Конец ознакомительного фрагмента.



 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 


[1] Галенин Борис. О концепции нового учебника по истории // Русская народная линия, 12.04.2014. Интернет. Режим доступа: http://ruskline.ru/ special_opinion/o_koncepcii_novogo_uchebnika_istorii/

 

[2] Деизм (от лат. deus – бог) – религиозно‑философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не управляет ими полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жестких канонов.

 

[3] См.: Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. 5‑е издание. М.: Сретенский монастырь, 2003. – Глава 5. Откровение.

 

[4] В книге известного современного богослова А.И. Осипова «Путь разума в поисках истины», ссылка на которую дана выше, достаточно подробно рассматриваются вопросы постижения Бога через познание природы и познание человека. А вот о познании Бога через исторический процесс говорится крайне мало. В указанной книге рассматривается лишь один аспект исторического процесса – эсхатология (учение о конце мира, земной истории человечества).

 

[5] Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998.

 

[6] Справедливости ради следует сказать, что все‑таки работы об историософии Л. А. Тихомирова имеются. Мне известны две: 1) О. А. Милевский. Религиозная историософия Л. Тихомирова //Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры регионологии АлтГТУ. Вып. 8. Барнаул, 2008. (Интернет. Режим доступа: http://do2.gendocs.ru/docs/index‑412058. html); 2) Посадский А. В., Посадский С. В. Историософия Л. А. Тихомирова и перспективы христианской культурологии //Христианство и культура. Сборник научных трудов. СПб., 2001 (Интернет. Режим доступа: http:// www.pokrov‑forum.ru/science/prav_phil_kult/statia/tichomirov_i_christ_kulturologia‑s5.php). Обе работы интересные и полезные. Но они не покрывают всего спектра историософских проблем, которые рассматривал в своих работах Л. Тихомиров. Большая часть первой работы посвящена эсхатологическому аспекту историософии Тихомирова (то есть аспекту, связанному с последними днями земной истории человечества). Вторая работа делает акцент на философской стороне истороиософии Тихомирова, оставляет в тени важнейшие религиозно‑мистические стороны понимания истории. К тому же она достаточно невелика по объему (несколько страниц). Творческим наследием Л. А. Тихомирова сегодня занимается целый ряд исследователей: А. В. Репников, С. М. Сергеев, М. Б. Смолин, А. Г. Трифонов, А. Р. Ефименко. В их работах также затрагиваются некоторые аспекты историософии Л. Тихомирова.

 

[7] Между прочим, хитрить и хитить – однокоренные слова.

 

[8] См.: Святитель Николай Сербский (Велимирович). Царев завет. Псков, 2011. С. 33.

 

[9] Священник Владимир Соколов. Мистика или духовность? Ереси против христианства. М.: Даниловский благовестник, 2012. С. 407.

 

[10] Священник Владимир Соколов. Мистика или духовность? Ереси против христианства. М.: Даниловский благовестник, 2012. С. 388.

 

[11] См.: Славянорусский корнеслов. СПб.: Фонд славянской письменности и культуры, 2007. Впрочем, у А. С. Шишкова имелась и другая версия происхождения слова «человек». Не исключено, что оно произошло от «слово» (в этом случае слово «человек» звучало как «словек»). Однако, в конечном счете, никакого противоречия между двумя версиями нет, поскольку конечной целью христианина является соединение с Богом Словом.

 

[12] Свящ. Владимир Соколов. Там же. С. 370 (курсив мой. – В. К.).

 

[13] О том, как Россия заражалась протестантским духом мировосприятия вообще и восприятия истории в частности, можно прочитать в уже упоминавшейся нами книге прот. Владимира Соколова «Мистика или духовность? Ереси против христианства» (раздел третий: «Общество и мистика. История и мистика»).

 

[14] Работа П. Я. Светлова называется «Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания» (1906).

 

[15] «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» – изречение самого известного представителя античной софистики Протагора (ок. 490 – ок. 420 г. до н. э.).

 

[16] Свящ. Владимир Соколов. Указ. соч. С. 477.

 

[17] Там же, с. 490.

 

[18] Прот. Валентин Свенцицкий. Диалоги. М.: ДАРЪ, 2007. С. 351.

 

[19] О революции, которую в начале XVI века в Германии учинили анабаптисты, достаточно подробно написано в работе И. Р. Шафаревича «Социализм как явление мировой истории».

 

[20] Впрочем, многие духовно чуткие люди в России предчувствовали возможность такого развития мира. Например, княгиня Елизавета Александровна Шавельская‑Борк написала и издала в 1912 году книгу с многозначительным названием: «Сатанисты XX века». Современное издание книги: Е. А. Шабельская. Сатанисты XX века. М.: ФЭРИ‑В, 2004.

 

[21] На это противоречие марксизма обращает внимание свящ. Владимир Соколов: «…марксисты начали с отрицания личности в истории, а кончили абсолютизацией роли вождя в истории» (Указ, соч., с. 441).

 

[22] Подробнее об этом см.: В. Ю. Катасонов. Религия денег. Духовнорелигиозные основы капитализма. М.: Кислород, 2013.

 

[23] Тихомиров Л. А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира // Апология веры и монархии. М., 1999. С. 461–462.

 

[24] Л. Тихомиров. В последние дни. М.: Артос‑Медиа, 2004. С. 20.

 

[25] Милевский О. А. Религиозная историософия Л. Тихомирова // Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры регионологии АлтГТУ. Вып. 8. Барнаул, 2008. С. 153–192.

 

[26] Таблица составлена на основе работы Л. А. Тихомирова «Религиозно‑философские основы истории» с учетом авторской концепции деления человечества на цивилизации Авеля и Каина.

 

[27] Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2013.

 

[28] Другие варианты названия: каинова, каннская цивилизация.

 

[29] В Первом послании к коринфянам мы находим упоминание всех трех типов людей: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14–15). Из этих слов видно, что апостол именует «душевными» людей, живущих мирскими, земными интересами, но не подпавших полностью под власть злого начала; а «духовными» – имеющих общение с Духом Господним, тех, для которых открыт высший духовный мир. В том же Первом послании к коринфянам о «плотских» людях сказано так: «…Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?..» (1 Кор. 3:3).

 

[30] О. Н. Забегайло. Духовное понимание истории / 2‑е изд. М.: Серебряные нити, 2009. С. 192–193.

 

[31] Епископ Сергий (Соколов). История Ветхого Завета. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008.

 

[32] Интересно, что даже гораздо позднее, после Потопа, города могли создаваться для укрывательства убийц. Читаем во Второзаконии: «Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив» (Втор. 4:41–42).

 

[33] Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (то есть люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками как с домашними животными. Вспомним хотя бы наших Сергия Радонежского и Серафима Саровского, которые кормили медведей из рук. Или же святого Герасима Иорданского, которому служил лев.

 

[34] Священник Даниил Сысоев. Летопись. От сотворения мира до исхода /2‑е изд. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. С. 183.

 

[35] Цит. по: Священник Даниил Сысоев. Летопись… С. 185. Священник Даниил Сысоев, приводя эту цитату, дает следующий свой комментарий: «Так что Каина можно считать родоначальником паспортной системы, торговли и частного землевладения» (с. 185).

 

[36] О. Н. Забегайло, с. 193.

 

[37] Священник Даниил Сысоев. Летопись… С. 187.

 

[38] О. Н. Забегайло, с. 193.

 

[39] Священник Даниил Сысоев. Летопись… С. 189–190.

 

[40] Цит. по источнику: священник Даниил Сысоев. Летопись… С. 187–188.

 

[41] Цит. по источнику: священник Даниил Сысоев. Летопись… С. 197–199.

 

[42] Там же, с. 200.

 

[43] Святитель Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1998.

 

[44] См., в частности: Райт Дж. Э. Библейская археология / Пер. с англ. СПб.: Библиополис, 2003; Василиадис Н. Библия и археология / Пер. с греч. Сергиев Посад: Свято‑Троицкая Сергиева Лавра, 2003; Келлер В. Библия как история / Пер. с англ. М.: Крон‑Пресс, 1998; Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука. М., 1996; Священник Андрей Горбунов и другие авторы. Атлантида или допотопная цивилизация? О допотопном сатанинском проекте и его современном ремейке. Опыт исследования. Б. м., 2011.

 

[45] Подробнее об этом см.: Священник Андрей Горбунов и другие авторы. Атлантида или допотопная цивилизация? О допотопном сатанинском проекте и его современном ремейке. Опыт исследования. Б. м., 2011. С. 18.

 

[46] О. Н. Забегайло, с. 197. Как отмечает О. Забегайло, на эту вселенскую катастрофу (разрушение Вавилонской башни и рассеяние народов) наложилось еще одно катастрофическое событие – глобальное похолодание: «После Потопа, по мнению ученых, произошло еще одно глобальное катастрофическое событие, завершившее формирование послепотопного облика земли. В 2345 г. до н. э. Земля столкнулась с астероидом, имевшим диаметр не менее 80 км. Астероидный удар резко изменил наклон оси собственного вращения Земли. Вследствие этого и других факторов произошло резкое глобальное похолодание, по традиции называемое ледниковым периодом… Таким образом, после Потопа установились суровые природно‑климатические условия. В результате массового вымирания, прежде всего гигантских видов флоры и фауны, за короткий промежуток времени резко сменился растительный и животный мир планеты. Произошло снижение уровня развития человека» (там же, с. 195–196). Добавим от себя, что такой низкий уровень развития человека непосредственно после Всемирного потопа многими представителями современной науки воспринимается как начальная точка развития человечества. Отсюда рождаются различные теории эволюции и происхождения человека из обезьяны, иные научные ереси.

 

[47] Однако до них (за 2,5 тыс. лет до н. э.) в Америке из Китая появились семиты – народ майя (О. Н. Забегайло, с. 200).

 

[48] О. Н. Забегайло, с. 200.

 

[49] Там же, с. 379.

 

[50] Св. Иоанн Златоуст. СПб., 1898. Кн. 1, с. 859.

 

[51] Цит. по: Иеромонах Евфимий (Саморуков). Два пути. Путь благодатный и путь безблагодатный. М.: Русская идея, 2012. С. 169–170.

 

[52] Святитель Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1998.

 

[53] Там же.

 

[54] Священник Даниил Сысоев. Летопись… С. 379.

 

[55] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Гл. 16. «Избрание Израиля».

 

[56] Иеромонах Евфимий (Саморуков). Два пути. Путь благодатный и путь безблагодатный. М.: Русская идея, 2012. С. 207.

 

[57] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Отдел пятый. «Христианская эпоха» (главы 29–35).

 

[58] О. Н. Забегайло, с. 197–198.

 

[59] Священник Даниил Сысоев. Летопись… С. 379. Автор далее продолжает: «Ибо по плоти евреями могут называться не только потомки 12 колен (Израиля. – В. К.), но и многие арабские племена, идумеи, жители Иордании, ряд индийских племен (дравиды) и даже цыгане и спартанцы (1 Мак. 12:21)» (там же, с. 379).

 

[60] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Гл. 25 «Появление Каббалы», гл. 26 «Каббалистическое мировоззрение», гл. 27 «Практическая Каббала», гл. 28 «Общее значение Каббалы».

 

[61] О. Н. Забегайло, с. 381.

 

[62] Н. А. Бутми. Каббала, ереси и тайные общества. СПб., 1914.

 

[63] Согласно учению каббалы, «бог имеет разум, волю и чувства. Главным чувством в боге, по Каббале, является удовлетворение сексуальных потребностей: весь мир представляется здесь как беспредельное брачное ложе. Отсюда – “законность” страстей, человеческих пороков, развратного образа жизни, культ распутства. Таким образом, человеческие пороки и страсти стали главным оружием бесов, действующих через иудеев‑каббалистов против падшего человечества, особенно против христианства. Каббалистический бог бессознателен, как бессознательна вся природа, с которой он слит, отождествлен. А так как человек является венцом природы, то он (человек, его ум, знания) выше Бога. Поэтому Бог “подчиняется” всему, что захочет раввин, обладатель “высших знаний»”, которых Творец мира не имеет» (О. Н. Забегайло, с. 382).

 

[64] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Гл. 17. «Воспитание и падение Израиля».

 

[65] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Отдел восьмой «Тайные учения и общества» (главы 41–47); Н. А. Бутми. Каббала, ереси и тайные общества. СПб., 1914.

 

[66] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Отдел седьмой «Новозаветный Израиль» (главы 41–47).

 

[67] Сергей Нилус. Близ есть, при дверех… О том, чему не желают верить и что так близко. М.: Альта‑Принт, 2004. С. 238.

 

[68] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Раздел девятый «Воскресение языческой мистики и экономический материализм» (главы 55–62).

 

[69] О паразитизме как социальном явлении современной жизни см.: С. Т. Филимонов. Экономика без паразитов. М.: Самотека: МИД «Осознание», 2010.

 

[70] Федор Михалычев. Cain vulgaris: цивилизация, отказавшаяся от жертв // Однако. 21.12.2012.

 

[71] Священник Александр Круглов. Последняя война. М.: Просветитель,

. С. 223.

 

[72] Напомним, что слова «буржуазия», «буржуа» происходят от французского слова bourgeoisie, а оно, в свою очередь восходит к латинскому слову burgus, что означает укрепленный город. Таким образом, истинный смысл буржуазных революций заключается в переходе от цивилизации Авеля (христианской цивилизации) к цивилизации Каина, основой которой является городская культура со всем ее безбожием и безобразием (именно безобразием, поскольку человек такой цивилизации перестает быть образом Божиим).

 

[73] См.: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Раздел второй «Языческая эпоха».

 

[74] Примечательно, что некоторые персонажи допотопной каинитской цивилизации попали в пантеон античных божеств, правда с измененными именами. Например, Иовал (отец кочевых скотоводов) у греков стал богом по имени Пан. Иувал (изобретатель музыкальных инструментов) в Древней Греции преобразовался в Аполлона. Тувалкаин (ковач, кузнец) стал у древних римлян Вулканом, а у греков – Гефестом. Ноема (соблазнительница, основательница «древней» профессии) стала именоваться Афродитой – Венерой (подробнее см.: Д. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия. М., 1994). В эпоху Возрождения в Италии и других странах Европы эти античные божества стали вновь объектами поклонения теряющих свой христианский дух европейцев. Многие из них даже не догадывались, что объектами их поклонения и восторга являются персонажи, берущие свое начало в допотопной каинитской цивилизации.

 

[75] В философской литературе также используется термин «экономический материализм». В частности, таким термином широко пользовался прот. Сергий Булгаков в своей известной работе «Философия хозяйства». См. также: Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. – Раздел девятый «Воскресение языческой мистики и экономический материализм» (главы 55–62).

 

[76] Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. М.: Москва, 1997. С. 525.

 

[77] Напомним, что у Евангелиста Луки Ной (от которого произошли все послепотопные люди) происходил от Сифа, а не Каина (Лк. 3:36–38).

 

[78] Л. А. Тихомиров. Религиозно‑философские основы истории. – М.: Москва, 1997, с. 586–587.

 

[79] Там же, с.587.

 

[80] Автор данного материала является членом «Переправы». Официальное название организации: автономная некоммерческая организация «Культурно‑просветительское общество “Переправа”». Подробнее об организации «Переправа» можно узнать на ее сайте по адресу: pereprava.org

 

[81] Камо грядеши, Вавилон? / Составитель В. И. Кремень. М.: Паломник, 2002. С. 5. Отметим, что первым серьезным историком, описавшим жизнь и деятельность Нимрода, был Иосиф Флавий (37‑100 гг. н. э.). О Нимроде этот еврейский историк пишет в «Иудейских древностях».

 

[82] Название города Вавилон происходит от аккадских слов «Баб‑илу», что означает «Врата бога».

 

[83] Александр Лопухин. Библейская история Ветхого и Нового Заветов. Полное издание в одном томе. М.: Альфа‑Книга, 2008. С. 64.

 

[84] Там же, с.64.

 

[85] Вавилонской башни) прошло только 530 лет, а за это время люди быстро размножились» (Иеромонах Евфимий (Саморуков). Два пути. Путь благодатный и путь безблагодатный. М.: Русская идея, 2012, С. 175).

 

[86] Камо грядеши, Вавилон? / Составитель В. И. Кремень. М.: Паломник, 2002. С. 5–7.

 

[87] Епископ Сергий (Соколов). История Ветхого Завета. СПб., 2008. С. 164.

 

[88] Всемирная история: В 24 томах. Мн.: Харвест, ACT. Том 3 (Век железа), 2003. С. 218.

 

[89] Существуют различные датировки этой катастрофы (разделение языков и разрушение башни). Так, известный дореволюционный специалист по библейской истории Александр Лопухин пишет: «Это было через 352 года после Потопа по еврейскому счислению и через 1207 лет – по греческому. Последнее счисление представляется более вероятным, так как дает больше исторического пространства для совершения изложенных выше событий» (Александр Лопухин. Библейская история Ветхого и Нового Заветов. Полное издание в одном томе. М.: Альфа‑Книга, 2008. С. 65–66). У других авторов можно встретить иные датировки. Разночтения возникают в результате того, что в разных вариантах Ветхого Завета существуют некоторые различия в данных о датах рождений первых сыновей библейских патриархов (эти даты важны для датировки вавилонской катастрофы). А. Лопухин сравнивает греческий, самаританский и еврейский тексты и приходит к выводу, что для датировки событий библейской истории более приемлемы греческий и самаританский тексты, чем еврейский вариант.

 

[90] Свящ. Даниил Сысоев. Летопись начала. От сотворения мира до исхода. М, 2012. С. 334.

 

[91] А. В. Корташев. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. С. 83.

 

[92] Святитель Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1998.

 

[93] Епископ Сергий (Соколов). История Ветхого Завета. СПб., 2008. С. 163.

 

[94] Там же.

 

[95] Священник Даниил Сысоев. Летопись… С. 379.

 

[96] Я здесь ставлю кавычки потому, что в этническом плане те, кто называют себя евреями, не имеют никакого отношения к ветви Сима – Евера – Авраама и т. д. Это потомки хазар, которые по своему происхождению тяготеют кхамитской ветви человечества. Об этом свидетельствуют многие ученые. Например, наш историк Л. Гумилев, который назвал современное еврейство «химерой». В Израиле наиболее убедительно и последовательно это показал профессор университета в Тель‑Авиве Шломо Занд. Об этом он, в частности, пишет в своей книге «Кто и как изобрел еврейский народ» (М.: Эксмо, 2012).

 

[97] Поразительно, но авторитетный историк еврейского народа С. Дубнов в своей «Краткой истории евреев» вообще не упоминает Евера. Родоначальником еврейского племени он сразу же называет Авраама (С. Дубнов. Краткая история евреев. М.: М. Шевчук, 2001. С. 13–14).

 

[98] Свящ. Даниил Сысоев. Летопись… С. 378–379. Автор тут же добавляет: «Ибо по плоти евреями могут называться не только потомки 12 колен, но и многие арабские племена, идумеи, жители Иордании, ряд индийских племен (дравиды) и даже цыгане и спартанцы» (там же, с. 379).

 

[99] Димитрий Ростовский. Келейный летописец. Гл. 33.

 

[100] См.: С. Г. Кара‑Мурза. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО‑Пресс, 2001; С. Г. Кара‑Мурза. Потерянный разум. М.: Алгоритм, 2005.

 

[101] С. В. Вальцев. Закат человечества. С. 197.

 

[102] Данный вопрос подробно рассмотрен в следующем источнике: Д. Невидимое. Религия денег, или Лекарство от рыночной экономики.

 

[103] С. В. Вальцев. Закат человечества. С. 199. Вот что пишет С. В. Вальце в о рекламе как средстве формирования виртуальных потребностей человека: «Реклама давно не является информационным сообщением. Рекламное продвижение с середины прошлого века активно использует технику гипноза» (там же, с. 200).

 

[104] См.: Ю. М. Зенько. Основы христианской антропологии и психологии.

М.: Речь, 2007.

 

[105] Дж. де Граф и др. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. М., 2003. С. 32.

 

[106] Лишь один пример: в американских магазинах second‑hand примерно 20 % продаваемой одежды является новой (та, которая ни разу не одевалась, с бирками). Видимо, в процесс шопинга входит не только посещение магазинов для покупки товаров, но также процесс сдачи товаров в магазины second‑hand (С. В. Вальцев. Закат человечества. С. 30).

 

[107] Интернет. Режим доступа: http://www.nvppl.ru/show_dict_810.htm

 

[108] Г. Водолеев. Люди цивилизации денег // Интернет. Режим доступа: http://ari.ru/news/34549fbf8/

 

[109] В главе 3 мы рассматривали механизмы изъятия продукта, произведенного наемным работником при капитализме («раздел пирога»). Отъем части «пирога» работника «индустрией удовольствий» относится к третьему «разделу пирога» (в сфере обращения). Доля «пирога», отнимаемая в результате третьего «раздела», в условиях современного капитализма неуклонно растет в результате роста потребностей наемного работника в продукции «индустрии удовольствий».

 

[110] Работа впервые была опубликована в 1900 году, однако она содержала «купюры». В полном объеме работа была издана в 1917 году за рубежом (Берлин, изд‑во Генрих Каспари). Хотя исследователи данную работу называют статьей, ее объем достаточно велик – без малого сто страниц. С работой можно ознакомиться в интернете.

 

[111] Мф. 6:27. Кстати, некоторые толкователи считают, что в данном отрывке в греческом оригинале речь идет именно о продлении жизни, а не увеличении роста.

 

[112] А вот в учебниках по психиатрии это называется «лудомания». По‑русски говоря, – «игромания», то есть пристрастие к азартным играм. Болезнь такая же тяжелая, как и зависимость человека от наркотиков. В Америке распространена финансовая лудомания, то есть страсть к игре на финансовых рынках. Болезнь очень «заразная». Сегодня зараза перекинулась через океан и в нашу страну, но пока процент пораженных ею в России намного ниже, чем в Америке.

 

[113] О. Платонов, Г. Райзеггер. Почему погибнет Америка. Взгляд с Востока и Запада. М.: Алгоритм, 2005. С. 350; В. Ю. Катасонов. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных экономических проблем «денежной цивилизации». Книга 1. SVL НИИ школьных технологий, 2011. С. 257.

 

[114] Мф. 6:24.

 

[115] Мф. 6:21.

 

[116] Епископ Петр. Указание пути к спасению. ТСЛ, 1905. С. 63–64; цит. по: Протоиерей Вячеслав Тулупов. Игольные уши, или О том, как стать нестяжательным. М.: Православный Свято‑Тихоновский Богословский институт, 2002. С. 18.

 

[117] Притч. 15:16.

 

[118] Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Собрание поучений. ТСЛ, 1993. Том 2. С. 238. (Курсив мой. – В. К.)

 

[119] Цит. по: Православное отношение к деньгам. М.: ДАРЪ, 2006. С. 176.

 

[120] Цит. по: Православное отношение к деньгам. SVL ДАРЪ, 2006. С. 122,

, 128.

 

[121] Иер. 6:12–13.

 

[122] Мф. 19:21.

 

[123] Там же.

 

[124] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1905. Т. 5. С. 285.

 

[125] Цит. по: Православное отношение к деньгам. М.: «ДАРЪ», 2006. С. 180.

 

[126] Цит. по: Православное отношение к деньгам. SVL «ДАРЪ», 2006. С. 114.

 

[127] Там же, с. 116–117.

 

[128] Цит. по: Христианин и деньги. Нужны ли православному деньги и можно ли их честно заработать: Сборник статей. М.: ОБРАЗ, 2007. С. 40.

 

[129] Там же.

 

[130] Лк. 12:15.

 

[131] Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Собрание поучений. ТСЛ,

. Том 2. С. 207.

 

[132] Там же, с. 262.

 

[133] Там же. Том 1. С. 39.

 

[134] Там же.

 

[135] Цит. по: Православное отношение к деньгам. SVL ДАРЪ, 2006. С. 40. (Курсив мой. – В. К.)

 

[136] Мф. 6:19–21.

 

[137] Протоиерей Вячеслав Тулупов. Игольные уши, или О том, как стать нестяжательным. – М.: Православный Свято‑Тихоновский Богословский институт, 2002. С. 13

 

[138] См.: Священник Павел Гумеров. Православная аскетика, изложенная для мирян. О борьбе со страстями / 2‑е изд. SVL Сретенский монастырь, 2010; Православное отношение к деньгам. М.: ДАРЪ, 2006; Протоиерей Вячеслав Тулупов. Игольные уши, или О том, как стать нестяжательным. М.: Православный Свято‑Тихоновский Богословский институт, 2002; Христианин и деньги. Нужны ли православному деньги и можно ли их честно заработать: Сборник статей. М.: ОБРАЗ, 2007; Священник Александр Захаров. О богатстве и бедности. М.: Глагол, 2000.

 

[139] Гал. 3:25, 28.

 

[140] Кол. 4:1.

 

[141] Еф. 6:6.

 

[142] Святитель Феофан Затворник. Толкование Послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444–445.

 

[143] Филим. 1:10–18. Согласно церковной истории, позднее оба (и хозяин Филимон, и раб Онисим) стали христианскими апостолами.

 

[144] Православное отношение к деньгам. М.: ДАРЪ, 2006. С. 266–268.

 

[145] Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin‑New‑York, 2000. S. 379–380.

 

[146] Ibid., s. 380.

 

[147] Вот один из фрагментов такой критики: «Крайне ошибочно было думать, что христианство уничтожило рабство. Напротив, оно дало ему новую опору. Античный мир держал рабов в повиновении только при помощи страха. Христианство впервые возвысило безвольную покорность рабов на степень нравственной обязанности, которая должна выполняться с радостью» (К. Каутский, с. 382).

 

[148] К. Каутский, с. 383.

 

[149] Подробнее о соотношении экономических и духовно‑религиозных факторов в сворачивании рабства см.: И. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. М.: Изд‑во политической литературы, 1994; В. В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. М.: Хроника, 1994; Смирнов Е. И… История христианской церкви. – М.: Изд‑во Свято‑Троице‑Сергиевой Лавры, 1996.

 

[150] Феодализм // Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3‑е изд. Т. 27. М.: Советская энциклопедия, 1977.

 

[151] См.: Б. Ф. Поршнев. Феодализм и народные массы. М., 1964.

 

[152] Новая плеяда историков стала называть своих предшественников снисходительно – «романтической» школой.

 

[153] См.: В. Тростников. Православная цивилизация: исторические корни и отличительные черты. М.: издательский дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», 2004.

 

[154] См.: В. Н. Тростников Православная цивилизация: исторические корни и отличительные черты. М.: издательский дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», 2004.

 

[155] Разговор об этом выходит за рамки данной работы. Подробно данный вопрос освещен в следующем источнике: О. Н. Четверикова, А. В. Кры‑жановский. Культура и религия Запада. Религиозные традиции Европы: от истоков до наших дней. М.: ОАО «Московские учебники», 2009.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!