Из сборника «Солнце и смерть»



Nbsp;  

Философия культуры

В контексте «наук о духе и культуре» и дискурсе современности

 

I

1

Университет – сложнейшая открытая нелинейная социальная система, отличающаяся огромным внутренним разнообразием. Все открытые системы живут за счёт обмена информацией и энергией с окружающим миром. Но это не случайный обмен, а, скорее, самоотбор, в основе которого лежит принцип соответствия. Там, где обнаруживается соответствие, рождается смысл. Так рождается смысловая реальность: люди живут не в оптических пространствах, а в смысловых полях.

Человек, меняясь в каждый момент, узнаёт об этом изменении только тогда, когда его начинают трогать вещи, которые раньше не трогали, начинает иметь смысл то, что раньше не имело. Смыслы – это представители будущего и «проводники» предметов в сознание. Со смыслом приходит то, что ещё только должно быть, то, что станет, но ещё не стало. Смыслы обеспечивают чувство реальности. Что такое для нас реальность? Это то, к чему мы имеем отношение. Перефразируя Гегеля, «вещь в себе», становящаяся вещью для нас, то есть обретающая смысл. Задача – и смысл! – университета превращать все эти потенциалы в потенции и создавать всё новые и новые жизненные смыслы для каждого.

Блог ректора ТГУ Э.В. Галажинского

http://www.tsu.ru/university/rector_page/index.php?page_42=5

 

2

Сейчас наступило время специалистов-трансфессионалов.

Однако существуют проблемы, которые действительно мешают интеграции научного знания в той степени, которая требуется уже сейчас, чтобы покорять те самые новые волны технологизации и проникать в глубины познания природы, общества и человека. Одна из них – это медленное осознание необходимости стремления именно к трансдисциплинарности, а не только к междисциплинарности. Трансдициплинарность, как я уже говорил выше, предполагает включение знаний из наук, принадлежащих к разным сферам, если исходить из классификации «естественные и точные науки – технические науки – социально-гуманитарные и философские науки». Именно гуманитарные науки более всего развивают творческую составляющую исследовательской компетенции и учат правильно формулировать вопросы. Последним целенаправленно занимается философия. Здесь-то и становится понятным настоящий смысл ученой степени «PhD» – доктора философии. Это исследователь, умеющий ставить философские вопросы в своей научной области. Это умение особенно актуально в наше время, называемое «эпохой больших данных». Это мировая проблема. В идеале в каждой меж– и трансдисциплинарной проектной группе должен быть свой «философ», помогающий всем остальным правильно формулировать вопросы в процессе анализа данных и проводить социально-гуманитарную экспертизу проекта.

 

О трансфессии и трансдисциплинарности

Блог ректора ТГУ Э.В. Галажинского

http://www.tsu.ru/university/rector_page/o-transfessii-i-transdistsiplinarnosti-chast-1/

 

 

 

 

II

Актуальность философской рефлексии в реалиях современности

 

 

***

Я думаю, что мы переживаем достаточно многоликий, интересный, разноголосый период. Но это период поисков и сумрачности, ожидающий новых основывающих событий, которые, как обычно, невозможно заранее просчитать. ... Как говорил Ибсен, "старая красота больше не красива, а новая истина ещё не верна".

Философия – это такая дисциплина мысли, которая исходит из того, что истины есть. Истина существует, и философия выражает это существование.

Философия – это такой путь. В действительности, нельзя приписать какую-то определённую цель тому пути, что событие открывает субъекту. Его смысл остаётся открытым и потому живым… Истина здесь конструируется – непрерывно – в том, что можно называть «процедурой истины». Для меня истина – это работа, это процесс, возможность которого обусловлена событием. Событие поэтому – лишь творец возможностей. Быть готовым к событию – значит быть расположенным его принять, признать новую возможность; значит быть в таком состоянии духа, в котором порядок мира, господствующие силы не обладают абсолютным контролем над возможностями.

Человек не обладает истинами, он ограничен тем, что получает их бесконечную творческую виртуальность. То, что имеет ценность для человека как индивида, что одаривает его настоящей жизнью и ориентирует на существование, - это причастность к этим истинам. Она предполагает достаточно сложное конструирование аппарата различения истин, который позволял бы двигаться среди них и делать их совозможными. И всё это в модусе современности.

Что даёт нам эпоха, в которой мы живём? Что она собой представляет? Какие вещи в ней имеют ценность? То есть философия – это три вещи. Это диагностика эпохи: что предлагает эпоха? Это конструирование понятия истины, опирающееся на это предложение современности. Наконец, это экзистенциальный опыт, относящийся к истинной жизни. Единство этих трёх моментов – это и есть философия.

Ален Бадью

Философия и событие

 

 

 

***

Вы знаете, конечно, известную фразу Андре Мальро о том, что XXI век будет веком духовности либо его не будет вовсе. Мир столкнулся с решающим феноменом – потерей религии, метафизики и трансцендентности. В ходе технического прогресса техника почти превратилась в deus ex machina – ее скорость представляет специфическую форму политической власти. Глобализированной информации внутри виртуальных реальностей принадлежит такая власть, которая некоторых может привести к тому, что они сделают киберпространство предметом культа, некоего технокульта.

Не может ли так случиться, что теперь на Cyberspace проецируются все те качества, на которые раньше претендовал Бог, прежде чем он был провозглашен умершим? Виртуальные реальности становятся своего рода «технической формой Бога» в эпоху «метафизического сиротства», вследствие таких своих характеристик, как вездесущность, нематериальность и интенциональность. Действовать издалека, направлять, влиять и даже на короткое время прерывать работу всех средств массовой коммуникации – все эти критерии лишь еще раз доказывают аналогию между Божественной и кибернетической сферами.

 

Итак, в будущем мы будем развиваться в стереореальном пространстве и направлять наш взгляд в двух направлениях. Вопреки моим сомнениям, я храню тайную надежду, что формирующаяся стереореальность спровоцирует аналогичный интеллектуальный переворот, как итальянская эпоха Возрождения, и откроет нам радикально новое видение внутреннего устройства Вселенной.

 

Поль Вирильо

из Интервью в Cybercafé

 

 

 

***

Минуло время действительных мудрецов, которые у священного треножника возвещали истины в готовом виде. Мудрец после конца истории может прекратить носиться со своей мудростью. Мудрец может стать политиком, или художником, или предпринимателем. Он может и отбросить свою мудрость и сказать – let it be.

Даже если оставшаяся позади мировая эпоха – метафизическая эпоха – исчерпала свои последние возможности и потому достигла стадии завершения, процесс мышления, действия, волевых усилий никоем образом не закончен. … Напротив, драма антропологии только началась.

 

Батай говорил о том, что философию надо преодолеть, чтобы вновь найти её и вернуться к ней. Как можно схватить в философии то, что невыразимо в языке? А первейший определяющий принцип тут, наверное, таков: невыразимым с необходимостью выступает то, что лежит вне ансамбля привычных, заученных языковых игр. С ним приходится сталкиваться, когда оказываешься между языками, - опыт, который всё чаще и чаще обретаешь в современную эпоху мобильности.

 

Не оказывается ли мышление как таковое всегда уже трансмышлением, то есть мышлением, выходящим за устоявшиеся границы – транс-рациональным, транс-субъективным, транс-рутинным, и в иных направлениях тоже? Вся моя работа движется именно в таких транс-измерениях: я постоянно странствую между предметными областями, языками, аспектами. Философия сегодня – это искусство иметь дело со сверхкомплексом проблем; это – super- work- out для коммуникативных энергий, которые подключаются ко всему миру.

 

Петер Слотердайк

из сборника «Солнце и смерть»

 

 

***

Каково место интеллектуалов в современном обществе?

Их роль — все ставить под вопрос.

Что такое свобода?

Я интеллектуальная космополитка: выросла в Болгарии, живу во Франции. Я везде немного иностранка, и в этом есть преимущество — нет четкой идентичности, застывшего представления о том, кто я, и это дает свободу творить себя, придумывать свою жизнь, рождаться заново. Это выглядит как развенчание, деконструкция, сбрасывание священных покровов с приключения человеческой жизни.

Это обновление, постоянный бунт, осознанная возможность каждый раз начинать все заново. Сегодня свободу подменяют словом «выбор», вы как бы приходите в супермаркет, где на полках множество товаров, и выбираете. Но свобода рождается в борьбе с обезличивающим влиянием глобализации, рынка и технологий. Мы осознали, что необходимо выйти из любых претендующих на всеведение и спасение человечества идеологий. И мы стремились не обес­ценить человеческое существование, а восстановить его ценность. Бунт оживляет застывшие смыслы. Ведь субъект остается живым, только ставя себя под вопрос. Ведь подлинная жизнь субъекта — это всегда постановка под вопрос привычных ценностей. Язык настоящей поэзии, литературы и искусства — это постоянный бунт, жизнь на границе своего удовольствия и смерти, преодоление пределов того, что считается человеческим.

 

Юлия Кристева

Из Интервью

 

 

III


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!