Более подробно вопросы данной темы          



                                                      изложены в следующих источниках:

1. 3инин А.М., Кирсанова Л.З. Криминалистическая фотопортретная эксперти­за. М.: ВНИИ МВД РФ, 1991. – 146 с.

2. Зинин А.М. Руководство по портретной экспертизе. М.: ЭКСМО, 2006. - 208 с.

3. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Логинов С.Г. Опознание в практике розыска человека и раскрытия преступлений. – М.: Юрлитинформ, 2006. – 336 с.

4. Криминалистическая техника: Учебник. - М.: Юрлитинформ, 2002. - 608 с.

5. Криминалистика: Учебник для студентов вузов /под ред. А.Ф.Волынского, В.П.Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - С. 287-302.  

6. Осипкин В.Н., Первушина И.Н. Криминалистические аспекты использования субъективного портрета в расследовании уголовных дел // Российский следователь. 2013. № 10. – С. 30-32.

7. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов: Научно-практическое пособие / Под ред. Т.В. Аверьяновой, В.Ф. Статкуса. - М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 724с .

8. Снетков В.А., Виниченко В.Ф., Житников В.С. и др. Криминалистическое описание внешности человека: Учеб. пособие.- М.: МВД СССР,1984.-128с.

Тема 11. Криминалистическая одорология.

Исследование голоса человека.

Основные вопросы

1. Понятие криминалистической одорологии, ее современное со­стояние и направления использования.

2. Понятие и значение криминалистической фоноскопии.

3. Фоноскопическая экспертиза. Решаемые ею вопросы.

 

1. Криминалистическая одорология - учение об использова­нии запахов в целях установления личности, обнаружения человека и иных объектов при раскрытии и расследовании преступлений.

Запах человека собирается в процессе осмотра места происше­ствия и других следственных действий на ворсовую ткань (фланель, байка), стерильные марлевые салфетки, хранится в стерилизован­ных и герметически закрытых стеклянных емкостях. Для сбора за­паха используется также специально разработанная ткань АУТ (ак­тивированная угольная ткань). Сбор запаховых следов осуществля­ется в резиновых перчатках с использованием пинцетов, чтобы предупредить наслоение на следы посторонних запахов.

Консервация запаха может быть произведена также путем упаковывания ткани с собранным запахом в 3 - 4 слоя алюминиевой пищевой фольги в рулоне.

Отбор сравнительных образцов запахов проверяемых лиц осуществляется в порядке ст. 202 УПК РФ. Проверяемому лицу предлагается самому извлечь из стерильной банки несколько лоскутов байки и поместить их под пояс брюк, за ворот или под ман­жеты рубашки. Через 30 - 40 минут эти лоскуты им же снимаются с тела и помещаются в герметически закрываемую стеклянную банку либо упаковываются в фольгу, о чем делается соответствующая надпись на упаковке. Составляется протокол получения образцов в порядке ст. 166, 167 УПК.

На исследование могут быть направлены не только ткани с законсервированным запахом, но и иные предметы - носители запа­ха, обнаруженные на месте происшествия: перчатки, шарфы, шап­ки, иные части одежды, расчески и т.п.

Есть сообщения о возможности идентификации человека по его запаху, содержащемуся в крови, волосах, поте, кромках ногтей, частицах эпителия.

Исследование запаха производится с помощью специально обученных собак и с использованием особой методики в Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ и в некоторых экспертно-криминалистических лабораториях управлений внутренних дел. Приборов, с помощью которых (без использования собак) мог­ло бы быть проведено идентификационное исследование запаха, пока не создано.

Основной вопрос, решаемый одорологической экспертизой (так она называется в нормативных актах МВД России): имеется ли в одорологической пробе, собранной с объекта, или на самом представленном на исследование предмете, запах определенного чело­века?

 

2. Криминалистическая фоноскопия (называемая иногда су­дебной вокалографией) - относительно новая отрасль криминали­стической техники, разрабатывающая методы исследования звуко­вой информации, зафиксированной на фонограмму, и самих средств и условий звукозаписи.

Значение криминалистической фоноскопии постоянно возрас­тает: растет количество “бытовых” звукозаписей, включаемых в сферу уголовного и гражданского судопроизводства; все шире ис­пользуется звукозапись, как средство фиксации особо значимых следственных действий; звукозапись могут осуществлять сотруд­ники частных детективных и охранных организаций; и, наконец, федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” 1995 г. стал правовой основой для получения и использования зву­козаписей, осуществляемых в определенных ситуациях и при опре­деленных условиях.

Применение звукозаписи как дополнительного средства фиксации хода и результатов следственных действий регламентировано УПК РФ (ст. ст. 164, 166 УПК РФ), а также ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности» от 3 апреля 1995 г., «О полиции» 2011 г.

Результаты фоноскопических исследований могут быть ис­пользованы как доказательства, относящиеся к любому элементу предмета доказывания, сформулированного в ст.73 УПК РФ. Не менее важно и их поисковое, ориентирующее значение.

 

3. В производстве фоноскопических экспертиз, кроме крими­налистов могут принимать участие специалисты в области лингвис­тики, психологии, логопедии, электроакустики и других областей знания. По сути эта экспертиза близка к комплексной. Она требует использования сложной и дорогостоящей современной аппаратуры.

Объектом исследования являются: речь человека, записанная на магнитную ленту, видеокассету, диск, проволоку, а также звуко­записывающая и видеоаппаратура.

Методы исследования: спектрографический, языковоизмерительный (опирающийся на достижения языкознания и электрони­ки), аудиометод (идентификация с помощью слуха) и т.д.

Основные решаемые вопросы идентификационного характера:

а) принадлежит ли записанная на фонограмме речь определен­ному лицу?

б) каким из определенных лиц принадлежат те или иные фраг­менты речи, записанной на фонограмме?

в) произведена ли представленная на исследование магнитная запись на конкретном звукозаписывающем аппарате?

г) составляли ли склеенные фрагменты данной магнитной лен­ты ранее одно целое? и т.д.

Вопросы диагностического характера:

1) подвергалась ли представленная фонограмма (видеофоно­грамма) монтажу; если да, то какая часть фонограммы и ка­ким способом подвергалась монтажу?

2) каков тип, класс магнитофона (видеокамеры), на котором произведена запись?

3) сколько лиц участвовало в разговоре, записанном на фоно­грамме?

4) каковы пол, возраст, физические и психические признаки человека, речь которого представлена на фонограмме?

5) является ли представленная магнитная фонограмма (видео­запись) оригиналом или копией?

6) каковы источники и каков характер звуков, сопутствующих предмету основной звукозаписи?

7) каково было эмоциональное состояние лица в момент звуко­записи его речи.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!