II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».



Вопросы и задания:

1. Что пишет Толстой о значении партизанской войны в общей победе русских в 1812 г.?

2. О каких партизанских отрядах рассказывает писатель? («Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.)

3. Индивидуальное сообщение (или доклад) «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый – "самый полезный и храбрый человек" в отряде Денисова». (Т. IV, ч. III, гл. 5–6.) (В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.)

4. Пребывание Пьера Безухова в плену. (Т. IV, ч. I, гл. 9–12.) Встреча с Платоном Каратаевым. (Т. IV, ч. I, гл. 13; ч. II, гл. 11, 12.) (Встреченный в плену Платон Каратаев кажется Пьеру Безухову «олицетворением духа простоты и правды». Каратаев любит всех людей, даже врагов. Он терпелив и покорен судьбе.

Для Толстого русский национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина.

После встречи с Платоном Каратаевым и разговоров с ним Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».)

5. Последние дни жизни князя Андрея Болконского. (Т. IV, ч. I, гл. 14–16.) (Измученный болезнью и страданиями, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Смерть оборвала искания князя Андрея.)

6. Сообщение «Правда о войне» (служба Пети Ростова, его интерес к пленному французскому мальчику-барабанщику). (Т. IV, ч. III, гл. 7–11.)

(А. Сабуров: «Тему войны несут Т. Щербатый и Долохов, темумира – П. Ростов и французский барабанщик Венсан Босс».

Ненависть на французского мальчика не распространяется. Его согрели и накормили. «Пете многое хотелось сказать барабанщику. ...Потом в темноте взял его руку и пожал ее». Нелепой кажется смерть юного и доброго Пети Ростова...)

Домашнее задание.

1. Дочитать т. IV.

2. Выписать цитаты к образам Кутузова и Наполеона.

3. Подготовить сообщения «Кутузов и Наполеон – два нравственных полюса романа».

4. Ответить на вопросы:

1) Смысл названия романа «Война и мир».

2) Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий?

3) Каковы его взгляды на роль личности в истории?

Урок 125
«НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ,
ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

Цели : расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

Вопросы (или письменные ответы):

1. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?

2. Раскройте взгляды Толстого на народ и на роль личности в истории.

3. Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины начала войн?

4. Расскажите об отношениях писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной справедливой и несправедливой? (Война может быть захватнической (несправедливой), может быть освободительной, героической, то есть справедливой. Писатель ненавидит и осуждает тех, кто ведет захватнические войны.)

II. Слово учителя.

Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю».

По Толстому, именно русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу, единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю. В. Лебедев) [13]. Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя – это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 644; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!