Раздельное по полу обучение: «за» и «против» (по материалам дискуссии)



 

 

Глава 11

Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации

И. С. Клецина

 

Вводные замечания

 

Занятие по теме «Гендерная автобиография» может предварять изучение вопросов гендерной социализации, а может и завершать изучение всего этого раздела в рамках курса «Гендерная психология», «Гендерные исследования» и других гендерных дисциплин. Для проведения данного занятия студентам необходимы теоретические знания о различных теориях усвоения гендерной роли, а также общие сведения о гендерной идентичности, институтах и субъектах гендерной социализации.

Гендерная идентичность  – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [2]. Половая принадлежность – это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по–разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по–разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки.

Процессы гендерной социализации рассматриваются в контексте различных концептуализаций. Во–первых, в концепциях, разработанных в рамках известных психологических ориентаций (психоаналитическая, необихевиористская, когнитивистская). Это теории социального научения, моделирования, половой типизации и теория когнитивного развития [1, 4, 5, 6, 7, 9]. Во–вторых, в специально разработанных концепциях для объяснения механизмов усвоения гендерной роли детьми в процессе социализации. Это такие теории, как новая психология пола и теория гендерной схемы [3, 6, 9, 11].

В западной психологической литературе при рассмотрении таких вопросов гендерной социализации, как объяснение механизма передачи гендерной информации от родителей к детям, в последнее время наиболее широко используется теория гендерной схемы  С. Бем [3, 11]. Рассмотрим основные положения теории гендерной схемы более детально.

Свою работу над концепцией гендерной схемы С. Бем начала в 1977 г., в 1981 г. она была опубликована. Чтобы показать, что маскулинность и фемининность являются культурными конструкциями, которые поляризуют реальность, С. Бем изучила процесс гендерной схематизации. Гендерная схематизация – это усвоение личностью гендерной поляризации, которая существует в культуре.

В теории гендерной схемы утверждается следующее.

1. Поскольку культура является гендерно–поляризующей, дети в этих условиях усваивают гендерные схемы (или становятся гендерно–поляризованными), даже не осознавая этого.

2. Гендерная схематизация, в свою очередь, направляет поведение детей в сторону традиционного соответствия своему полу.

Данная теория опирается на теорию социального научения и теорию когнитивного развития  в понимании процесса полотипизации. В рамках теории гендерной схемы обосновывается тезис, что полотипизация возникает в большей степени из процесса гендерной схематизации, из обобщенной способности детей кодировать и организовывать информацию, включая информацию о себе, в соответствии с культурными определениями мужского и женского.

Как и в теории когнитивного развития, в теории гендерной схемы предполагается, что полотипизация происходит посредством собственных когнитивных процессов у детей. Однако сами процессы гендерной схематизации, в свою очередь, осуществляются на основе социальной практики дифференцирования явлений по половому признаку. Таким образом, теория гендерной схемы, как и теория социального научения, исходит из предпосылки, что половая типизация является результатом научения.  Следовательно, процесс полотипизации не является неизбежным, неминуемым и не поддающимся изменению.

При каких условиях начинается процесс гендерной схематизации? Какие условия обеспечивают основания того, чтобы категория «пол» начала обладать приоритетом над другими социальными категориями в процессе познания окружающей действительности?

Первое условие  связано с наличием в культуре широкой сети ассоциаций с понятиями «мужское» и «женское». Социальные представления о женском и мужском в большинстве обществ содержат разнообразную и разветвленную сеть ассоциаций, которые представляют не только черты, напрямую связанные с мужчинами и женщинами, такие как анатомия, репродуктивные функции, разделение труда и установки личности, но и другие черты, более отдаленно и метафорически связанные с полом, например, такие, как угловатость и округлость абстрактных форм (угловатость почему–то ассоциируется с мужественностью, а круги и окружности – с женственностью). Действительно, нет другой такой дихотомии в человеческом опыте, имеющей такое большое количество связей, как различие между мужским и женским [все «мужское» отождествляется с духом, культурой, активностью, силой, рациональностью, а «женское» – с материей, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью; жизнь женщины мотивирована биологически, а жизнь мужчины – социально; у женщин на первом плане тело, а у мужчин – мысль; женщины руководствуются страстями и инстинктами (материнскими, воспитательными), тогда как мужчин направляет их рассудок и интеллект, и др.].

Второе необходимое для гендерной схематизации условие  связано с когнитивной способностью детей к формированию познавательных схем. В дополнение к усвоению содержательной информации о гендерных различиях дети учатся использовать эту разветвленную сеть связанных с полом ассоциаций для оценки и применения новой информации. Они обучаются кодировать и организовывать информацию в терминах гендерной схемы, которая постоянно развивается и дополняется в сознании. Так, например, понятия «нежный» и «соловей» спонтанно помещаются в категорию фемининных, а «уверенный» и «орел» – в категорию маскулинных, хотя эти характеристики могут значительно отличаться друг от друга по иным основаниям.

Схема – это познавательная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и управляет им. Схема функционирует как предвосхищающая структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и связывать входящую информацию в пучки ассоциаций (в терминах, релевантных схеме). Таким образом, процессы схематизации информации высокоизбирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов. Процессы схематизации информации содержат в себе готовность сортировать информацию в категории на основе некоторых особых измерений, несмотря на существование других, которые индивид тоже может применять.

Теория гендерной схемы рассматривает восприятие как конструктивный процесс, т. е. созидательный и творческий, а не просто копирующий. При таком процессе происходит взаимодействие между входящей информацией и уже существующей у индивида схемой. В конце концов это взаимодействие и определяет все то, что воспринимает индивид.

Теория гендерной схемы утверждает, что феномен полотипизации происходит частично:

• в результате процессов гендерной схематизации;

• из обобщенной готовности индивида обрабатывать информацию на основе связанных с полом ассоциаций.

Эти ассоциации, в свою очередь, формируют гендерную схему.

Далее дети учатся применять эту схему по отношению к себе, выбирая из множества возможных человеческих измерений только те, которые определены как приемлемые для его/ее собственного пола и поэтому подходящие для организации разнообразного содержания Я–концепции.

Таким образом, Я–концепция детей становится типизированной по полу и два пола становятся в своих собственных глазах различными. Одновременно с этим дети обучаются оценивать свою личность с позиции соответствия гендерной схеме, которая становится предписывающим, диктующим стандартом, а самооценка личности становится заложницей этого стандарта.

Применение гендерных схем способствует стандартизации и единообразию индивидуальных социально–психологических реакций, а частое их использование препятствует адекватному восприятию многообразия мира, что в свою очередь тормозит развитие адаптивных и творческих возможностей личности.

В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных. Полотипизированные личности прибегают к схемам постоянно и поэтому воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах противостояния мужского и женского; неполотипизированные личности почти не используют гендерные способы категоризации мира, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки. Каждый человек в зависимости от особенностей собственного когнитивного развития и социальной ситуации, в которой он оказался, будет в большей или меньшей степени гендерно схематизирован, а следовательно, будет в большей или меньшей степени подвержен нормативному давлению в плане полоспецифичного поведения. Гендерным предубеждениям будут в большей мере подвержены полотипизированные личности, т. е. мужчины и женщины, являющиеся заложниками гендерной схемы.

Теория гендерной схемы является политическим посланием. Согласно ему, не индивид должен быть андрогинным, а сеть ассоциаций, образующая гендерную схему, должна быть более ограниченной в объеме и общество должно прекратить настаивать на повсеместной функциональной важности гендерной дихотомии.

Для воспитания гендерно–несхематизированного  ребенка предлагаются две стратегии.

Первая стратегия  состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами,  но без втягивания этих различий в ассоциативные сети, связанные с культурными определениями пола. При этом необходимо одновременно и тормозить знания детей о культурных представлениях о поле, и обеспечивать детей биологическими определениями пола.

Вторая стратегия  состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или «разрушительную» схему,  с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные понятия о поле вместо того, чтобы обучаться им. Этот шаг необходим, даже если дети обучаются процессам гендерной схематизации позже, чем их сверстники из более традиционных семей. И для ребенка, и для взрослого подобная альтернативная схема поможет создать сопротивление доминирующей культуре и поддержать тем самым их гендерную асхематичность даже в гендерно–схематизированном обществе.

Основной вопрос, на котором необходимо акцентировать внимание студентов, – это вопрос о психологических механизмах и способах гендерной социализации. Психологическими механизмами  гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития); социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы). В отдельности каждый из этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.

Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности.

Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка–девочки, второго – частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда – это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например на игрушки, соответствующие игре в «дочки–матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому, т. е. девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа» [10, с. 70].

Содержание данного занятия, прежде всего, направлено на актуализацию собственного опыта студентов на этапе ранней гендерной социализации. В процессе этой работы студенты попытаются понять способы и механизмы конструирования собственной гендерной идентичности.

Цель занятия

Дополнение и закрепление знаний студентов о теориях и механизмах гендерной социализации. Развитие навыков саморефлексии при актуализации собственного опыта, связанного с развитием гендерной идентичности.

Оснащение

Текст «Пример ранней гендерной социализации» (приложение). План гендерной автобиографии.

Порядок работы

Этап 1.  Актуализация теоретического материала. Этап 2.  Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации».

Этап 3.  Подготовка текста «Гендерная автобиография».


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!