Изменения в идеологии и государственных институтах.



 

В начале XVIII в. Петр I начинает модернизацию всех сторон жизни общества. Создание рационально управляемого государства путем реформ, законодательного регламентирования было осознанной целью Петра I. Нельзя поэтому полностью принять известный тезис В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова о бессистемности, бесплановости реформ, проведении их под влиянием одной только военной необходимости.

 

 Для XVII в. государственная идеология заключалась в служении Богу через служение государю. Но и Петр I не отвергает идею богоизбранности, данная теория была необходима ему для утверждения неограниченного характера его власти, утверждения абсолютизма.

 

В начале XVIII в. происходит переход от идеи служения Богу через служение государю к идее служения Отечеству во имя общего блага, отделения государя от государства, утверждения светского мировоззрения и деятельного активно-познавательного образа жизни.

 

 

Таким образом, в начале XVIII в. происходит переход от идеи служения Богу через служение государю на идею служения Отечеству во имя общего блага, отделения государя от государства, утверждения светского мировоззрения. Основной обязанностью Петр I выделял заботу о всенародной пользе и благе Отечества. Основная цель Петра состояла в формировании в дворянском сознании представления о ревностной и бескорыстной службе как о государственной обязанности дворянина, долге перед Отечеством, выполняемых членами высшего сословия во имя общего блага. Государственная политика Петра I на деле должна была привести к развитию гражданского самосознания у дворян, новое шляхетство должно было понять, что оно служит не только царю, оно служит своему Отечеству, России. А сам царь - только первый среди равных в этом деле. И, исходя из этой логики, Петр I считал привилегией дворянства службу царю и России верой и правдою.

 

Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в

 

После смерти Петра I роль Сената, как центрального органа управления, начинает снижаться. С 1711 по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствии государя).

 

В 1718 г. начинает создаваться система коллегий, взявших на себя отраслевое управление. Власть Сената переносится на координацию их деятельности, а сам он превращается в совещательный орган при государе.

 

С 1722 г. Сенат фактически приобретает функции ревизионной коллегии, возглавив систему контрольных органов.

 

В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики.

 

 

Церковный раскол как отражение укрепления власти царя.

Раскол долго тревожил государственную жизнь Руси.

Восемь лет, с 1668 по 1676 год, тянулась осада Соловецкого монастыря, который стал оплотом старообрядчества. Сама осада, начавшаяся 22 июня 1668 года, вошла в историю под названием "Соловецкое сидение".

 

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение

 

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть.

 

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

 

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах.

 

 

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!