Возраст и здоровье: суфийские циклы человеческой жизни



Задачи оздоровления
для каждого возраста


Весь жизненный путь можно разделить на ряд семилетних циклов (рис. 1). По окончании каждого цикла мы переживаем некоторое ухудшение здоровья, что связано с обновлением нашего организма. “Зародыши” многих хронических заболеваний появляются именно на границе каждых семи лет жизни человека. Эти данные согласуются с фактами современной науки, говорящей о том, что человек меняется каждые пять-семь лет. Если он в период временного упадка сил начинает “прикармливать” болезнь лекарствами, то рискует сделать ее своим спутником на всю жизнь. Разумеется, сидеть сложа руки также нет смысла: в этой книге я как раз и попытался рассказать о наиболее действенных суфийских методах, позволяющих поддержать читателя в трудные для его организма времена.

До 40 лет человек использует тот энергетический потенциал, который был заложен его родителями.

Ближе к 42 годам начинаются проблемы, связанные с тем, что энергия идет на убыль, а пополнять свои энергетические запасы человек не в состоянии из-за “блокировок” и неумения гармонизировать свою жизнь. В лучшем случае появляется легкая усталость, а в худшем - болезни и депрессии.

У большинства перешедших рубеж 42 лет на всю жизнь сохраняются те способы поведения, которые они приобрели в течение прошедшей жизни, вплоть до выражения лица.

Только необходимость поддерживать приемлемые отношения с окружающей средой (работа, семья, собака, машина) позволяет людям “тянуть лямку”, закрепляя свои привычки (“хорошо, я выполню все ваши упражнения, только футбол досмотрю, а лучше завтра - на свежую голову...”).

Поэтому чем старше человек, тем больше времени придется ему работать над установлением гармонии. Опыт говорит, что нужно активно работать столько дней, сколько человеку лет. Эта формула выведена древними суфиями очень давно и до сих пор используется в практике гармонизации человеческой жизни.

Болезнь чем-то напоминает дурную привычку: мы наносим своему организму вред, но при этом получаем сладкие минуты удовольствия. Вы видели выражение лица больного человека, положившего под язык заветную таблетку? Разве это не гримаса удовольствия или, по крайней мере, облегчения?

Однако я надеюсь, что теперь, зная о том, что в течение жизни люди время от времени неизбежно переживают упадок сил, уважаемый читатель будет готов использовать суфийские методы для пополнения запасов своей жизненной силы.

Врачи знают, что большинству определено жить до 110-112 лет. Речь идет именно о большинстве. Некоторые люди способны прожить и дольше. 112 лет - это тот предел, на который могут рассчитывать все, но из-за неправильного образа жизни, вредной окружающей среды большинство людей не проживают отпущенное им природой.

Эти 112 лет можно разделить на четыре больших жизненных этапа по 28 лет. В свою очередь, каждый из этих четырех этапов можно разделить на четыре семилетних цикла.

Роль этих циклов необходимо знать для осмысленного отношения к процессу восстановления здоровья.

Каждый цикл человеческой жизни в представлениях древних суфиев имеет свою цель. Это чем-то напоминает путешествие, когда каждый отрезок пути - от стоянки к стоянке - имеет свою миссию, свою задачу. Для достижения поставленной цели путник должен определенным образом подготовиться: знать особенности маршрута, условия жизни в той местности, через которую лежит его дорога. Если он знает, что ему предстоит пройти природную зону с повышенной влажностью, он обязательно захватит с собой лишнюю смену одежды, обернет свои ноги непромокаемой материей. Если же он выяснит, что ему предстоит побывать в голодных краях, где не так просто раздобыть себе пропитание, - он научится поститься, обходиться малым.

Наше путешествие по жизни также напоминает долгие странствия дервиша. Оно делится на 4 больших отрезка пути и на 28 маленьких, семилетних (рис. 2). Не все из нас пройдут этот путь от начала и до конца: на то - воля Всевышнего. Но каждый из нас может познакомиться с тем, что нас ожидает на этой стезе, чтобы быть готовым к различным неожиданностям. Познаете себя - да познаете Всевышнего!

Первый этап суфии называют временем роста. На него приходятся первые 28 лет. Время роста характеризуется избыточным содержанием воды в организме. Вода - это символ непостоянства, изменчивости. До семи лет дети любят играть, часто менять вид деятельности, с ними порой бывает сложно. Но равновесие не наступает и позже: до 28 лет человек что-то ищет, к чему-то стремится.

Время роста

Первый жизненный цикл заканчивается к семи годам. Это время активного роста, формирования скелета, основных систем организма. Складывается темперамент, формируется речь ребенка.

Если в этот период ребенка чрезмерно опекают, он развивается медленнее. А привыкнув к постоянной опеке, он плачем старается еще чаще привлечь к себе внимание. Тут родителям и полезно вспомнить, что плач сам по себе не вреден. В среднем ребенок в этом возрасте хотя бы раз в день всплакнет. У плача есть и полезные стороны - он укрепляет легкие. Разумеется, необходимо различать, когда плач начинается, чтобы привлечь к себе внимание, или когда у ребенка что-то болит.

Если трехлетний ребенок падает, то встать он должен сам. Если ребенок, играя, запачкается, в этом нет беды. Игра в этом цикле жизни является способом постижения окружающего мира. К концу первого семилетнего периода ребенок постепенно начинает отходить от игр: учеба заполняет его жизнь, его начинают интересовать “взрослые” вопросы. И наверное, в качестве символа первого шага во взрослый мир у детей к 7 годам обычно начинают выпадать молочные зубы.

Второй жизненный цикл обычно завершается к 14 годам. Во все времена это был тяжелый период для взрослеющего человека - происходит физическое и половое созревание, ломается голос. Часто этот возраст называют периодом гормонального взрыва. Важный период для формирования менталитета человека.

К 21 году заканчивается формирование половой системы и вторичных половых признаков. У молодых людей появляется растительность на лице, окончательно формируется телосложение. Также завершается формирование интеллектуальных функций.

К 28 годам человек овладевает какой-то профессией, обзаводится семьей и переходит на стадию стоянки.

Ниже представлены схематические изображения изменений в человеке, происходящих от рождения до 28 лет. Как мы видим, с каждым циклом приращение в психофизическом плане становится все меньше и меньше по сравнению с исходным состоянием.

Время стабильности

Время стабильности - это время обретения равновесия, время самореализации. Если в этот период человек гармонично распределяет свои силы, то он достигает больших успехов. Резкие перепады активности могут значительно навредить. Для некоторых современных людей является нормой жизнь в режиме взлетов и падений, бури и затишья. Такой подход к жизни даже иногда приветствуется. В результате мы наблюдаем мужчин, облысевших к 30 годам, и женщин, не способных к интимной близости, потому что нет времени.

В период стабильности здоровье человека напрямую зависит от того, насколько равномерно, гармонично он развивается во всех направлениях своей жизни: в семье, на работе, в общественной жизни, в общении с друзьями, с природой. Если какое-то крыло “западает”, то наш полет становится порывистым, скачкообразным и мы время от времени пикируем в зону болезни и неудовлетворенности жизнью.

В этом возрасте организм человека не растет и, как правило, человек самодостаточен. В норме для поддержания своей жизни, для собственного развития нам не нужна дополнительная помощь со стороны других людей. Наоборот, любое чрезмерное подталкивание к “счастью” может толкнуть только в пропасть несчастий и расстройств. Речь, разумеется, не идет о тех экстренных случаях, когда помощь необходима, - я говорю о лишней помощи.

Наше тело в период стабильности не требует специальных упражнений, лекарств и воздействий. Так должно быть, но в силу того, что люди не знают законов, по которым живут, жить гармонично получается не у всех.

По сравнению с первым этапом жизни у человека в период стоянки меньше тепла. Это не значит, что уменьшается температура тела - в среднем она по-прежнему находится на уровне 360 С. Но, если так можно выразиться, ее “яркость” снижается. Мне приходит на ум аналогия с электрической лампочкой. Они бывают разными по накалу, и при равной температуре их яркость разная: у одной - больше, а у другой - меньше.

Так же и в отношении этапов жизни. В период стабильности человеку достаточно спать по 6-7 часов в сутки. Необходимо помнить, что останавливается только развитие организма, но разум продолжает совершенствоваться: человек становится мудрее, рассудительнее.

Время благоденствия

Время благоденствия (56-84 года) требует от человека движения, активности - только в этом случае он сможет поддерживать себя в гармоничном состоянии. Усиливается желание жить, человек становится крепче духом. В этом возрасте уменьшается содержание воды в организме. Также организм испытывает недостаток и в других веществах, поэтому начинают давать о себе знать различные “болячки”. Особо внимательно нужно относиться к внутренним органам, требуется соблюдать режим труда и отдыха, режим дня. Больше надо заниматься гимнастикой, физическим трудом, больше двигаться. Принимать пищу нужно чаще, но по чуть-чуть, чаще очищать кишечник. Как я уже сказал, в этом возрасте многие начинают болеть разными недугами. Эти люди относятся очень серьезно к подобным расстройствам и “поддерживают” их набором лекарств и сопутствующих им мифов. Как и в случае болезней, возникающих в ранние возрастные периоды, эти болезни также проходят, но гораздо медленнее. На этом возрастном этапе, как и на последующем, достаточно спать 4-5 часов в сутки, чтобы восстановить силы.

Время мудрости

Время мудрости приходится на последние 28 лет. Человек возвращается в детство. Он так же, как и ребенок, часто падает, капризничает, требует к себе внимания. Кости становятся ломкими, жесткими. Начинают расти новые волосы и появляться новые зубы, напоминающие зерна риса. Человек становится похожим на очень старое дерево, на котором появляются свежие побеги. Начиная с одиннадцатого цикла начинается второе детство. Недаром говорят: “Старый что малый”. Он требует внимания, ласки, ему просто необходима не столько физическая, сколько духовная поддержка. Без родных и близких этот человек не в состоянии удовлетворить большинство своих нужд. Но у стариков есть одно волшебное качество. Их желания в отношении других людей часто сбываются, поэтому на Востоке принято спрашивать благословения у старших. В этом нет никакого чуда, просто те, к кому приходит время мудрости, видят в каждом человеке именно то, чего он способен достичь. Их благословение это, если хотите, своеобразная жизненная программа. Умудренный годами старец видит то, что еще недоступно другим.

К концу каждого семилетнего цикла происходит перестройка в деятельности организма, что может привести к временному ухудшению здоровья. Если в этот период не выполнять определенные упражнения, то болезнь может закрепиться, организм к ней может привыкнуть. Суфийские психотехнологии во многом как раз и направлены на то, чтобы пройти эти временные неприятности как можно менее болезненно.

Суфийский суточный цикл -
закон гармоничной и здоровой жизни


Суфии прошлого описали суточный цикл - распределение дневной активности человека, способствующее оздоровлению и максимальной личностной реализации (рис. 3).

Некоторых читателей испугает внешняя строгость суточного цикла, но, дочитав до конца, вы все же начнете свой путь в область успеха и здоровья.

Просыпаться рекомендуется примерно за полчаса до восхода. Если вы живете в регионе, где, в зависимости от времени года, восход может наступать и в 9-10 часов утра, то примите “за восход” 6 часов утра. Помните о том, что сон и еда - два крыла, благодаря которым нафс летит прямо в наши души, разрушая все на своем пути.

Проснувшись, в течение 10-20 минут выполняем дыхательные упражнения (почитайте соответствующую главу) и можем, если хотим, подремать еще минут пятнадцать. Этот период сна суфии называют кайлула, что можно перевести как “легкий сон”.

Окончательно проснувшись, мы выполняем восстанавливающие упражнения в течение 15-30 минут, а затем принимаем душ и завтракаем. Завтракать необходимо вместе с семьей, друзьями и разговаривать о приятном - тогда вы сможете сделать хороший задел на грядущий день. Речь не идет только лишь о хорошем настроении. В конце концов, некоторые могут его себе обеспечить с помощью бутылки пива, “ста граммов” или кофе с сигаретой. Я говорю о том, как сделать свою жизнь здоровой во всех отношениях. Просыпаясь, вы заново входите в жизнь, - и это надо делать без “ударов по организму”, а плавно, размеренно, как бы прислушиваясь к себе, испытывая радость общения не только со своим телом, но и с окружающими вас людьми.

До полудня у людей наблюдается повышение активности - в это время необходимо решать самые главные задачи, требующие больших энергетических затрат. Если кто-то в это время позволит себе обильный ленч, то пусть ест, но помнит, что он тем самым подвергает себя риску заболеть желудочными расстройствами. Пища, съеденная утром, еще не переварилась, и новая порция ляжет поверх нее, а та будет гнить, еще долго отравляя все вокруг.

После полудня можно слегка перекусить вместе с друзьями, но ни в коем случае не в одиночку, ибо написано, что, вкушая пищу в одиночестве, мы разделяем трапезу с сатаной! Вообще-то днем можно и воздержаться от жесткой пищи, предпочитая ей жидкую еду. Как-то Ходжа Насреддин шел на службу и по дороге встретил нищего музыканта, который своим хриплым пением пытался заработать несколько монет. Когда же мулла возвращался вечером домой, то уже издалека был поражен звонкостью голоса, очаровывающего столпившихся вокруг нищего зевак. Ходжа застыл на месте как вкопанный. Дождавшись окончания уличного концерта, он подошел к музыканту: “Почему же утром ты пел столь неблагозвучно?!” Музыкант виновато улыбнулся: “В начале дня я непривычно плотно позавтракал, а сейчас я, пожалуй, съел бы что-нибудь! Чистый инструмент звучит иначе, не правда ли?” Есть нужно столько, сколько хочет организм, но тогда, когда организм к этому готов. Небольшое голодание с целью очистки - это не мода. Никто от вас не требует подвигов - хотя бы три дня в месяц сделайте одолжение своему организму!

После полудня активность человека начинает постепенно снижаться. Если вы быстро устаете, выделите время для активизирующей формы дыхания (см. главу, посвященную дыханию).

Между 8 и 9 часами вечера суфии рекомендуют поспать минут 15-20, а затем выполнить расслабляющую форму дыхания и - после нее - активизирующую. После упражнений можно насладиться вкусным ужином в компании добрых друзей или любимых родственников. Ужин должен плавно перетечь в какое-нибудь интересное занятие, можно поработать, но немного и с удовольствием. Трапеза должна состояться примерно за полчаса до заката.

Вообще-то взрослый человек успевает выспаться за 4 часа. Поэтому до двух часов ночи можно неторопливо чем-нибудь заниматься. Перед сном принимаем душ, выполняем расслабляющие дыхательные упражнения, внутренние зикры (которые в этой книге я, для удобства читателя, назвал энергетическими траекториями).

Засыпая, рекомендуется размышлять о приятных событиях, которые произойдут на следующий день. Если вы ведете гармоничный образ жизни, то, скорее всего, проснетесь без будильника около двух-трех часов ночи. Тем же, кто только начинает процесс самовосстановления, мы пожелаем успеха, но предупреждаем, что следовать суточному циклу вы сразу не сможете. Проснувшись, вам нужно будет сделать несколько дыхательных упражнений, направленных на очистку. Ведь именно в два часа ночи почки активно начинают работу по восстановлению. Людям снятся кошмары как раз в это время!

Следует правильно ставить цель. Цель лечения, оздоровления,
спасения, или
Работа с образом результата

Когда мы беремся за дело, то вольно или невольно в голове появляется образ конечного результата работы. Обычно люди называют этот образ целью. Цель - идеальный образ конечного результата деятельности. Если цель негативна (читай: не нужна вашему организму), то человек не испытывает удовольствия от ее достижения. Часто человеческие цели - продукт нафса. Их ставим не мы, а кто-то, кому нужно, чтобы мы страдали, нервничали, заболевали и в конце концов, несмотря на все болячки, достигали своей цели! Необходимо напомнить, что нафс - это энергетическая структура, присущая греховной природе человека. Суфии считают, что она буквально питается нашими негативными эмоциями: разочарованием, злобой, усталостью. Нафс использует один способ достижения своей цели - нарушает наше равновесие. Когда вы чувствуете разлад с самим собой, то вспомните о том, что только что прочитали.

Сразу же возникает вопрос: “А как понять, где моя собственная цель, а где - влияние нафс?” Ответ прост и сложен одновременно. Если вы приняли решение чрезмерно быстро, не размышляя, то, скорее всего, это - влияние нафс. Наши собственные цели должны быть осмысленными, что, разумеется, не означает отсутствия эмоций.

Также влияние нафс можно распознать по образу результата в нашем воображении. Если мы хотим сделать что-то, но думаем о нанесении кому-то вреда, обиды, то это - влияние нафс. Думайте о хорошем, размышляя о своих целях.

В противном случае цель эта принадлежит нафс, а не вам, поэтому какой бы социально ценной она ни казалась, в результате будут проблемы: чувство вины, ощущение, что все не так, как хочется, агрессия, уход в алкоголизм или азартные игры.

Не все так плохо, конечно. Некоторые осмысливают случившееся и пытаются найти способ понять себя, свою Божественную сущность, творческое начало.

Итак, начиная процесс гармонизации своей жизни, который одни называют лечением, другие - оздоровлением, третьи - спасением, прежде всего необходимо поставить и осмыслить свою цель. Еще раз прочтите внимательно, не переходя к следующему предложению: поставить и осмыслить свою цель. Если вы хотите “сбросить” пару килограммов лишнего (с вашей точки зрения) веса, то спросите себя семь-восемь раз, а зачем это вам нужно. На третьем или четвертом этапе этого интервью с самим собой выскочит: “Чтобы нравиться себе!” Так вот в чем состоит ваша цель! Чтобы полюбить жизнь, себя, окружающих и получить поистине божественное удовольствие от всего этого! Что же касается лишнего веса, больных зубов, плохого зрения, камней в почках, остеохондроза и импотенции, то это следствие вашей нелюбви к себе и незнания закономерностей жизни той энергетической субстанции, которую вы и привыкли считать своим организмом. Поэтому главное - поставить цель!

На втором этапе необходимо следовать определенной последовательности движений, действий. Здесь важно, чтобы вы совершали правильные операции в правильное время, в правильном месте и с правильными людьми. Мы надеемся, что эта книга как раз предоставит вам набор подобных методов и способов настроя на их выполнение.

После работы, какова бы она ни была, у нас появляется состояние усталости. К сожалению, очень часто мы воспринимаем это состояние как нежелательное, которого надо избегать. Между тем это нормальное человеческое состояние. Жизнь организма и есть постоянная смена напряжений и расслаблений. Когда мы привыкаем реагировать негативно на возможность появления усталости, это значит, что мы плохо относимся к одной из необходимых составляющих достижения цели. Чтобы достичь желаемого результата, нам просто необходимо уметь грамотно расслабляться и грамотно напрягаться.

Со временем триада “цель - действия - усталость” переходит в привычку. Привычка - это автоматическая деятельность, сопровождающаяся положительным эмоциональным фоном. Заметьте, что неважно, вредная привычка или полезная, она все равно окрашена положительными эмоциями. Привычка поступать неосмысленно, выбирать случайные действия, боязнь интенсивных целенаправленных усилий - все это является причиной того, что болеть приятно, быть неудачником приятно, умереть раньше времени очень приятно. Поэтому успех в использовании наследия суфиев прошлого заключается в формировании новых привычек по отношению к своим действиям. Цель должна быть осмыслена, действия должны быть подчинены позитивной цели и основаны на закономерностях жизни организма, а отношение к усталости должно быть позитивным: нужно уметь работать с состояниями усталости. Любое утомление “лечится” 2-3 часами грамотного сна (с грамотным дыханием) или 20-30 минутами дыхательных и физических упражнений.

Заканчивается цикл действия достижением желанной цели. Достигнув ее, необходимо радостно это отметить, погладить себя по голове, потанцевать, спеть.

Таким образом, процесс достижения цели можно изобразить следующими способами (рис. 4).

Рис. 4. Процесс достижения результата

Цифры обозначают этапы достижения желаемого конечного результата.

1 - это образ желаемого результата. Он может быть обоснованным или необоснованным, осмысленным и бессмысленным, главным и незначительным. Так или иначе, но он управляет активностью человека.

2 - это действия, которые совершает человек для достижения цели. Они могут вести к цели, а могут быть не связаны с ней. Невротики часто совершают действия, которые никаким образом не связаны с целью, поэтому их и называют невротиками - людьми, у которых нарушена система отношений с миром и людьми. Некоторые из них даже выйти из дома толком не могут: то содержимое карманов по нескольку раз проверяют, то вентиль газовой плиты. Многие так называемые нормальные люди зачастую напоминают невротиков: чтобы получить удовольствие от жизни, они страдают от диет и медицинских процедур, злясь на себя и на окружающих. И вместо одного расстройства появляется другое. Вес снизился, но появились головные боли. Головные боли излечил, но снизилась потенция. Потенцию “выправил”, но поругался с начальником. Поругался с начальником - набрал вес. И так по замкнутому кругу.

3 - это отношение к усталости. Некоторые начинают “лечить” усталость едой, сексом, громкой музыкой, просмотром телевизора. Тем самым формируется негативное отношение к усталости, вырабатывается мнение, что усталость надо “пережить”, от нее надо отвлечься, развлечься, “оторваться”. Что на самом деле происходит? Мы культивируем свою усталость - искусственно ее продлеваем, поэтому спим не 5 часов, а 8-10, едим не столько, сколько необходимо организму, а так, чтобы упасть у телевизора и не двигаться в ближайшие два часа. Времени на удовольствие от жизни, на радость, на творчество не остается - как же! - мы устали, а теперь отдыхаем!

4 - это привычка. Если вредная привычка уже сложилась, то вам придется потратить время на ее устранение и формирование новой привычки. Старые привычки умирают с трудом. На наших курсах мы встречаемся с сильным, сложно преодолеваемым сопротивлением. Даже такое простое требование, как душ по утрам и перед сном, вызывает у некоторых участников семинаров яростный протест: “А у меня горячей воды нет!” - “Вскипятите!” “А у меня душ сломан!” - “Намочите полотенце и оботритесь им хорошенько!” “А что будет, если я забуду это сделать?!” - “Вот именно, что ни-че-го не будет!”

5 - это конечный результат. Для суфия “1” и “5” представляют собой примерно одно и то же, поэтому некоторые учителя-суфии могут достигать своих целей в мгновение ока. Чтобы не вызывать излишнего ажиотажа, не будем говорить, что учим на наших курсах волшебству: всяким левитациям, материализациям и прочим мистификациям. Но разве, если человек не мог без очков прочесть вывеску магазина, а теперь читает обычную книгу без “переводчика” (то есть без очков), - это не чудо? Для нас - да! Но бывает обидно до слез за тех, кто исправил свое зрение, избавился от лишнего веса, вылечил печень и... не заметил этого! “Ну да, это - нормально, а еще какой-нибудь фокус покажите...” Если вы не можете радоваться мельчайшим улучшениям в себе, то вам чудеса и не нужны - купите лучше себе какую-нибудь таблетку!

В силу вышесказанного модель достижения результата выглядит следующим образом (рис. 5, 6).

Когда работает молодой человек, ему лучше следовать схеме в форме квадрата, то есть ему нужно чаще вспоминать о результате. Иначе он “уйдет” не в ту сторону. Схема в форме треугольника лучше всего подходит для людей среднего возраста. Когда человек теряет цель, когда образ результата становится размытым, нечетким, появляется чувство неуверенности. Результатом такой неуверенности являются заболевания желудочно-кишечного тракта. Этим фактом еще раз хочется напомнить уважаемому читателю о том, как в человеке все взаимосвязано: его работа, отношение к работе и заболевания. Чрезмерно эмоциональная деятельность говорит о гормональных нарушениях и отражается на работе почек.

У нас на курсах был такой случай. Пришел человек, чтобы избавиться от тревожности. Исследовав его, мы пришли к выводу, что у него больные почки. Рентген ничего не показал. Но, настояв на более тщательном исследовании, мы выяснили, что заболевание только начинает проявлять себя. И причиной этого расстройства были чрезмерные эмоции. Может быть лозунг “Все через край!” и хорош для некоторых подростков, размахивающих руками на концертах, но мы же с вами взрослые люди!

Осознанное движение - в этом секрет успешного оздоровления. Совершая неосмысленные поступки, мы подобны обезьянам, мечущимся, кричащим, способным не на созидательный труд, а лишь на временное приспособление к меняющимся условиям.

Именно поэтому мы постоянно призываем к осознанию воздействия, оказываемого упражнениями - как дыхательными, так и физическими.


Суфии выделяют в анатомии человека восемнадцать основных суставов (рис. 7).

Каждый сустав - это своеобразные ворота организма, благодаря которым энергия может свободно циркулировать по нему. Если же какой-то из суставов “скрипит”, то происходит сбой. Комплекс упражнений направлен на то, чтобы каждый из суставов был задействован в нем. Например, “сбрасывание напряжения”, о котором читатель подробно может узнать из описания восстанавливающих упражнений, дает вибрацию, распространяющуюся по организму, способствующую наполнению его оздоровительной силой, энергией.

Работа с суставами - этими энергетическими шлюзами организма - способствует восстановлению энергетического обмена в организме и приводит к гармонизации нашей жизни, а следовательно, к исцелению.

Необходимо помнить о том, что ожидания в отношении результатов наших действий могут идти наперекор тому, что на самом деле нужно организму. Именно поэтому чаще всего получается не тот результат, который мы себе представляем. Иногда это происходит как раз оттого, что энергетический обмен нарушен. Помочь его восстановить может упражнение “Крылья ангела”. Осуществление цели, как известно, во многом зависит от мотивации. В психологии принято разделять внутреннюю и внешнюю мотивации. Внутренняя мотивация связана с деятельностью, что называется, от души, с любовью, ради самого процесса. Внешняя мотивация обусловлена поощрениями и наказаниями. Исследования показывают, что если человек действует, основываясь на внутренней потребности, то качество его работы значительно выше, чем когда он действует, как говорится, из-под палки.

Мой коллега по Академии суфийской медицины и психологии Иван Сергеевич Федоренко как-то рассказал историю о петербургском старичке, проживающем в старом доме.

В одном питерском дворе-колодце каждый день собиралась стая шумно резвящихся ребятишек. Пока они занимались чем-то не очень громким: лепили куличи, играли в казаки-разбойники, рассказывали друг другу страшные истории, взрослые не обращали на них внимания, но когда, раззадорившись, они начинали беситься, кричать, громко смеяться, из разных окон в их сторону доносились угрожающие замечания. Дети есть дети!

Иногда ребят разгоняли, иногда жаловались их родителям, и те уводили детей по домам. Так бы, наверное, и продолжалось впредь, но однажды к детям спустился один старичок. Он был невысокого роста, улыбался и слегка тряс головой.

- Ребята, мне очень нравится смотреть из окна на то, как вы здесь играете. Люблю, знаете ли, слушать детский смех. Я бы не хотел, чтобы взрослые вас выгнали на соседний двор. Поэтому каждый день я буду вам платить 50 рублей. Резвитесь вовсю!

- Ого! - воскликнул самый старший из детей, который уже умел делить и умножать, поэтому быстро рассчитал, сколько порций мороженого ребята могли бы покупать в день. - Идет!!!

- Ну и по рукам, - проговорил старичок, протягивая ребятам первый гонорар.

На следующий день дети опять вышли во двор. Они уже не так громко кричали, потому что на крик могли прийти ребята из соседнего двора и тогда бы пришлось делить 50 рублей и на них тоже. Дождавшись старичка, ребятишки окружили его, намереваясь получить вторую зарплату.

- Спасибо, ребята, - сказал старик и посмотрел на них слезящимися глазами. - Вы очень хорошо играете, но я сегодня не могу вам заплатить пятьдесят рублей. У меня маленькая пенсия и мне нужно покупать лекарства. Сегодня я вам заплачу только двадцать пять рублей. Извините меня, и если не хотите работать за эти деньги, я вас пойму.

Ребятам стало немного жаль дедушку, поэтому они согласились и на 25 рублей.

На следующий день дети вышли во двор, покричали несколько минут, но без всякого интереса, и стали ждать старичка. Прошло около часа - никто не появлялся. Они уже собирались расходиться по домам, но тут услышали шаркающие шаги своего работодателя.

- Хорошо, что дождались, - сдержанно улыбнулся старичок. - Вот возьмите. - Он протянул детям две монетки по 5 рублей. - Сегодня вы накричали только на десять рублей. Я не собираюсь платить за какие-то слабые выкрики. Мне нужен настоящий, живой детский смех!

- Почему так мало? - возмутился кто-то из ребят. - Мы ведь кричали целый час!

Но старик повернулся спиной к детям и, пошатываясь, удалился в свой подъезд.

На следующий день дети кричали так громко и долго, что женщина с третьего этажа пригрозила им милицией. В назначенный час шум стих и дети столпились у места встречи со стариком. Прошел час, другой. Кого-то родители забрали домой. На улице осталось только двое самых терпеливых мальчиков.

Когда они уже собрались расходиться по домам, из подъезда, высоко подняв подбородок, вышел старик. Он прошел мимо детей, не взглянув в их сторону.

- А сегодня вы будете платить? - осторожно спросил один мальчик.

Старик сначала сделал несколько шагов, как будто не услышав обращенный к нему вопрос. Но потом слегка обернулся в их сторону и отрезал:

- Вы не умеете ничего, я вам не буду платить.

Дети постояли в нерешительности, глядя вслед уходящей фигуре, и разбрелись по домам.

Больше в этом дворе они не играли в веселые шумные игры. Зачем? Ведь за это не платят.

В этой притче старик олицетворяет общество, которое приучает людей с детства делать что-то только ради какого-то поощрения или для того, чтобы избежать наказания. Это и есть внешняя мотивация. Основываясь на ней, человек не получает должного удовлетворения как от процесса работы, так и от результата.

Кстати говоря, это высказывание верно не только для человека. Некий дельфин стал невольным участником одного эксперимента. Он очень любил кувыркаться и придумывать разнообразные прыжки. Дельфин получал от этого удовольствие, резвился по полной программе! Чтобы, как говорится, закрепить результат, дрессировщик стал давать ему рыбку каждый раз, когда тот выделывал новые акробатические па. К чему это привело? Да все к тому же - дельфин потерял интерес к выполнению новых прыжков. Он стал профи. То есть работником, качественно выполняющим заказ, независимо от того, нравится ему дело или нет. Как и детей из притчи, его приучили к тому, что что-то хорошее и интересное можно делать только для кого-то или ради чего-то.

Если образ результата жестко связан с материальным вознаграждением, то человек, возможно, приобретает выгоду, но теряет в удовлетворенности работой, а следовательно, все равно в конечном итоге теряет.

Состояние мукашафа -
ключ к обретению благополучия

В практике исцеления очень важно понимать, что образ здоровья должен быть, с Божьей помощью, создан самим человеком. Очень часто на семинарах я прошу участников мысленно “пройтись” по своей жизни: от рождения до сегодняшнего дня, выделив наиболее приятные события, произошедшие в каждый возрастной период. Тепло родительских рук, первая любовь, удача в делах, рождение детей и так далее. Благодаря этой медитации мы, образно говоря, “собираем” разбросанную по своей биографии жизненную оздоровительную энергию, каждый раз ее осознаем. Из этих ощущений-воспоминаний складывается некий эталон состояния здоровья и благополучия, на который мы будем ориентироваться (суфии его называют мукашафа) и без которого все наши методы почти бесполезны. Давайте сделаем это упражнение сейчас.

Медитация “Сила и здоровье”

Расслабьтесь, примите удобную позу. Нормализуйте дыхание. Вспомните себя маленьким, совсем беззащитным ребенком. Какие радостные воспоминания всплывают у вас в памяти? Может быть, вам подарили какую-то игрушку? Или вы научились читать? Может быть, что-то еще? Вот вы пошли в школу. Новые люди, новые отношения. Что вы помните? Какие воспоминания вызывают у вас приятный трепет? С чем это связано, с каким событием, фактом жизни?

Подростковый возраст. Изменения в организме, новые ощущения, планы на жизнь, мечты… Вы делитесь ими с окружающими, вы достигаете каких-то успехов, у вас появились настоящие друзья, подруги… Запомните эти ощущения, проживите их еще раз.

Юность. Вы овладеваете профессией, начинаете работать, впервые думаете о семейной жизни, пытаетесь самоутвердиться. Какое событие, произошедшее в этот период, вызывает у вас приятные воспоминания, что вам хочется пережить еще раз?

И так далее. Воссоздайте в своем сознании все события вашей жизни, окрашенные радостью, наполненные смыслом и силой. Их всех объединяет то состояние, которое вам, работая по этой книге, нужно будет уметь вызывать у себя. Выберите из составленного вами списка событий то, которое вам легче всего вспоминать, легче всего входить в состояние, связанное с ним.

Крайне важно научиться самостоятельно создавать образ здоровья и успеха. Если ваше здоровье - дело не ваших рук, то и ценности оно для вас не будет иметь.

Как-то Авраам осерчал на своих подданных - грешить стали много. “Господи, - обратился он к Всевышнему, - нашли на сынов израилевых смерть лютую - в наказание за содеянное!”

- Сделай-ка ты сначала тысячу кувшинов для Меня, а затем вернемся к твоей просьбе, - ответил Бог.

- Вот они! - любуясь своими кувшинами, месяц спустя Авраам показал результат своей работы.

- Отлично! А теперь разбей их! - сказал Господь.

- Как я могу разбить их? Это плоды моих трудов!

- Ты не можешь разбить несколько мертвых сосудов, а просишь меня уничтожить гораздо большее число сосудов живых!

Создайте свое здоровье сами, чтобы у вас не было даже мысли его уничтожать!

Достижение жизненных целей
и принятие важных решений:
суфийский подход

Предлагаемый ниже подход к достижению целей, преодолению препятствий связан не только с практикой оздоровления, но и с процессом разрешения повседневных проблем на работе, в семье, жизни вообще (рис. 8). Эта стратегия отражает подход суфиев к практике размышления, оценки ситуации и является не столько руководством, помогающим идти в верном направлении, сколько методом, позволяющим действовать осмысленно.

Методы древних суфиев направлены на повышение чувствительности человека. Для чего это нужно? Проблема, возникшая на уровне сознания, если она не осознается и не осмысливается, переходит на уровень чувств: человек грустит, страдает, истерически смеется и т. п. Можно задуматься над своими эмоциями и понять, что их вызвало, но для этого нужна более длительная работа, чем та, которая потребовалась бы, распознай человек сигнал раньше (на уровне так называемого ума). Если же проблема не выводится на уровень сознания, то она может “уйти” в болезнь, и тогда человек уже ищет спасения в лечении своего заболевания, а вернее - симптомов. В результате он становится более чувствительным, прислушивается к своим ощущениям, болям. Обсуждает лечение с друзьями, знакомыми. То есть меняет свой образ жизни на образ жизни больного человека. Между тем ментальный и эмоциональный уровни остаются в прежнем состоянии. Внешне человек выглядит вполне благополучным, но в жизни не хватает творчества, радости, в общем, того, чего хочет каждый из нас. Возможности творить блокируются. Некоторые психологи вообще считают способность творить необходимым показателем здоровой зрелой личности. Могут возразить, что многие люди состоялись в творчестве, будучи больными, и больными серьезно. Я же уверенно возражу, что творческий потенциал в этих случаях был настолько силен, что успешно преодолевал болезнь. И можно только гадать, насколько плодотворней была бы жизнь того же Достоевского, преодолей он свой недуг.

Как же человек решает повседневные проблемы с точки зрения суфиев?

Все начинается с появления образа, некоторой мысли. Не всегда эта мысль наша. Иногда выбор цели обусловлен влиянием кого-то из близких, родных, средств массовой информации. Именно поэтому суфии рекомендуют осмыслить, осознать мысль, ведущую к формулировке цели. Необходимо описать образ результата как можно подробнее: что это вам даст, для чего это нужно, для кого это нужно и так далее. Это очень сложный этап - хочется быстрее перейти к действию, а там - будь что будет! Однако необходимо остановиться и оглядеться. Мой Учитель рекомендует перед процессом принятия каких-то решений принять определенную позу.

Сядьте на пол, подложив левую ногу под себя. Почему именно на пол? Потому что чем ближе человек к земле, тем больше энергии он может получить. Руки положите на колени, голову опустите на грудь. Дыхание ровное и спокойное: несколько минут отдохните. Оцените не спеша свои мысли, цели. Пусть интуиция подскажет вам, в каком направлении размышлять (рис. 9).


Женская поза несколько отличается от мужской
(рис. 10).

Таким образом, из первоначальной мысли (независимо от того, в каком состоянии вы принимали решение) появляется цель. Цель может быть осмысленной, а может быть смутной, неясной. Опыт показывает, что осмысление цели значительно экономит время.

Как только человек начинает свой путь к цели, у него появляются эмоции, и в зависимости от того, каким образом он оценивает ситуацию - плохо или хорошо, - эти эмоции являются положительными или отрицательными. Некоторые люди настолько возбуждены ощущением близости цели, мнимой легкостью ее достижения, что идут, можно сказать, у себя на поводу: плохо рассчитывают время и силы, ошибаются, испытывают серьезные трудности. В результате образ цели теряется и работа превращается в бессистемные метания, бег по кругу. Цель достигается, но за счет здоровья, стрессов, потерь в личной сфере. Я видел благополучных бизнесменов, жалующихся на проблемы с потенцией, желудком, сердцем и так далее. Это - плата за достигнутые упорным трудом цели! Ясно, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, но кто вас просит нырять за каждой рыбой в воду?

Если же образ цели связан с какими-то страхами, опасениями, то человек может испытывать особенно много сомнений - его действия будут неуверенными, в чем-то незаконченными, а следовательно, он опять будет совершать ошибки, терять силы, то есть все повторяется, как и в случае, когда человек действует под влиянием неустойчивых, мимолетных эмоций.

Методы, предлагаемые читателю в этой книге, помогают справиться с эмоциями, управлять ими и находить несколько вариантов движения к цели. Этот путь достижения цели суфии называют Сиари-Шариф (Божественный свет). Здесь нет сомнений, но и нет “рывков вперед”. Все идет, как идет - равномерно, к цели. Как восходящее солнце - неуклонно…

Если уважаемый читатель спросит: “А при чем здесь оздоровление?!”, то я ему приведу примеры многих участников семинаров, которые ретиво брались за дело и, как это часто бывает, достигали быстрых результатов: те, у кого зрение было минус семь, выправляли его до единицы; кого мучили боли в желудке - могли позволить себе есть все что угодно. Но проходило время, интенсивность их усилий снижалась и, что естественно, некоторые результаты несколько ухудшались. Уважаемые люди огорчались и (!!!) забрасывали занятия. Потом они опять возвращались (и опять почему-то сломя голову!) к упражнениям и так далее. В конце концов большинство из них достигало цели, но какова цена?

Суфийский подход к питанию

Суфии очень внимательно относятся к еде. Чтобы пища приносила пользу, необходимо знать не только что, когда и как есть, но и знать, к какой пище склонен ваш организм в определенное время. Почему, например, суфии не рекомендуют есть чересчур горячую пищу? При соприкосновении с такой едой в организме усиливается напряжение и, следовательно, протест против усвоения.

Как-то в Самарканде я сидел в чайхане с одним ученым из Латвии - он изучал религиозные народные обряды. Взяв в руки пиалу с горячим чаем, он стал дуть на него. Вроде бы обычная процедура, но тут его прервал сидящий около нас почтенный старец: “Не пей - ты этот чай уже испортил!”. “Чем это я его испортил?” - удивился наш гость. “Тем, что стал на него дуть. Может быть, сам чай хорош, но твоему телу он не принесет пользы”.

Когда уважаемый читатель знакомился с суточным циклом, сформулированным суфиями много столетий назад, он наверняка отметил, сколько я уделял внимания необходимости вести за едой приятную беседу. В подобной беседе удовольствие от пищи будет удвоенным.

Что же касается вопроса о “подходящих и не подходящих” продуктах, то выскажу мнение, которого придерживают не только суфии, но и медики. Есть необходимо то, что растет в том климате, в той природной полосе, где вы родились или провели бо€льшую часть жизни. Да-да! Бананы, мандарины, кокосы, манго, киви - и этот список можно продолжать - не совсем подходят для жителей большей части стран содружества независимых государств. Разумеется, я не предлагаю отказаться от них полностью, просто их доля в вашем рационе не должна быть слишком большой. Например, когда мои знакомые в Ташкенте под лозунгом “Надо есть больше витаминов!” стали ежедневно употреблять в пищу мандарины и апельсины, то я не удивился, когда они пришли ко мне с жалобами на участившиеся головокружения и перепады давления. Так что пусть петербуржцы едят клюкву и корюшку, а узбеки - плов!

Роль внутренних органов во время
приема пищи: суфийский взгляд

У каждого медитативного упражнения, направленного на активизацию внутренних ресурсов человека (смотри главу об энергетических траекториях), есть своя основа, своя изначальная структура.

В суфийской практике эта основополагающая субстанция базируется на представлениях о развитии человеческого эмбриона (рис. 11). На них же основываются и рекомендации суфиев относительно оптимального приема пищи.

Сначала формируется центральная нервная система: головной мозг, спинной мозг, а затем начинают свое развитие череп и позвоночник. У эмбриона на месте будущего позвоночника появляются маленькие черточки - как следы от укусов. Затем появляются глаза. После глаз начинают свое формирование легкие.

По своей структуре органы непохожи друг на друга, но у каждого есть свои каналы, своего рода трубки. Например, в левом легком находятся два канала, а в правом - три канала, соединяющие этот орган с другими. И лишь после формирования легких появляется сердце.

Основой же всего является позвоночник - вдоль него пролегают важнейшие каналы связи мозга со всеми органами человеческого тела. В этой связи следует еще раз подчеркнуть наиважнейшее значение поддержания позвоночника в хорошем состоянии (осанка, тонус, подвижность и т. д.).

Появляясь на свет, ребенок оказывается в новой, агрессивной для себя среде. Первый “удар” принимают на себя легкие, новорожденный делает рефлекторный вдох. Этот вдох для него является новым (раньше-то он не дышал так, как дышат люди). Вследствие возникшего испуга второй “удар” получают почки - это следствие испуга, базовой эмоции.

Часто испуг сопровождается криком. Крик является символом начала новой жизни, началом адаптации к ней.

Затем ребенок начинает глотать: в момент глотания закрывается гортань, активизируется желудок, дающий импульс деятельности желудочно-кишечного тракта. Почему у маленького ребенка так много слюны? У него желудочного сока не хватает для того, чтобы переварить пищу, - слюна помогает. Вообще, начиная с 4 месяцев до 7 лет у ребенка наблюдается очень быстрый рост желез.

Итак, с самого начала человеческого развития появляются череп, мозг и позвоночник. Желудочно-кишечный тракт появляется позже.


Как уважаемый читатель знает из собственного опыта, желудок имеет три функции: принимающая, сохраняющая и отталкивающая (рис. 12). Глотание - это следствие принимающей функции желудка. Эти силы сосредоточены вокруг солнечного сплетения. Легкие, сердце, печень, мозг “работают” на процесс пищеварения.

В представлении суфиев, содержимое желудка взрослого человека состоит из трех приблизительно равных частей

В первой части находится мягкая пища (жидкость, пюре и так далее). Вторая часть содержит пищу твердую, а в третьей части находится воздух. Переедание приводит к тому, что воздуха в желудке становится слишком мало - отсюда и одышка. Поскольку желудок не выносит состояния переполнения, то всегда лучше недоесть, чем переесть. Есть необходимо медленно, чувствуя вкус пищи - это способствует скорейшему возникновению чувства сытости. Если вас очень мучает жажда, то не нужно глотать воду залпом, а надо пить медленно, маленькими глотками, ощущая каждый глоток. Вы тогда и меньше выпьете, и скорее утолите жажду. Когда суфии говорят о том, что пить надо так, как есть, а есть - так, как пить, - имеется в виду именно подобный процесс приема пищи.

Во время еды не стоит подвергать левую часть тела слишком большой нагрузке: опираться на левый бок. Нажим приходится на желудок, и его стенки выделяют дополнительный желудочный сок, расходуемый не по назначению.

Очень важно осмысливать процесс еды. Даже если еда приготовлена не очень удачно, например каша слегка пригорела или пересолена, не надо расстраиваться. Что случилось, то случилось. Но если вы будете есть эту кашу с ощущением: “Какая гадость!”, то лучше бы вы ее и не ели - только вред один. Отнеситесь к этому с интересом: “Какой необычный, новый вкус! А как бы я ее ел, если бы до этого голодал три дня - с наслаждением!”

Физические и психические перегрузки нарушают функции желудочно-кишечного тракта. Поэтому если вы устали, понервничали, да еще и проголодались, то сначала успокойтесь, а потом приступайте к еде, оставив все волнующие мысли в стороне.

Обоняние - это подготовительный аппарат, который подает в мозг информацию о свойствах пищи.

Глаза - это второй орган, участвующий в пищеварении. Глаза усиливают оценку вкуса пищи, которая осуществляется в головном мозге. Именно от зрения организм получает команду о том, что нужно принимать пищу. Под языком выделяется слюна.

Зубы предназначены для того, чтобы откусывать пищу, размельчать ее, разрывать на части, чтобы потом на нее мог действовать желудочный сок. После того как пища попала в рот, зубы измельчают ее, во рту вырабатывается слюна, а в желудке вырабатывается желудочный сок. Язык определяет, насколько активно или пассивно человек будет потреблять пищу: вкусная она или нет, противная или испорченая, свежая или несвежая и т. д.

Зона Султан (в которой находится головной мозг) дает команду желудку, кишечнику и печени о подготовке к еде: “Подготовьтесь! К вам идет гость!”. Он предупреждает о том, званый это гость или нет. Если человек голоден, то команда звучит для него громко и настойчиво. Если же он сыт, то сигнал может быть пропущен, что называется, мимо ушей.

Далее желудок начинает выделять желудочный сок, а печень - желчь. Поджелудочная железа также выделяет сок. Вообще желчь вырабатывается постоянно, скапливается желчном пузыре и в процессе приема пищи поступает в кишечник.

Таким образом, органы начинают действовать поочередно, по порядку.

Ходжа Насреддин как-то зашел в одно санкт-петербургское кафе и спросил у повара, подают ли в этом славном заведении плов. После того как повар утвердительно кивнул, наш мулла спросил его о качестве плова. Красноречие повара не знало границ - это был лучший плов в Санкт-Петербурге! “Тогда, - продолжал Ходжа Насреддин, - продай мне... запах плова”. “Это невозможно”, - ухмыльнулся кухонных дел мастер. “Но я заплачу!” - не унимался посетитель. “Хорошо”, - согласился повар и подвел Ходжу к котлу с пловом. Насреддин вдоволь надышался запахом плова и почему-то отказался покупать себе порцию.

“Заплати! - воскликнул повар. - Ты обещал!!!”

“Конечно”, - улыбнулся Ходжа Насреддин и... позвенел около уха повара золотыми монетами.

В этой притче говорится о том, что нужно есть только то, к чему организм чувствует предрасположенность, то есть тогда, когда организм ведет себя таким образом, как описано выше. Ходжа Насреддин, видимо, не почувствовал, что его организм готов к принятию именно этой пищи, поэтому и не стал платить за блюдо.

Теперь о том, как нужно вести себя после еды. Суфии, которые особое значение придавали ужину, считали, что после него надо лежать сначала на левой стороне, потом - на правой стороне, а затем на спине - пока не наступит сон. При этом, правда, суфийский суточный цикл подразумевает очень скудное питание в течение дня.

Ни в коем случае не надо ложиться на живот после еды. Если мы изучим желудок, то узнаем, что пища в него поступает с левой стороны. Как известно из строения желудка, внутри слизистой оболочки есть очень тонкая стенка, оболочка, через которую, как через салфетку, проходит желудочный сок. Вокруг находятся железы, расположенные в стенках. Одна из возможных причин появления язвы заключается в том, что эта оболочка становится слишком тонкой. Желудок осуществляет функцию пищеварения. Желудочный сок - это готовая химическая жидкость. Ученые называют эту жидкость пепсином - у среднего человека, который не может сказать о себе с уверенностью, болен он или здоров, содержание такого сока в организме составляет 4 литра, а у здорового человека - до 5 литров.

Пищеварительный процесс зависит от хозяина желудка: как, сколько и когда он ест.

Пророк Мухаммед, мир ему, сказал, что каждый должен принимать пищи столько, сколько требует организм. Есть надо прекращать тогда, когда еще немного хочется кушать. До предельной сытости наедаться нельзя.

Если питание чрезмерно, то организм будет испытывать нагрузку. Более того, он привыкнет к тому, чтобы ее время от времени испытывать. Суфии полагают, что если человек привык есть много, то развивается нетерпимость к голодному состоянию, которое само по себе не является плохим. Когда ешь понемногу, то формируется терпимое отношение к голоданию. Подобное отношение позволяет человеку есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания сил и здоровья. Некоторые люди выглядят изможденными и недовольными только потому, что привыкли есть помногу. Обычно они страдают расстройством кишечника. Таким образом, наедаясь до отказа, человек нарушает работу пищеварения.

Когда же человек снова принимается за еду, новая пища перемешивается с непереваренной и в таком перемешанном состоянии поступает в тонкий кишечник, что приводит в конечном итоге к болям в желудке и других отделах желудочно-кишечного тракта. Вред переедания и заключается в том, что желудок не успевает переваривать еду.

Почти переработанная пища опускается в тонкую кишку. Именно в этом переходе и возникают кишечные болезни.

Вы наблюдали, как кошки после еды потягиваются, растягивают позвоночник, подтягивают живот? Почему так происходит? Такие движения активизируют нервную систему и, следовательно, кровообращение. А это, между прочим, способствует активному усвоению питательных веществ.

Печень связана с желчным пузырем. В течение суток из печени в кишечник выделяется 0,5-1,5 л желчи: это предоставляет возможность для очищения организма. Если же пищи слишком много, то организм просто-напросто не успевает все переварить.

Печень - это зона руух (зона духа). Для равновесия печень и сердце находятся в разных частях тела, так как оба органа теплые. Необходимо помнить о том, что быстрая еда (питье) - удар по печени.

Привычка питаться правильно формируется с самого раннего возраста. Многое зависит от того, как именно кормили ребенка в младенчестве. Опытом поколений определено, что младенца необходимо кормить материнским молоком в течение 30 месяцев. Тогда у него будет сформирован иммунитет против болезней. Иначе формируется привязанность к бутылочке, к рожку, которая во взрослом возрасте может превратиться в привязанность к бутылочкам с пивом или с чем-либо покрепче. Это явление называется импринтингом, запечатлением. Ребенок буквально отпечатывает в своей душе все, с чем сталкивается в первые годы жизни.

То же повторяется и в случае с питанием. В детстве ребенок запечатлевает неверную схему принятия пищи, а потом, когда вырастет, пожинает плоды этой привычки: язвы, циррозы и так далее.

В Бразилии до сих пор рассказывают один случай.

Король Бразилии очень любил блюдо из морепродуктов, которое называется итопоа. Однажды, когда король обедал, к нему приехал издалека посланник с известием. Но охрана не впустила его, объяснив это так: “Когда король кушает итопоа, нельзя нарушать его трапезу”. “Но я привез чрезвычайно важное известие!” - воскликнул посланник. Однако охрана привыкла непреклонно выполнять приказы короля. После того как король закончил кушать итопоа, он принял чужестранца. Посланник сообщил, что войска королевского сына готовятся захватить его страну. “Убирайте яства со стола и готовьтесь к войне!” - закричал король, но было уже поздно - войска ворвались во дворец, воины схватили короля и потащили его в тюрьму. Увидев в толпе зевак своего повара, король крикнул ему: “Завтра в тюремную камеру подай итопоа, но приготовь лучше - сегодня итопоа было очень сладкое”.

До сих пор итопоа называют самым дорогим блюдом, говоря: “За это блюдо король отдал целое царство”.

Еда, несомненно, играет не последнюю роль в нашей жизни, но для некоторых она заслоняет собой все вокруг.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!