Глава 2. Публицистика Александра Николаевича Радищева

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования

Воронежский архитектурно-строительный университет

 

 

               Кафедра «Связи с общественностью»

                                Курсовая работа

 

 

Публицистика А.Н. Радищева

                                            Выполнила:

                                            студентка 1-го курса

                                           международного факультета

                                              Направление «Реклама и связи

                                           с общественностью»                                            

                                            Бессарабова М.В.

 

                                            Научный руководитель:

                                            Доцент кафедры «Связи с                    

                                            с общественностью»

                                            Аксенова О.Н.

 

 

                                    Воронеж 2012


                                     Оглавление

 

Оглавление…………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1. Деятельность Радищева в Екатеринскую эпоху

        §1.1 Первая книга и первое литературное выступление Радищева……………………………………………………………………………….5

           §1.2 Радищев в годы реакции……………………………………………..7

Глава 2. Публицистика Александра Николаевича Радищева…..10

        § 2.1 Ода «Вольность»……………………………………………………10

           § 2.2 Революционная публицистика Радищева…………………………12

           § 2.3 «Путешествие из Петербурга в Москву»…………………………14

Заключение…………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………….21
                                        Введение

Конец XVIII века и начало XIX в русской журналистике характерны тем, что большое внимание в публицистике этого времени уделяется воспитанию гражданского достоинства, доблестей и патриотизма. Одним из основоположников данного направления в отечественной печати является, несомненно, А.Н. Радищев, который в 1789 году в декабрьском номере журнала «Беседующий гражданин» поместил статью, получившую название «Беседа о том, что есть сын Отечества». Здесь он выражает требование борьбы с угнетением русского народа, крепостничеством, которое рьяно охранялось самодержавием в лице Екатерины Великой и помещиками-феодалами. Особенно угнетает автора положение крестьян, которые «уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу…» и призывает образованную молодежь воспитывать в себе благородство, свободолюбие и сочувствие к угнетенным. Подобные утверждения превращали статью Радищева в острую нравственно-политическую, где затронуты вопросы актуальные во многом не только в обществе XVIII-XIX вв., но и в современном.

Довольно велика степень изучения публицистики Радищева. Над этой темой трудились такие известные нам люди, как Н.А. Радищев, Г.П. Макогоненко, А.С. Пушкин и многие другие, на работы которых мы и будем полагаться в разработке данной темы.

Таким образом, целью работы является проследить, как развитие отечественной публицистики повлияло на формирование этических норм гражданина, человека-патриота, а также проанализировать процесс закладывания основ самого профессионального кодекса журналиста и сравнить, как изменились за три века ценности, о которых писал в своих работах Радищев. Данные цели обусловили и соответствующие задачи: выделить и описать те произведения Радищева, которые несут в себе историческую значимость, которые в то время дали толчок к развитию современной журналистике; выявить основные принципы и особенности свойственные публицистике Радищева; показать последствия его произведений в общественных массах.

Объектом нашего исследования является публицистика Александра Николаевича Радищева, то есть его литературные работы, произведения, взгляды. Предметом исследования являются работы, написанные Радищевым. При написании курсовой работы были использованы методы системного, структурно-эмоционального, сравнительного анализа и теоретического обобщения.

Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам, состоит из введения, 2-х глав (в 1-ой главе 2 параграфа, во 2-ой главе 3 параграфа), заключения, списка литературы, состоящего из 8 наименований.

В первой главе «Деятельность Радищева в Екатеринскую эпоху» рассматривается сначала первые произведения Радищева и выступления, Радищев в годы реакции. Во второй же главе мы рассматриваем такие произведения, по которым можно судить о Радищеве: ода «Вольность», «Житие Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву». Мы вспоминаем самые запоминающиеся сцены произведения, и делаем выводы о то, как данные работы повлияли на журналистский стиль в те годы.

 


Глава 1. Деятельность Радищева в Екатерининскую эпоху

§ 1.1 Первая книга и первое литературное выступление Радищева

В 70-ые годы XYIII века началась литературная деятельность Радищева. Первое его общественное выступление состоялось после возвращения из Лейпцига, куда он был направлен Екатериной II для «изучения юридических наук», с французским переводом книги Мабли «Размышления о греческой истории». Под переводом Радищева книга приобрела не много другое название, а именно: «Размышления о греческой истории, или о причинах благоденствия и несчастия греков».

Радищев связывает литературу с освободительным движением и революционной мыслью, он проявляет большой интерес к социально-политическим проблемам русской жизни, именно поэтому его внимание привлекает именно сочинения Мабли, с работами которого он познакомился еще, будучи в Лейпциге. Мабли был не просто историк, публицист и политический мыслитель, он так же был ярым противником просвещенного абсолютизма, в некоторых работах он проповедует коммунистические теории. К сведению, Радищев управляло не только то, что их взгляды с Мабли были схожи, но и другие события, происходившие в России тогда. В 1768-1774 в России происходила война с Турцией, и как раз в то время греческий народ находился в рабстве Турции, и это наталкивало Радищева на мысль о рабстве русских народов, что делало вопрос актуальным и жарко обсуждающимся в те годы в нашей стране.

Радищев не просто перевел книгу Мабли, он ввел в ней свои примечания, которые известны нам и сейчас. Он очень смело высказывается по тем временам, одно из самых запоминающихся высказываний: «Самодержавство — есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Понятия «despotism» (необходимо заметить, что Мабли различал две формы абсолютной власти — монархию и деспотию), на русский язык Радищев перевел его термином «самодержавство». Вот в этих примерах мы видим, что Радищев имел революционный настрой, был не доволен тем, строем, который существовал в России в то время, в этой его работе мы видим, что он ведет активную борьбу с политикой самодержавия, которую проводила Екатерина в те годы.

Впервые выступил с переводом Радищев в 1771 году, но напечатан он был только в 1773 в Петербурге. Тираж книги составлял 650 экземпляров. В архиве академии наук даже имеются 2 расписки о получении гонорара Радищевым от 7 мая 1773 г. в получении аванса – 60 рублей, и от 6 декабря 1773 г. в получении остальных 45 рублей. [1]

Текст расписок таков:

«1773 года мая 7 дня за переведенную мною книгу размышления о Греках чрез Мабли, получил я в зачет пол суммы шестьдесят рублей. Титулярный советник Александр Радищев».

«1773 года декабря 6. дня за переведенную мною книгу размышления о Греках Г. аббата де Мабли принял я от собрания остальные деньги сорок пять рублей, в чем и расписываюсь. Штаба Его Сиятельства Графа  Якова Александровича  Брюса обер аудитор Александр Радищев».[2]

Данная книга является большой библиографической редкостью, скорее всего потому, что в годы, когда Радищев написал «Путешествие из Петербурга в Москву», и начали изыматься и уничтожаться все его печатные произведения, то данный перевод практически стерли с лица земли, работ Радищева остались единицы. Сейчас даже те люди, которые работают с антикварными книгами, редко держат в руках работы Радищева.

§1.2 Радищев в годы реакции

Из истории России мы помним, что Пугачевское восстание происходило в 1773-1775, и как раз в это время и выходит перевод Радищева, о котором говорится выше, где прослеживается явная, критика, отрицание, провозглашенного Екатериной II «просвещенного абсолютизма». Именно поэтому до 1789 перестаем видеть печатные издания Радищева, в эти годы в его жизни происходят многие важные события.

 В 1775 он встретил свою будущую жену Анну Васильевну, с которой его познакомил товарищ по Лейпцигу-Рубановский, в том же году он женился на ней. В том же году он уходит в отставку по семейным обстоятельствам с чином армии секунд-майора, но в 1777 он возвращается на службу в Петербург по рекомендации графа А.Р.Воронцова на этот раз в государственную Коммерц-коллегию на асессорскую должность. Радищев не был похож на типичных чиновников того времени, он заявил о себе как о твердом человеке, справедливом, не берущим взятки. Он рассматривал все дела осознанно, честно, был случай, когда он спас группу людей от тяжелого наказания, внимательно ознакомившись, с их делом и Воронцов согласился с ним. Из Коммерц-коллегии Радищев в 1788 году по рекомендации А.Р. Воронцова был переведен в петербургскую таможню, помощником управляющего, а потом (с 1790 года) и управляющим. На работе он также рекомендовал себя как честного человека, осознанного подходящего в работе. Одновременно он принимал участие в работе Комиссии о коммерции, был членом казенной палаты Петербургского губернского правления.

В 1783 году умирает его любимая жена Рубановская Анна Васильевна, он тяжело переносит утрату, в этот момент мы начинаем вновь слышать о его произведениях, но все также не печатавшихся где-либо. В 1784 году вступил в «Общество друзей словесных наук», где приобрел большой авторитет. В эти годы он активно занимался литературным трудом: написал «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу», оду «Вольность». Поговорим о некоторых из произведений, написанных в те годы.

«Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего» - вот полное название произведения, написанного 8 августа 1782 года, и посвящено описанию открытия в Петербурге памятника Петру I работы Фальконета. Данное событие помогло Радищеву в письме выразить свои гражданские и революционные мысли по поводу самодержавной власти. Данное письмо своим жанром так и просилось на страницы газет, но те мысли, которые высказывает Радищев в письме, не могли никаким образом появиться в печати, письмо было напечатано только после появления у Радищева домашней типографии. В первой части письма Александр Николаевич рассказывает о памятнике как о произведении искусства. Радищев даёт истолкование каждой детали: «Но позволь отгадать мне мысли творца образа Петрова. Крутизна горы суть препятствия, кои Пётр имел, производя в действо свои намерения; змея, в пути лежащая, коварство и злоба, искавшие кончины его за введение новых нравов». Радищев признает заслуги Петра I, видит в нем «мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно». Но так, же Петр удостаивается и критики Радищева, как властный самодержец, он «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества", закрепостил его под скипетром монарха и сделал свободу недосягаемой пока мечтой. Александр Николаевич уверен, что Петр мог бы быть лучше, если бы, «возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную», т.е. дав свободу русским людям»

Так же стоит обсудить еще одно произведение Радищева, которое запомнилось в эти годы - это «Слово о Ломоносове», которое так же отличается от похвальных речей, которые писали в те годы.  Данное произведение Ломоносов начал писать в 1780, а закончил его только к 1788. «Слово о Ломоносове» построено как панегирик жизни и деятельности великого мыслителя песнь о заслуге к обществу. Он подошел в характеристике Ломоносова весьма разносторонне. Он восхвалял Ломоносова за гуманизм к обществу, восхвалял его за то, что тот боролся за национальный литературный русский язык, но он корит его за хвалебный тон его од, хотя прекрасно понимает и сам пишет, что другого выхода, другой формы написания Ломоносов просто не имел права. Так же необходимо сказать, что именно это произведение послужит концовкой «Путешествия из Петербурга в Москву», которое бурно обсуждалось, когда его выпустили в свет и о котором мы поговорим позже.

 

Глава 2. Публицистика Александра Николаевича Радищева

                   §2.1 Ода «Вольность»

Следующим произведение Радищева стала ода «Вольность», написанная с 1781 по 1783 годы. Ода являлась первым революционным стихотворением, она было еще более резкой и прямой и в ней уже более подробно раскрывалось то, что Радищев отметил в примечаниях книги Мабли. Он с первых же строф приветствует американский народ, славит их революцию. Ода — произведение огромного философского и политического содержания, в ней была изложена теория народной революции. В оде Радищев развивает теорию государственной власти, основанной на главенстве народа, он убеждает народ бороться за свою свободу, за то что бы вольность восторжествовала. Свобода, в терминологии 18 века – вольность, лежит в основе исторического прогресса. Однако это естественное право человека, данное ему от рождения, зачастую уничтожается высшей властью. И главной задачей народа, по словам Радищева, является именно отстаивание своей свободы, ведь это высшая ценность любого народа. Радищев приводит исторические примеры о том, как народ казнил английского короля Карла I ,во время буржуазной английской революции XVII века, Александр Николаевич осуждает его, за то, что тот захватил всю верховную власть. Но отнюдь не исторические примеры интересуют Радищева, ему нужна современность, а именно правление Екатерины II. Он считает, что она угнетает русский народ, забирая у него свободу мысли, слова. И Радищев полностью уверен, что общество имеет права призвать ее к ответу за содеянное. Но Радищев, так же, прекрасно понимает, что к революции народ еще совсем не готов, что не пришло еще время покарать императрицу за все ее ошибки, но он уверен, что придет тот час, когда народ прозреет и восстанет и свергнет «хищного волка» с престола. Радищев критикует не только власть императрицы, но и власть религии, которая, как он говорит, объединилась с самодержавием и под призмой власти божьей угнетает народ. Единственным настоящим источником силы, богатства, процветания государства является сам народ, именно так считает Радищев. Создавая оду, пробуя свои силы в поэзии, писатель должен был «вдаваться в области неизведанные», прокладывать пути русскому революционному стихотворству. Он избрал жанр оды, который получил широкое распространение в европейском и русском классицизме. В одах раскрывалась высокая, торжественная тема, причем, как правило, высокое определялось тем, что было посвящено богу и царю. Но как мы увидели, Радищев воспевает не царя, не бога, а народ-вот что являлось главной движущей силой. Он создает новую ценность это движения народа к свободе, ко всему прекрасному.

 Ода Радищева «Вольность» глубоко лирична, она воссоздает духовный облик автора — первого русского революционера. Небывалым предстал нравственный мир личности, избравшей для себя жребий «прорицателя вольности». Ненавистник рабства, он мечтал — и это была мечта о революции в России, о «дне, избраннейшем всех дней». То, что Радищев сделал народ единственной движущей силой, было ново, необычно для литературы XVIII века, тогда было общепринято, что историю делали цари, вельможи, но отнюдь не народ. В оде мы видим исключительную смелость, зрелость, проницательность исторической мысли автора. Также ода стала одним из главных зажигателей революции, оружием, которое помогало народу в борьбе с царской властью.

Ода «Вольность» является не только сильнейшим гражданским, но единственном в XVIII веке революционном произведением, которое дало начало всей революционной поэзии в России.

  § 2.2 Революционная публицистика Радищева

Вся революционная публицистика Радищева началась именно с оды «Вольность», которая впоследствии была включена в самое яркое его революционное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», о котором мы поговорим в следующем параграфе. Также в революционную публицистику входит и «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», которое мы обсудили ранее, но это далеко не все произведения, в которых Радищев высказывал свои революционные мысли и идеи.

Как мы знаем, произведения Радищева редко печатались из-за его критики высшей власти, именно поэтому он вступает в «Общество друзей словесных наук». Он оказал в этом обществе определенное влияние, так как во главе кружка стоял масон-мистик Антоновский, стремившийся сообщить его деятельности реакционно-охранительное направление, с чем Радищев стал вести решительную борьбу. Так же он был связан с кружком И.Г. Рахманинова, в котором был тогда еще только начинающий писатель И.А. Крылов.

В 1789 Крылову удалось открыть журнал «Почта духов», но, к сожалению, он просуществовал всего 5 месяцев, так как письма, которые в нем печатались, были слишком близки по взглядам к Радищевским, но он не был их автором. К счастью, вскоре и Радищев нашел себе путь, что бы печататься.

 Наполненное революционными идеями произведение «Беседа о том, что есть сын Отечества», он все-таки вскоре напечатал. В данном произведении Радищев высказал мысль о том, что не всякий есть сын Отечества, многих дворян он как раз совершенно не считал таковыми, говоря, что они лишь горе проливают на нашу землю, но читая произведение понятно, что он сюда приписывал помимо всех дворян и саму Екатерину. Так же он высказывает здесь идеи об отмене крепостного права, так как говорит, что раб, не может быть сыном Отечества, и поэтому требовал превращение раба в человека. Одной из утверждений тех лет было то, что только дворянин мог быть носителем чести, но и это Александр Николаевич опровергает, он считает, что всякий человек носитель чести, и только лишь узы рабства угнетают природу человека, именно поэтому он требовал поскорее сорвать эти узы. И еще одну очень важную мысль высказывает Радищев в «Беседе…», он дает определение патриотизму, он говорит, что всякая служба Отечеству благородная, то есть не существует низкого состояния в служении Отечеству, вся она во имя его.

Хотелось бы вспомнить еще одно революционное произведение Радищева «Житие Ушакова». Данное произведение является автобиографично и повествует о времени, когда он жил в Лейпциге и о его товарищах во главе с Ушаковым. Проблема воспитания нового человека, гражданина-патриота, но уже активного борца с угнетателями решалась в «Житии Ф. В. Ушакова» на конкретном материале из жизни самого автора и его товарищей по Лейпцигскому университету. Центральный («знаменитейший») эпизод этой повести, обычно именуемый в литературе о Радищеве «бунтом» студентов, писатель называет «происшествием, которое для всех нас (русских студентов.) было деятельною наукой нравственности во многих отношениях». Воздействие этого события на формирование мировоззрения своих товарищей Радищев, пожалуй, даже переоценил: он продолжал считать А. М. Кутузова, ставшего видным масоном с весьма умеренными, скорее консервативными взглядами, не только своим другом, но в какой-то степени единомышленником, посвятив ему и «Житие Ф. В. Ушакова», и «Путешествие из Петербурга в Москву»

 

 

             §2.3 «Путешествие из Петербурга в Москву»

Ну и наконец, мы приступаем к рассмотрению самой главной, известной работы Радищева, она является единственной для своего времени книгой по широте охвата явлений современной русской действительности, произведение несет в себе сильнейшие революционные идеи, которое положило начало борьбы народа против высшей власти. Но обо всем по порядку.

 Для начала мы узнаем, как такое произведение, такой направленности могло попасть в печать. Радищев использовал хитрый метод. Форму романа в путевых заметках Радищев позаимствовал у английского писателя Лоренса Стерна. Эта форма является способом изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России. Благодаря этому книга смогла пройти цензуру: Рылеев-цензор просмотрел только содержание, а так как главы романа называются по городам, то он счёл эту книгу путеводителем и пропустил её без прочтения. Печаталась книга в домашней типографии.

Как только общество узнала о выходе такой книги небывалой по смелости и прямоте постановки самых острых и наболевших вопросах России, она тут же стала популярной. Произведение дошло и до Екатерины II, которая, как мы все понимаем, была не довольна, сделала множество замечаний, которые послужили помощью впоследствии расправы над Радищевым.

Еще один интересный факт, это то, что Радищев на протяжении долгих лет собирал материал, но поводом для выхода в свет послужило широко известно и разрекламированное в те года путешествие Екатерины II весной и летом 1787 года на юг России – в Новороссию и Крым. Екатерину сопровождала ее свита. На это было потрачено уйму денег, тяжесть от этого похода легла на простой народ, начали писать о процветании народа под руководством прекрасной Екатерины. Этот обман заставил Радищева показать, что в действительности происходит в жизни крестьян, он решился показать подлинную жизнь крестьян.

Одной из главных проблем, затрагиваемых Радищевым в «Путешествии» является проблема крепостничества, она рассматривается со всех сторон: для экономики это был минус в том, что крестьянин работал усердно лишь на своей земле, но не как не на земле помещика, что приводило к отсталости страны; также с юридической точки зрения мы видим эту проблему в том, что крестьянин не образован, помещик ему главный истец и судья, а у крестьянина совершенно никаких прав. Один из главных плюсов произведения это то, что это не просто выдуманный рассказ Радищева, он настаивает на том, что многие истории взяты из жизни, что он видел их собственными глазами. Перед нами предстают люди всех слоев общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне. Форма путевого дневника позволяла Радищеву глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного. Радищев пытается в произведении показать, все как есть, без прикрас, что делает произведение еще более реалистичным.

Начинается произведение с музыкально вступления, с заунывной песни ямщика, которая сразу показывает нам душевную скорбь русского народа. Эта песня задает ритм всему произведению: печальный, грустный, нерадостный. Самая скандальная глава произведения это «Спасская полесть», где Радищеву снится сон, в котором он представлен всесильным правителем. Этот сон являет ему странницу Прямовзору, она снимает с его глаз бельма, мешающие видеть правду. То есть, мы понимаем, что это сравнение, и данная глава ярко иллюстрирует образ Екатерины. Радищев показывает несоответствие между словами и делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасад империи скрывает за собой ужасные картины угнетения. Прямовзора обращается к царю со словами презрения и гнева: «Ведай, что ты… первейший разбойник, первейший предатель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого». Тема обличия «злых» царей была довольно популярна в русской литературе в те года, но там было разделение на плохих и хороших царей, но Радищев дает ясно понять, что царская власть это уже зло, какой бы она ни была. Так же Радищев призывает крестьян защищаться, отвечать ударом на удар, этому посвящена глава «Зайцеве». Приятель Радищева Крестьянкин, некогда служившего, а потом вышедшего в отставку. Крестьянкин, очень совестливый и сердечный человек, был председателем уголовной палаты, но оставил должность, видя тщету своих стараний. Крестьянкин рассказывает о некоем дворянине, начавшем свою карьеру придворным истопником, повествует о зверствах этого бессовестного человека. Крестьяне не выдержали издевательств помещичьей семьи и убили всех. Крестьянкин оправдал «виновных», доведенных помещиком до смертоубийства. Как ни боролся за справедливое решение этого дела Крестьянкин, ничего не получилось. Их казнили. А он вышел в отставку, дабы не быть соучастником этого злодейства. В некоторых главах Радищев пытался убедить дворян, что отмена крепостного права будет плюсом и для них. Но как мы понимаем, произведение было написано не для того, что бы подействовать на высшую власть, она была написана для того, что бы крестьяне взбунтовались, увидели свое реальное положение, и не ждали милости от царицы. Начинается «Путешествие» песней ямщика, а заканчивается «Словом о Ломоносове» и это не случайно, это детально продуманная концовка, суть ее заключается в том, что Ломоносов выходец из среднего общества добился высоких результатов, это было живое подтверждение тому, что крестьян есть шанс, есть надежда, что они должны бороться. Произведение предопределило дальнейшее историческое развитие, дало революционный толчок

«Путешествие из Петербурга в Москву», что характерно для поэтики путевых записок, - огромный и пёстрый мир, многоликий и многоголосый, познавая который, герой Радищева обретает истинное знание жизни. Ощущение сложности, мозаичности картины мира усиливает включение в книгу различных жанров фольклора, древнерусской литературы, новой русской литературы XVIII века, а также жанров деловой и научно-публицистической прозы. При этом «Путешествие» Радищева не хаотическое нагромождение разнородных жанровых образований, а стройная художественная система, где каждый элемент занимает строго отведенное для него место и выражает определенную мысль автора, участвуя в развитии авторской концепции мира и человека. Наглядно представить жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» поможет опорный конспект-схема Жанровое своеобразие «Путешествия»

    В ряду русских литературных «путешествий» XVIII столетия книга Александра Радищева занимает особое место: с одной стороны, она завершает многовековую историю жанра путевых записок, с другой - разрушает каноны жанра и выходит за границы собственно путевой литературы. В «Путешествии из Петербурга в Москву» находятся в органическом единстве литература и история, социология и публицистика, ораторская проза и сатира, рационализм мышления и сентиментальная чувствительность. Грандиозность и необычность замысла (познание России в её прошлом, настоящем и будущем) требовали от писателя новой формы, которая обладала бы широтой и масштабностью изображения действительности, глубиной социального и психологического анализа, давала бы возможность проследить становление и развитие характера человека. Вот почему книга Радищева лежит на стыке традиций путевой литературы и традиций романа повествования, без неё нельзя представить себе историю русского реалистического романа.

 

 

                              Заключение

Как ни значительна и даже велика роль Радищева в развитии социально-политической мысли в России, было бы очень неверно весь интерес к Радищеву связывать лишь с этой стороной его деятельности. Тяжелая судьба Радищева дает ему, конечно, право на исключительное внимание историков русского национального движения в XVIII веке — он, бесспорно, является вершиной этого движения, как яркий и горячий представитель радикализма

Значение творчества Радищева в целом не получило достойной оценки, но одно остается бесспорным: Радищев, разработавший черты нового литературного героя, испытавший новые жанрово-стилистические формы был одним из зачинателей литературы русского сентиментализма.

Но очень важную роль Радищев все же сыграл в журналистике. В те годы правительство зорко следило за тем, что бы в журналах не печатались ни либеральные, а особенно ни революционные идеи, но Радищев смог сломать эту грань, тем самым показал, что журналы могут стоять не только на стороне государства, но и на стороне русского народа.

Также с помощью Радищева определились 2 основные линии журналистики: монархическая, крепостническая и оппозиционная; антикрепостническая и антимонархическая тоже частично появлялась.

Трудами Радищева и Ломоносова был сформулирован первый кодекс передового журналиста. Они завещали последующим поколениям журналистов правдивость, гражданское достоинство, скромность как непременные профессиональные качества.

Список использованной литературы

1. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект, 4-е изд./Б.И. Есин. –М.: Флинта: Наука,2000

2. История русской журналистики XVII-XIX веков /под ред. проф. А.В. Западова. - М.:  Высшая школа,1973.

3. Макогоненко, Г.П. Радищев и его время / Г.П. Макогоненко.- М.: Гослитиздат,1956.-774 с.

4. Пушкин, А.С. Критика и публицистика / А.С. Пушкин.- М.: Государственное издательство художественной литературы,1959.

5. Радищев, Н.А. О жизни и сочинениях А.Н. Радищева/ Н.А. Радищев, сообщ. Н.П. Барсуков // Русская старина,1872.-Т.6.-№11.- с. 573-581

6. Роль Радищева в формировании публицистического языка [электронный ресурс].- режим доступа : http://www.blog-stihov.ru/radichev-rus-jaz3/

7. Русская журналистика последней четверти XVIII века. Редакторско-издательская деятельность и публицистика А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина [электронный ресурс].- режим доступа: http://jyrnalistedu.ru/gos-2/78-russkaya-zhurnalistika-poslednej-chetverti-xviii-veka-redaktorsko.html

8. Чернышева, Н.И. Первые русский журналисты, государственные деятели, дипломаты и писатели учеб. Пособие / Н.И. Чернышева.- М.: МГИМО – университет,2009.


[1] В. П. Семенников. Собрание, старающееся о переводе иностранных книг. СПб., 1913, стр. 47.

[2] Архив Академии Наук СССР, фонд 3, опись 22, № 3, лл. 8 – 9


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1641; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!