Современные направления развития сюжетного лицевого шитья



Содержание

 

1 История развития сюжетного лицевого шитья

2 Современные направления развития сюжетного лицевого шитья

3 Технологическая карта выполнения изделий в технике сюжетного лицевого шитья

4 Индивидуальные особенности выполнения творческой работы в технике сюжетного лицевого шитья

Список использованной литературы


История развития сюжетного лицевого шитья

 

Художественное шитьё – один из древнейших видов искусства, известный у многих народов мира. Оно издавна было распространено и на территории России. С принятием Киевской Русью в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с орнаментальным, получает развитие изобразительное (лицевое) шитьё – изображения ликов. Также вышиваются плащаницы, покровы, пелены для икон и многое другое.

Следуя традициям христианского искусства, лицевое шитьё, как и фресковая и иконная живопись, воспроизводило библейские и евангельские сюжеты и персонажи, а также исторических личностей, снискавших почитание в церкви. Уже в XII веке русские вышивки были известны в Византии.

Лицевое шитьё органически вошло в жизнь народа, стало средством выражения его чаяний, приобрело общественно-политическое звучание: шитые знамёна, хоругви и иконы брали в военные походы, выносили во время различных государственных и церковных церемоний; шитыми изображениями украшали царские бармы, одежды духовенства, конские уборы.

Они составляли неотъемлемую часть церковного интерьера: под иконы вешали пелены, повторяющие сюжеты икон, на гроба святых клали покровы с их изображениями, в пасхальную неделю совершалась служба с их плащаницей. Занавесы царских врат, одежды на престолы и жертвенники, покровцы (или судари) на церковные сосуды – всё украшалось сюжетным шитьём.

Изделия с лицевыми сюжетными изображениями, выполненные до XV века, относятся к так называемому «золотному шитью». Параллельно развивалось и шитьё разноцветными шелками. Перед ними стояли как бы разные задачи. Золотое шитьё подчёркивало силуэтность изображения, а шитьё разноцветными шелками было более сюжетным.

Дошедшие до нас произведения в большинстве своём шиты по дорогим тканям – камке, тафте, атласу, привозимым тогда из Италии, Испании, Ирана, Турции и Китая. Шитьё выполнялось привозными шёлковыми и серебряными нитями, украшалось жемчугом и камнями. Образцом для вышивки служили иконные или фресковые изображения, с которых художник профессионал, называвшийся «знаменщиком», делал предварительный рисунок. Шитые надписи, сопровождающие обычно изображения, нередко отличаются чёткостью и красотой начертания, что свидетельствует об участии специалиста - каллиграфа («словописца»). Порой сложный растительный (травяной) орнамент выполнял «травщик».

 

Рис.1 Лицевое шитьё XV века

 

Рис. 2 Золотое шитьё в прикреп золотыми и серебряными нитями и металлическими блёстками


Рис.3 Золотое шитьё в прикреп золотыми и серебряными нитками по малиновому бархату

 

Дорогостоящие материалы и технологию изготовления изделий в состоянии были оплатить только богатые люди, поэтому искусство лицевого шитья развивалось в привилегированной среде феодального общества. Исторические документы свидетельствуют, что вышивальные мастерские или «светлицы» были при царском дворце, во многих зажиточных домах дворянин, бояр, князей, торговых людей («гостей») и в женских монастырях.

Вышивание было преимущественно искусством женским. Им занимались не только простые мастерицы, но и сами хозяйки светлиц. Часто именно от них зависели подбор художников и мастериц, выбор материалов, технических приёмов, а иногда и самого сюжета. От их умения и вкуса в значительной степени зависела и художественная выразительность произведения.

Отличительной особенностью древних памятников русского художественного шитья является наличие на них дарственных надписей. Уникальны надписи, называющие имена художников или мастериц. Текст сообщает дату и место вклада, имя дарителя, а иногда и повод.

Собрание русского средневекового лицевого шить в Музеях Московского Кремля насчитывает около двухсот произведений. Это одно из самых крупных собраний в нашей стране. Основу его составили сокровища Патриаршей ризницы, кремлёвских соборов и монастырей. В 1920-1930-е годы в него вошли также произведения из других церквей и монастырей, из Государственного фонда и частных коллекций.

Хронологическое собрание охватывает период от XIV до начала XVIII века. В нём представлены разные художественные центры: Москва, Новгород, Тверь, Сольвычегорск.

 

Рис.4 Лицевое шитьё XVII века

 

Особенно богато оно памятниками XVII века. Собрание ценно также тем, что в нём, наряду с произведениями великокняжеской и царицыной светлиц, имеются работы нескольких боярских, монастырских и купеческих мастерских. Среди них – лучшие мастерские своего времени, принадлежавшие князьям Старицким и «именитым людям» Строгановым. Разнообразны изображения и их назначение.

Широкий хронологический диапазон, многообразие художественных и технических средств, применяемых в отдельных мастерских, разные иконографические варианты дают возможность во всей полноте представить развитие искусства древнерусского лицевого шитья. Около полусотни лучших его образцов находятся в экспозициях в Оружейной палате и Музее прикладного искусства и быта России XVII века.

В истории развития лицевого художественного шитья можно выделить следующие периоды:

- произведения XV века, шитых яркими разноцветными шелками с удлинёнными пропорциями, маленькими головами и руками, но с плохо проработанными складками одежд;

- произведения XVI века, шитых яркими разноцветными шелками с зеркальной композицией характерно симметричное построение узора относительно вертикальной оси с имитацией драгоценных камней на оторочках и с орнаментом из гирлянды пятилепестковых цветков и розеток по узлам;

- произведения с 1561 г. , созданные в светлице Ефросинии Старицкой – тётки царя Ивана Грозного, имеющие «шитьё по форме» с продуманностью пропорций, выразительностью жестов, точностью рисунка, выполненные с обилием золотого шитья с цветными прикрепами, более сложными и разнообразными, нежели в более ранний период;

- произведения XVII века, для которых характерны пышные узоры, шитых на фиолетовом атласе с изящным орнаментом, «шитые по форме» с сильными оттенениями шёлком по абрису лика, вокруг глаз и по суставам рук с цветными прикрепами, рельефным узором на нимбе, с чёткой и нарядной надписью, выполненная искусным каллиграфом на каймах подобно рамке обрамляющей произведения. Эти произведения отличают сочетание изысканность золотого и схематичность лицевого шитья, обилие жемчуга, драгоценные камни и золотые с эмалью запоны, фон, зашитый золото-серебренными нитками «под аксамит», высокорельефное шитьё «по карте», объемные детали которого выполнялись отдельно, а затем нашивались на фон и соединялись между собой косами;

- произведениям конца XVII века – начала XVIII века свойственны сложные золотые швы, применение сканевого золота, обводка рисунка по контуру мелкими ажурными петлями, плотное шитьё тонким кручёным шёлком, а вместе с этим тяжеловестность фигур и огрубление ликов;

- произведениям XVIII века свойственны проникновение стиля барокко, консервативность произведений, применение символов евангелистов, объёмность и отсутствие притенения, шитьё крупными стежками, «курчавые облака», причудливые золотые завитки и скорописная узорная вязь молитв;

- произведениям лицевого шитья конца XVIII века - начала XIX века заметно преобладание романтических сюжетов в портретах, пейзажах и бытовых сценах, с богатыми цветочными мотивами, изображающими жизнь стран; изготовление вышитых копий героев;

В дальнейшем лицевое шитьё следует за общими стилевыми направлениями живописи и постепенно утрачивает свои древние традиции в художественной образности и технических приёмах. Во второй половине XIX столетия наблюдается упадок всех видов древнего искусства лицевого и золотого шитья. Существенная роль в это время в производстве вышитых изделий принадлежала кустарным центрам, где мастерицы продолжали трудится над выполнением облачений, пелен, риз и окладов на иконы, расшивая их металлической нитью, жемчугом, бисером и стеклярусом.

 

Современные направления развития сюжетного лицевого шитья

 

С развитием капиталистических отношений ручное производство было не в силах конкурировать с машинным, готовые изделия не окупали себя. Изменялись взгляды, менялась и одежда. Например, новые веяния европейского искусства нашли своё выражение и в культовых одеждах – фелонях и стихарях, полностью повторяющие светские образцы, как в орнаментальных узорах, так и в приёмах работы.

Среди современных направлений развития сюжетного лицевого шитья можно выделить следующие:

- реставрация икон для дальнейшего использования их в церквях России и музеях;

- изготовление новых икон в канонических традициях лицевого и золотого шитья;

- изготовления риз, облачений и другой одежды в канонических традициях лицевого и золотого шитья для дальнейшего использования их в церквях России и музеях;

- изготовление воздухов, покровов и других изделий в канонических традициях лицевого и золотого шитья для дальнейшего использования их в церквях России и музеях;

- изготовление новых работ портретов, пейзажей и бытовых сцен, с изображающими жизнь стран; изготовление вышитых копий героев различных книг, фильмов и т.п.;

- украшение одежды с использованием техники и приёмов золотого и шитья;

- украшение предметов быта и интерьера с использованием техники и приёмов золотого и лицевого шитья;

Особого развития вышивальные промыслы Нижегородской губернии достигли во второй половине XIX века. В Торжке, начиная с 1899 до 1941 года, существовала золотошвейная школа артель. После освобождения города Калинина (Тверь) в феврале 1942 г. артель, а затем и школа возобновили свою работу. В 1960 г. артель была преобразована а «Фабрику имени 8 марта», а в октябре 1971 г. вошла в состав фирмы «Калининские узоры».

Торжок сыграл огромную роль в развитии русского лицевого и золотого шитья на распространение золотошвейного промысла в Поволжье, Подмосковье и в других местностях России, особенно на применение золотой вышивки в украшении костюмов.

В последнее время постепенно начинает возрождаться церковное искусство. В 1999 г. начала свою деятельность мастерская «Урбус» при Успенском подворье Оптиной пустыни Санкт-Петербурга, главным принципом которой является творчество в рамках канона, ориентация на традиции лицевого и золотого шитья. Все работы здесь выполняются вручную натуральными материалами, по старинным технологиям.

В г. Павловске при соборе Св. Николая Чудотворца работает мастерская по пошиву церковного облачения «Золотая нить», которая занимается возрождением традиций лицевого и золотого шитья, а также шитья бисером.

В настоящее время многие кафедры дизайна и ДПИ возрождают технику лицевого и золотого шитья. Например, Шевченко Т.В. – выпускница Покровского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, в настоящее время работающая преподавателем в г. Орехово-Зуева выполнила лицевым и золотым шитьём икону Владимирской Богоматери для Покровской часовни храма Сергия Радонежского, который заложен и освящён при университете Покровского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова.

В Адыгее живёт и трудится выпускница Краснодарского института культуры Сафиет Сет, работающая в республиканском центре народного творчества и обучающая девочек этому нелёгкому, но прекрасному виду искусства. сюжетное лицевое шитье вышивка

Другой мастер по лицевому и золотому шитью, член Международной ассоциации Союза дизайнеров Н.А Комисарова. Она сама, а также её ученики шьёт как новые, так и реставрируют старые работы - от орнаментальных сюжетов до икон, находящих достойное место в храмах России. За 7 лет творчества Н.А. Комисарова вышила 42 иконы в технике золотого и лицевого шитья.

Возможности народной вышивки безграничны, то, что сохранилось в творчестве мастеров, имеет тенденцию к дальнейшему изменению и обагащению творческого потенциала декоративно-прикладного искусства на современном уровне, получившее своё воплощение при создании предметов, имеющих ценность и в наши дни.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!