Allegro moderato Э. Григ. Лирические пьесы, Вальс
Allegretto Д. Шостакович. Симфония № 10
Объединение всех трех видов минорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный минор, звукоряд которого за счет наличия в нем как основных, так и измененных (повышенных) VI и VII ступеней будет девятизвучным:
123
Тональность
Высотный уровень расположения лада, определяемый звуком тоники, называется тональностью* [Помимо существующего традиционного взгляда на тональность, в современном музыкознании наблюдается тенденция несколько иного толкования понятия «тональность», а именно как «иерархической централизованной системы функционально-дифференцированных высотных связей» (см.: Муз. энциклопедия, т. V . М., 1981). Такое понимание тональности фактически объединяет в одном термине два понятия — лада и тональности. Поскольку в курсе элементарной теории музыки изучаются специально явления как собственно лада, так и тональности, традиционно различавшихся в русском музыкознании, приведенное в начале § 44 определение представляется методически наиболее целесообразным.]
Размещение лада на тех же звуках, но в другой октаве, на определение тональности никакого влияния не оказывает, так как ни структура самого лада, ни названия его ступеней и их свойства от этого не меняются.
|
|
Наименование любой тональности определяется названием звука самой тоники (I ступени лада), но поскольку тональность всегда неразрывно связана с каким-либо определенным ладом (мажором или минором), то к ее наименованию обычно добавляется еще и указание на ладовое наклонение. Таким образом, полное наименование тональности, как правило, содержит в себе два компонента: 1) название тоники и 2) название лада, независимо от того, какой системой обозначений — слоговой или буквенной — пользуются при этом*[Поэтому в музыковедческой литературе иногда встречается объединяющий оба понятия термин «ладотональность».] Например, по слоговой системе тональности обозначаются так:
до мажор | ля минор |
ре-бемоль мажор | си-бемоль минор |
фа-диез мажор | ре-диез минор (и т.д.) |
Слова «диез» и «бемоль» нередко заменяют (при записи) соответствующим знаком альтерации (например: ре мажор, до минор и т. п.).
По буквенной системе обозначения этих же тональностей будут выглядеть следующим образом:
C-dur | a-moll |
Des-dur | b-moll |
Fis-dur | dis-moll |
Названия мажорных тональностей по буквенной системе пишутся с прописных (заглавных) букв, а минорных — со строчных (малых). Иногда для краткости в буквенной системе опускаются слова dur или moll и тогда на ладовое наклонение указывает написание первой буквы (прописной или строчной). Так, тональность es означает ми-бемоль минор, a Es— ми-бемоль мажop. То же относится и к слоговой системе — в тех сравнительно редких случаях, когда опускаются слова «мажор» или «минор». Например, обозначение тональности Ми-бемоль нужно понимать как ми-бемоль мажор, а тональности ми-бемоль — как ми-бемоль минop.
|
|
Структура мажорного или минорного лада того или иного вида всегда будет неизменной, независимо от того, какой именно звук является тоникой. Следовательно, все ступени лада сохраняют свои внутренние соотношения, тяготения, названия и прочие свойства в любой тональности абсолютно точно. Зная интервальную структуру, например, гаммы натурального мажора, можно построить точно такую же гамму не только от до, но и от любого другого звука, однако при этом необходимо будет вводить в состав ее ступеней те или иные хроматически измененные (при помощи соответствующих знаков альтерации) звуки, чтобы не нарушить внутренней структуры лада (в данном случае — натурального мажора).
Мажорные тональности
Как известно, в натуральном обертоновом звукоряде (см. с. 13) первым же новым звуком (не считая основного тона и его октавного повторения) будет квинтовый тон (то есть третья гармоника, или, что то же самое, второй обертон), а потому квинтовое соотношение между разными звуками является наиболее простым и близким. Если расположить все звуки по чистым квинтам вверх от до* [Тональность до мажор принимается в этой системе за исходную потому, что не имеет при ключе никаких знаков альтерации и в этом смысле является наиболее простой.] и от каждого из них построить гамму натурального мажора, то получится стройная система возникновения мажорных диезных (то есть содержащих в себе то или иное количество повышенных звуков) тональностей. При этом каждый раз новый диез (они тоже, в свою очередь, располагаются по воcходящему квинтовому ряду, только начиная от фа-диез) возникает на VII ступени натурального мажора, а появившиеся раньше — остаются:
|
|
124
Последняя в схеме тональность (до-диез мажор) оказалась семизначной (в ней — 7 диезов). Систему эту можно продолжить и дальше с той только разницей, что теперь на VII ступени будут возникать не диезы, а дубль-диезы. Однако тональности, включающие в себя дубль-диезы (а в равной степени — и дубль-бемоли), являются практически малоупотребительными, поэтому систему можно считать полной, достигнув семизначных тональностей, которые хоть и в разной степени, но все же находят свое применение в музыкальном творчестве в качестве главных (основных) тональностей самостоятельных пьес или отдельных частей более крупных произведений.
|
|
Аналогичная картина получится и с бемольными тональностями мажора, только строится эта система наоборот — по чистым квинтам вниз, так как взятая за исходную точку тоника до мажора сама является квинтовым обертоном от звука фа, а фа — от си-бемоль и т.д. В отличие от диезных тональностей, в бемольных мажорных тональностях каждый новый бемоль возникает на IV ступени лада (а прежние остаются в силе). В целом же бемоли образуют свой нисходящий квинтовый ряд, начиная от си-бемоль:
1 25
При продолжении системы (после появления бемолей у всех ступеней лада) на IV ступени будут возникать уже не бемоли, а дубль-бемоли.
Подытоживая сказанное, можно вывести следующую закономерность: каждая следующая по квинтовому ряду диезная мажорная тональность строится на доминанте, а бемольная — на субдоминанте предыдущей тональности* [Впрочем, квинтовый ряд можно заменить квартовым, только в этом случав все станет наоборот: диезные мажорные тональности будут строиться по чистым квартам вниз, а бемольные — по чистым квартам вверх, начиная от до. В принципе это ничего не меняет.]
Таким образом, каждая мажорная тональность (за исключением до мажора, вообще не имеющего никаких знаков) получает свои, только ей присущие знаки альтерации, возникающие всегда у одних и тех же ступеней лада. Чтобы не писать их всякий раз при соответствующих нотах, эти знаки (все сразу) выставляют при ключе, отчего они и называются ключевыми знаками.
Ранее уже отмечалось, что ключевые знаки альтерации относятся к одноименным с ними нотам во всех октавах до конца пьесы или до смены тональности (и, следовательно, перемены самих ключевых знаков). Порядок их выставления при ключе соответствует их появлению в тональностях: диезы появляются по чистым квинтам вверх (или по чистым квартам вниз), начиная от фа-диеза, а бемоли — по чистым квинтам вниз (или по чистым квартам вверх), начиная от си-бемоля:
126
На нотном стане при ключе знаки альтерации располагаются следующим образом:
127
Любая тональность со знаками может иметь при ключе только однородные знаки альтерации: либо диезы, либо бемоли.
Минорные тональности
Минорные тональности, как и мажорные, строятся тоже по чистым квинтам: диезные — вверх, а бемольные — вниз, от ля минора как тональности, не имеющей при ключе никаких знаков альтерации (или же по чистым квартам, но тогда, наоборот, диезные тональности будут строиться вниз, а бемольные — вверх от ля минора).
Каждый новый диез в минорных тональностях возникает на II ступени, а новый бемоль — на VI ступени лада. По возникновении (в семизначных тональностях) всех диезов или бемолей на указанных выше ступенях станут, соответственно, появляться в том же порядке уже дубль-диезы или дубль-бемоли.
Всякий очередной по квинтовому ряду минор с диезами непременно строится на доминанте, а с бемолями — на субдоминанте предыдущей тональности.
Ключевые знаки альтерации минорных тональностей располагаются в том же порядке, что и в мажорных тональностях.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!