ВЕЧЕРНЯ, ПЕРЕХОДЯЩАЯ В ЛИТУРГИЮ



ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

 

По Уставу служится по средам и пятницам Великого поста. Но Литургия Преждеосвященных Даров может быть отслужена и в другие дни, если служится храмовый праздник, 40 Севастийских мучеников, 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи.

На 1-й седмице Великого поста с понедельника по пятницу Полиелей не положен по Уставу и случившийся праздник переносят либо назад на Сырное воскресенье, либо вперед - на субботу Феодора Тирона.

Даже двунадесятый праздник Сретения если попадет на понедельник 1-й седмицы, переносится на день раньше, на Прощеное воскресенье.

Со 2-й седмицы поста Полиелей может быть отслужен в любой день по Марковой главе «Аще случится 1-е и 2-е обретение главы Предтечи...»

 

Молитва 9-го часа читается медленно, ради священнических молитв.

Возглас на вечерню - Литургический «Благословенно Царство...»

Хор: «Аминь».

Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом.

Великая ектения. Именно здесь, на вечерне, лучше всего использовать набор разных «Господи, помилуй» (из сборника Е. Кустовского со стр. 11). Здесь место более яркое и акцентное настолько, насколько эту яркость и акцентность может содержать постовая служба.

 

18-я кафизма.

Важно помнить, что во время седмичного служения поста мы находимся в зоне действия особой благодати, особого отношения к храму, к службе. На этой службе наиболее сильная духовная концентрация. Здесь наиболее ответственное понимание того, что в храме с воскресенья присутствует живой Христос - уже Освященные Дары, уже Кровь и Тело Христовы. Они находятся на Престоле.

Продолжительность 18-ой кафизмы зависит от алтарных действий. Святые Дары заготавливаются на ближайшей воскресной Литургии и пребывают в алтаре на Престоле. Чтобы совершить Литургию, нужно совершить Вход со Святыми Дарами и возложить их на Престол, а они уже на Престоле. Поэтому во время чтения 18-й кафизмы происходит перенос Святых Даров с Престола на жертвенник, чтобы потом совершить Вход и перенести Святые Дары опять на Престол.

Этот перенос с Престола на жертвенник происходит в 3 этапа. Во время чтения 1-й и 2-й Славы происходит каждение, читается молитва. Сам перенос Даров происходит на 3-й Славе, каждение Даров уже на жертвеннике.

Особенности чтения 18-й кафизмы:

1. читается в три Славы

2. никаких опевов в кафизме нет. Чтец каждую Славу начинает и заканчивает сам. По окончании Славы - СЛАВА И НЫНЕ: «Аллилуия» трижды.

3. время чтения каждой Славы регламентируется из алтаря (в некоторых храмах 18-я кафизма все же читается полностью, но в большинстве случаев - сокращенно).

Если служба с диаконом - сигналом окончания Славы служит тот момент, когда диакон появляется на солее.

При служении без диакона священник сам из алтаря говорит: «Слава!» и это служит сигналом к окончанию.

Очередную Славу лучше начинать с того места, где закончили предыдущую, т. е. по закладке, чтобы не было рваного чтения кафизмы. На следующей Литургии можно начать с того места, где закончили 3-ю Славу на прошлой Литургии и тогда у нас вся кафизма будет вычитываться, чтобы не получалось такого, что мы все время начинаем 18-ю кафизму, но никогда не заканчиваем.

4. После каждой Славы - малая ектения.

По 1-й ектении возглас: «Яко Твоя держава...»

По 2-й ектении возглас: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси...»

По 3-й ектении возглас: «Яко Ты еси Бог наш...»

Важность каждой Славы - по нарастающей: по традиции 1-ю Славу слушают сидя, 2-ю - стоя, 3-ю - коленопреклоненно.

Хор участвует только в пении ектений.

В некоторых храмах бывает так, что Дары освящались в главном приделе, а Преждеосвященная Литургия служится в другом приделе, тогда с главного престола переносят на Престол того придела, где будет служиться Литургия: священник несет сосуд с Дарами, а диакон идет впереди и кадит сосуд.

 

На «Господи, воззвах» стихир на 10:

Вечерня, преходящая в Литургию Преждеосвященных Даров, всегда содержит 10 стихир. 1-й стих - «Изведи из темницы душу мою...»

10 = 6 стихир Триоди (1-я стихира - дважды) + 4 стихиры Минеи (тематика этой вечерни - уже следующего дня).

СЛАВА: Минеи, если есть.

И НЫНЕ: Богородичен Минеи.

 

Пяток вечера - это уже тематика субботы и в эту вечерню возвращается Октоих (см. стр. 118 в «Последовании седмичных служб В. П.» Е. Кустовского).

10 = 2 раза самогласен Триоди

4 стихиры Октоиха: 3 мученична с «Господи, воззвах» (стихиры 4-я, 5-я, 6-я и 1-я стихира, мученичен, со стиховны)

4 стихиры Минеи

СЛАВА: Минеи, если есть. Если нет, то мертвен Октоиха со стиховны.

И НЫНЕ: Догматик уходящего гласа недели.

 

Вход с кадилом (исключение - Полиелей, тогда Вход с Евангелием).

«Свете тихий».

 

Далее идет интересная конструкция, состоящая из прокименов и паремий Триоди.

Вставка из Триоди:

1-й прокимен

1-я Паремия (Бытия чтение).

2-й прокимен

После второго прокимена происходит интересное включение:

Диакон: «Повелите!»

Священник: «Премудрость, прости» и, взяв кадило и свечу и поворачиваясь, лицом к народу: «Свет Христов просвещает всех» (все делают земной поклон).

Здесь важно не спутать очередность. Возглас «Повелите!» относится еще пока не к чтению, а после «Свет Христов просвещает всех» возгласа не будет.

Чтец сразу: «Притчей чтение».

Священник: «Вонмем!»

И читает чтец 2-ю паремию.

 

Прокимен Великий

По окончании 2-й паремии открываются Царские врата и поется прокимен Великий «Да исправится молитва моя...»

J Во время чтения 2-й паремии регент несется с ковриком под мышкой, расстилает его перед амвоном. Матушки-сопранушки срочно одевают платки, стирают губную помаду, выходят гуськом и встают перед амвоном... готовясь возглашать Великий прокимен. Многие из них даже не знают, что они поют Великий прокимен, они думают, что поют куплетно-припевную песню.

По Уставу это должно быть так (это прокимен 5-тикратного возглашения):

Чтец: «Да исправится молитва моя...»

1-й хор: «Да исправится молитва моя...»

Чтец: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...»

2-й хор: «Да исправится молитва моя...»

Чтец: «Положи, Господи, хранение устом моим...»

1-й хор: «Да исправится молитва моя...»

Чтец: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия...»

2-й хор: «Да исправится молитва моя...»

Чтец: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»

1-й хор: «воздеяние руку моею, жертва вечерняя»

 

Весь народ, который находится в церкви, стоит на коленях во время всего возглашения прокимена.

Правый и левый хор поет по очереди. Тот хор, который не поет, тоже стоит на коленях. Чтец во время ответов хора тоже стоит на коленях.

Во время последнего «Да исправится...» все стоят на коленях. Те, кто допевают «воздеяние руку моею...» - поднимаются и допевают.

 

Все модификации, которые произошли с этим прокименом и замаскировали жанр прокимена, что он стал похож на песню.

Для любого прокимена характерно возглашение чтецом и повторение хором. Что более распето? Повторение хором. Т. е. не бывает такого, что чтец поет нараспев прокимен, а хор на одной строке повторяет. А вот с «Да исправится...» произошло именно это. Изначально чтец пел нараспев прокимен, а хор также нараспев повторял. Прокимен «Да исправится...» предполагал такое же равно мелодическое возглашение, одно переходило в другое не более и не менее распетым, они были равнозначными. Но не каждый чтец может точно воспроизвести мелодию. В обычных прокименах упрощение до возглашения на одной строчке произошло на уровне чтеца. В прокимене «Да исправится...» произошло наоборот. Само возглашение приобрело оттенок пения. И исторически сложилось так: одного возглашающего монастырская практика возвеличила до троих. Но почему трое, а не четверо, не пятеро, а именно трое? Во многих обиходах есть понятие жанра «трио». Не трио салонного итальянского терцета, а трио трех голосов. И всегда это трио заменяет собой солиста. Это чистая акустика. Четыре голоса - это ровно то количество голосов, которое по составу обертона (при нормальном сбалансированном пении) схлопывается в единую акустическую систему. Четверо - это растворение в аккорде, а в трио каждый голос слышен. Для хора минимум - четыре голоса. Для соло максимум - три голоса. Трио поет «О, Всепетая Мати...», «Ис полла...» Трио - это то, что по Уставу должен делать один человек. И трио «Да исправится...» - это максимальное увеличение сольного возглашения. Хорошо бы так и осталось. Но произошло другое. На это соло стали вытаскивать профессиональных певцов, а что попроще - оставалось на клиросе и получилось, что спеть на клиросе то, что поет трио - не просто. Трио стало красивой музыкой, композиторы итальянской школы уводили этот жанр до терцета: Турчанинов, Бортнянский №2... Исторически за последние 150 лет обозначился очень сильный перекос мелодического возглашения прокимена (от чтеца) и уход этого мелодического начала из повтора хором.

Но даже если в вашем храме просят петь Турчанинова или Бортнянского, хорошо бы не забывать, что трио «Да исправится...» - это не терцет, это не куплетная песня, это все-таки прокимен, а в прокимене изначально заложено мелодическое соответствие возглашения и хорового ответа.

К своему терцету Бортнянский написал мелодию, которая стала обиходной. Но, все же, желательно чтобы и возглашение и ответ хора были из одной «оперы».

Если на клиросе всего три человека, то возможны комбинации:

1. все трое остаются на клиросе, а возглашает священник из алтаря;

2. все трое поют трио перед амвоном, а священник - отвечает;

3. один поет перед амвоном, двое отвечают на клиросе. Если мужских голосов нет, то это должна быть клирошанка, лучше всего не с фальцетным регистром, чтобы не пищала, лучше всего альт.

Коленопреклонение традиция упростила до одного - на последнем «Да исправится...»

Последнее возглашение начинает человек, посланный от клироса, а заканчивает хор.

 

Сразу после «Да исправится...» - молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами.

Те, кто пел этот прокимен перед алтарем, пусть здесь же, перед алтарем и кладут поклоны, чтобы не перешагивать через головы.

 

Великий прокимен и есть та точка, на которой вечерня заканчивается как вечерня и переходит в чин Литургии Преждеосвященных Даров.

Далее Литургия Преждеосвященных Даров продолжается так, как если бы обычная Литургия продолжалась после чтения Евангелия.

 

Если у вас в хоре много человек, то к началу службы лучше вызвать пусть не самых нотных, но крепких обиходников, а остальных всех вызвать к началу Изобразительных, чтобы весь хор не держать так долго на клиросе. Но, конечно, если они сами не против всю службу быть на клиросе, то - пожалуйста...


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!