Из телеграммы председателя делегации на мирных переговорах с Польшей А. А. Иоффе в НКИД. 14 декабря 1920 г.



«В польских лагерях все военнопленные разбиты на 4 группы… Эти подразделения вызваны официальным польским распоряжением и всюду одинаковы, устанавливая следующие 4 категории. „Категория русских“. Это группа, поддающаяся белогвардейской агитации. Они живут в сносных условиях, в их распоряжении находятся школы, библиотеки, у них имеются кровати. Это переходная ступень на дороге в белогвардейские формации (не этих ли показывали британскому послу? – Авт.). Вторая группа: „поляки“, т. е. бывшие наши красноармейцы польской национальности. Они также в более хороших условиях. Часто они переливаются в польские национальные части. Третья категория: „большевики“, самая многочисленная – это красноармейцы, взятые в плен в Красной Армии и не подходящие ни под одну из других категорий. („Украинцев“ уже нет – по‑видимому, с окончаниемвойны исчезла надобность в армии Петлюры. – Авт.) Четвертая категория – это красноармейцы, о которых есть доказательство, что они коммунисты. Их положение самое тяжелое. В то время как первые три категории имеют возможность двигаться в пределах лагеря, коммунисты заключены в отдельные бараки, окруженные отдельными проволочными заграждениями каждый, причем жители одного барака не имеют права сноситься с другим. Они содержатся в тюремном режиме, и только с трудом удалось добиться разрешения для них коротких прогулок два раза в день… В таком же режиме, как коммунистов, держат всех пленных красноармейцев евреев, содержа их в отдельных бараках. Их режим ухудшается вследствие культивируемого в Польше антисемитизма».

 

Из письма представителя Российского общества Красного Креста Ст. Семполовской в Польское общество Красного Креста. 6 декабря 1920 г.

«В лагерях в Стшалково, Тухоли, Домбе евреи и „коммунисты“ содержатся отдельно и лишены целого ряда прав, которыми пользуются другие категории пленных. Они содержатся в самых плохих помещениях, всегда в „землянках“, совершенно лишены подстилки из соломы, хуже всего одеты, почти разуты (в Тухоли евреи почти все были босыми 16/XI, когда как в других бараках преобладают обутые…)…Эти две группы сидят взаперти, т. е. почти без движения. Имеют прогулки по 10–20 минут[76]…

К этим двум группам самое плохое моральное отношение – больше всего жалоб на побои, плохое обращение… В Стшалково начальство просто заявило, что лучше всего было бы эти группы расстрелять, что этим группам предлагаемую мною помощь не передадут…

Из Доббе ко мне поступают также жалобы на третирование евреев – избиение евреев мужчин и женщин и нарушение норм приличия солдатами при купании евреек. В Стшалково „коммунисты“ жаловались также на приказ петь „Боже, царя храни“… также жаловались, что во время короткой прогулки офицеры командуют им по 50 раз лечь – встать… Офицер объяснил, что это „гимнастическое упражнение для лишенных возможности двигаться“…

 

Из доклада вернувшихся из плена коммунистов П. Н. Рыжакова и В. Володина в ЦК РКП(б) и ВЦИК. 12 апреля 1921 г.

«Жизнь коммунистов… была особенно ужасной. Это один сплошной кошмар, пытка. Коммунистов избивали, гоняли работать и били, заставляли петь „Боже, царя храни“. Врывались солдаты ночью и устраивали инквизицию, вбегали с криком: „Вставай, збюрка“, и били каждого и всякого чем попало и как попало. Было время, когда коммунисты… не спали по неделям. И только по заключении мира и приезде разных польских комиссий эти зверства прекратились».

Еще любопытный момент из быта лагеря в Стшалково.

«Большой ненормальностью в лагере является то, что комендантами бараков, секций и отделов назначены казаки, бывшие балаховцы и бредовцы[77], которые для того, чтобы выслужиться, жестоко издеваются над военнопленными‑красноармейцами, избивают, заставляют бегать, работать, сажают под арест и т. д. На кухне, в разных складах, цейхгаузах то же… Характерен мой разговор с польским генералом в Барановичах (во время следования для обмена). К нам в казарму, в которой находилось около 50 человек, предназначенных в Россию, пришел генерал, говорящий хорошо по‑русски. Он спросил, как нам жилось в лагере… На одну из причин скверного житья указали на избиение, тогда он ответил: „Мы тут ни при чем, вас бьют свои же русские, казаки, это ваше дело“. Я ему сказал, что не следовало бы поощрять их в этом, что делает лагерная администрация».

Скажите честно – вам это ничего не напоминает? Как вы думаете, сходство польских и гитлеровских лагерей – это передача опыта или просто внутреннее сродство?

А вот случай и вовсе из ряда вон – поляки перепутали своих и чужих. Правда, это газетная статья с характерным заголовком: «Правда ли это?» – но все же…

Статья из ежедневной газеты «Курьер новы». Не позднее 16 января 1920 г.

«Несколько дней тому назад через Варшаву проходил отряд латышей, насчитывавший несколько сот бывших солдат Красной Армии, насильно мобилизованных во время занятия Латвии советскими войсками. Эти солдаты во главе с офицерами добровольно перешли на польскую сторону, чтобы таким способом вернуться на родину.

Они очень доброжелательно были приняты польскими частями, а перед отправкой их в лагерь им выдали свидетельство, что они добровольно перешли к полякам.

Но по пути в лагерь начался систематический грабеж, с пленных снимали всё, иногда их оставляли в одном белье. Некоторые сумели спасти часть своих вещей, но и у них всё отобрали в лагере в Стшалково. Они остались почти без одежды и обуви, в лохмотьях и босиком.

Но всё это было ничем по сравнению с систематическим истязанием латышей. Началось с назначения 50 ударов розгой из колючей проволоки, причем им было заявлено, что латыши как „еврейские наймиты“ живьем из лагеря не выйдут. Более десяти пленных умерли из‑за заражения крови. Затем в течение трех дней пленных оставили без еды и запретили под угрозой смерти выходить за водой. Двух пленных, Лациса и Шкурина, расстреляли без всякой причины. Угроза, вероятно, была бы исполнена и никто из латышей не вышел бы из лагеря живым, если бы капитан Вагнер и поручик Малиновский не были отданы под суд. После приезда следственной комиссии положение несколько улучшилось, но многие умерли из‑за болезней, холода и голода.

Сейчас, наконец, их отправили на родину. Отпустили их зимой в тех же лохмотьях, в которых они пребывали в лагере».

Может быть, упомянутые капитан и поручик являлись тайными агентами большевиков? Сколько человек пополнения получат красные латышские стрелки, когда эти парни вернутся домой – из числа их самих, а также тех, кто слушал их рассказы?

 

«Зона смерти»

 

В 1920 году положение с продовольствием улучшилось. Во всем остальном много лучше не стало. Лагерь за лагерем являют собой одну и ту же картину (только народу там теперь намного больше):

 

Домбе:

«Люди жаловались, что ночью невозможно спать от холода… Отап ливаются бараки железными печками, однако их при осмотре еще не было. Большинство без обуви – совсем босые. Одежда грязная и оборванная. Особенно нуждаются в верхней теплой одежде. Кроватей и нар почти нет… Ни соломы, ни сена нет вовсе. Спят на земле или на досках… В баню ходят приблизительно раз в 2 месяца…

Нет белья, одежды; холод, голод и грязь, и все это грозит громадной смертностью. Администрация не нашла возможным показать мне отхожие места, несмотря на мои неоднократные требования».

 

Стшалково:

«Состояние здоровья пленных ужасающее и гигиенические условия отвратительные. Большинство зданий – это землянки с продырявленными крышами, земляным полом… окна забиты досками вместо стекол, и даже те окна, где есть стекла, в большинстве не открываются… Многие бараки переполнены. Так, 19 октября с. г. барак для пленных коммунистов был так переполнен, что, входя в него посреди тумана, было вообще трудно что бы то ни было рассмотреть. Пленные были скучены настолько, что не могли лежать, а принуждены были стоять, облокотившись один на другого…»

 

Дальше про одежду и обувь – к чему повторять? Этим пленным, впрочем, повезло – им выдали одежду, закупленную польскими властями после английских солдат – тоже лохмотья, но хоть что‑то…

«Грязь царствует повсюду. Белья для смены почти нет ни у кого, многие пленные жаловались, что они не меняли белье в течение 3‑х месяцев. Мытье происходит в общей прачечной без мыла, в холодной воде, вода из кранов еле‑еле течет… Каждый день пленные моются холодной водой у колодца. Какой это будет ужас зимой».

Вот буквально крик командира укрепрайона Модлин – по‑видимому, просто порядочного человека, ибо что ему до лагерей?

«Докладываю господину генералу, что среди пленных, дислоцированных в укрепрайоне Модлин, свирепствует эпидемия желудочных заболеваний («холерина»[78]). В настоящее время в госпитале 900 желудочных больных, из числа которых почти десять процентов смертельных случаев… Главные причины заболевания – поедание пленными различных сырых очисток и полное отсутствие обуви и одежды. Прошу о безотлагательных распоряжениях для спасения остальных».

Тогда, 28 октября, начальник укрепрайона еще не знал, что это была не холерина. Но уже в начале ноября стало ясно, что к прежним болезням пленных – тифу и дизентерии – прибавилась еще и холера. Вскоре она появилась и в 40‑тысячном лагере в Стшалково. Болезнь начала перекидываться на местное население, которому пришлось расплачиваться за нечеловеческие условия содержания пленных.

Мы совершенно не трогали еще один лагерь – Тухоль, «зону смерти». Ближайшей зимой здесь погибнет, по разным данным, 2–22 тысячи человек. В ноябре в Польше появились наши уполномоченные по делам военнопленных. Вот один из отчетов, о концентрационном пункте для раненых в Тухоле, которых к тому времени было там 1700 человек.

«Большинство это раненные в конечности, многие с ампутированными ногами, многие с поломанными или раздробленными костями. Больные и раненые там находятся с августа с. г. Больничные здания представляют собой громадные бараки, в большинстве случаев железные вроде ангаров. Все здания очень ветхие и испорченные, в стенах дыры, через которые можно просунуть руку. Каждый барак разделяется на две большие палаты, отапливаемые кирпичными или железными печками для торфа. Холод обыкновенно ужасный. Говорят, что во время ночных морозов стеныпокрываются льдом. Больные лежат на ужасных кроватях, многие – насовсем поломанных и очень маленьких. Все на грязных матрацах без постельного белья, только ¼ часть имеет какие‑то одеяла, покрыты все грязными тряпками или одеялом из бумаги… Подушек нет вовсе. Все жалуются на холод, который не только не дает возможности залечить раны, но причиняет, по мнению врачей, большие страдания раненым… Мыла нет, так что больных моют мылом раз в неделю, иногда раз в две недели. Некоторые больные были совсем без рубашек, многие указывали на черное от грязи белье, т. к. не меняли его с августа месяца.

Врачебного персонала очень мало, даже сестер… Медицинский персонал жалуется на полное отсутствие перевязочных средств, особенно бинтов и ваты».

…Начальство спохватилось лишь 22 ноября, осознав, что зимы население лагерей попросту не переживет – а ведь война закончилась, и скоро придется отчитываться за пленных. Совещание в верхах приняло решение: быстро подготовить лагеря к зиме, передать 15–20 тысяч комплектов обуви и шинелей, выделить диетические пайки истощенным пленным и пр.

Как вы думаете, решение было исполнено? Правильно! 6 декабря военный министр Польши Соснковский пишет: «К сожалению, фактическое состояние свидетельствует, что мои прежние приказы в этой области столкнулись с неумением и непониманием соответствующих исполнительных органов». Прежние… А этот и последующие?

И ужас зимой наступил. Много писали про Тухоль, но вот что творилось в Стшалково.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!