет освоения новых земель. Это предопределяло колонизацию новых земель. Однако объем валового продукта оставался крайне низким, и изъятие необходимого для содержания армии, управленческого аппарата, строительных работ и прочего приходилось проводить с помощью крайних мер.

В-третьих, в стране не сложились общественные механизмы, ограничивающие самодержавие: разгром в результате монголо-татарского нашествия относительно независимого боярства и городов привел к тому, что горожане стали союзниками великодержавной власти, а не пытались ей противостоять как в западной Европе, а бояре формировались как служилый слой.

В-четвертых, формирование самодержавия происходило в условиях монгольского ига, когда униженные перед ордынскими ханами князья несли подобные отношения со своими подданными.

В-пятых, отсутствие зрелых социально-экономических предпосылок объединения: недостаточность материальных факторов единства, несовершенство и слабость управления компенсировала деспотическая власть.

В-шестых, русская православная церковь не противостояла в политическом отношении князю. Она стремилась представить великого князя не просто наместником Бога на земле, а «властью своей подобному Богу». Теория, сформулированная в начале XVI века монахом Филофеем - «Москва-третий Рим», представляла великого князя единственным защитником православия. Дело в том, что падение Константинополя (1453) потрясло русских, и русские книжники пытались объяснить падение великой в прошлом православной державы. Нашли причину в отступничестве греков от православия, а значит, Бог их лишил царства за шатания в вере. Но с падением Византии не осталось более православных царств. Пугал вопрос: не приближается ли конец света? Но падение Константинополя совпало со стремительным возвышением Московского государства, и в этом совпадении был найден выход из духовного тупика: Бог благословил Москву – восприемницу Византии, Москву ни в чем не отступившую от православия. Филофей высказал мысль об особой ответственности Москвы: «Четвертому Риму не быти». Таким образом, он возложил на московских царей ответственность за судьбу христианства, а это, в свою очередь, давало высочайшее представление о власти московского правителя.

Однако процесс централизации власти в России отставал от процесса объединения земель вкруг Москвы. В XV веке ещё сохраняются уделы сыновей великих князей. В своих уделах они, будучи под высокой рукой «государя всея Руси» продолжали властвовать над своими подданными тоже как государи, хотя и рангом ниже. Местные князья также часто оказывались в своих бывших уделах в качестве великокняжеских наместников и при этом сохраняли часть своих прежних прав и даже прежних слуг – вассалов. Таким образом, удельная старина с образованием единого государства не была полностью изжита (последний удел ликвидирован только при Иване Грозном, когда был убит его двоюродный брат).

4. Становление российского государства вело к изменению социальной структуры общества. Если в начале формирования централизованного государства существовала сложная система феодального вассалитета, то постепенно самостоятельность отдельных землевладельцев сокращается, то есть вассалы (военные слуги со своими иммунитетными правами) превращаются в подданных, лишённых всяких прав. Великий князь становится не просто главой иерархии – он считается «отца вместо». Сокращается число удельных князей, их права урезаются, и княжеские земельные владения приближаются к вотчинным. Обычным становится словосочетание «боярин князь».

Изменилось и положение боярства: значительно ограничилась его самостоятельность, в XV веке прекратились отъезды бояр от князя. Теперь они были обязаны служить только великому князю московскому, а не удельным князьям. Московский правитель имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы и лишать имущества и жизни. Бояре присягали великому князю московскому. В XV веке утверждается форма обращения не только бояр, но и князей к великому московскому князю: «Я езьм холоп твой». Такая формула отношений между сюзереном и вассалом немыслима и удивляла иностранцев, бывавших в России.

В XV веке появляется прослойка «служилых» людей, которые стали силой, на которую опирается центральная власть. Помещики (дворяне) были заинтересованы в стабильной великокняжеской власти.

Ещё одна крупная категория феодалов – церковные. Церковь владела крупными земельными владениями, которые всё больше привлекали внимание, потому что нужны были земли для раздачи их служилым людям. Однако в XV веке не решился Иван III землю у церкви отнять, хотя и налоговые и судебные льготы церкви сокращались. Именно в XV веке обозначилась конфронтация между церковью и государством. Она выражается в поддержке светскими властями ереси, в активном вмешательстве в борьбу нестяжателей и иосифлян.

Самой многочисленной категорией населения были крестьяне. Этот термин появился в XIV веке, и его происхождение связано с православной верой – христиане. По степени вовлечения в феодальную зависимость крестьян можно разделить на две категории:

А) черносошные (феодалом по отношению к ним выступало государство);

Б) частновладельческие, которые, в свою очередь, подразделялись на проживающих в вотчине князя или боярина или на церковных, монастырских землях. А другая категория – принадлежащие лично великому князю.

Сельский труженик, независимо от того, что земля принадлежала либо государству, либо частному владельцу, мог передавать свой надел по наследству. Он был членом общины и участвовал в её жизни, в том числе в переделе земель. Он платил налоги и пошлины, отбывал повинности, как для государства, так и для феодального владельца земли; на правах свободного человека участвовал в судебных разбирательствах. Несмотря на введение Юрьева дня, у сельского труженика сохранялось право выбора, где ему жить и трудиться: он мог уйти как от своего владельца, так и с государственной земли. Именно свободное крестьянство обеспечило подъем сельского хозяйства, процесс внутренней колонизации и укрепление военной мощи. Положение крестьян в течение XV- первой половины XVI было нелегким, но стабильным и более обеспеченным, чем у людей его положения в западной Европе.

В жизни крестьян большую роль играла община. С одной стороны, она помогала государству в сборе налогов и выполнении определенных работ. С другой стороны, поддерживала и защищала крестьянина от злоупотребления власти, корысти кормленщиков и произвола частных землевладельцев. XV-первая половина XVI века – «золотой век» русской деревни, когда наблюдался её демографический рост, а презрительное название «смерд» заменилось более уважительным: крестьянин. Таким образом, повысился социальный статус селян. Плативших государственные налоги называли тяглецами (тягло-налог).

Городское население в XV веке составляло около 5% населения страны. Для России это много, а для западной Европы мало (там горожан 10-15%, а на севере Италии и во Фландрии – до 40%). Простонародье в городе называлось посадскими людьми от названия районов, где они обитали (посад). Именно низовые сословные организации посадских людей оказывали заметное влияние на городскую жизнь.

Категории зависимого населения разнообразны, их общее название – кабальные люди (кабала – долг). В свою очередь среди кабальных людей выделялись холопы, чье положение близко к положению рабов. Они даже не платили тягла. Однако сами холопы делились на тех, кто ходил с хозяином в военные походы и мог сделать карьеру, и на тех, кто работал в хозяйстве боярина, князя, дворянина. Холопов, занятых сельским трудом, называли ратальные. (в XIV-XVI веках более распространён оброк, менее - барщина, затем ситуация меняется, но зависит форма феодальной ренты от природно-климатических условий, особенно от качества земли).

Церковь в XIV-XV веках.

 

1. Изменения в положении русской православной церкви.

2. Сергий Радонежский. Монастыри.

3. Ересь.

4. Спор нестяжателей и иосифлян.

 

1. Русская православная церковь всеми силами поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Благодарные великие князья всячески поддерживали церковь, предоставляли ей всё новые земельные владения и налоговые льготы, делали в монастыри богатые вклады, позволяли вершить суд над людьми, жившими на их землях.

 

Золотоордынские правители проводили политику веротерпимости, причём это было связано не столько с тем, что язычники религиозно равнодушны, сколько с рациональными соображениями: монгольская держава была скроена из разных этносов и религий, и для её процветания нужен был религиозный мир. Православному духовенству сохранили все земли и привилегии, духовенство было освобождено от дани, а монастыри получали тарханы – хозяйственные, административные и судебные преимущества и льготы. Это поставило церковь в особое положение, и оно отразилось в позиции митрополитов в период собирания русских земель: они самостоятельно выбирали тех русских князей, которые им казались перспективными.

 

В 1299 г митрополит Максим покинул Киев и отправился во Владимир. В XIII-XIV веках церковная организация получила дальнейшее развитие. В Сарае, где было немало русских пленников, была образована особая епархия, а позднее появились ещё Тверская, Суздальская, Коломенская, Пермская епархии. И старые, и новые епархии находились в ведении Киевского митрополита. Но когда киевский митрополит переехал во Владимир, и одна часть древнерусских земель оказалась в составе Орды, а другая – Литвы, то киевская митрополия напоминала о прежнем единстве. Это придавало митрополитам особый вес и особую роль, которая выходила за рамки религиозных отношений: они участвовали в спорах князей в качестве миротворцев и третейских судей.

В 1327 году из Владимира митрополит Петр переехал в Москву. Иван Калита для этого построил каменный Успенский храм (который не сохранился). Петр уже не вернулся во Владимир, а его приемник Феогност Москву сделал митрополичьей кафедрой. Отныне Москва превратилась в духовный центр объединяющихся земель. Её авторитет возрос, когда умерший митрополит Петр был канонизирован и стал первым московским святым.

Однако всё труднее было поддерживать единство православной церкви на территориях бывшего древнерусского государства, разделенных между ордой и Литвой. Окончательному расколу способствовали обстоятельства, связанные с Флорентийской унией. В 1439-41 годах во Флоренции состоялся Вселенский собор по инициативе константинопольского патриарха, который, желая получить помощь против турок-османов для Константинополя, согласился на унию (союз) с католической церковью. Согласно Флорентийской унии, православная церковь должна была подчиниться римскому папе. Среди подписавших Флорентийскую унию был прибывший из Москвы Исидор, грек, назначенный по обычаю русским митрополитом константинопольским патриархом. Но когда Исидор вернулся в Москву, то Василий Тёмный приказал его арестовать. Уже в 1448 году без санкций константинопольского патриарха был избран русским митрополитом рязанский епископ Иона. После падения Константинополя выбор митрополита окончательно стал делом великого московского князя. Так русская церковь стала автокефальной. Но в 1458 году в Киеве был поставлен свой митрополит, и русская православная церковь распалась на 2 самостоятельные митрополии: Московскую и Киевскую.

2. В XIV веке в русской православной церкви 2 авторитетнейших деятеля: митрополит Алексий, который фактически возглавлял московское правительство в годы малолетства Дмитрия Донского, и Сергий Радонежский. О преподобном Сергии рассказал Епифаний Премудрый, автор «Жития Сергия Радонежского», написанного в начале XV века в Троице-Сергиевом монастыре.

Будущий святой земли русской родился в 1322 году в семье ростовского боярина и носил имя Варфоломей. Спасаясь от великокняжеских слуг, семья переселилась в город Радонеж. Родители Варфоломея постриглись в Ходьковском монастыре, принял монашеский сан и брат Стефан, а Варфоломей тоже отправился в Ходьков и стал монашествовать под именем Сергия. Братья покинули монастырь и создали келью в 10 верстах от монастыря, поставили церковь в честь святой Троицы. Стефан не выдержал тягот отшельничества и Сергий остался один. Его уединение длилось 2 года, но затем сюда потянулись люди, и так зародился монастырь. Игуменом монастыря стал Сергий. Как игумен Сергий работал вместе с другими монахами, не гнушаясь самой тяжёлой работы. Уникальность монастыря, созданного Сергием, заключалась в том, что он предложил общежительный монастырь: монахи не имели личного имущества, не могли заниматься торговлей и ростовщичеством, должны были совместно питаться. Благодаря Сергию Радонежскому и предложенному им новому монастырскому уставу, начался расцвет русского средневекового монашества.

Ученики Сергия основали много новых монастырей, ставших колониями Троицкого монастыря. При этом Сергий оставался для них примером.

В историю России Сергий вошёл как «собиратель русских душ»: к нему обращались люди независимо от происхождения, его знала вся Русь, он благословлял Дмитрия Ивановича на борьбу с ордынцами, позже мирил его с рязанским князем Олегом.

По данным Ключевского, в течение XIV-XV веков из Троице-Сергиева монастыря и его колоний образовалось 27 пустынных монастырей и 8 городских, в том числе московские Андроников и Симонов, белозёрский Успенский монастырь, Спасо-Прилуцкий под Вологдой, Борисо-Глебский под Ростовом.

Сергий всегда был сторонником братской любви и единения. Символом этого единения стала Святая Троица, поэтому он закладывал церкви Святой Троицы.

Умер Сергий в сентябре 1392 года, вскоре он был канонизирован, причем редкий случай: ещё при жизни тех людей, которые знали его при жизни.

Отшельническим подвигом отмечена жизнь Кирилла (1335-1427). Он основал знаменитый Кирилло-Белозёрский монастырь. Он вёл добродетельный и скромный образ жизни, поэтому привлекал к себе, как и Сергий, людей. Появление таких наставников, как Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозёрский, осветляло души людей, побуждало их к духовной свободе и патриотизму.

Уже в XIV веке монастыри приобрели важное хозяйственное значение. Первоначально монахи составляли своего рода хозяйственные артели. Они своими руками строили монастырь, расчищали под огороды и пашни окрестный лес, заводили рыболовное и пчеловодное хозяйство, а потом вокруг возникшей обители появлялись деревеньки и починки. Монастыри также являлись и школой для подготовки церковных иерархов. Здесь слагалась национальная идеология, развивалась культура, развивалась и окрепла иконопись, это был центр летописания. Все идеологические споры, которые велись в России в XV-XVII веках, так или иначе связаны с монастырями.

3. В XV веке в церковной жизни произошли те изменения, которые исказили монастырское подвижничество. Монастыри стали превращаться в обычные феодальные хозяйства, а монахи – в управителей в монашеских рясах. Понятно, что монастыри эксплуатировали крестьян, а излишества церкви, порочная жизнь ряда её служителей давали материал для сектантской агитации. Миряне, рядовые священнослужители, которые не хотели мириться с корыстолюбием высшей церковной иерархии стали приверженцами различных ересей – течений в христианстве, отклонившихся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

В конце XIV- начале XV веков в Пскове, Новгороде и Твери возникло течение «стригольников». Стригольники уклонялись от таинств исповеди и причащения, отвергали ряд церковных догматов и выступали против высшего духовенства. Формально сектантское общество стригольников прекратило свое существование в 1420-е годы.

На той же социальной почве в 1470е годы возникла опять в Новгороде ересь «жидовствующих» (так названа за некоторое сходство с иудаизмом, а другое название – схариизм-по имени ученого еврея Схария). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Они отрицали догматы о Троице, о божества Иисуса Христа, искуплении и так далее. Самыми первыми последователями схарии стали священники Дионисий, Алексий, Гавриил и самые образованные из горожан. Когда в 1480 году Новгород посетил Иван III, то он встречался с Дионисием и Алексием, и они ему так понравились, что он взял их с собой в Москву. В Москве ересь приобрела себе покровителей в лице невестки Ивана III Елены Волошанки, а также дьяка Посольского приказа Фёдора Курицына, светского и высокообразованного человека. Однако Иван III отказался от поддержки еретиков, сначала их секта существовала тайна, а в 1490 году церковный собор их осудил, и позднее еретики были казнены.

4. Полного единства не было и среди самих церковных иерархов. В 1502-1504 годах развернулась борьба нестяжателей и иосифлян. Идеологом нестяжателей выступил основатель монастыря на реке Сорка – Нил, считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путём строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил Сорский осуждал стяжание церковью богатств, в том числе, владение землями. Поэтому сторонников Нила Сорского назвали нестяжателями.

Нестяжателям противостояли иосифляне – сторонники игумена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. В 1503 году собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Нестяжатели на соборе потерпели поражение, а в декабре 1504 года были осуждены и казнены (спор иосифлян и нестяжателей в конце концов закончился тем, что оба лидера были причислены спустя время к лику святых).

После 1508 года Иосиф Волоцкий, у которого возник конфликт с удельным князем, перешел со своим монастырем под опеку Василия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви самых широких привилегий. Так Василий Третий рассчитывался с иосифлянами за поддержку в разводе с Соломонией Сабуровой. Следующий шаг в направлении ограничения церковного землевладения был сделан при Елене Глинской (сократился податный и судебный иммунитет церкви, установлен контроль над ростом монастырского землевладения), но существенных результатов эта попытка не дала.

Другой вопрос, который вызывал дискуссии между иосифлянами и нестяжателями – соотношение светской и духовной власти. Иосифляне разработали учение, согласно которому великий князь должен защищать владения церкви и служить церкви. Но затем он переметнулся на сторону великого князя Ивана III и обосновал священный характер великокняжеской власти. Иосифляне более охотно, чем нестяжатели были готовы помогать светской власти, что особенно проявилось при Василии III. Вместе с тем, Иосиф Волоцкий оставлял за подданными право на непослушание правителю в том случае, если государь нарушал божественные заповеди и благочестивую власть делал неблагочестивой. При этом право давать оценки поступкам князя Иосиф оставил за церковью.

Одна из примет победы иосифлян в их споре с нестяжателями: в 1520х годах митрополит-нестяжатель Варлаам был смещён и его место занял иосифлянин Даниил.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!