ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ И ПАМЯТЬ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО



День получился буферный между двумя зонами двунадесятых праздников. В этот день мы уже не поем и еще не поем задостойник. Здесь присутствуют два иерархических чина: Владычний чин - Обрезание Господне и чин святого - вселенского святителя Василия Великого. И видно, что человек, который составлял службу, понимал, что хоть обрезание это и Владычний чин, но это праздник Ветхозаветный. В христианстве обрезанию противопоставлено крещение, мощнейшая альтернатива. Обрезание - это событие, но у православия к нему формальное отношение. В празднике этом есть элемент, отвергнутый Самим Христом.

Вся служба построена интересным образом. В ней чин святого становится выше, чем Владычний чин Обрезания. По службе в Минее видно, что гимнография Обрезания ничтожно мала. Другое дело - святитель. Приоритет текстов - в пользу Василия. Обрезание как чин хоть и выше, но значение Василия Великого выражено ярче.

По уставу совершается Всенощное бдение.

Обрезанию служба дает только две стихиры, два гимна. И эти стихиры в разных сочетаниях, в разных комбинациях проходят через всю службу.

Мы сейчас проходим мимо поэтики греческой, в которой очень ярко проявляются поэтические нюансы.

Есть стихира, в которой одно слово «царь» обыгрывается в разных значениях (в службах каждого из трех вселенских святителей есть такие стихиры). Василий в переводе означает «царь» (в службе Иоанну Златоусту - слово «злато»).

Лития - Василию.

Стиховна - Василию, только на И ныне: идут стихиры Обрезанию.

Тропаря два: и Василию, и Обрезанию.

Полиелей и величание и Василию, и Обрезанию.

Прокимен - Василию.

Стихира по 50-м псалме - Василию.

Канонов два: празднику Обрезания и святителю Василию.

Катавасия - ирмосы обоих канонов Богоявления 2-го гласа «Глубины открыл есть дно» и «Шествует морскую» (по традиции поют только «Глубины»). В этой службе уже поем впервые катавасию праздника Богоявления. У Богоявления два канона и оба являются катавасией в празднике Обрезания и Василия Великого. У ирмосов второго канона такое словес плетение, что совершенно не читаемое, очень трудно для понимания.

Например, «Вожделеннаго явствова со всеблаженным гласом Отец, Егоже из чрева отрыгну: ей, - глаголет, - Сей соестествен Сын, Сый светозарен, произниче из человеча рода: Слово же Мое живо и Человек промышлением» (песнь 6-я). Т. е. сам слог перевода очень тяжеловесен, это дониконианский??? перевод, когда все переводилось буквально, не по смыслу, а построчно, греческий подстрочник. Этот перевод ничего не оставил от поэтики греческого языка. У нас на курсах есть перевод на церковно-славянский язык, он более понятен по смыслу.

 

По 3-й песни - кондак Обрезания «Всех Господь обрезание терпит...», в котором присутствуют слова о Василии: «...божественный таинник Христов Василий»;

седален Василия, Слава и ныне: Обрезания.

По 6-й песни - кондак и икос Василия.

Не будучи двунадесятым праздником, служба удостоена редкой почести на 9-й песни не петь «Честнейшую», но петь припевы праздника Обрезания и Василия. Желательно не петь эти припевы по Ирмологию, т. к. среди припевов есть строка с уставной частью, написанная черным цветом и ее можно не заметить и спеть: «Егда же достигнем до канона Великаго Василия, поем припевы Василию 4, три по дважды». :-)

Хвалитные стихиры, естественно Василию.

Ради этого праздника служится не Литургия Иоанна Златоуста, а Литургия Василия Великого. Стало быть, и «Милость мира» - длинная, и вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется».

Причастен «Хвалите Господа с Небес...» ради Литургии Василия Великого.

Большая Маркова глава «Аще случится Обрезание Господне и святителя Василия Великого в Неделю» (смотри Типикон 1 января), т. е. воскресная служба гласа в сочетании с Обрезанием и Василием Великим При таком соединении не поются припевы праздникам, а поется «Честнейшую» (но можно взять благословение и спеть и «Честнейшую», и вместо обычных молебственных припевов - припевы праздников на 9-й песни).При таком соединении получается, что это уже Неделя перед Богоявлением и в этом случае отменяются воскресный прокимен, Апостол и Евангелие.

Никаких сложностей в этом празднике нет, от Минеи отходить не надо.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!