Вопрос. основные идеи философии эпохи возрождения



В конце 14 века наступает кризис схоластики и средневековой философии, в результате чего появляются новые тенденции в европейской культуре: протест против старого мира и его философии, рождается новое умонастроение. В Италии зарождается переходная эпоха, характеризующаяся непосредственным обращением к культуре античности и новой картиной мира, в центре которой был человек. С 15 в. основные характеристики Возрождения распространились на всю Европу. Само понятие «Возрождение»возникло в Италии в 16 в. (Дж.Вазари) как самоосмысление эпохи (сознательное возрождение античного образа жизни, способа мышления, образа человека и мира, рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства), противопоставляющей себя средневековью (от ценностей религии – к ценностям светской философии). С 19 в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин "Ренессанс".

Несмотря на осмысленную ориентацию на античность, Возрождение, разумеется, не могло стать абсолютным повторением этой культуры, т.к. явилось результатом развития средневековой христианской культуры. Кроме того, в центре внимания ренессансного мышления оказывается не Космос, а человек, поэтому его главная характеристика - антропоцентризм. 1.Основные черты философии эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, индивидуально-личностное начало, активно-преобразующее отношение к миру, пантеизм, натурфилософия, секуляризация, художественно-эстетическая направленность.

Гуманизм(от лат. humanus – человечный).Происходит возрождение латинского понятия «studia humanitatis» - комплекса наук о человеке, «гуманитарных знаний». Термином «humanitas» - «человеческий, человечный, образованный» древнеримские философы Цицерон и Тацит выражали качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Понятие «гуманизм» включает в себя уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской философии. Итальянские гуманисты считали человека не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но центральным звеном бытия. Гуманистическим называют первый период Возрождения (середина 14- 15 вв.). Знаменитые гуманисты эпохи: Данте, Петрарка, Боккаччо, Фацио, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Манетти, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (Италия); Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский.


Антропоцентризм. В отличие от христианской теоцентрической философии средневековья, Возрождение (узловой проблемой которого становится человек) считается эпохой антропоцентризма.

Открытие человеческой индивидуальности. В среде гуманистов возникает новый идеал человека, наделенного разумом, достоинством, беспредельной свободой и безграничными творческими возможностями. Ценность отдельного человека возрастает, формируется характерное для современной западной культуры индивидуально-личностное начало. Ренессансный идеал личности: разносторонность, самостоятельность, активность, свобода, творчество и универсальность. Человек, осознающий себя творцом собственной жизни и судьбы, неограниченным господином природы, культивирует активно-преобразующее отношение к миру,что позволило О.Шпенглеру назвать эту эпоху «фаустовской».

Разносторонность как идеал возрожденческой личности воплощают многие деятели этого периода. Так, Леон Баттиста Альберти (1404-1472) был художником, теоретиком архитектуры, живописи и ваяния, математиком, картографом, философом, этиком, эстетиком, педагогом. Подобный широкий круг интересов и знаний отличал и других творцов, которые сплачивались в так называемые кружки гуманистов, возникшие в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Эти оппозиционные традиционным средневековым центрам церковной культуры союзы определили элитарный характер Возрожденияи зарождение светской интеллигенции.

Пантеизм. Основным принципом ренессансного мировоззрения является принцип пантеизма (от греч.«пан» – все, «теос» – бог, «бог везде», «бог во всем»). Представление о слиянии Бога с Миром приводит к отождествлению понятий «Природа» и «Бог». Человек оказывается малым богом, который со-творит Богу большому, спорит с ним и соревнуется в творчестве. Эпоха Возрождения принимает божественную природу человека, оправдывая и возвышая человека, возвращается в материальный мир. Задачей философии становится признание единства природного, сотворенного и Божественного, небесного, их вечной гармонии. Решение подобной задачи требует не строгой понятийной формы схоластической философии, асинтеза философии и искусства, культа художника-творца. Ренессанс - не научно-техническая, а художественно-эстетическая эпоха по преимуществу. Центр интересов деятелей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) считал живопись главной из наук, а опытное знание – основой человеческого познания: «Опыт - отец всякой достоверности», «Все наше познание начинается с ощущений», «Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения».Кроме того, воплощенный в живописи культ телесной красоты человека, неразрывно связан с антропоцентризмом. Гуманистические представления о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, идеалы жизнеутверждающей красоты воплощены в творчестве итальянских живописцев Сандро Ботичелли (1445 – 1510), Рафаэля Санти (1483-1520).


 

Секуляризация. Формируются основания светской культуры, направленной на земную реальность, ее совершенствование и преобразование. Происходит секуляризация философского мышления. Важнейшей особенностью философии Возрождения становится антисхоластическая направленность. Обращение к политеизму античности на этапе христианской культуры придает мышлению эпохи специфические черты смешения язычества и христианства.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!