Развитие криминальной субкультуры в современной России



 

Надо сказать, что в последние десятилетия произошли существенные перемены в отношении общества к преступности и ее проявлениям. Криминальная субкультура, о которой раньше предпочитали не говорить, в настоящее время получила легальный статус наряду с общей культурой. Некоторые утверждают, что это часть общей культуры и нет ничего страшного в том, что общество будет знать некоторые постулаты криминальной субкультуры. Между тем, не учитывается самое главное − криминальная субкультура – это не часть общей культуры, а ее прямой антипод. Кроме того, по своей природе она социально агрессивна. Представители криминальной субкультуры не жалеют ни сил, ни средств для того, чтобы вытеснить лучшие вековые традиции культурного наследия человечества и подменить их суррогатом сомнительных произведений так называемого тюремного искусства. При этом подмена понятий происходит в завуалированных формах, откровенно уголовные песни называются почему-то «бытовыми» песнями, уголовный жаргон и терминология – «бытовым» разговором. Никого не удивляет, что ведущие журналисты разговаривают со своими читателями на страницах газет и по телевидению на полублатном языке. Тюремный термин «беспредел» стал общеупотребительным. Я уже не говорю о том, что массовыми тиражами выходят книги, написанные на матерном языке. В игровых фильмах актеры позволяют себе нецензурно выражаться, чтобы, как говорят режиссеры, приблизить экранную жизнь героев к реальной.

Криминальная (делинквентная) субкультура пока еще не стала, но становится составной частью нашей жизни. С экранов телевизоров нас пугают бесконечные сериалы о жизни бандитских группировок, в радиоэфире не смолкает «блатная» (уголовная) музыка, которая называется теперь «бытовой». Спонсоры, о происхождении денег которых можно только догадываться, организовали выход в эфир и регулярную работу специфической радиостанции – «Шансон». Само название радиостанции, учитывая ее содержательную сторону, выглядит некорректно. Шансон (от франц. chanson) – французская народная песня XV−XVI вв., профессионально полифоническая, которая исполнялась хором, обычно из числа ремесленников, во время работы. (Полифония – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. В XV−XVI вв. получила распространение хоровая полифония строгого стиля, основанная на диатонике простых по интонациям и ритмике темах. На смену ей пришла полифония свободного стиля, зачастую инструментальная, с применением главным образом мажора и минора, сложных по интонациям и ритмике тем.)

В этом смысле, наверное, отечественные бурлаки являлись непосредственными исполнителями шансона. В современном французском языке шансон − это современная эстрадная, обычно авторская, песня из репертуара шансонье, т.е. тех лиц, которые пишут песни и сами их исполняют. У нас такие песни называются авторскими и к блатным они не имеют отношения. Исходя из этого, скорее радиостанцию следовало бы назвать − «Шансонеткой». Шансонетка (от франц. chansonnette) – песенка игривого, часто фривольного содержания, исполняемая обычно дамой, зачастую легкого поведения. Исполнительниц таких песенок в ресторанах и кафе называли шансонетками. Видимо, название «шансонетка» для организаторов радиостанции показалось слишком легкомысленным и двусмысленным. Между прочим, в этом также проявляется определенное лицемерие представителей криминальной субкультуры − обвиняя всех и вся в лживости, они сами действуют по принципу обмана и двуличия.

На развитие и распространение криминальной субкультуры в настоящее время оказывают непосредственное влияние разрушительные общесоциальные процессы:

1) безумное уничтожение собственной национальной культуры;

2) крушение идеалов молодежи;

3) дезорганизация и разбалансирование всех общественных институтов;

4) деидеологизация;

5) разрушение школьного среднего образования

При этом нужно подчеркнуть, что процессы, связанные с деидеологизацией, получили довольно неожиданное развитие. Возникший вакуум в области идеологии оказался ничем не заполненным. И у нас выросло целое поколение, для которого идеологией является отсутствие идеологии!

Удивляет в этой связи массовое внедрение в сознание граждан чуждых нам вещей. Разнообразные телевизионные игры («Слабое звено», «Последний герой», «За стеклом» и т.п.) построены на принципах личной победы ценой уничтожения своего товарища. При этом во все времена, даже среди некоторой части преступников, девиз был другой − сам погибай, а товарища выручай! Поэтому победу в Великой Отечественной войне одержали мы, а не наши враги.

Как справедливо говорит В.Н. Кудрявцев, на современной криминальной субкультуре особо сказались два обстоятельства. Во-первых, произошло массовое вытеснение прежних «воров в законе» и присущих им взглядов и традиций новым поколением преступников, которые не изолируются от общей социальной среды, но, наоборот, активно в нее внедряются, привнося свои новые «правила игры». Во-вторых, наблюдается сближение преступной субкультуры с нравами современного кризисного общества, в котором «идет война всех против всех», что очень устраивает представителей воровского мира.

Распространению криминальной субкультуры способствует рост количества детективной литературы, детективных фильмов, в которых смакуются элементы преступной деятельности, роль, место, значение и влияние каждого члена преступного сообщества на общественную жизнь, причем, в основном, путем преувеличения такого влияния. Приходится слышать, что американское общество пережило фильм «Крестный отец», который не оказал на него негативного влияния, но зато стал шедевром мирового киноискусства. В этом проявляется двойное лукавство. Во-первых, как только фильм вышел на большой экран, вокруг него разгорелись жаркие споры, и большинство не только криминологов, но и общественных деятелей и авторитетных представителей культурной элиты указывали, да и сейчас указывают на серьезные негативные элементы фильма. Прежде всего, речь идет об определенной идеализации мафиозного мира и откровенном сочувствии и автора сценария Марио Пьюзо, и режиссера Фрэнсиса Копполы к экранному герою − крестному отцу. Во-вторых, и это самое главное, фильм имел ретроспективную основу и снимался, а тем более показывался в то время, когда наиболее одиозные «мафиози» сидели в тюрьмах США, а большинство самых опасных преступных группировок (murder corporation) были разгромлены. Более того, в 1930−1940-х гг., когда действительно в США хозяйничали преступные кланы, существовало негласное правило − нельзя было показывать полицейских в негативном плане, и в фильмах полицейские всегда побеждали преступников.

Другая причина распространения криминальной субкультуры – миграционные процессы, которые начались в связи с великим переселением молодежи на «стройки коммунизма», и продолжаются сейчас, но уже в связи с распадом некогда единой страны. Что касается «строек коммунизма», то, к сожалению, этой проблеме никогда не уделялось должного внимания. Не секрет, что, помимо комсомольских активистов, на эти стройки в основном направлялись условно освобожденные и условно осужденные лица из числа молодежи. Условия быта и работы были не самые идеальные, а надлежащая профилактическая работа с указанным контингентом практически не велась. Строго говоря, эти стройки были разновидностью каторжных работ, с тем только условием, что за работу платили вполне приличную заработную плату. Но благодаря недальновидной социальной политике, молодежная и криминальная субкультуры в местах больших строек создавали особый социально-психологический климат.

Самое ужасное, что криминальная субкультура непосредственно связана с несовершеннолетними и молодежью, имеющими криминальную направленность. Нормы и ценности криминальной субкультуры являются мощными регуляторами индивидуального поведения, обладают высочайшей степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания, прессинга, постоянно создающими ситуацию фрустрации и психической травмы для молодого человека. Референтная группа, согласно Д. Глассеру, − это группа, на которую человек ориентируется и которая служит ему эталоном, независимо от того, хочет он к ней принадлежать или нет. М. Шериф полагает, что нормы и ценности референтной группы являются для человека главными ориентирами, в соответствии с которыми он организует свою жизнь. В свою очередь М.Р. Хэскелл говорил, что уличная группа, совершающая противоправные деяния, и которая становится референтной группой для подростка, принадлежит к делинквентной (криминальной) субкультуре.

«Тусовочная» молодежная субкультура является копилкой криминального опыта, регулятором деятельности несовершеннолетних делинквентных подростков, одобряя один тип поведения (как правило, противоправный) и пресекая другой (социально полезный).

Особенность криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних правонарушителей состоит в том, что в ней постоянно обновляются и совершенствуются нормы и ценности преступной среды. Около 60% участников молодежной тусовки психологически готовы к употреблению алкоголя, 8% − к употреблению наркотиков, 5% − к употреблению токсических веществ. Только 36% из них имеют самостоятельный заработок. Без преувеличения можно сказать, что криминальная субкультура – основной механизм криминализации молодежной среды.

 


Заключение

 

Преступность - извечное негативное социальное явление. О ее искоренении могут говорить только малосведущие люди. Каков порядок жизни в данном обществе, таков и порядок нарушения его основных устоев. Причиной преступности является все то, что препятствует нормальному функционированию данного общества. Так, дисфункция экономических и социальных структур немедленно порождает всплеск теневой, криминальной, экономки. Дисфункция политических, властных институтов ведет к резкому возрастанию должностной преступности. Типообразование преступников определяется социальной анатомией данного общества, устойчивый преступник - носитель типичных социальных дефектов данного общества, наложенных на индивидуально-психологические особенности его личности.

Криминальная субкультура не является частью общей культуры, а является ее антиподом, паразитирует на ее достижениях, превращая действительно культурные ценности и достижения человечества в их суррогат. Более правильно криминальную субкультуру следует называть девиантной субкультурой. Девиантная субкультура развивается параллельно официальным правилам и нормам, она является как бы тенью официальной культуры. Следовательно, сама постановка вопроса о криминальной субкультуре является не более чем попыткой заретушировать действительную проблему проникновения криминального образа жизни в повседневную действительность. Я называю это ползучей криминальной девиантной культурной революцией.

Сама криминальная субкультура нередко преподносится как образец честного отношения к людям, в отличие от официальной культуры, которая пронизана духом цинизма и лицемерия. При этом упускается из виду тот важный факт, что в уголовном мире понятие честности не существует. Честность может быть применима преступниками только к самим себе, в том смысле, что они знают, что нарушают закон. Сама честность как некая абстрактная категория понимается в криминальном мире как способ выжить в конкретной ситуации. Криминальная субкультура паразитирует на общечеловеческих нормах: чувство гражданского долга подменяется понятием долга воровского, товарищество – круговой порукой, дружба – преданностью воровской группе.

 


Список литературы

1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000.

2. Белик А.А. Культурология. М., 1999.

3. Гуров А.И. Профессиональная преступность. М., 1990.

4. Еникеев М.И. Криминальная психология. // Юридическая психология, 2006 № 4.

5. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. Под ред. И.И. Карпеца. М., 1990.

6. Криминология. Под ред. В.Д. Малкова. М., 2004.

7. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.

8. Культурология. Под ред. А.Н. Марковой. М., 1998.

9. Культурология. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.

10. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология. М., 1998.

11. Фокс В. Введение в криминологию. М., 1985.

12. Энциклопедический словарь по культурологи. Ростов-на-Дону, 1997.

Размещено на Allbest.ru


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!