ВСТАВКИ ПО 3-Й, 6-Й, 8-Й И 9-Й ПЕСНЯМ

ЛЕКЦИЯ 8

КАНОН

Канон - от греч. «правило».

Это эпизод утрени, уникальный именно для сегодняшней службы, в нем много параметров именно сегодняшнего служения. Это связано не с изменениями Устава, а с изменениями традиции.

Сейчас для многих певчих и даже регентов этот эпизод службы стал бессмысленным, многое в нем не понимается: «Ну поем, потому что поем». А почему, например, в ирмосе 1-й песни Пасхального канона есть слова «победную поющия»? Почему именно в этом месте? Что это за «победную»? А почему на отпевании поются ирмосы, в которых речь идет об Израиле? Это сравнение? Тогда почему именно с Израилем сравнивается?

Кто часто поет на службах, тот может отметить, что разные ирмосы каждой песни чем-то похожи. Но немногие задают вопрос: «Почему?» Не многие знают, что традиция чтения и пения канона далеко ушла от Устава. Иногда приходится видеть, как спорят два чтеца. Один говорит: «Надо читать «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», а другой ему: «Нет, по Уставу надо читать: «Святый преподобный отче Андрее, моли Бога о нас». И невдомек им, что по Уставу припевами к тропарям канона являются не молитвенные припевы, а библейские стихи и спор их бессмысленный.

Из канона убрали первооснову. Первоначально канон замысливался, как песнь, венец из Ветхозаветных песен-молитв, в результате которых произошло чудо. Пение - самый организованный вид речи, он звучит ярче. раньше весь канон пелся.

В первые века существования христианской Церкви не только стиль, но и буква служения были связаны с теми формами, с теми молитвами, которые были приняты в Ветхом Завете. Церковь еще только развивалась, поэтому некоторые молитвы брались из Ветхозаветного служения.

В хронологическом последовании Библии были собраны те места из Священной истории человека, в которых молитвы, имевшие чудодейственное значение, наиболее дивно помогали человеку, были воспеты святыми. То есть люди прекрасно понимали, что молитва от себя может ввести в заблуждение, искушение, поэтому лучше молиться словами (молитвами, песнями), которые уже содержатся в Священном Писании.

Некоторые молитвы были документально подтверждены о своем чудодейственном результате. Библия располагает некоторыми эпизодами, когда люди (человек) оказывались в какой-то экстремальной ситуации из которой вообще никакого выхода нет. Они обращались к Богу с молитвой и далее, по свидетельству Священного Писания, эта ситуация чудодейственным образом разрешалась. Когда наступает ситуация наиболее сложная, то форма такой молитвы не бывает спокойной, а самой яркой в плане своего выражения. Это был вопль. А долгий вопль принимает форму пения. Таким образом, в Библии появились песни (гимны), с которыми святые обращались к Богу. Молящиеся в храме взяли, полистали Библию, выбрали оттуда эти песни, расположили их в том же хронологическом порядке, в котором они появились в Священном Писании и одну за другой стали петь, просто цитировать Библию.

Собрание этих песен, прямых цитат из Библии, которые впоследствии были пронумерованы, образовало канон.

Костяком канона, в самой отправной точке было пение библейских песен строго в определенном порядке. И за каждым ветхозаветным гимном был закреплен номер в очередности исполнения этих песен.

 

Канон обычно состоит из 9-ти песен (точнее - из 8-ми, так как 2-я песнь поется Великим постом и на Вселенских родительских субботах). Но бывают каноны из меньшего числа песней - двух, трех, четырех и тогда они называются соответственно двупеснец, трипеснец, четверопеснец. Такие каноны содержит Триодь.

 

1-я песнь имеет отношение к благодарственной песни Моисея, воспетой по переходе израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися». В ней прославляется победоносность Господа (прославленная в крепости) против фараона. (Исход, гл.15, 1-19).

2-я песнь - «обличительная» песнь Моисея: «Вонми Небо, и возглаголю». Это скорбная песнь, плач о несчастном израильском народе, который отвернулся от Бога по исходе из Египта. Но это плачь не в нашем физиологическом состоянии, а именно как жанр. (Второзаконие, гл.32, 1-43).

3-я песнь - это песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе». Эта песнь изображает молитвенные чувствования или всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах Своих, или каждой души христианской, просящей себе утверждения в Господе. (1-я Царств, гл.2, 1-11).

4-я песнь пророка Аввакума: «Господи, услышах слух Твой и убояхся». Это созерцание славы пришествия Божия, славление таинства пришествия к нам Сына Божия. (Аввакума, гл.3, 1-19).

5-я песнь пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже», воспевающего избавление Церкви от врагов и торжество над самою смертию и молится о благодатном просвещении, о мире Небесном и о других плодах Божественного искупления. (Исход, гл.26, 9-21).

6-я песнь пророка Ионы, молившегося во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу». Обращается к Тому, Коего тридневное воскресение он прообразовал, и просит Его о избавлении житейских волн и от всех опасностей для нашего спасения. А что еще остается делать, когда тебя проглотили? (Ионы, гл.2, 3-10).

7-я и 8-я песни - довольно большой эпизод книги пророка Даниила, для цитирования которой понадобилось два раздела.

7-я песнь - сольная песнь одного из трех отроков - Азарии: «Благословен еси, Господи Боже отец наших» - прославляет Бога отцев наших. (Даниила, гл.3, 26-56).

8-я песнь - песнь трех отроков Анании, Азарии, Мисаила. Пели они ее в горящей печи (они отказались поклониться идолам): «Благословите вся дела Господня Господа» - воспевание дел Господних. (Даниила, гл.3, 67-88).

9-я песнь - песнь двойная, новозаветная:

1) Песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» (Лука, гл.1, 46-55) - прямое цитирование Евангелия от Луки.

2) Песнь пророка Захарии, отца св. Предтечи: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим» - прославление Бога за дарование спасения народу Его. (Лука, гл.1, 68-79).

 

Канон- это хронологическая последовательность песен, цитирование Священного Писания. И опыт человечества как бы подтвердил их силу, чудодейственность.

Таково было первоначальное знание канона - через цитирование библейских песен. И так за службу проходило 9 чудодейственных молитв.

Позже к тематике ветхозаветной стал добавляться тематика новозаветная - празднуемого события или святого, через взаимопроникновение. Сами песни утратили свою монолитность, каждый стих библейских стихов стал запевом к новозаветному тексту. Но принцип сохранился. Получилась ветхозаветная песнь с новозаветными вставками-текстами.

Современные люди знают Священное Писание очень плохо и эти песни никому ничего не говорят. Из-за этого мы не замечаем изысков канона, которые заложены в поэтике. Уже новозаветное творчество в каких-то устроениях, в каких-то словах содержится намек на слова, обращения, обороты из песен. Человек, который сочинял канон какому-то празднику не просто сочинял текст, он сочинял текст подобно библейскому канону, текстам Библейских песен. Иногда строка была прямым цитированием, а иногда косвенным, с каким-то поэтическим намеком на саму песнь. Тропари канона - писались по подобию песни, то есть наряду с новозаветным содержанием должны были вобрать в себя ветхозаветное содержание. Для этого используются ключевые слова данной песни. Эти слова не случайны. Особенно ярко это выражено в ирмосах. Вот эти слова:

1-я песнь «Славно бо прославися», «яко прославися», «песнь победную поюще»;

2-я песнь «Вонми, Небо, и возглаголю», «вонми гласу моления моего», «видите, видите», «внемлите, людие»... Эта песнь носит скорбный характер и на Трулльском соборе было отменено петь ее всегда. Эта песнь осталась в службах вторников Великого поста, в службах Вселенских родительских суббот - Мясопустной и Троицкой, в Великом покаянном каноне Андрея Критского.

3-я песнь «Утвердися сердце мое в Господе», «утверди на камени веры», «лук сильных изнеможе», «не мудростию и богатством хвалимся», «утверди, Господи, Церковь»;

4-я песнь «Услышах слух Твой и убояхся», «Бог от юга приидет», «гору Тя, благодатию Божиею приосененную», «яко всесилен», «слава силе Твоей, Господи»;

5-я песнь «От нощи утреннюет дух мой», «Свет Твой, Господи», «Твой мир даждь нам», «просвети светом», «просвещай», «озари», «одеяйся светом, яко ризою»;

6-я песнь «Возопих в скорби моей ко Господу», «хранящия суетная и ложная», «во глубину погибели», «обыде нас последняя бездна», «возведи от тли живот мой», «пожру Ти со гласом хваления», «жертву хваления», «глубина грехов воста на мя», «глубина страстей воста на мя», «от тли мя возведи»;

7-я песнь «Благословен еси, Господи Боже отец наших и хвально и прославлено имя твое во веки», «вся дела Твоя истинна», «Боже отец наших», «Боже, благословен еси»;

8-я песнь «Благословите вся дела Господня, Господа», «пойте и превозносите во вся веки», «да благословит тварь вся Господа», «благословим Христа во веки», «непрестанно во вся веки»;

Я песнь

Богородицы: «Светлую свещу и Матерь Божию», «О, Мати Дево», «радуйся, девственная похвало», «Богоматерь величаем», «Неопалимую купину, несекомую гору, краесекомый камень», «Матерь Света», «Деву ублажаем»;

Захарии: «Воздвигнувый рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего», «в нихже посети нас восток с высоты», «благословен Господь Бог Израилев», «направил ны есть на путь мира», «Восток имя Ему».

Исторически поменялась тематика 9-й песни. Поэзия стала воспевать не пророка Захарию, а Богородицу. Поэтому в ирмосах 9-й песни часто можно встретить не слова из песни пророка Захарии, а обращение к Богородице. Но есть ирмосы, где встречаются и цитаты из песни пророка Захарии и обращение к Богородице.

 

Опытные чтецы пришедши в храм посреди службы по тексту канона могут определить какая идет песнь, потому что он найдет в словах ключевое слово библейской песни.

 

В каноне есть три составляющих, три структурных элемента, три жанра:

1. Библейская песнь (или библейские стихи, они же - песни священного Писания или пророческие песни).

2. Тропарь канона (новозаветный текст, составленный по подобию библейских песен).

3. Ирмос - открывающая общая песнь. В ней ярко выражено соединение ветхозаветной и новозаветной тематик.

Ирмос (от греч. связь, соединение) - первый тропарь из всех тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все остальные тропари той же песни, так, что все они схожи с ирмосом числом предложений и слов, напевом, иногда содержанием и самими оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью.

В современной практике ирмос - это то, что мы поем, а тропарь - это то, что мы читаем. Раньше все пелось. В ирмосе гораздо больше внимания уделяется содержанию или цитированию библейской песни, это как бы пересказ своими словами особенности библейской песни. А в тропаре канона текст больше сводился к прославлению новозаветного святого. С номером песни его могла связать какая-нибудь небольшая вставка ключевого слова, например «яко прославися». Ирмос - это гораздо более изысканная поэзия. Особенно это было связано с праздничными ирмосами. Перед творцом ирмоса стояла тонкая задача. Надо было с одной стороны охватить, помянуть, раскрыть содержание библейской песни, а с другой стороны, связать это с тем праздником, ради которого написан канон (пример «Христос раждается...»)

 

В каноне был обязателен АКРОСТИХ (краестрочие, краегранесие). Это такой стих, из которого каждая взятая буква каждого слова начинает собою песнь или тропарь канона так, что если соединить по одной первой букве из каждой песни, составится целая мысль поставленного в начале канона акростиха, соответствующая содержанию празднуемого события или прославляющая святого, которому составлен канон.

Яркий пример - канон в субботу Акафиста.

В связи с дословным переводом греческих текстов на славянский язык, акростих утерян. В канонах, сочиненных в России, встречается редко.

 

Весь канон раньше пелся. Пелось все: и библейские стихи и тропари. В настоящее время пение сохранилось в пасхальном каноне. Сейчас довольно устойчива традиция чтения канона.

Известна печальная судьба библейских песен. Их посчитали ненужным балластом и выбросили почти повсеместно из современного богослужения. Мы потеряли красоту восприятия библейских песен. Революционными путями ничего не делается. Понятно, что никто из нас не придет в храм и не скажет батюшке: «Батюшка! Раньше мы пели канон как дураки, а теперь будем петь как по науке. Давайте возвращать библейские песни. Вот вам на 16:, вот вам на 14» J. Споете вы так один раз, споете второй раз, а на третий вместо вас позовут другого. Преодоление инерции - это долгое, сложное, терпеливое дело. Этой традиции почти полтора века. Несколько поколений так поют канон. Но в ряде обителей Устав сохраняется, например, в скиту Оптиной пустыни.

Великим постом библейские стихи поются (а в скиту Оптиной пустыни всегда поют). Именно постом Устав соблюдается. Во все остальное время поются ирмосы, а библейские стихи заменяются на молебственные припевы.

Канону воскресному - «Слава, Господи, святому воскресению Твоему»;

Крестовоскресному - «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению»;

Богородице - «Пресвятая Богородице, спаси нас»;

праздникам Господским и канонам умилительным - «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»;

покаянному канону - «помилуй мя, Боже, помилуй мя»;

Бесплотным Силам - «Святии Архангели и Ангели и вся Небесныя Силы, молите Бога о нас»;

Иоанну Крестителю - «Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас» или «Святый славный Пророче, Предтече и Крестителю Спасов (Христов, Господень) Иоанне, моли Бога о нас»;

Кресту - «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»;

Апостолам - «Святии славнии и всехвальнии апостоли, молите Бога о нас»;

Святителю Николаю - «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»;

всем святым - «Вси святии, молите Бога о нас»;

заупокойному канону припевы даны наряду - «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»;

Троице - «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе»;

пророку Илие - «Пророче Божий Илие славный, моли Бога о нас»;

пророку - «Пророче Божий [...], моли Бога о нас»;

апостолу - «Апостоле Христов (и Евангелисте) [...], моли Бога о нас»;

апостолам Петру и Павлу - «Святии первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас»;

святителю - «Святителю отче [...], моли Бога о нас»;

великомученику - «Святый великомучениче [...], моли Бога о нас» иногда добавляют «целебниче», «победоносче»;

мученику - «Святый мучениче [...], моли Бога о нас»;

царю Николаю - «Святый страстотерпче царю-мучениче Николае, моли Бога о нас»;

преподобномученику - «Святый преподобномучениче [...], моли Бога о нас»;

преподобному - «Преподобне отче [...], моли Бога о нас»;

преподобной - «Преподобная мати [...], моли Бога о нас»;

праведному - «Святый праведный [...], моли Бога о нас»;

блаженному - «Святый блаженный [...], моли Бога о нас»;

благоверному князю - «Святый благоверный княже [...], моли Бога о нас»;

святым отцам Вселенских Соборов - «Святии отцы, моли Бога о нас»;

канонам Триоди Цветной- «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а не «Святый апостоле Фомо, моли Бога о нас» J, а то как тогда читать в Неделю о слепом и расслабленном? ;

количеству - «Святии мученицы девяточисленнии (9)...», «Святии мученицы четыредесяточисленнии (40)...»

В титулование не входит география.

 

J Е. Кустовский рассказывает: «В Оптиной пустыни идет служба Димитрию Солунскому. Сидит служащий иеромонах. К нему подходит учиненный чтец и спрашивает: «Канон трясению читать?» Отец: «Какому трясению?» Чтец: «Великому и страшному». Отец: «Ага. «Великое и страшное трясение, моли Бога о нас!»

 

Существует три вида библейских стихов:

1. праздничные «Поем Господеви...» (поются по Уставу в воскресенье, двунадесятые праздники, предпразднство, попразднство, во всю святую Пятидесятницу и святому от славословия и выше).

2. будничные «Господеви поем...» (поются на службах шестеричных и беззначных).

3. великопостные (поются во святую и Великую Четыредесятницу).

Первые два вида библейских стихов - одинаковые по словам, в них нет 2-й песни.

Все виды библейских стихов содержатся в приложении Ирмология.

Сейчас если библейские стихи и поются, то поются на одной ноте.

 

Как составляется КАНОН

 

Что такое составление канона? На богослужении мы часто оказываемся в ситуации, когда мы служим не по одной, а по двум, а то и по трем книгам, например, Октоих с Минеей. В каноне отражаются все те наполнители, которые присутствовали в начале службы, в стихирах. В основном все сводится к умению соединить каноны, основываясь на теории и традициях Устава. Например, по Уставу положено петь канон на 14:, а нас благословили петь канон на 6: или даже на 4:. Но для того, чтобы грамотно составить эти 4 или 6, нужно представлять себе как это должно быть в полноте Устава. Канон суммирует, собирает в себя всю тематику сегодняшнего служения.

Составить канон - значит составить 1-ю песнь, так как остальные продублируются.

У нас есть один наполнитель, в котором есть 1-я песнь (например, Октоих), у нас есть другой наполнитель, в котором есть 1-я песнь (например, Минея), у нас есть библейская песнь. Вот мы все это и собираем.

У нас есть библейская песнь. Сначала просто прочитывается (или поется) начало песни. От конца отсчитывается определенное количество (на столько-то) строк и к каждой из них присоединяется новозаветный текст - тропари канона. Таким образом, строка песни становится запевом к тропарю. Структура похожа на стихиры на «Господи, воззвах».

Вся арифметика (например, «канон со ирмосом на 6:» - это количество стихов) существует в разных вариантах и связана с тем, как составляется песнь канона.

В обычном каноне 8 песней (или 9 без 2-й), которые структурно подобны друг другу.

Структурная норма - это так называемое «правило трех квадратов», где квадратом является 4 тропаря данной песни канона (3 тропаря и Богородичен). Если в песне 3 тропаря, то первый читается дважды. На многие праздники в одной песне содержится по 1-2-м тропарям. В этом случае тропари нужно увеличивать до 4-х, т. е. читать по 2 раза.

 

Ирмос
1-й тропарь
2-й тропарь
3-й тропарь
Богородичен

 

Песнь - следствие интеграции, суммирования трех (иногда двух или четырех) канонов.

Ирмос первого канона открывает песнь. Ирмосы остальных канонов опускаются:

Ирмос (дважды) + 4 тропаря + 4 тропаря + 4 тропаря = 2+12 = на 14:

В последний «квадрат» входят тропари на Славу: и на И ныне:

 

Обычное соединение:

2 канона Октоиха + канон Минеи

1 канон Октоиха + 2 канона Минеи

В соединении Октоиха и Минеи - Октоих идет первым.

Особенностью любого канона является то, что первый канон почти всегда (за некоторым исключением) - Владычнего чина.

 

Количество (В. Розанов «Богослужебный Устав Православной Церкви», гл.37):

на 16 : - на праздники Пасхи, рождества Христова, Богоявления, Преображения и др.

на 14 : - в воскресные дни (исключение - «аще случится Господский двунадесятый праздник в Неделю»), а также в седмичные и субботние дни святым со знаком от славословия и выше, малым святым в предпразднство и попразднство, другие праздники, имеющие Бдение;

на 12 : - в седмичные и субботние дни святым со знаком шестеричным и беззначным;

на 8 : - канон в Великий Четверг.

 

Пример 1-й песни воскресного канона в соединении со святым от славословия и ниже:

 

На 14: Ирмос воскресного канона

«Слава, Господи, святому воскресению Твоему» 1-й тропарь воскресного канона
На 12: «Поем Господеви, славно бо прославися» 2-й тропарь воскресного канона
«Помощник и Покровитель...» 3-й тропарь воскресного канона
«Господь, сокрушаяй брани...» 1-й тропарь Крестовоскресного канона
«Пучиною покры я...» 2-й тропарь Крестовоскр. канона
На 8: «Тогда потщашася...» 3-й тропарь Крестовоскр. канона
«Нападет на ня страх...» 1-й тропарь канона Богородицы
«Дондеже пройдут людие...» 2-й тропарь канона Богородицы
«Соделал еси, Господи...» 3-й тропарь канона Богородицы
На 4: «Господь, царствуяй веки...» 1-й тропарь канона Минеи
«Сынове же Израилевы...» 2-й тропарь канона Минеи
СЛАВА: 3-й тропарь канона Минеи
И НЫНЕ: 4-й тропарь канона Минеи

 

В ВОСКРЕСЕНЬЕ:

1 . при святом от славословия и ниже:

Канон воскресен со ирмосом на 4:

Канон Крестовоскресен на 3:

Канон Богородицы на 3:

Канон Минеи на 4:

 

2. при святом со знаком Полиелея, имущем канон на 6:

Канон воскресен со ирмосом на 4:

Канон Крестовоскресен на 2:

Канон Богородицы на 2:

Канон Минеи на 6:

 

3. при святом со знаком полиелея и выше, имущем канон на 8:

Канон воскресен со ирмосом на 4:

Канон Богородицы на 2:

Канон Минеи на 8:

 

4. при двух святых:

Канон воскресен со ирмосом на 4:

Канон Богородицы на 2:

1-й канон Минеи на 4:

2-й канон Минеи на 4:

 

5. предпразднство или попразднство:

Канон воскресен со ирмосом на 4:

Канон Богородицы на 2:

Канон предпразднства или праздника на 4:

Канон Минеи на 4:

 

6. предпразднство или попразднство при полиелейном святом:

Канон воскресен со ирмосом на 4:

Канон предпразднства или праздника на 4:

Канон Минеи на 6:

 

7. отдание двунадесятого праздника:

Канон воскресен со ирмосом на 4:

Канон Богородицы на 2:

Оба канона праздника на 8:

 

По традиции канон сокращают. Сокращают и библейские стихи. При сокращении количества тропарей сохраняют пропорциональность.

Пример сокращения воскресного канона:

2 тропаря воскресного канона

1 тропарь Крестовоскресного канона

1 тропарь Богородичного канона

2 тропаря Минеи.

 

В БУДНИ:

 

Будничный Октоих всегда дает два канона, первый из которых - Господского чина (кроме четверга):

в понедельник - Спасителю и Бесплотным Силам;

во вторник - Спасителю и Иоанну Предтече;

в среду - Кресту и Богородице;

в четверг - Апостолам и святителю Николаю (это уникальный случай, когда первый канон - не Владычнего чина, но обращение в тропарях канона апостолам - к Спасителю, речь идет о Христе и по традиции читается припев «Святии апостоли, молите Бога о нас»);

в пятницу - Кресту и Богородице.

(О субботе будет отдельный разговор).

 

В будни сначала пропевается стих на 14: - припев к ирмосу 1-го канона Октоиха.

1. при беззначном святом:

1-й канон Октоиха со ирмосом на 6: (тропарей - 5; если их дано 4, то первый поется дважды)

(от на 8:) 2-й канон Октоиха на 4:

(от на 4:) канон Минеи

При сокращении: 2 Октоиха + 2 Октоиха + 2 Минеи.

 

2. при святом шестеричном и славословном:

1-й канон Октоиха со ирмосом на 4:

2-й канон Октоиха на 4:

Канон Минеи на 6:

 

3. при двух святых (второй канон Октоиха опускается):

1-й канон Октоиха со ирмосом на 6:

1-й канон Минеи на 4:

2-й канон Минеи на 4:

 

Октоих отменяется:

 

4. при святом со знаком полиелея и бдения:

Канон Богородицы со ирмосом на 6: (ирмос дважды)

Канон святого на 8: (обычно два канона по 4 тропаря)

Иногда канон Богородице дается в Минее наряду. Если его нет, то берут «Воду прошед...» («Многими содержим напастьми...») из Часослова (есть также в Следованной Псалтири и молитвословах), либо из приложения Октоиха «Колесницегонителя...» («Скорбных наведения...»).

 

5. при великом святом со знаком «крест в круге»:

Канон святого со ирмосом на 8: (ирмос дважды)

2-й канон святого на 6:

 

6. в двунадесятый праздник:

Оба канона праздника, ирмосы обоих канонов по дважды, тропари на 12: (итого на 16:)

 

7. отдание двунадесятого праздника:

1-й канон праздника со ирмосом на 8: (ирмос дважды)

2-й канон праздника со ирмосом на 4: (ирмос дважды)

 

8. в предпразднство или попразднство:

1) святой от славословия и ниже:

канон праздника со ирмосом на 8: (ирмос дважды)

канон святого Минеи на 6:

2) святой со знаком полиелея и бдения:

канон праздника со ирмосом на 6: (ирмос дважды)

канон святого Минеи на 8:

 

По традиции ирмосы поются 1 раз (когда канон не поется по Уставу, когда арифметика «летит», то и нет смысла петь ирмосы по 2 раза).

Самое главное при сокращении - сохранить пропорциональность, оставить четное количество тропарей. Желательно соблюсти и акустическую антифонность, то есть, чтобы канон читали два человека по очереди, а не один, даже если чтецы стоят на одном клиросе, а не на двух противоположных.

Также, по традиции, Слава и ныне: читаются «вхолостую», т. е. просто произносятся, без тропарей после них. Но иногда на них читают два последних тропаря.

Иногда сокращают в канонах Богородичную тематику (тропари Богородицы) и читают Ей тропарь на И ныне:

 

ЗАКРЫТИЕ ПЕСЕН

 

I В службах от славословия и выше все песни канона закрываются рядовой катавасией.

КАТАВАСИЯ (от греч. «ката вено» - схождение вниз) - так называется ирмос, для пения которого певцы с обоих клиросов сходятся на середину церкви. Катавасия поется в конце каждой песни. Это цикл ирмосов.

Катавасия поется в воскресенье, двунадесятый праздники и в службах святым от славословия и выше.

Катавасией служат циклы праздничных ирмосов (обычно двунадесятых).

Катавасия начинает петься задолго до наступления праздника и поется до его отдания.

J Чтобы нормально, цивилизованно спеть праздник, ирмосы надо разучить заблаговременно. Поэтому мы их долго-долго учим, а уж в праздник поем хорошо.

 

Рядовая катавасия зависит не от тематики служения, а от времени, в котором находимся. Так, за год рядовая катавасия проходит всеми гласами.

В период, когда нет праздничных катавасий, поется рядовая катавасия «Отверзу уста моя...»

Вот что говорит Типикон о рядовых катавасиях (гл. 19 «О катавасии во весь год):

- С праздника Введения (21 ноября) до отдания рождества Христова (31 декабря) поется катавасия «Христос раждается...» 1-го гласа.

- От 1-го января до отдания Богоявления (14 января) - «Глубины открыл есть дно...» 2-го гласа.

- С 15-го января до отдания Сретения (9 февраля) - «Сушу глубородительную землю...» 3-го гласа.

- От 10 февраля до Недели о блудном сыне - «Отверзу уста моя...»

Во время действия Триоди - катавасия из нее.

- В Неделю 6-ю по Пасхе и в попразднство Вознесения - «Спасителю Богу...» 5-го гласа.

В сам праздник Вознесения и на его отдание - «Божественным покровен...» 4-го гласа.

- В Неделю Пятидесятницы - «Понтом покры...» 7-го гласа.

- От отдания Пятидесятницы до 1-го августа - «Отверзу уста моя...»

- От 1-го августа до отдания Крестовоздвижения - «Крест начертав...» 8-го гласа.

В попразднство Преображения - «Лицы израильтистии...»

С предпразднства и до отдания Успения (с 14 по 23 августа) - «Преукрашенная Божественною славою...»

- От отдания Воздвижения (от 22 сентября) и до предпразднства Введения (20 ноября) - «Отверзу уста моя...»

 

Полностью катавасия изложена в 1-й день ее появления и в сам праздник. Все ирмосы есть в Ирмологии.

По Уставу закрываются все песни канона. По традиции часто закрывают 3-ю, 6-ю, 8-ю и 9-ю песни канона (J таким образом дают понять священнику или диакону, что пора просыпаться и возглашать ектению).

Даже если в храме существует традиция закрывать не все песни, в 1-й день появления катавасии и в сам день праздника, катавасию все же поют полностью.

 

II В будни в службах шестеричных и беззначных закрываются только 3-я, 6-я, 8-я и 9-я песни канона ирмосом последнего канона (катавасия существует только для служб от славословия и выше). Обычно этот ирмос - из Минеи (исключением является суббота, где последний канон - Октоиха и потому ирмосы - оттуда).

 

III В попразднство весь Октоих заменяет Минея (Триодь), но в службе беззначной и шестеричной закрываем только 3-ю, 6-ю, 8-ю и 9-ю песни канона ирмосом последнего канона.

 

ВСТАВКИ ПО 3-Й, 6-Й, 8-Й И 9-Й ПЕСНЯМ

 

  1-я песнь  
  3-я песнь  

Малая ектения, седален

  4-я песнь  
  5-я песнь  
  6-я песнь  

Малая ектения, кондак и икос

  7-я песнь  
  8-я песнь  

«Честнейшую...»

  9-я песнь  

Малая ектения, светилен

 

По 3-Й ПЕСНИ - малая ектения и седален. Седален по структуре - это:

текст + Слава и ныне: Богородичен.

Седален представляет из себя тематическое чтение (раньше - пение). Раньше после седальна полагалось святоотеческое чтение.

 

По 6-Й ПЕСНИ - малая ектения, кондак и икос.

КОНДАК (от греч. «домик») - краткая песнь в похвалу святого или праздника.

ИКОС (от греч. «дом») - развернутая песнь того же самого содержания. Поэтому икос всегда читается после кондака и никогда не читается один. В этом случае кондак есть как бы приготовление к икосу.

Разница между кондаком и икосом та, что кондак короче, а икос пространнее (более расширенный), кондак - тема, икос - развитие ее.

По изъяснению св. Марка Ефесского икосы получили свое название «дом» потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве прп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

7-8 века - время кондакарного пения, где кондак был главным песнопением на службе (это сейчас тропарь главный).

Кондаки с икосами составляют акафист. Они одинаковы по изложению, поются на один глас и оканчиваются, большей частью, одними и теми же словами. До нас дошла традиция допевать окончание икоса.

В Неделю о Страшном суде к кондаку дается 4 икоса с одинаковым окончанием «Милостиве, помилуй мя падщаго». И есть традиция допевать эти окончания хором.

Некоторые чтецы считают икос Богородичным к кондаку, но это не так и никаких «слава и ныне» между кондаком и икосом нет.

 

После икоса полагалось чтение - жизнеописание празднуемого святого из книги ПРОЛОГ (в ней собраны жития святых в сокращенном виде, а также поучительные слова Василия Великого, Иоанна Златоуста и др., расположенные по числам месяцев). Название ПРОЛОГ произошло от того, что переводчики Синаксария (от греч. «свожу, собираю») греческое слово «пролегомена» - «предисловие» - перевели в качестве заглавия книги.

 

По 6-й песни - место почетное. Здесь может находиться только один кондак с одним икосом.

Соответственно, все остальное уходит на место по 3-й песни. Эта информация нужна нам в случае соединений, как, например, в воскресенье или при двух святых.

В воскресенье:

по 3-й песни - кондак, икос и седален святого Минеи;

по 6-й песни - кондак и икос воскресные (есть в Октоихе).

Если два святых:

по 6-й песни - кондак и икос 1-му святому;

по 3-й песни - кондак, икос 2-му святому, седален 1-го святого, Слава: седален 2-го святого, И ныне: Богородичен. По традиции при таком соединении по 3-й песни часто оставляют только кондак и икос 2-го святого, сокращая седальны.

 

На 8-Й ПЕСНИ вместо «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» читается «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа» и после этого «И ныне...»

Перед ирмосом хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки» и потом закрывает 8-ю песнь.

В это время священник (диакон) кадит алтарь. Ко времени окончания катавасии по 8-й песни священник (диакон) стоит перед Богородичной иконой и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (этот возглас - эпиграф к песни Богородицы).

Хор поет песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1, 46-55) с припевом «Честнейшую Херувим...»

«Величит душа Моя Господа...» - это библейская песнь.

«Честнейшую...» - это как бы тропарь канона.

«Честнейшую...» - это ирмос 9-й песни трипеснца Великого Пятка «К Тебе утренюю...» (принадлежит Косме Маюмскому). У этого ирмоса сложилась замечательная Литургическая функция. В Великий Пяток Литургии не положено, ее нет, поэтому задостойник не поется. А что такое «Достойно есть...»? Как у всех праздников, «Достойно...» - это припев, а «Честнейшую...» - ирмос 9-й песни. «Достойно есть...» никогда не поется в Великий Пяток, потому что нет Литургии, но оно поется круглый год почти на всех остальных Литургиях Иоанна Златоуста.

 

Сложилось так, что песнь Богородицы не развивалась, как все остальные песни канона. Она «законсервировалась» в первозданном виде, без тропарей.

В Типиконе сказано, что «Величит...» «поем велегласно».

 

Диапазон существующих напевов - от двух аккордов до концертов, например, Чеснокова.

Но, все же, это не куплетная песня с припевом. Не стоит из «Честнейшую...» делать концерт. Не стоит забывать что это песнопение ожидаемо к подпеванию.

Очень хорошо «Честнейшую...» ложится на подобны «Небесных чинов», «Тридневен», 6-й болгарский и т. д.

 

 

По 9-Й ПЕСНИ:

1. в воскресенье: малая ектения, «Свят Господь Бог наш» и ексапостиларий;

2. В службе от славословия и выше: малая ектения и светилен (ексапостиларий);

3. В службе шестеричной и беззначной: «Достойно есть...», малая ектения, светилен (ексапостиларий).

 

Жанр, стоящий особо, вы котором много загадок, имеет два термина: ексапостиларий (греч.) и светилен (слав.). Оба названия содержатся в Октоихе, в Минее - только светильны, в Триоди - ексапостиларии.

 

ЕКСАПОСТИЛАРИЙ (от греч. екс-апо-стелло - «высылаю, посылаю) - это тропарь, поемый на утрени после канона певцом, посланным от клироса на середину храма. Это песнопение не гласовое, он не содержит никаких обиходных напевов. Многие композиторы писали трехголосные ексапостиларии (светильны) не потому, что не умели писать четырехголосно, а потому что ексапостиларий - жанр сольной музыки. Трио - это еще не слитое воедино звучание аккорда 4-х голосов. В трио, даже идеально слаженном, каждый голос - солист. Поэтому и пел ексапостиларий певец, посланный от клироса на середину храма. Пел о дарованном нам Господом свете, чтобы Господь подал нам этот свет (который должен появиться ко времени Великого славословия). Отсюда и второе название, уже русское - СВЕТИЛЕН. Это моление о свете.

Например, в светильне праздника Преображения слово «свет» повторяется 6 раз.

В светильне есть важность, особенность - он венчает собой канон. В нем есть тишина, предрассветное ожидание.

 

В будни, в службах ниже славословия, читается ексапостиларий из Октоиха, для каждого дня - свой. В приложении Октоиха есть «светильны дневнии во всю седмицу» и «ексапостиларии всея седмицы, самопесно». Не напарываться! Светильны поются в Великий пост. Нам нужны ексапостиларии, которые делятся по дням седмицы и представляют собой: текст + Слава и ныне и его Богородичен (если вдруг Минея дает светилен святому, то читать его надо на Славу и Богородичен будет уже из Минеи).

 

В будни, в службах от славословия и выше, читается светилен святого из Минеи, Слава и ныне: его Богородичен.

Если два святых: светилен 1-му святому, Слава: светилен 2-му святому, И ныне: Богородичен (второго святого).

 

В двунадесятый праздник светилен праздника трижды: светилен, Слава: он же, И ныне: он же.

 

В воскресенье .

Особую роль играют ексапостиларии воскресные, которые тесно связаны с содержанием утреннего воскресного Евангелия.

Существует 11 утренних воскресных Евангелий. Также, существует 11 ексапостилариев воскресных и 11 евангельских стихир. Ексапостиларии и стихиры повторяют содержание Евангелия другими словами.

Таким образом, вращаются две шестеренки: одна из 8-ми гласов, другая - из 11 Евангелий и они все время пересекаются. Способ их пересечения, соединения отражен в Евангельских столпах (есть вприложении Октоиха), которых 6. Они проходят за год.

Каждый столп принадлежит определенному периоду (сезону года на дворе):

1 столп начинается в 1-ю Неделю петрова поста;

2 столп начинается после Илиина дня;

3 столп начинается после Крестовоздвижения;

4 столп начинается в пост Рождества Христова;

5 столп начинается после Крещения Господня;

6 столп начинается в Великий пост.

 

В новый столп переходим, когда исчерпаем все 8 гласов. Колесо столпа было бы опасно, ели бы Октоих не умирал и не появлялся бы вновь.

Как определить, какой ексапостиларий читать? Ищем период, в котором находимся. Ищем глас Недели. Напротив гласа будет стоять номер воскресного Евангелия, который соответствует номеру ексапостилария и Евангельской стихиры (в приложении Октоиха после Евангельских столпов помещены воскресные ексапостиларии с Евангельскими стихирами).

Если в воскресенье есть светилен святому, то: ексапостиларий воскресный, Слава: светилен святому, И ныне: Богородичен (уже из Минеи).

 

Утрата традиции петь все светильны и ексапостиларии произошла настолько давно, что ни в одном опубликованном или рукописном источнике не содержится сведений о том, как следует петь светильны. Они - вне гласовых напевов, подобны только самим себе и автономны по напеву. Октоих комментирует скупо - самопесно. Балканские составители обихода - П. Динев (Болгария), Стефан Мкранацъ, Корнелий Станкович (Сербия) - сохранили напевы светильнов и ексапостилариев как воскресных, так и седмичных. В нотном сборнике «Ексапостиларии и светильны» (сост. Е. Кустовский) они помещены в гармонизации в соответствии с нормами современного обихода. Но невозможно себе представить, что ексапостиларий Пасхи «Плотию уснув...» читался J.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 2949; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!