В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ



 

Образование финансовой системы России связано с формированием общероссийского рынка в период с конца XII в. до первой половины 15 столетия. Значительные временные границы, практически 250 лет, явились следствием феодальной раздробленности и татаро-монгольского господства.

 

Становление российской государственности в XII-XV веках как условие возникновения финансовых отношений

Россия конца XII века включала в себя многочисленные княжества и боярские вотчины, образовавшиеся после распада раннефеодальной империи, какой была Киевская Русь.

Экономических и социальных причин распада Киевской Руси множество, однако среди них можно выделить основные:

1. Глубоко натуральный характер древнерусской экономики, поскольку в ней было очень мало подлинных экономических связей между отдельными княжествами. Натуральная экономика – это совокупность замкнутых хозяйственных единиц, маловключенных в торговые и иные экономические отношения. Эти единицы были самодостаточными, самообеспечивающимися и не нуждались во внешних факторах развития.

Феодальная раздробленность – объективный процесс, которого не избежала практически ни одна европейская страна. Именно в этот период на Руси и в других странах происходило формирование небольших обособленных государственных образований, которые должны были впоследствии проложить дорогу от непрочной раннефеодальной организации общества к мощному централизованному государству, созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте.

2. Рост боярских вотчин. К XII веку вотчины стали более сильными и независимыми, что позволяло боярам продолжать наступление на общинные земли, закабаляя свободных смердов-общинников, увеличивая оброк и повинности, которые выполнялись в пользу феодалов зависимыми смердами. Феодалы на местах стремились получить все больше власти, чтобы наказывать смердов, получать самим с нихштрафы-виры. Они все чаще заявляли о своей независимости от великих князей в Киеве, требовали подтверждения феодального иммунитета, провозглашенного “Русской правдой”, то есть невмешательства великого князя в дела вотчины.

3. Рост и укрепление городов в XI-XII веках также ускорили процесс распада Древнерусского государства. Города постепенно стали требовать предоставления экономической и политической самостоятельности, что позволяло им стать центрами различных княжеств со своими сильными князьями, которых поддерживали местные бояре. Во многих городах возрастала роль городских народных собраний – вече, выражавших идеи децентрализации, независимости местной власти от Киева.

4. Отсутствие подлинно единого государства – централизованного или федеративного. И хотя православная церковь имела большую объединительную силу, а русский язык уже стал единым для всех славянских племен, в политическом отношении Киевская Русь была непрочным государственным образованием. Бесконечные междоусобицы, продолжавшиеся после распада Киевской Руси, привели к тому, что в 1230-1240-х годах древнерусские земли были захвачены монголо-татарскими завоевателями. Иноземное иго продолжалось почти 240 лет и принесло экономике и культуре неисчислимые бедствия.

Экономическая зависимость выражалась в том, что все население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжелой ежегодной данью-ясаком в виде серебра и различного имущества. Сбор дани поручался монгольским сборщикам податей – баскакам или отдавался на откуп “бесерменским” (басурманским) купцам, которые, уплатив в пользу Орды с определенной территории известную сумму, потом взыскивали ее с населения в гораздо большем размере. Кроме уплаты ясака, русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную, по которым следовало поставлять русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, платить большие торговые пошлины. Позже, в первой половине XIV века золотоордынские ханы отдали процесс сбора дани на Руси из рук своих чиновников в руки русских князей, которые тем не менее при поездке в Орду были обязаны везти ханам дорогие подарки, что ложилось тяжелым бременем на население.

От уплаты дани и выполнения различных повинностей была освобождена русская православная церковь. К слову сказать, монголы достаточно терпимо относились ко всем религиям, и русское духовенство пользовалось особыми льготными грамотами – ярлыками, которые обеспечивали им большие права и привилегии, а также неприкосновенность церковного имущества. Благодаря этому русское православие сохраняло не только религиозное, но и национальное единство русского государства, а также выступало могучим стержнем в деле национально-освободительного движения от монголо-татарского ига.

Политическая зависимость Руси заключалась в том, что князья должны были являться в Золотую Орду за грамотами, в которых подтверждалось ихправо на княжение. Между князьями велась ожесточенная борьба за получениеярлыка на право стать великим князем всей Руси. Они пользовались различными методами, порой жестокими и коварными, лишь бы добиться заветного права. Эта кровавая борьба приводила к еще большей ослабленности Руси. Татарское владычество надолго отделило Русь от Западной Европы, создало между ними полосу отчуждения и непонимания, своего рода “железный занавес”. На долгие десятилетия Русь сама превратилась в сознании европейцев в “Татарию”.

Следует подчеркнуть, что только упорное сопротивление русского народа позволило ему сохранить свою государственность и заставило иноземцев отказаться от создания на Руси своей постоянной администрации. Героическая борьба против монголо-татарского ига продолжалась постоянно.

 

Экономика Руси в период феодальной раздробленности

Во второй половине XII века население юго-западных киевских земель стало покидать освоенные места и передвигаться на северо-восток, в междуречье Оки и Волги. Это было связано прежде всего с безопасностью, поскольку в таких глухих местах можно было укрыться от внешних врагов, а также с возможностью приобрести свободные, достаточно плодородные земли. Тут происходила постепенная ассимиляция славянских племен с местными угро-финскими племенами, в результате чего сформировалась русская нация.

С XII-XIII веков в феодальной земельной собственности Владимиро-Суздальского княжества утвердилась иерархическая структура землевладения. Во главе иерархической лестницы стоял старший князь, который являлся верховным владетелем по отношению к феодалам, занимавшим более низкую вассальную ступень и непосредственно зависящим от старшего князя. Эти, в свою очередь, тоже могли иметь своих вассалов. Старший князь мог передать вассалам в условное владение часть своих земельных угодий взамен оказания ими определенной помощи, например, участия в военных походах.

Наследники старшего князя, получившие в полную собственность земли, становились "удельными князьями", а их владения назывались “уделами”. Такие наследные землевладельцы становились полновластными господами в своих уделах по отношению к живущим на их территории земледельцам, у них появлялись юридические полномочия собирать подати, разрешать судебные споры и т.д. Подобная вассальная система достаточно крепко удерживала власть над крестьянами.

Большую роль не только в идеологической, но и в экономической жизни страны стало играть духовенство. Церковные землевладения по своим размерам не уступали боярским вотчинам. Церкви и монастыри, также как и феодалы, захватывали общинные земли, наступали на права крестьян. Особенно крупными земельными угодьями обладали такие монастыри, как Троице-Сергиевский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др., которые владели десятками сел и деревень, обширными пашнями, лесами, сенокосными лугами и пр. Причем эти владения не дробились и закреплялись за церковью навечно.

В период господства вотчинного хозяйства все более заметное место стало занимать поместное или условное землевладение. Князья, .бояре, монастыри все чаще приглашали к себе на военную службу различных людей: младших княжеских и боярских детей, разорившихся феодалов. За выполнение службы землевладельцы давали им участки земли – “поместья” – в условное пользование на период служения собственнику земли. После окончания срока службы поместье могло быть отобрано. Из таких приглашенных формировалось новое сословие “служилых людей”, которые по отношению к крестьянству приобретало такие же права, как и феодалы. Зачастую феодалы направляли служилых людей в свои отдаленные деревни и села в качестве управляющих, организаторов производства и за это были вынуждены предоставлять им часть своего владения в виде поместья на определенных условиях. Позже феодалы стали давать служилым людям в награду право им самим собирать налоги (“кормы”) с крестьян, то есть заниматься “кормлением”, что означало усиление экономической зависимости населения. Служилые люди составляли так называемый “двор” князей и бояр, поэтому позже их стали называть “дворяне”.

 

Становление общероссийского рынка и финансов

Россия периода феодальной раздробленности была глубоко аграрной страной. Вместе с тем определенный прогресс наблюдался и в городском ремесленном производстве. Большое развитие получила железоделательная отрасль, в частности в Новгороде и в Подмосковье (Серпухове, Кашире). Видную роль продолжало играть кузнечное дело, особенно в производстве холодного оружия (мечей, сабель) и защитных воинских доспехов (щитов, кольчуг, брони). Появлялись мастерские по литью церковных колоколов и артиллерийских пушек. Набирали мастерство квалифицированные работники, изготавливавшие различные изделия из меди, серебра, золота – “медники”, “серебренники”, “златокузнецы”, высококлассные ювелиры.

С XIV века началось массовое строительство каменных и кирпичных зданий, в основном церковных и монастырских, поэтому стала распространенной профессия каменщика, строителя. В 1360-1370-х гг. в Московском Кремле были заменены старые деревянные стены на новые из белого известняка, за что Москва получила название Белокаменной.

Заметное место занимало солеварение, которое до тех пор было сосредоточено в основном в прикарпатском Галицком княжестве. Теперь же стали вываривать соль в Двинской земле (Устюге, Вологде, Галиче), в Старой Руссе.

В рассматриваемый период усилилось общественное разделение труда, ремесло стало все больше отделяться от сельского хозяйства, что привело к более активному обмену между городским и сельским населением, к зарождению внутреннего российского рынка. Городские ремесленники начали все чаще переходить от работы на заказ к производству продукции для обмена на местных рынках.

Особенно это было заметно на достаточно примитивных торгах (торжках), где вместе с продовольственными сельскохозяйственными товарами можно было приобрести за деньги или в обмен глиняную и деревянную посуду, бочки, сани, кожаную и валяную обувь и другую продукцию ремесленного производства. Возникали эти торжки в некоторых старых городах, у крупных монастырей, на перекрестках сухопутных и водных транспортных путей. Постепенно здесь стали селиться ремесленники, и торжки превращались в рядки – постоянные торгово-ремесленные населенные пункты, многие из которых позже превратились в крупные торгово-промышленные города.

Но созданию внутреннего общероссийского рынка мешала феодальная раздробленность, поскольку в каждом княжестве, во всех крупных городах устанавливалось большое количество проездных и торговых пошлин и поборов. Такой всеобщей таможенной пошлиной за провоз грузов через княжеские границы и городские заставы былатамга или мыт (мыто) в процентах к стоимости ввозимого продукта с каждого воза или лодки с товаром. С приехавших на торг брали “явку” – плату за предъявление товара представителям властей (чиновникам). При переезде через реки брали налог “мостовщина” или “перевоз”. В зависимости от тяжести товара нужно было платить “весчее”, “пудовое”, “подъемное”. За клеймение скота платили “пятно”, за каждую голову скота на рынке следовало платить “роговое” или “привязное”. С каждого человека, сопровождавшего товар, полагалось платить “костки”. За складирование товара в торговых помещениях платили “гостиное” и т.д.

Такая практика усугублялась постоянными междоусобными столкновениями и феодальными войнами. И само собой разумеется, что при заключении военных союзов и договоров о дружбе князья особо оговаривали условия об отмене или снижении действующих взаимных пошлин, то есть выражаясь современным языком, о создании друг для друга режима наибольшего благоприятствования.

Развитие внутренней торговли неизбежно приводило к более активному денежному обращению. Но из-за отсутствия на Руси добычи благородных металлов долгое время во внутреннем обращении пользовались привозным серебром и медью в слитках, а также иностранными монетами, в частности немецкими, рижскими, любекскими марками, шиллингами, пфеннигами и пр. Также использовались и монгольские (золотоордынские) монеты “диргема” или “денга” (“звенящие”). Отсюда появился термин “деньги” в русском языке. Это были небольшие серебряные монеты с арабскими надписями. После Куликовской битвы в 1380 году московский князь Дмитрий Донской стал перечеканивать монгольские монеты, изображая на оборотной стороне свои знаки – воина с секирой или петуха – и делая надпись: “Эта денга московская”.

Постепенно денга превратилась в мелкую разменную монету, распространенную во многих княжествах Руси. Ее делали из рублевой гривенки. Слиток серебра весом в 200 г вытягивали в проволоку, рубили на мелкие кусочки, каждый из них расплющивали и чеканили монетки неправильной формы. Из рубля получалось в Москве 200 денежек-московок, в Новгороде – 216 новгородок, и так делали фактически в каждом княжестве, что, конечно же, не способствовало объединению русских земель.

Резюме

 

Отдельные элементы финансовой системы: финансы экономических субъектов и денежное обращение берут свое начало с периода феодальной раздробленности. Отсутствие подлинно единого государства, выступающего системообразующим фактором финансов, не позволяет отдельным элементам объединиться в систему. Связи между финансами хозяйствующих субъектов и денежным обращением носят неустойчивый, стихийный характер и легко переходят из денежного в натуральное выражение.

 

 

Тренировочные задания

 

Дать полный ответ на следующие вопросы:

1. Экономические и социальные причины распада Киевской Руси.

2. Экономическая зависимость Руси от монголо-татарских завоевателей.

3. Денежное обращение после распада Киевской Руси.

 

Тест 1

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!