Русский классицизм в архитектуре.



Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры (в петровские времена она носила в основном прикладной характер). В скульптуре этого времени, как и в других видах искусства, господствовал классицизм, который на русской почве дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью («Медный всадник» работы Э. М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева).

Среди выдающихся отечественных скульпторов можно выделить Ф.И. Шубина и М.И. Козловского. Основоположником русской портретной скульптуры был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805), земляк Ломоносова. Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создавать из мрачного мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына (первое произведение скульптора), статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М.В. Ломоносова, Павла I, П.А. Румянцева-Задунайского, А.А. Безбородко и др. 

Михаил Иванович Козловский (1753 – 1802) работал в области декоративной скульптуры. Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 377). Наиболее известными работами были монумент полководцу Александру Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге и статуя «Самсон, раздирающий пасть льву», украшающая главный Петергофский фонтан (была похищена в года Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 году скульптором В. Л. Симоновым).

Из иностранных скульпторов крупнейшим был француз Этьен Фальконе (1716 – 1791), в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) для сооружения памятника Петру Великому («Медный всадник»), который стал одним из шедевров мировой скульптуры.

Русская живопись второй половины XVIII века вышла на новый этап своего развития – преобладание реалистичного направления. В это время стали формироваться новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой.

Наиболее известной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Он написал всего несколько картин, среди которых «Владимир перед Рогнедой» на сюжет русской истории и «Прощание Гектора с Андромахой» на тему "Илиады" Гомера. Эти картины в свое время пользовались большой известностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.

Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. В развитии портретной живописи появились две особенности: углубление реализма (повышенное внимание к повседневному быту людей) и повышение художественного мастерства.

Среди портретистов выделяются три великих мастера: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735-1808) отличаются особой душевной тонкостью и многогранностью. Главное для него было показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Написанные им портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова отличаются высоким мастерством. В 1765 г. он становится академиком и уезжает в Москву, где создает небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявляется своеобразный талант живописца.

На портретную живопись XVIII века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Его отличает умение передавать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом. Свою известность он приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Работам Д.Г. Левицкого присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, Екатерины II и т.п.

Новые четы в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757 – 1825), который впервые дает на камерных портретах, кроме изображенного образа, также пейзажный фон. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Он написал портреты Екатерины II, М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, Е.Г. Темкиной и др. Большое внимание художник уделял малоформатным и миниатюрным портретам.

Во второй половине восемнадцатого века художники начинают уделять большее внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов. Его кисти принадлежат такие работы, как «Крестьянский обед», «Свадебный сговор» и др. Данные картины отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта.

Во второй половине XVIII века произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своей вершины в творчестве великого представителя этого направления Ф.Б. Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Москве и Петербурге, а затем и по всей стране.

Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий. (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.200).

Архитектуру России второй половины восемнадцатого века прославили выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов. Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799). Характерной особенностью его творчества было то, что он первый предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду. Но, несмотря на всю гениальность архитектора, учесть его была печальна. Ученик Академии художеств, командированный Академией за границу, с триумфом избранный в члены трех академий Европы, Баженов почти ничего после себя не оставил. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой (был разрушен по приказу Екатерины II), Михайловский замок в Петербурге.

Творений Матвея Федоровича Казакова (1738 – 1812), ученика Баженова, сохранилось значительно больше. С 1770-х годов творения Казакова во многом определяли характер новой московской архитектуры. Он создавал сооружения самого разнообразного назначения. Это здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дом-усадьба Демидовых, Петровский дворец. Он создал одно из красивейших зданий Москвы – дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (Дом Союзов).  

Самым крупным и известным творением Ивана Егоровича Старова (1745 – 1808) стал Таврический дворец в Петербурге с множеством богато убранных помещений и зимним садом. Он был построен по заказу Екатерины II и подарен Потемкину Г.А. за героические победы в русско-турецкой войне. Также им построен Троицкий собор Александро-Невской лавры и ряд усадеб под Петербургом.

Франческо Бартоломео Растрелли (русифицированное имя и отчество Варфоломей Варфоломеевич) был самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века. Растрелли родился в 1700 года. В 1716 году он, в качестве ученика и помощника, приехал со своим отцом Б.К. Растрелли в Санкт-Петербург, куда его отец был приглашен Петром I на работу по строительству императорского дворца.

Франческо Бартоломео оказавшись в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, масштабнее которой в ту пору не было нигде в мире, был очарован. И уже тогда Растрелли полюбил Петербург всей душой, и жизнь его была посвящена ему.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира, который положительно отзывался о таланте Растрелли. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов уже чувствовался его талант. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

По-настоящему талант Растрелли как искусного архитектора раскрылся в царствование Анны Иоанновны. В 1732 году Ф.Б. Растрелли получает заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона на строительство манежа на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей. А затем в 1734 году он же поручает ему возвести замок в Курляндии в Руентале. За эту работу Растрелли в 1738 году было пожаловано звание обер-архитектора.

В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры, что сказалось уже в первых крупных постройках 40-х гг. – деревянном Летнем дворце в Петербурге.

Однако, подлинный расцвет творчества Ф. Растрелли, утверждение его, как автора нового стиля, «елизаветинского» или «русского» барокко – приходится на период царствования Елизаветы (1741 - 1761). Тогда он выполняет огромный объем работ.

В 1747-52 гг. Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. В 1748 году он начинает строительство Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе. В 1749 году императрица Елизавета поручает Растрелли строительство Смольного монастыря. В 1749–1757 годах Франческо Растрелли возводит дворец для канцлера М.И. Воронцова. А с 1752 по 1754 года по его проекту строится дворец Строгановых. В 1754 году начинается строительство нового Зимнего дворца, а в 1758 – Гостиного двора.

При Екатерине II итальянцу перестали давать важные заказы. Его стиль барокко стал считаться немодным и 23 октября 1763 года императрица подписывает указ об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

В1771 году Ф.Б. Растрелли приняли в члены Императорской Академии художеств, вскоре после этого он умер. В последние годы жизни Растрелли часто повторял: «Архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются». Но, несмотря на то, что в конце жизни Франческо Бартоломео Растрелли был всеми забыт, вечные памятники его таланту напоминают нам и по сей день, о великом архитекторе.

3. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и Д.И. Фонвизин

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 373). Несмотря на это интерес к литературе становился массовым. В этот же период начинает свое бурное развитие и журналистика.

Новиков Николай Иванович (1744 – 1818) – русский писатель, журналист, издатель и общественный деятель. Родился в дворянской семье. С 1755 по 1760 гг. учился в Московской дворянской гимназии при только, что основанном Московском университете, откуда был исключен «за леность и нехождение в классы». С 1762 года нес солдатскую службу в Измайловском полку, во время которой обнаружил «вкус к словесным наукам» и склонность к книжному делу (издал две французские повести и сонет). В 1767 году работал в Комиссии по составлению проекта «Нового Уложения» в качестве секретаря. Участие в работах Комиссии стало важным этапом в формировании его просветительских взглядов, так как ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности.

В 1769 году, выйдя в отставку, Н.И. Новиков стал издавать сатирические журналы, осуждая пороки современного ему общества и выступая против крепостнических порядков. Издавая в 1769 – 1773 гг. сатирические журналы «Трутень» и «Живописец», Новиков смело вступил в полемику с Екатериной II, редактировавшей «Всякую всячину». Журнал Екатерины хотя и назывался сатирическим, но ограничивал свою задачу критикой человеческих слабостей. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 364). Борьба, однако, была неравная и в итоге привела к закрытию обоих журналов, издаваемых Новиковым.

Новиков был против преклонения дворянства перед «иностранщиной», поэтому главной своей задачей считал борьбу за национальные основы русской культуры. Он выступил как писатель, автор исторических трудов: «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), «Древняя Российская Идрография» (1773), «Древняя Российская Вивлиофика…» (1773 – 1775) и др.

В 1775 году, привлеченный широкой религиозно-идеологической программой, развивавшей христианское учение о братстве и любви и направленной к нравственному усовершенствованию, Новиков стал масоном. В 1779 году, взяв в аренду типографию Московского университета, он начинает выпуск книг и периодических изданий (газет, журналов, среди которых был первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума»). Новиков издал свыше 940 книг по разным отраслям знаний. 

В 90-х годах восемнадцатого столетия размах общественной деятельности Новикова, продолжавшего «разливать свет образования в своем отечестве» (В.Г. Белинский) и сумевшего собрать вокруг себя единомышленников, вызвал настороженное внимание Екатерины II, считавшей его «умным и опасным человеком». В результате чего в 1792 году Н.И. Новиков был арестован и без суда, по повелению императрицы, приговорен к 15 годам заключения в Шлиссельбургской крепости. Через четыре года был освобожден Павлом I, но вышел из крепости больным и разоренным. Его общественно-просветительская работа была прервана навсегда.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) первым из русских писателей в художественной форме осветил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. Он родился в Москве в богатой помещичьей семье. В 1764 году Радищев был послан на учебу в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. Вернувшись после учебы в Россию, Радищеву приходится брать уроки русского языка, что приводит его к собственным литературным опытам. Вскоре он публикует философскую статью «Слово о Ломоносове» (1780), работает над одой «Вольность». Но бесспорно, литературная деятельность Радищева началась лишь в 1789 году, когда он создал повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова», которую посвятил своему умершему университетскому другу.

Воспользовавшись указом Екатерины II «О вольном книгопечатание», Радищев завёл типографию у себя на дому и в 1790 году анонимно напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. По долгу звания своего» посвященное оценки деятельности «великого мужа» Петра I. По своему жанру это журналистская работа, но мысли автора настолько смелы и антимонархичны, что нельзя было и думать напечатать письмо в подцензурной прессе.

Вслед за этим произведением Александр Радищев анонимно издал главное свое творение – книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко критиковал крепостное право и всю социально-политическую систему России. В книге автор дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком, похуже Пугачева». Радищев был арестован, Сенат приговорил его к смертной казни, однако затем смертный приговор был заменен десятилетней ссылкой в Сибирь. Замена смертной казни произошла только лишь из-за опасения Екатерины потерять в Европе образ «просвещенной» императрицы.

Находясь в Илимском остроге, Радищев написал много заметок, стихотворений, завершил работу над одой "Вольность". Император Павел I вскоре после своей коронации (1796) амнистировал Радищева.

Арест и заключение Н.И. Новикова и А.Н. Радищева – первые в истории России аресты за неугодную правительству книгу.

Влияние Крестьянской войны, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети восемнадцатого века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. 

Заметное место в литературе конца XVIII века занимает Гаврила Романович Державин (1743 – 1816), представитель русского классицизма, значительно преобразивший его. Он родился в Казани, там же провел свое детство. С 1762 года служил в Санкт-Петербурге в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. Державин участвовал в подавлении восстания Пугачева.

После крестьянской войны Державин становится сторонником идеи просвещенного самодержавия. Он считает, что народ враждебен дворянству. И, несмотря на то, что народ угнетен, освободить его нельзя, так как тогда неизбежна гибель дворянского сословия. Поэтому только государь с помощью просвещения и праведного исполнения законов сможет оградить дворян от народного восстания. Идеями просвещенного абсолютизма была, прежде всего, отмечена ода «Фелица» после написания, которой к Державину приходит литературная и общественная известность. В Екатерине II он видит просвещенного монарха - "Фелицу". Екатерина оценила это и с этого момента началась головокружительная карьера Державина – его назначают губернатором Олонецкой губернии, а с 1785 года – Тамбовской. Но огромная административная деятельность не принесла удовлетворения: трудно было что-либо изменить в деспотически управляемой России.

За время своей творческой деятельности Державин написал множество разнообразных стихотворений. Это и высокая ода о военных подвигах полководцев и солдат. Это и своеобразные элегии, и сатирические произведения. (История России XVIII – XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эскимо, 2006. с. 365-366).

 Денис Иванович Фонвизин (1744 – 1792) русский литератор, создатель русской бытовой комедии. Родился в богатой дворянской семье. С 1755 года он учился в гимназии при Московском университете, в которой учился и его ровесник Н.И. Новиков, а затем – на философском факультете университета. На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга. В 1762 году Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел и печатал в журналах свои литературные переводы. Одновременно с переводами стали появляться и своеобразные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!