Тема 9. Марксистская философия
МАРКС (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Основную задачу своего творчества, М. видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы через теоретическую реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода. Этому посвящен основной труд М. – «Капитал». Марксизм рассматривает общество как естественно исторический процесс. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное производство, а определяющее отношения между людьми - производственно-экономические. "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот ... ", - писал К. Маркс. Марксистская философия сформировалась под влиянием немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма. По М., социально-философское исследование противоречий современного ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами об его исторических судьбах. М. пришел к выводу о том, что эволюция производительных сил буржуазного общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом роста богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Данная революция будет впервые в истории революцией в интересах трудящегося большинства. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Не будучи особо влиятельными при жизни М., его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию (зачастую весьма кардинальную): Лабриола в Италии, Плеханов и Ленин в России, Каутский и Люксембург в Германии и др. - стали смысловым ядром революционных идеологий, теорий и программ 20 в.
|
|
ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820-1895) - немецкий философ, социолог, основатель (вместе с Марксом) идеологии "научного социализма". В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и немецкого социалиста М. Хесса. Уже в начале 40-х 19 в. Э. пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. В сочинении "Положение рабочего класса в Англии" Э. акцентировал эти идеи и проанализировал колоссальный статистический материал, могущий представлять интерес для социолога и в конце 20 ст. Встреча с Марксом, состоявшаяся в Париже в 1844, положила начало творческому содружеству, продолжавшемуся вплоть до смерти Маркса. Стремление Э. разработать новую и оригинальную философскую концепцию - "диалектический материализм" - и обозначить его место в историко-философском процессе ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", 1886; "Диалектика природы").
|
|
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Энгельсом ("Анти-Дюринг") и Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме"). Д.М. являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х. Квинтэссенцией Д.М. правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) трактовка движения как атрибута материи и понимание его как "изменения вообще"; "вечных" истин, как и абсолютных ценностей, согласно Д.М., не существует: моральные нормы, содержание любых понятий исторически изменчивы. 2) Природа эволюционирует от неорганического мира до социума, общество также развивается под влиянием объективных законов. 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью законов диалектики - закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания.
|
|
МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла; 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Подготовительным этапом новой трактовки категории М. может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для развития естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс трактуют М. как философскую абстракцию; определяют статус М. в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию); вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о М. как о том, "что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения" (Плеханов). Согласно позиции Ленина, М. - это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений - быть объективной реальностью; данное понятие может быть определено не иначе, как только через отношение М. к сознанию: понятие М. "не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им".
|
|
МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалистическое, или экономическое, понимание истории) – восходящая к Сен-Симону, базирующаяся на материализме и упорно защищаемая марксизмом философия истории, переносящая гегелевскую схему на социально-экономическую структуру и присущие ей диалектические связи. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс). Энгельс рассматривает экономические условия – характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие. Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но гл. о. законы диалектики (см. Диалектика, Гегельянство). Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития – счастье для всех (см. Эвдемонизм).
ДВИЖЕНИЕ - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.).
ПРАКТИКА - категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления. Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя - рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект понимался "как деятельность, как П., субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула - от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм.
ОТЧУЖДЕНИЕ - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "овещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса, осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений - отношений собственности. По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления "самоотчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии. Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация. Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму. Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие. В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к фор-мационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.
РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя – в противоположность эволюции, постепенному изменению.
РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис – закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие бывает или экстенсивным (в смысле эволюционизма 18 в.), т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным (эпигенез), т.е. возникновением качественно новых форм. С др. стороны, развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным развитием, определяемым только извне, окружающим миром, или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося. Понятие развития в современном его смысле возникает уже в наше время, ок. 18 в., вместе с расцветом современной биологии. Бюффон употребляет его в связи с объяснением истории Земли и живых существ, Кант – для объяснения происхождения космоса, Гердер – для объяснения истории культуры, Ламарк (в нач. 19 в.) – специально для объяснения истории живых существ. В философии нем. идеализма развитие означало саморазвертывание божественного в мире, саморазвертывание живого в божественное, а также мировой процесс. Понятие развития стало осн. принципом биологии (включая антропологию и психологию) с сер. 19 в. благодаря работам Спенсера, Дарвина, Геккеля.
ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1857-1918) - русский мыслитель, один из основоположников социал-демократизма в России, философ, социолог, теоретик искусства и проблем религии. Наряду с Лениным, П. выступал как активнейший субъект процесса адаптации учения Маркса к условиям российской действительности. Исследования П. в области истории философского материализма, в сфере диалектического постижения предпосылок, источников и оснований общественной жизни, его убежденность в закономерном характере исторического процесса, в границах которого "народ, вся нация должна быть героем истории", необходимо привели его к полемике с идеологией, теорией и практикой большевизма, к отрицанию ленинского подхода в интерпретации марксовых положений. П. трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов "зрелого" капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов как легитимной и позитивной формы экономической модернизации социума политической волей новой правящей элиты. Осудив Октябрьский (1917) переворот в России, П. подтвердил свою репутацию виднейшего представителя социал-демократической версии русского освободительного движения.
Тест 9:
Вопрос 1: Класс социума способный переустроить общество, по Марксу - …
а) буржуазия | б) дворянство |
в) пролетариат | г) крестьянство |
Вопрос 2: Способ существования материи, в марксистской философии - ….
а) время | б) покой |
в) пространство | г) движение |
Вопрос 3: Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса - …
а) взаимодействие | б) противоречивость |
в) отражение | г) неопределенность |
Вопрос 4: Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии - …
а) производство | б) познание |
в) критика | г) история |
Вопрос 5: Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств - …
а) теоретическая | б) воспроизводящая |
в) чувственная | г) практическая |
Вопрос 6: Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования - …
а) схема | б) вещь |
в) объект | г) предмет |
Вопрос 7: Теория, рассматривающая развитие истории как естественноисторический процесс - …
а) кантианство | б) натурфилософия |
в) марксизм | г) историософия |
Вопрос 8: Частичное, неполное знание об объекте - … истина.
а) практическая | б) теоретическая |
в) абсолютная | г) относительная |
Вопрос 9: Критерий истины, в марксистской философии - …
а) производство | б) действительность |
в) практика | г) искусство |
Вопрос 10: Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное - …
а) воздействие | б) познание |
в) производство | г) движение |
Вопрос 11: Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии:
а) политические | б) - правовые |
в) - идеологические | г) - производственно-экономические |
Вопрос 12: Время возникновения марксистской философии:
а) 20-е годы XX в. | б) 60-е годы XIX в. |
в) 20-е годы XIX в. | г) 40-е годы XIX в. |
Вопрос13: Последователи марксистской философии:
а) Г. Плеханов | б) - П. Лафарг |
в) - К. Аксаков | г) - Ф. Ницше |
д) - В. Дильтей | е) - К. Леонтьев |
Вопрос 14: Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию - …
а) античности | б) Просвещения |
в) немецкая классическая | г) позитивизма |
Вопрос 15: Основной труд К. Маркса - … .
а) «Исповедь» | б) «Диалектика природы» |
в) «Утопия» | г) «Капитал» |
Вопрос 16: Автор произведения "Диалектика природы":
а) Энгельс | б) - Маркс |
в) - Гегель | г) - Кант |
Вопрос 17: Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:
а) - созерцательная | б) - духовная |
в) практическая | г) - политическая |
Вопрос 18: Атрибут материи :
а) движение | б) - время |
в) - сознание | г) - системность |
Вопрос 19:
"Не сознание людей определяет их …, а наоборот ", - писал К. Маркс.
а) жизнь | б) - время |
в) деятельность | г) - бытие |
Вопрос 20: Застой в обществе, экономике, производстве:
а) стагнация | б) - регресс |
в) - прогресс | г) - революция |
Вопрос 21: Фамилия мыслителя, наиболее глубоко раскрывшего роль способа производства в развитии общества - …
а) Спенсер | б) Гегель |
в) Геккель | г) Маркс |
Вопрос 22: Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории - …
а) религиозные представления | б) материальное производство |
в) духовная жизнь | г) научные открытия |
Вопрос 23: Потребности, выступающие как основные стимулы и источники развития производства:
а) духовно-эстетические | б) ценностно-телеологические |
в) культурно-исторические | г) социально-экономические |
Вопрос 24: Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами:
а) революция | б) - реформа |
в) - эволюция | г) - стагнация |
Вопрос 25: Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг:
а) - правовая | б) - политическая |
в) - социальная | г) экономическая |
Вопрос 26: Процесс взаимодействия людей, их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребностей -…
а) искусство | б) производство |
в) политика | г) наука |
Вопрос 27: Основной мотив деятельности предпринимателей в развитии производства -…
а) творчество | б) энергия |
в) благо | г) прибыль |
Вопрос 28: Основополагающий стимул развития производства - …
а) техника | б) зарплата |
в) затраты | г) потребление |
Вопрос 29: Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда - …
а) потребление | б) распределение |
в) обмен | г) собственность |
Вопрос 30: Применяемые в производстве орудия труда, техника, технологии, транспорт – производительные…
а) затраты | б) силы |
в) отношения | г) источники |
Вопрос 31: Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг - производственные …
а) силы | б) затраты |
в) отношения | г) источники |
Вопрос 32: Процесс создания материальных благ, услуг - …
а) экономика | б) политика |
в) производство | г) искусство |
Вопрос 33: Одно из основных достижений марксистской философии - ...
а) идея активности субъекта в познании | б) формулировка категорического императива |
в) создание антропологической формы материализма | г) открытие материалистического понимания истории |
Вопрос 34: Маркс и Энгельс являются основоположниками …
а) антропологического материализма | б) диалектического и исторического материализма |
в) идеалистической диалектики | г) экономического материализма |
Вопрос 35: Открытие материалистического понимания истории принадлежит …
а) Марксу | б) Канту |
в) Гегелю | г) Ницше |
д) Фихте | е) Шеллингу |
Вопрос 36: Согласно Марксу, определяющим типом отношений между людьми являются отношения …
а) политические | б) производственные |
в) правовые | г) идеологические |
Вопрос 37: Маркс и Энгельс рассматривали социально-исторический процесс как …
а) циклический круговорот, постоянно проходящий одни и те же стадии | б) процесс, идущий в определенном направлении к некоей предустановленной цели |
в) социально-экономический прогресс человечества | г) духовно-нравственный прогресс человечества |
Вопрос 38: Важнейшей составной частью материалистического понимания истории является…
а) теория общественно-экономических формаций | б) идея цикличности |
в) принцип провиденциализма | г) идея исторического круговорота |
Вопрос 39: К. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…
а) архетипы | б) памятники культуры |
в) символы | г) орудия труда |
Вопрос 40: Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется…
а) культурно-историческим типом | б) цивилизацией |
в) государством | г) формацией |
Вопрос 41: Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями ___________ материализма.
а) метафизического | б) вульгарного |
в) исторического | г) естественнонаучного |
Вопрос 42: К производственным отношениям относятся отношения…
а) распределения продуктов производства | б) между поколениями |
в) межличностные | г) межнациональные |
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 765; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!