Социальные отношения в Древнерусском государстве

Вопрос Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер. Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва 2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян. Доводы 1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э. 2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т 3. 1-е киевск князья были варягами 4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны. Антинорманская теория Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва Доводы: 1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан 2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии 3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во. Вопрос 2.Принятие христианства на Руси : 988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения. 991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили. Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы. Значение принятие на Руси христианства: Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности, Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия). Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.

Вопрос 3

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией, которая держалась на системе военно - и державнослужилого землевладения. По форме устройства это была федерация земель, а по политическим режимом -автократия. Она объединяли 20 народностей, т.е. была многонациональной.

Высшая законодательная, судебная, военная и административная власть в государстве принадлежала великому князю киевскому из династии Рюриковичей. Его законодательная власть заключалась в издании уставов судных грамот, заключении международных соглашений, в кодификации норм права. Князь возглавлял судебную систему и его суд был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Как администратор он устанавливал административный Подол, назначал администраторов (посадников, воевод, удельных князей). Силовой структурой было войско -жена и военные округа во главе с воеводами. В распоряжении князь имел многочисленный аппарат чиновников как в центре (он назывался княж-двор - тиуны, мечники, ябедники, огнищане, подъездные т.д.), так и на местах.

Совещательным органом исполнительной власти при князе была рада бояр (боярская совет) из ближайшего аристократическогоокружения князя и местной знати. Государственные функции выполняла также христианская церковь с ее разделением наепархии во главе с епископами и приходы, которые возглавляли священники. На рубеже XI и XII вв. созывались съезды князей(1097, 1100, 1103 pp), которые издавали законы.

Органом местного самоуправления с предыдущих времен оставались народное собрание - вече, созываемых в сельскихобщинах - верви и в городах. Наименьшей администрацией государства была община - вервь во главе с вервним старостой. Верви объединились в уезды, волости и погосты во главе с тиуном, уделы и земли с князьями из династии Рюрика. Местными администраторами выступали предназначены князем десятские, сотские, тысяцкие, тиуны, мечники, воеводы, верующие, ябедники и посадники.

Напоследок важно отметить, что государственное устройство Киевской Руси прошел длительную эволюцию, не был неизменным и зависел от конкретных исторических, экономических и политических изменений.

Ключевые понятия: государственный механизм, князь, совет бояр, вече, вервь, посадник, тиун, волость, погост, удел, жена, воевода.

 

Князья Политика
Олег (882-912) · Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором · Львом VI. Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.  
Игорь (912-945)   · Подчинил своей власти племена уличей. · В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом IЛакапином. · Восстание древлян, вследствие чего был убит.

К началу 10 века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так образовалось Древнерусское государство.

Ольга (945-957) · Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство. · Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» - размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» - места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» - охотничьи угодья. · Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.  
Святослав (957-972) · Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито. · После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи. · В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение. · Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.  

Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.

 

Владимир Красно Солнышко (980-1015) · Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси. · Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа. · Крещение Руси.  
Ярослав Мудрый (1019-1054) · По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда». · Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри. · В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа. · Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников. · Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы. · Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав  
Владимир Мономах (1113-1125) · Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей. · В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда». · В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении». · «Устав о резах» защищал городские низы.  

Вопрос 4

Социальные отношения в Древнерусском государстве

Феодалы.

Возникновение и развитие феодализма проявляются прежде всего в формировании и росте феодального землевладения. Феодальная земельная собственность является экономической основой господства класса феодалов. Феодальные отношения развивались в Киевской Руси неравномерно. Первоначальной формой экономической реализациифеодальной земельной собственности было полюдье. Полюдье — это институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором главная роль принадлежит отношениям господства и подчинения — начальной фазе превращения земли в феодальную собственность.

В IX в. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, местные князья, бояре. Государственное иличное княжеское начало в IX в. было еще недостаточно дифференцированно. Княжеский домен представлял собой особняк, который принадлежал не государству, а самому князю как феодалу. Княжеское землевладение, как и всякого рода служители в этих владениях охранялись правом Киевской Руси в особом порядке.

Появляются также боярско-дружинницьки землевладения.Вопрос о времени возникновения на Руси боярского землевладения пока не решен историками за неполноты источников. Однако установлен высокий штраф за порчу межевого знака свидетельствует о усиленную защиту прежде всего частного землевладения. Феодальные землевладения увеличивались за счет как великокняжеских и княжеских пожертвований, так изахват пустующих земель и земель общинников.

С введением христианства на Руси крупным феодалом становилась церковь, шел процесс формирования духовенства. Духовенство делилось на черное (монашеский) и белое (мирское). Постепенно распространяется практика дарения земли монастырям и церквам, что превращало их в крупных землевладельцев. В конце XIв. возникло церковное землевладение.

Административным и хозяйственным центром феодальных владений был феодальный двор. Великий князь жил в главном городе Руси — Киеве, где находились органы верховной государственной власти. Здесь был и великокняжеский двор. Великококнязивськи дворы, в которых правили княжеские тиуны и проживали административный персонал,жена, челядь, обслуживавшая хозяйство и двор.

Феодалы были связаны между собой системой вассальных отношений, основанных на иерархической структуре феодального землевладения. Система сюзеренитета-вассалитета, в основе которой лежали экономические и политические интересы класса феодалов, обеспечивала его консолидацию, способствовала классовой единства.Вассальные отношения внутри феодального класса отражены еще в договоре Руси с Византией (911 p.). Великий князь опирался на меньших князей и бояр, а они искали у него защиты при частых военных столкновений.

За феодалами, консолидировались в класс, закреплялись особые привилегии, зафиксированные в правовых памятниках, прежде всего в РусскойПравде. За убийство княжих мужей устанавливался штраф в размере 80 гривен, что вдвое превышало штраф за убийство простого свободного человека. За принуждение огнищанина без санкции князя испытанию железом (за «муку») штраф был в четыре раза больше, чем за «муку» смерда. Бояре и дружинники пользовались привилегиями при передаче имущества по наследству.

Развитиефеодализма привел к тому, что только феодалы — князья, бояре и церковь — обладали правом собственности на землю. Феодалы не платили дани, имели и другие привилегии, которые не были зафиксированы в правовых памятниках, но составлялись в реальной жизни. Все это выделяло их из состава населения Киевской Руси. Таким образом, в Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. юридического оформления замкнутых групп среди населения.

Свободные общинники.

Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли «люди» — все свободные, преимущественно крестьяне-общинники, в противоположность феодалам. Сохранение в течение длительного периода термина «Люди» относительно свободного населения указывает на то, что процесс феодализации, который проходил, неодинаково затрагивал интересы отдельных крестьянских общин. Жители многих из них, теряя сословную полноправие, сохраняли личную свободу (свободу). В Киевской Руси существовала общественная собственность на землю.

Лично свободные крестьяне-общинники подлежали государственной эксплуатации, уплачивая дань, средством сбора которой было полюдье. С самого начала дань собирали из дома. Когда феодальный способ производства стал господствующим, термин «люди» приобрел значение феодально-зависимого крестьянства, которое эксплуатировалось государством путем сбора дани, размеры которой теперь зависели от количества и качества земли или отдельными феодалами путем принуждения крестьян отрабатывать барщину или сбора оброка.

Превращению свободных общинников в феодально-зависимых способствовало и разорение крестьян в результате стихий, неурожая, что и заставляло их идти к феодалам за помощью. Усиление внеэкономического принуждения также влекло за собой необходимость для крестьян идти под покровительство наиболее могущественных феодалов, которые превращали их в феодально-зависимых, заставляя работать на себя. Установление феодальной зависимости — длительный процесс.

Смерды.

В источниках времен Древнерусского государства часто употребляется термин «смерд». По своему месту в обществе они занимали промежуточную позицию между свободными княжескими министериалы и «людьми» крестьянской общины Лично смерд был свободным. Он имел право переходить до сильного патрона. Вместе с семьей он хозяйничал в своем «селе». Князь давал ему землю при условии выполнения всякого рода службы на него. За право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань.

Смерд, завоевавший доверие князя, мог быть отроком, детским, старостой. Некоторые смерды могли подняться по социальной лестнице достаточно высоко. Но смерд-должник мог быть превращенным в феодально-зависимого закупа. Развитие феодализма вел к уменьшению роли смердов в Киевской Руси.

Закупы.

Для обозначения феодально-зависимого крестьянства в Киевской Руси использовался термин «закуп». Закуп — это человек, который попала в долговую кабалу и обязана своим трудом в хозяйстве хозяина вернуть полученную у него «кучу».

Закуп должен выполнять сельские работы, работать «в поле». Он имел ухаживать хозяйский скот: выпасать ее на поле, загонять во двор, запирать в сарае. Феодал наделял закупа земельным участком, а также сельскохозяйственным орудием и рабочим скотом. В закупа могло быть и свое хозяйство, свойконь. Стремясь закрепить за собой закупов, землевладельцы требовали от них «кучу» в увеличенном размере, пытаясь присвоить значительное количество продуктов их труда.

Закуп был существенно ограничен в своих правах. За побег от «хозяина» он превращался в полного («обильного») холопа. За кражу, совершенную закупом, отвечал его «хозяин» однакозакуп в этом случае, как и в случае побега, становился полным холопом. Землевладелец имел право подвергнуть закупа телесному наказанию «за дело», но не мог «бить» закупа «без вины» с его стороны. Рост закупництва было связано с развитием частного землевладения ’.

Изгои.

Изгой — это человек, «изжита», выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего состояние. Изгои были двух видов — свободные и зависимые. Разница в положении изгоев зависела от того, с какого среды люди попали в изгойства. И среди первых, и среди вторых могли быть как жители городов, так и крестьяне. Значительный контингент феодально зависимых изгоев формировался за счет холопов, которые викупилися на волю. Последние, как правило,не порывали связей с хозяином и оставались под его властью. Однако были случаи, когда холоп, который уволился, шел от своего хозяина. Такие изгои (вольноотпущенники) обычно попадать в зависимость от церкви. Изгой оставался свободным, пока сам не становился закупом или холопом.

Челядь и холопы.

В Киевской Руси в состав несвободного населения входили и. рабы. Один из источников рабства — плен. В Х-XII вв. для обозначения рабов-пленных употребляется термин «челядь». В отличие от челяди рабы-холопы — это члены племени, продукт тех социальных процессов, проходили в середине Киевской Руси. В холопа автоматически превращался также закуп, который бежал или не прав. За долги в рабство могли продавать должника.

По Русской Правде, челядин — это раб, который находится под властью своего хозяина. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном, он мог выступать в суде как «видок». Холоп, который ударил «свободного мужа», подвергался казни. За холопа, совершивший кражу, ответственный хозяин, тогда как свободные люди, «крали», платили пропажу. За убийство холопа его хозяев выплачивалось не «вера», а только «урок».
Городское население. Социальный состав городского населения Киевской Руси был весьма Разнообразные, что является характерной чертой общества средних веков. Городское население делилось на две основные группы: городские низы и городскую аристократию. К последней принадлежали князья, бояре, высшее духовенство, купцы. Русская Правда с принципиальная гою называла «градины», «Купчин», ростовщиков. Купцы, занимавшиеся внешней торговлей, именовались "гости«.Городские низы (ремесленники, мелкие торговцы, рядовое духовенство) составляли наиболее многочисленную категорию городского населения. Основная масса горожан была лично свободной Часть ремесленников зависела от своих хозяев — бояр, купцов. Лично свободные ремесленники и мелкие торговцы в городах облагались или отрабатывали, участвуя в строительстве и ремонте городских укреплений, присматривали за их состоянием Русская Правда определяла плату представителям государственной власти, которые ведали строительством городов и мостов, из средств городского населения. На средства того же городского населения строились церкви, содержалась церковный приход.

Свободное ремесленное население не было однородным по своему составу. Из общей массы ремесленников выделялись более зажиточные мастера, в которых были зависимы от них подмастерья или ученики.

Вопрос 5

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием отпредшествующей ей эпох.

Рассматривая особенности культуры Древней Руси, или, как её ещё называют, Киевской Руси, мы можем отметить ряд этапов в её становлении и развитии.

Первый этап связан со складыванием предпосылок к её возникновению. Он характеризуется возникновением нескольких культурных, политических центров городской культуры: Киева, Новгорода, Любеча (у северян), Изборска и др. Этот период охватывает V-IX вв. и завершается объединением славянских земель по инициативе новгородцев, превращением Киева в политический и культурный центр.

Второй этап охватывает IX-XII вв. - время развития культуры Киевской Руси, достижения ею современных культурных форм. В конце XII - начале XIII вв. культура Киевской Руси переживает кризис: исчерпала свои производительные возможности система подсечно-огневого земледелия. Переход к пашне требовал изменения севооборота (введения трёхполья), а значит, резервного фонда пахотной земли, а также интенсивного ведения скотоводства, как источника удобрений, что в лесной зоне упиралось в неразвитую кормовую базу. Кризис аграрной культуры обусловил кризис экономический и политический. Начинают проявляться местнические настроения, растёт сепаратизм, усиливается феодальная раздробленность. Культура Руси стояла перед новым Вызовом, на который необходимо было дать Ответ. Но Ответ - запоздал.

Третий этап в развитии культуры определяется во многом внешними факторами. В начале XIII в. Русь подверглась татаро-монгольскому нашествию, что привело к разрушению, уничтожению культурных ценностей, потере огромнейшего культурного наследия и политической независимости. Начался новый период развития культуры, культуры Московской Руси, её превращения в культуру России.

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.

Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от "словенского", "славянского" языка. Киевская Русь, будучи разноплеменным образованием, имела один государственный язык - "русский", он же "словенский".

Для письменности русские использовали специфический материал - берёсту. Берестяные "грамоты" найдены в Новгороде (много), Смоленске, Витебске,Пскове

Для былины характерно не только воспевание физической мощи, силы, "удали молодецкой". Главное в них - нравственность, этическая ценность поступка человека, его доброта, сострадательность, сочувствие.

Экономическое развитие Киевской Руси. Ведущее место в экономике Киевского государства занимало сельское хозяйство, которое развивалось в соответствии с природными условиями. В лесостепной зоне Киевской Руси применялась огневая-подсечная система обработки земли, а в степной переложная. Земледельцы использовали совершенные орудия труда: плуг, бороны, лопаты, косы, серпы, они сеяли злаковые и технические культуры. Значительного развития достигло скотоводство. Сохраняли свое значение охота, рыболовство, бортничество.

Первоначально в Древнерусском государстве преобладало землевладение свободных общинников, а с XI в. постепенно формируется и усиливается феодальное землевладение - вотчина, которая передавалась по наследству. Важное место в хозяйстве Киевской Руси занимало ремесло. С этого времени известно свыше 60 видов ремесленных специальностей. Через Древнерусское государство пролегали торговые пути: например, «из варяг в греки», соединявшие Русь со Скандинавией и странами черноморского бассейна. В Киевской Руси была начата чеканка монет - серебряников и злотников. В Русском государстве росло число городов - от 20 (IХ-Х вв.), 32 (XI в.) до 300 (XIII в.).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!