Развитие техники в Средние века



РЕФЕРАТ

для сдачи кандидатского экзамена по философии

на тему: Основные этапы развития техники

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.Что такое техника

1.1 Формирование техники в архаической культуре

1.2 Техника в древнем мире

1.3 Техника в античном периоде

1.4Развитие техники в Средние века

1.5Наука и инженерия в культуре Нового времени

Современные тенденции развития техники

История науки

4.Философия науки.

5. Основные этапы развития науки.

6.Роль науки в современном обществе.

 

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Техники как самостоятельное направление существует уже почти столетие и конструируется не только в названии, но и во множестве текстов и социальных институтов в различных странах мира.

Понятие техники - уже установившееся название одного из важных направлений современной науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношение человека и техники, техники и природы и другие проблемы современной техники и технологии. Она зародилась в середине XIX века в Германии как новая форма философской рефлексии и научно-технического прогресса.

Для первых этапов развития техники были характерны два основных направления - технический оптимизм и технический писсимизм. Характерная черта технического оптимизма - идеализация техники, переоценка возможностей её развития: техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса. Технический писсимизм характеризовался отрицанием, демонизацией и мистификацией техники. Представители этого направления проклинали технику как врага человека и причину всех его бед.

Так же помимо техники уже две с половиной тысячи лет происходит развитие истории науки не оставляют сомнения в том, что она развивается, т.е. необратимо качественно изменяется со временем. Наука постоянно наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и т.п. Развитие это оказывается неравномерным: с «рваным» ритмом, причудливым переплетением медленного кропотливого накопления новых знаний с «обвальным» эффектом внедрения в тело науки «сумасшедших идей», за непостижимо короткое время опрокидывающих складывавшиеся веками картины мира. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом «броуновском движении» гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций, т.е. обнаружить скрытую логику развития научного знания.

 Ныне логика развития науки представляется иной: последняя развивается не непрерывным накоплением новых фактов и идей, не шаг за шагом, а через фундаментальные теоретические сдвиги, в один прекрасный момент перекраивающие дотоле привычную общую картину мира и заставляющие ученых перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок. Пошаговую логику неспешной эволюции науки сменила логика научных революций и катастроф. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода или модели логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все же выбились в явные лидеры.

 


Что такое техника

 

Формирование техники в архаической культуре

 

Древние технологии в архаический период включают в себя: серию подсмотренных и отобранных в практике эффективных операций, обязательно предполагаются магические процедуры, передающиеся в устной форме из поколения к поколению.

С точки зрения анимистических представлений человек мог влиять на души (людей и богов), именно этой цели служили различные действия, которые мы сейчас называем древней магией и ритуалами. Для анимистического человека это был способ воздействия, основывающийся на естественных причинах: обмене (жертвоприношение), уговоре или запугивании (заклинание), вовлечение души в действие (ритуальная пляска) и т.д.

Рассмотрим понимание своих "технических действий" людьми анимистической культуры. Им не могло прийти в голову, что они могут заставить бога без его желания встать и идти. Другое дело - склонить душу бога (жертвоприношением, заклинанием) действовать в нужном для человека направлении. Сложные технические действия людей служили только для одной цели - заставить богов встать и идти. Когда архаический человек подмечал эффект своего действия (удара камня, действия рычага, режущие или колющие эффекты), он объяснял этот эффект тем, что подобное действие благоприятно воздействует на души. В этом смысле все древние технологии были магическими и сакральными, то есть способами влияния на души тех, кто помогает человеку, или на опасные души - лечение заболеваний, или на души богов, от которых зависела жизнь племени.

 

 

Техника в древнем мире

 

Этот этап развития древней техники связан с развитием в культурах древних государств специальных знаковых средств - чисел, планов-полей, расчётов площадей, объёмов, элементов тел правильной формы (прямоугольных, треугольных, трапециидальнных полей, пирамид и т.п.), других расчётов (астрономических). Например в древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуре наряду с наряду с другими сформировались следующие две практики: восстановление в земледелии полней, границы которых смывались разливами рек, и регулирование (определение начала, конца, перерывов) религиозных служб, полевых и общественных работ.Со временем все подобные знаковые средства начинают использоваться как модели, то есть с их помощью осуществляют те операции, которые не возможно было бы осуществить с самими объектами (раздел и передел на чертежах полей, определение с помощью числовых матриц и прогрессий ближайших и более отдалённых затмений и т.д.). В древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуре действия с подобными знаковыми средствами осмыслялись не как наука и научное знание, а в рамках соответствующего "культурного сценария". Так, вычисление затмений, появление или исчезновение Солнца или Луны, планет, звёзд понималось как описание жизни самих небесных богов.

Числа, чертежи, алгоритмы вычислений использовались и в рамках технической деятельности: при строительстве храмов, дворцов и других архитектурных и хозяйственных сооружений (планы, схемы, расчёты необходимых для строительства материалов, пропорционирование), в караблестроении (схемы, пропорционирование, расчёт объёмов трюма), в некоторых видах ремесленной деятельности. Для этого этапа развития важно отметить две особенности. Числа, чертежи, алгоритмы вычислений ещё не воспринимаются как технические знания (вообще не воспринимаются, как знания). Это - рецепты, а также сакральная мудрость, которыми владеет писец, жрец, царский служащий. Алгебраические и геометрические отношения (знания), с помощью которых мы сегодня записываем шумеро-вавилонские решения математических задач, не имеют с ними ничего общего.

В отличие от модели идеализированный объект - это серия прямых и обратных операций с чертежами и числами, отнесённых уже не к самому объекту практики, а к модели.

На этом этапе "логика" сведений и получение результата проверяются в практике. Следовательно, хотя "конструирование" новых случаев идёт на уровне знаковых средств (моделей и идеализированных объектов), новые конструкции проверяются на объектах практики. Древняя практика понималась магически и сакрально, но иначе, чем в архаической культуре. Она понималась как сакральное действие по восстановлению нарушенного порядка, который был нарушен под действием тех или иных причин (разлив рек и стирание границ участков земли и др.)

 

Техника в античном периоде

 

Особая проблема познавательного характера в данный период - объяснить, как возможно создание вещей. Философы каждый день могли наблюдать, как ремесленники и художники создавали свои изделия, однако обычное для простого человека дело было трудной проблемой в плане философского осмысления. Причина этого заключается в том, что античная философия сделала предметом своего анализа сделала прежде всего науку. Античные "начала" и "причины" - это не столько модели действительности, сколько нормы и способы повторения достоверного (научного) знания. Соответственно, весь мир, и в том числе создание вещей, требовалось объяснить сквозь призму знания и науки. Платон говорил, что существуют три скамьи: идея (прообраз) скамьи, созданная самим Богом, копия этой идей (скамья, сотворённая ремесленником) и копия скамьи - скамья, нарисованная живописцем. Если для нашей культуры основная реальность - это скамья созданная ремесленником, то для Платона - идея скамьи. И для остальных античных философов реальные вещи выступали не сами по себе, а виде воплощения "начал" и "причин". Соответственно, ремесленник (художник) не творил вещи (это была прерогатива Бога), а лишь ваял в материале и в своём искусстве то, что было заложено в природе. При этом сама природа понималась иначе, чем в Новое время.

Природа по Аристотелю - это сущность вещей, имеющих начало движения в себе как таковых. Под природой понималась реальность, позволяющая объяснить изменения и движения, происходящие сами собой, а не в силу воздействия человека. Поскольку источником изменений, происходящих сами собой, в конечном счёте мог быть только Бог, природа мыслилась одновременно и как живое, органическое и сакральное целое.

В античности создание вещей (в философском понимании) было связано, с одной стороны, со знанием "начал" и "причин", то есть с наукой, с другой - с естественными (природными) изменениями, как своеобразными потенциальными творениями вещей. Уже Аристотель догадывался, а Архимед практически реализовал замысел "научного ремесла": изделия создаются не только по опыту, сколько исходя из знания их "начал" и "причин". Однако в античной культуре только небольшая группа учёных-техников (Архимед, Евдокс, Архит и др.) практически владела этим научным ремеслом, да и это было чистое искусство; в целом идея соединения науки и техники (искусства) отвергалась как смешение благородных и низких знаний.

Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной "технической науки" находим в исследованиях Архимеда.

Элементы технического мышления могут быть прослежены в античной астрономии. Конечная прагматическая ориентация теоретической астрономии не вызывает сомнений (предсказание лунных и солнечных затмений, восхода и захода планет и луны, определение долготы и широты).

При доказательстве всех своих положений Архимед использует сложные чертежи, изображающие жидкость и погруженные в неё тела. Именно к этим чертежам относятся и математические и физические положения (знания). На чертежах Архимед демонстрирует различные преобразования идеальных объектов - геометрических фигур и тел, а также идеальной жидкости, в которую погружены правильные тела, и переходит от математических идеальных объектов к физическим. Эти геометрические тела в практике кораблестроения используются, как модели разрезов (сечений) кораблей. Собственно говоря, вся теория Архимеда в практическом отношении направлена на выяснение "законов" устойчивости кораблей.

 

 

Развитие техники в Средние века

 

В этот период происходит грандиозный переворот во всех воззрениях. Идея христианского Бога, Бога творца, идея человека, как созданного "по образу и подобию бога", позволили переосмыслить все основные представления, включая понятие науки и научного ремесла.

Природа, по убеждению средневековых мыслителей, - это уже не Бог, как считалось в античности, а творение Бога. На втором плане, однако, сохраняется и античное понимание природы как самоценное начало движения и изменения. Хотя сотворённая богом природа - безусловно, доминирующий смысл в средневековом сознании, этот смысл часто оттеняется именно на фоне античного понимания. Природа, по твёрдому убеждению средневековых философов, не только сотворена Богом, но и предназначена для человека, его пользы и жизни. Таким образом, природа оказывается дистанционной, пока ещё от бога, и наделённой практическим значением для человека. Правда, человек ещё не помышляет сам творить природу, это - прерогатива Бога, но, стоя за его широкой спиной, человек как бы примеривается к этой задаче.

Помимо "сотворённой природы", в средневековой философии формируется также представление о "творящей природе", здесь своеобразно скрещиваются античное понимание природы и средневековое. Сотворив природу, Бог не устранился от неё. Его замысел, воля и энергия постоянно проявляются в каждом акте природной жизни. В связи с этим естественные изменения и связи, наблюдаемые в природе и описываемые в науке, трактуются в средневековой философии и теологии как происходящее в соответствии с "божественными законами" (божественным замыслом, волей, энергией). Хотя постижение этих божественных законов есть тайна и чудо, всё же оно не невозможно, приближенные к Богу смертные и святые могут их узнать.

Другое важное следствие нового понимания природы (как творящей) - формирование представлений о силах и энергиях, скрытых во всех природных явлениях.

Средневековое понимание природы подготавливает в эпоху возрождения формирование замысла уже не научного ремесла, а инженерии. Божественные законы природы, считает ренессансный мыслитель, может познать не только святой, но и обычный человек (учёный). Однако при условии, что он рефлексирует свою деятельность, сверяя её с божественным образом; он же может использовать эти законы для творения нужной человеку "новой природы". В результате подобного понимания начинают сближаться и переосмысливаться законы природы и античные начала (идеи, сущность, формы, причины), познание, рефлексия и технические действия, божественный разум, космос и природа. Однако Возрождение - это, образно говоря, только горн, куда попали для переплавки все перечисленные моменты и смыслы понимания природы, драгоценный же новый сплав получается лишь в трудах философов Нового времени.

Ключевой фигурой здесь является Ф. Бэкон. Именно он делает последний шаг, объявляя природу основным объектом новой науки и трактуя природу полностью с естественной модальности.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!