ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ



В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

План занятия

1. Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений с другими гуманитарными науками.

2. Методология и функции истории политических и правовых учений, ее влияние на формирование мировоззренческой зрелости и социологической грамотности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

3. Мифологические представления о характере божественного начала с земными порядками как источник политико-правовой мысли древности.

4. Основные идеи брахманизма и буддизма.

5. Проблемы политики, государства, и права в трудах Платона, Аристотеля и Цицерона.

 

 

Темы рефератов

1. Политико-правовое значение трактата «Артхашастра».

2. Влияние конфуцианства и легизма на развитие права Древнего Китая.

3. Учение о формах государства и законах в трудах софистов.

Задания для самоконтроля

1. Выделите основную цель государства из воззрений древних мыслителей

2. Как обосновывалось деление общества на сословия, касты в древних правовых памятниках?

3. Проведите сравнительный анализ взглядов Платона, Аристотеля и Цицерона на устройство государства.

4. Какие положения и принципы античной демократии могут быть использованы в современной политике?

5. Почему Цицерона считают предшественником теории правового государства?

 

Рекомендуемая литература

Азаркин Н.Н. История политических учений. Вып.1. М., 1994.

Артхашастра, или Наука политики. М., 1993.

Большой юридический словарь. М., 1998.

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

История философии права. СПб., 1998.

Книга правителя области Шан. М., 1993.

Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.

Новицкий И.Б. Римское право. М., 1998.

Памятники римского права. Институции Юстиниана. М.,1998.

Платон. Государство. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1968.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

Энциклопедия политологии. М., 1997.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос следует учитывать, что история политических и правовых учений может рассматриваться как наука, и как учебная дисциплина. С учетом этого следует разграничить их предметы. Характеризуя предмет науки, следует иметь ввиду, что им всегда выступают закономерности, применительно к истории политических и правовых учений в качестве таковых рассматриваются закономерности объясняющие причины возникновения и основное содержание теоретических политико-правовых концепций, а также их влияние на развитие государства и права, политическую борьбу и общественную жизнь.

В рамках второго вопроса необходимо знать определение и классификацию научных методов познания. Требуется разъяснить какие методы образуют следующие группы: всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы. При ответе следует обратить внимание на содержание принципа историзма и классового подхода. Рассматривая функции истории политических и правовых учений, следует раскрыть содержание следующих функций: познавательная, прогностическая, эвристическая, воспитательная. Раскрывая содержание вышеуказанных функций следует обратить внимание на характер и основные направления воздействия истории политических и правовых учений на формирование мировоззренческой зрелости юриста-профессионала.

Ответ на третий вопрос предполагает необходимость учитывать, что политическая мысль древних народов, отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный порядок, на протяжении длительного времени развивалась главным образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. При этом политико-правовые воззрения еще не успели выделиться в самостоятельную форму общественного сознания и представляли собой составную часть мифологического мировоззрения. В основе конкретных воззрений древних народов о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии лежат мифические версии о божественном первоисточнике сложившихся социальных и общественно-политических порядков. Ответ на данный вопрос требует определения мифа, характеристики его наиболее значимых сущностных черт.

Характеризуя основные черты брахманизма следует учитывать, что на протяжении многих веков в Древней Индии ведущее положение в духовной и социально-политической жизни общества занимали брахманы (жрецы), под влиянием которых развивалась политико-правовая мысль. Отвечая на вопрос необходимо раскрыть основные источники идеологии брахманизма. В их числе: Веды, Упанишады, Дхармашустра, Дхарсмшастра, Законы Ману. В процессе ответа следует раскрыть содержание таких понятий, как «рта», «дхарма», «варна», «дандати». Раскрывая содержание основных идей буддизма следует обратить внимание на следующие аспекты: кем создано учение, его основные идеи («четыре благородные истины», «восьмичленный путь спасения»), отношение к брахманизму и делению общества на варны, влияние на политическую жизнь. Необходимо разъяснить содержание таких понятий, как «Будда», «карма», «сансара», «нирвана», «дхарма».

Рассматривая проблемы политики, права и государства в трудах Платона и Аристотеля, следует обратить внимание на то, что их творчество характеризует период расцвета политико-правовой и философской мысли Древней Греции. Раскрывая учение Платона необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) учение о формах государства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания); 3) проект идеального государства в диалоге «Государство»; 4) «второй по достоинству» государственный строй в диалоге «Законы»; 5) критерии разграничения законов на «правильные» и «неправильные». Раскрывая учение Аристотеля необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) понятие гражданина и государства; 3) учение о правильных и неправильных формах государства (монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия); 4) понятие уравнивающей и распределяющей справедливости. Раскрывая учение Цицерона необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) определение и сущность государства; 3) понимание народа; 4) причины происхождения государства; 5) форму государства; 6) понятие идеальногогражданина и мудрого правителя; 7) понятие справедливости, естественного и позитивного права.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!