Специфика причин неудовлетворенности собственной внешностью



Среди причин неудовлетворенности собственной внешностью выделяют сочетание личностных особенностей (конформность, низкая самооценка, низкая дифференциация физических параметров и индивидуальных качеств) и социальной ситуации развития, в которой человек сравнивает себя с определенным нормативным эталоном в отношении внешности [19, 22, 24]. Большинство авторов [6, 12, 23, 24, 25 и др. ] едины во мнении, согласно которому именно культура каждого конкретного общества распространяет определенный эталон физической привлекательности. Неудовлетворенность своим физическим обликом возникает у человека в процессе сравнения собственных телесных данных с социальным образцом внешности в случае, если реальная внешность не совпадает с распространенным эталоном внешности.

В исследованиях [24] выявлена четкая закономерность, согласно которой именно социальное сравнение  негативно влияет на самоуважение, т. е. сравнение себя с другими людьми, которые по каким–либо характеристикам «лучше» (в особенности если эти характеристики касаются фигуры), способствует понижению самоуважения. Данные факты свойственны как женщинам, так и мужчинам, но женщины в этом плане более уязвимы. Причем несовпадение социального эталона физической привлекательности и индивидуальных физических параметров влечет неудовлетворенность собственной внешностью преимущественно у людей, для которых характерна высокая степень зависимости от общественного мнения, низкая самооценка и отсутствие разнообразных источников самовыражения личности (например, профессии, хобби и др.)

Таким образом, исследователями установлено, что в основе неудовлетворенности собственной внешностью находятся социальные причины (социальное сравнение себя с определенными людьми, представляющими своеобразный эталон физической привлекательности), которые сочетаются с определенными индивидуальными особенностями человека: конформность, неуверенность, концентрация на внешности как на единственном ресурсе развития личности.

Социальные особенности эталона физической привлекательности

Эталон физической привлекательности понимается как обусловленный социокультурными условиями и, в значительной степени, неосознаваемый образ, на основе которого человек структурирует и интерпретирует особенности внешности.

В соответствии с положениями конструктивистской парадигмы [4, 16] феномен физической привлекательности следует рассматривать как социальный конструкт, основанный на интерпретации и модификации людьми биологически заданных характеристик внешности, принимаемых в определенной культуре как привлекательные и бесконечно пересматриваемых в связи с изменяющейся реальностью.

Важной чертой современного гуманитарного и социального научного знания является разграничение в терминологии таких категорий, как «тело» (биологический организм) и «телесность» – социокультурная характеристика природного тела, модифицированного общественными условиями [6]. На основании разделения указанных понятий эталон физической привлекательности можно рассматривать как частный аспект телесности.

Таким образом, каноны в отношении внешности на современном этапе развития социально–психологического знания интерпретируются как продукт и результат требований определенной культуры.

 

Гендерная специфика эталона физической привлекательности

 

В контексте положений о социализации [2] телесность человека и, в частности, эталоны физической привлекательности можно рассматривать как один из результатов трансляции сложившихся культурных норм.

В русле положений гендерной социализации [11] эталон физической привлекательности является выразителем гендерных характеристик личности, которые закрепляют один из сложившихся стереотипов маскулинности/фемининности: полярность мужских и женских личностных характеристик [10].

Гендерно–поляризующие представления людей выражаются в сознательном противопоставлении женщин мужчинам посредством закрепления в культуре противоположных канонов относительно мужской и женской привлекательности, а именно:

• молодость для женщины и зрелый возраст для мужчины [5, 21];

• миниатюрное, хрупкое женское тело и мускулистое внушительных объемов мужское тело [3];

• обязательность макияжа, окрашивания волос для женщины и нежелательность макияжа и окрашивания волос для мужчин [9, 19];

• длинные волосы у женщин и короткие стрижки у мужчин [18];

• белозубая широкая улыбка на лице женщины, радостное выражение – и строгое, серьезное выражение лица, скрывающее улыбку, для мужчины [14].

Необходимо признать, что ослабление поляризации между социальным пониманием фемининности/маскулинности способствовало как увеличению роли внешности в жизни людей вне зависимости от половой принадлежности, так и нивелированию норм, которые в прежние времена дифференцировали мужчин и женщин по внешнему признаку (например, короткие стрижки приемлемы на данный момент для представителей обоих полов). Сложные идеологические процессы, связанные с кризисом советской модели маскулинности, предоставляют современным российским мужчинам право публично демонстрировать свое тело посредством более открытой одежды и признавать значимую роль внешности в повседневной жизни [12]. По сравнению с XVIII–XIX вв. значительно изменились и каноны в отношении женской внешности. Однако многие различия в отношении внешности мужчин и женщин доминируют и в наши дни так же, как и в прошлые века (например, предпочтение для женщин юбок и платья, для мужчин – брюк). В результате современные эталоны физической привлекательности, возникшие в конце ХХ в., можно интерпретировать в качестве одной из основных и доступных областей для поддержания традиционной дихотомии фемининности/маскулинности, так как до сих пор сохраняются основные полярные требования к внешности мужчин и женщин.

Согласно гендерным стереотипам западноевропейского общества, преимущественно для женщины физическая привлекательность преподносится как основной ресурс социального взаимодействия, в то же время мужчине предоставляют альтернативные по отношению к внешности варианты самореализации (профессиональные успехи, высокий материальный доход, развитие умственных способностей). Именно поэтому соответствие определенным нормативным эталонам красоты для женщины более значимо, чем для мужчины.

Итак, социализация тела объясняет смысл различий эталонов красоты, дифференцированных по половому признаку, и позволяет установить связь между социальными нормами, предъявляемыми к внешности, и традиционной системой гендерных стереотипов [5, 8, 19].

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!