Перечислим некоторые из этих вопросов           



         В какой степени биологически обусловлено поведение, отклоняющееся от нормы (девиация)? Лежат ли в основе криминального поведения или, например, влечения к наркотикам генетически заложенные программы? Социобиологи утверждают, что генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Их критики подчеркивают, что нет доказательств того, что определенные виды поведения являются генетически обусловленными.Современные психологи работают с так называемым 10 (коэффициентом интеллектуального развития). Уровень развития интеллекта во многом определяет жизненный успех человека. Является ли 10 действительно врожденным (некоторые психологи доказывают, что коэффициент интеллектуального развития ребенка представляет собой среднее арифметическое от Ю родителей)? В какой степени родители могут повлиять на развитие своего ребенка, создавая «обучающую сре- 1ДУ»^Все эти вопросы представляют огромный интерес не только для профессиональных философов, психологов и педагогов».Особенности женского и мужского поведения, психики ; и мышления обусловлены биологически или социально? В современной философии, социологии и культурологии существует понятие «гендер». Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, не наследуемые, а приобретаемые в обществе.                              

         ГЕНДЕР — социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе Социализации.

С вопросом о соотношении биологического и социального тесно связана проблема бессознательного. Долгое время в философии преобладал принцип антропологического рационализма: человек выступал лишь как «человек разумный», что нашло свое наиболее яркое воплощение в знаменитом тезисе Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Многие философы XIX в. начали анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Определяющее влияние на разработку данной проблемы оказал 3. Фрейд. Он открыл целое направление в философской антропологии, начав рассматривать бессознательное как важнейший фактор человеческого поведения. В предыдущих разделах учебного пособия уже шла речь о том, как представлял себе Фрейд структуру личности. Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного (подробнее см.: 4.3.6. Психоанализ).

В обыденном языке, говоря о человеке, мы можем использовать как синонимы такие слова, как личность и индивидуальность. Но соответствующие философские понятия обладают научной строгостью.

        Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Человек — представитель биологического вида, но вида особенного, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.

        ЧЕЛОВЕК— понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

В философии используется и другое понятие для характеристики человека — «индивид». Индивид — это отдельный человек, являющийся носителем определенных социальных свойств. Люди как индивиды формируются в разные эпохи, в разных исторических и культурных обстоятельствах. Используя данное понятие, мы отвлекаемся о всего индивидуального и интересуемся исключительно массовидным. Подход к человеку как к индивиду наиболее полно реализует такая наука, как социология, изучая зависимость его поведения от тех социальных групп и социальных институтов, которые существуют в обществе.

       ИНДИВИД - термин, обозначающий отдельного человека.

Социальную сущность человека выражает понятие личности. Личность - это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влиянии общественных отношений и одновременно осмысливающий СБО социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.

      ЛИЧНОСТЬ - понятие, обозначающее человека как представителя общества. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Ее становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отношении, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своем взаимодействии с обществом,

       СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - процесс формирования социальных качеств человека.

Одной из тем, всегда привлекавших внимание философов была тема роли личности в истории. В какой степени великая личность может определить ход исторического процесса? Философы, утверждавшие, что все заранее предопределено и люди ничего не могут изменить отстаивали позицию фатализма (от лат. - роковой) Философы, утверждавшие, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю, называются волюнтаристами (от лат. - воля). Оба представления являются крайностями в трактовке роли личности в истории. Действительно, значение личности в истории трудно приуменьшить, однако ведь ее поведение определяется некими объективно существующими условиями. Конечно, роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества, но революционные периоды характеризуются и широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в организации и направлении данного движения. Выдающиеся личности наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы больших социальных групп. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности — от выдающихся ученых, религиозных и общественных деятелей до выдающихся преступников.

       Проблеме личности уделяют большое внимание наряду с философией социология, психология, педагогика. Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой являются сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, мировоззрение, убеждение, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры.

       Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа. Мировоззрение формируется путем осознания человеком объективной реальности, а также в результате самосознания личности. Изучение Истории философской мысли и философских проблем может изменить мировоззрение человека (подробнее см.: 1.6. Философця в структуре мировоззрения).

Только в обществе формируются и реализуются сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни. Личность — конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности: Эпоха, в которую родился и сформировался человек, уровень культуры народа определенным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

        Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности — самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер — основатель протестантизма — создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI в. Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ— понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека.

В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления и т. п. В какой степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой - средой, остается вопросом, тесно связанным с философской проблемой соотношения биологического и социального. (Прочитайте: Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. — М„ 1993.)

 

7 Л. Ценности человеческого существования

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования.

Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией (от греч.— ценность и—учение).

ЦЕННОСТЬ - это отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека.

АКСИОЛОГИЯ — философское учение 6 ценностях и их природе.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека, — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. К духовным ценностям традиционно относят нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические, составляющие единое целое- бытие человека в культуре.

Для человека как природного, телесного существа высшей ценностью является здоровье. «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье», — писал Шопенгауэр. Отношение человека к своему здоровью становится сознательным, если человек уделяет внимание своей душе и телу: сохраняет психическое равновесие, не употребляет даже «привычные» наркотики, такие как алкоголь и никотин, правильно питается, соблюдает режим дня, занимается физическими упражнениями. Современной постиндустриальное общество и постмодернистская культура делают такое поведение все более сложно выполнимым.

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живет, если он смертей? В чем смысл его собственной жизни? Смысл жизни каждый человек определяет сугубо индивидуально, но в основе его лежат главные жизненные цели личности, связанные с теми потребностями, которые выбраны человеком. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, а свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни. Следовательно, не существует единого смысла жизни для всех людей. Каждый человек по своим индивидуальным наклонностям может иметь одну или несколько сугубо индивидуальных целей жизни, которые и определяют смысл его жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется его свобода воли. Свобода — это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т. д.

Ответственность — это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности — необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Нравственные ценности и мораль. Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Философы-этики различают «собственно мораль» как совокупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, содержащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время, у разных народов, даже у разных социальных слоев существовали свои представления о добре и зле.

Под этикой в обыденном языке часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении это философская дисциплина, изучающая мораль. ,

МОРАЛЬ (НРАВСТВЕННОСТЬ) - совокупность правили норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни.

ЭТИКА — философское учение о морали (нравственности) и различны» системах ее обоснования.

Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религиозными системами. Так, например, Конфуций предложил правила поведения «благородного мужа», которыми на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет руководствовались китайцы, — так называемую «конфуцианскую этику». Учение о жизни как страдании и путях освобождения от него, т. е. особая этическая система, занимало центральное место в учении Будды. И Будда, и Конфуций не интересовались вопросами онтологии и гносеологии, главное внимание уделяя именно этике (подробнее см.: 2.3. Древнеиндийская философия, 2.4. Древнекитайская философия).

В античности появляются самостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание (подробнее см.: 2.5. Античная философия).

Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используем название «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками», или киниками, в античной философии называли философскую школу, представители которой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм — учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности. Реформация, по мнению социолога М. Вебера, была эпохой формирования протестантской этики, которая превозносит роль труда до значения молитвы, а приобретении богатства считает богоугодным делом. В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развивал Иммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» — моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства». В истории философии осталась и такая формулировка, как «ницшеанская мораль», связанная с именем Фридриха Ницше, дерзко позволившего себе критиковать христианские ценности (подробнее см.: 4.3. Постклассическая европейская философия Х1Х-ХХ вв.: этическое учение у Ницше, в экзистенциализме и у русских религиозных философов).

В дальнейшем такие политические учения, как либерализм, демократизм, социализм и коммунизм, также исходили из собственных этических систем. Любое видоизменение общества обязательно предполагает и изменение моральных ценностей (вспомните, как менялась нравственная оценка частной собственности и богатства в нашей стране в 70-90-е гг. XX в.).

Этика не только описывает правила поведения, но и пытается найти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими как добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье. Изучая мораль, этика наделяет ее определенными характеристиками и задает целый ряд вопросов. Первый из них — это вопрос о происхождении морали. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, космосом, Богом, либо утверждать ее эволюционное происхождение, либо анализировать общественно историческую природу морали. Важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла. Для этого необходимо разобраться их природе. Соответственно, этика ставит вопросы: «Что такое добро?» и «Что такое зло?» Почему то, что представляется благом для одних, может стать несправедливостью для других? Субъективны ли моральные ценности? Чем определяется различие и даже противоречивость нравственных позиций людей и есть ли надежный критерий для их оценки? Ответы на эти вопросы предполагают специальное изучение морали, поскольку она представляет собой сложную сферу духовной жизни общества.

Этика как область философского знания характеризуется многообразием. Единой научной, выверенной и общепризнанной этики нет, существуют различные этические учения, созданные отдельными философами и их последователями. Но при всем многообразии этих систем существует некая строгая, объективная совокупность этических знаний, усвоение которых и составляет одну из важнейших задач этического образования. Ключевой для морали вопрос состоит в следующем: «Как моральное совершенство человека связано с его отношением к другим людям?» Здесь мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможными отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Следующая характерная особенность морали составляет единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости). Мораль мыслима только при допущении свободы воли, она есть автономия воли, ее самозаконодательство. И. Кант говорил, что в морали человек подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная. Индивидуальная воля оказывается свободной не тогда, когда она свое выдает за всеобщее, а тогда, когда всеобщее избирает в качестве своего. Золотое правило нравственности дает образец такого соединения: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат — систему ценностных ориентации. На вершине ценностной» пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т. д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга — как вина и переживается в укорах и муках совести. Мораль опирается на такой мощный инструмент, как общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способность к самоопределению. Гибкость и универсальность морали заключается в том, что она опирается не только на рациональную аргументацию, но и на интуицию.

Религиозные ценности. Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии.

РЕЛИГИЯ — система представлений, на основе которых группа верующих объясняет то, что находит сверхъестественными священным.

Религия предполагает веру в существование священных (сакральных) явлений и главенствующую роль сверхъестественных сил в жизни людей. Религия - это культурная универсалия, она встречается в любом обществе, выполняя разнообразные функции. Во-первых, религия является способом понимания и объяснения как природы, так и общества, а также самого человека. Во-вторых, религия объединяет людей и формирует религиозно нравственные ценности, определяющие поведение людей. В-третьих, религия оказывается психологически необходимой человеку, наделяя его жизнь смыслом и помогая смириться с конечностью земного существования.

Все когда-либо существовавшие религии можно разделить на два основных типа: политеизм (многобожие) и монотеизм. Исторически первым было представление о существовании множества богов, управляющих миром, т. е. политеизм (многобожие). Более поздним — монотеизм (единобожие). Три монотеистических религии являются мировыми религиями: буддизм, христианство и мусульманство. Мировыми их делает не столько их распространенность, хотя у каждой из них сотни миллионов верующих, сколько возможность принятия каждой из них любым человеком, независимо от национальности.

Мировые религии представляют собой высший этап в развитии религиозного сознания. Древнейшей мировой религией был буддизм, возникший в IV-V вв. до н. э. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный).

Христианство возникает в I в. н. э., в центре его вероучение о богочеловеке Иисусе Христе. Мусульманство (ислам) возникло в VII в; н. э. и его основателем был пророк Мухаммед.

Предметом познания философской антропологии является человек в многообразии всех его свойств, одним из которых является вера. Философы размышляли о Боге на протяжении столетий. Их интересовало, можно ли доказать существование Бога или можно его принято только на веру. Важнейшими из доказательств являются два: доказательства от причины и онтологический аргумент. В доказательстве от первой причины, предложенном в средние века Фомой Аквинским утверждается, что идея Бога необходима как первопричина всех явлений. Однако материалистическое направление в философии предполагает что можно мыслить материю как причину самой себя, а в качестве источника развития предполагать противоречия. Онтологический аргумент был сформулирован Ансельмом Кентерберийским: «Если Бог существует в уме как идея совершенного Сущего, то он должен существовать ив реальности». Логики, однако, отмечают, что аргумент Ансельма, будучи применен к другим вещам, привел бы к нелепым выводам. Например, можно было бы доказывать, что существует совершенный остров как остров, лучше которого невозможно помыслить ничего. Одним аргументом является аргумент от замысла- Вселенная столь совершенна, так прекрасно организована, что является произведением Создателя. Но и он не выдерживает строгой критики Таким образом, логически доказать существование потустороннего мира оказалось невозможным. Уже И. Кант отмечает, что логически невозможно доказать бытие Бога, так же как логически невозможно его опровергнуть. Согласно Канту, наши научные и философские теории не имели бы смысла без идеи Бога, именно поэтому люди нуждаются в вере (подробнее см.: 4.2. Немецкая классическая философия).

В XIX и XX вв. получают распространение атеистические взгляды тесно связанные с философией диалектического материализма (особенно в нашей стране, где атеизм был идеологическим принципом)Маркс видел в религии орудие классового господства, полагая, что она маскирует несправедливость эксплуатации. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией и мифом, называя ее «опиумом народа»

Религия в XX в. становится предметом изучения в психологии социологии и культурологии. Фрейдизм и неофрейдизм отмечали психотерапевтическую роль религии. Социологи предприняли глубокий анализ роли религии в обществе (например, М. Вебер исследовал роль протестантизма и его этики в формировании капиталистической экономики и буржуазных отношений). Историк и культуролог А Тойнби рассматривал религию как сокровенную основу культуры, положив религиозный принцип в основу своей теории локальных цивилизаций. Для современной общественной жизни характерна секуляризация - религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, а религия утрачивает свое социальное влияние. Проявляется и движение к экуменизму — достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями. Процесс секуляризации шел параллельно с модернизацией. Среди либеральных свобод в свое время был выдвинут принцип свободы совести: возможность занимать религиозную или атеистическую позицию. Принцип свободы вероисповедания предполагает возможность выбора религии. Принцип отделения церкви от государства означает, что религия является частным делом граждан.

Эстетические ценности и искусство. Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях, философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как любовь, вера, красота. Философская наука изучает сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру. Человек познает мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Ее осмыслением занята философия искусства, получившая название эстетики. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Художественное (образное) мышление присуще любой деятельности человека, но есть и сугубо профессиональная сфера — это искусство.

ЭСТЕТИКА — часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве.

Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение чувственнос восприятие). Немецкий философ XVIII в. А. Г. Баумгартен выделил (вслед за Лейбницем) три сферы духовного мира человека: разума волю и чувство. Если первые две изучаются логикой и этикой, то учение о чувстве он назвал эстетикой. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. В период античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная деятельность и богословие оказывал существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика — на эстетику Возрождения, политика, искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения. Как самостоятельная и необходимая часть философии эстетика утвердилась в ХУ1Ц в., а с середины XIX в. начался третий этап в развитии эстетики. На неё оказывали влияние позитивизм, социология и марксизм.     

Поскольку искусство является формой эстетической деятельности то эстетика изучает его специфику и такие проблемы, как художественное творчество, классификация искусства, художественные направления и стили. Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому существовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного.

Эстетическое также выступает универсальной категорией Помимо нее можно выделить три труппы категорий, которые отражают:

1)объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое комическое);            

2) духовно практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство);

3) мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный образ, творчество).

Одну из важнейших эстетических категорий, прекрасное, можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.

Эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира человеком, соединяют в себе содержание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни. Например, эстетический идеал - такая категория,» искрой основательно выражена социальная и духовная сущность человека Он существует как исторически конкретный образ совершенной жизни человека и природы. Искусство, художественный образ и творчество являются категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность человека. Предметом искусства является человек, существующий в единстве социальной и духовной жизни, конкретно «выражающейся в его эмоциональном, интеллектуальном и физическом бытии. В предмете искусства человек выступает как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны. Социальное значение жкусетва в том что оно через отражение своего предмета целостно, универсально воздействует на человека. Искусство существует как произведение/которое структурно выражено в художественном образе. Художественный образ - это эстетическая категория, в которой отраэке1» объективная действительность через специфические законы искусства и художественного творчества. Художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное отражение предмета искусства.

Художественный образ может быть предельно обобщенным (символизм) или предельно выразительным (экспрессионизм), но он должен выполнять свою функцию - раскрывать предмет искусства через правду жизни. В художественном образе воедино слиты конкретная , чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной, специфической форме.Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрываются содержание процесса создания художественного произведения и природа художественного субъекта. Онтология художественного творчества определяется тем, что художник находится между объективной действительностью, которую он должен познать и освоить, и художественным произведением, которое он должен создать. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.

7.5. Обобщение по седьмому модулю

В этом модуле, посвященном философской антропологии, вы познакомились с философскими представлениями о сущности и природе человека. Проблема человека была и остается «загадкой человеческого Я», в решении которой пытаются принять посильное участие многие науки, среди них и философия.

Вы узнали о различных теориях антропогенеза и представляете, какие конкретные выходы в область психологии и педагогики имеет проблема биологического и социального в человеке. Мы проследили постоянное изменение взглядов философов в понимании человека моральных, религиозных и эстетических ценностей его существования и познакомились с современными теориями, посвященными проблеме личности. Надеемся, что сведения, полученные из области философской антропологии, позволят вам лучше понимать себя и других.

7.6, Основные понятия и термины

Аксиология - философское учение о ценностях.

Альтруизм-готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственным интересам, если это велит моральный долг или сострадание.

Гедонизм - этическая система, считающая наслаждение смыслом человеческой жизни.

Дух - философское понятие, означающее невещественное начало в отличие от материального, природного начала.

Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

Идеализм нравственный - вера человека в существование в этом мире чего-то святого, значимого для всех честных людей, убеждение что человек должен служить высокой цели, например «людям», «обществу», «культуре», подчиняя ей всю свою жизнь.

Императив - требование, приказ, закон.

Индивидуальность - совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

Личность - устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Мораль (нравственность) - совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Ответственность - социальное отношение человека к общественным ценностям.

Прагматизм - образ мысли и действий, сориентированных только на успех, на непременное осуществление предпринятого дела.

Свобода - способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Смысл жизни - результат определения главных жизненных целей человека.

Судьба - идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представление о неразумной и непостижимой предопределенности событий и поступков человека.

Утилитаризм-этика пользы. Утилитаризм - этическая система основанная на представлении о полезности как основной ценности.

Фатализм - философское учение о предопределенности и неотвратимости судьбы.                                       г

 

Ценность — социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Человек — понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

Эгоизм — установка на обеспечение собственных интересов за счет пренебрежения чужими.

Эстетика — часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего в искусстве.

Этика — философское учение о морали и различных системах ее обоснования.

7.7. Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. Как менялись представления о сущности человека в истории философии?

2. В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?

3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологов или же против нее?

4. Почему проблема антропосоциогенеза — это философская проблема?

5. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека.

6. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете?

7. Девиация — это отклонение от норм поведения. А является ли девиацией употребление алкоголя? Курение?

8. Почему только в XX в. появилось развитое учение о ценностях?

9. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей.

10. «Многообразию философий соответствует многообразие этик».

Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории философии.

11. Что является для вас высшей инстанцией ответственности- Бог совесть, начальники, друзья, другие люди?

12. Культурологи утверждают, что религия - это культурная универсалия. Опровергает ли их точку зрения существование атеистического общества в советский период отечественной истории?

13. Какие функции выполняет религия в обществе?

14. Что вы считаете прекрасным и почему?

15. «Многообразию философий соответствует многообразие эстетик. Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории философии.

16. Какая из этических концепций, известных вам из истории философии, ближе именно Вам, выражает ваши взгляды на жизнь?

17. Как следует понимать следующее высказывание Э. Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером»?

18. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад - это другие » Как, по вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?

19. Ж_-П. Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». Можно ли согласиться с философом? За счет чего по его мнению, происходит становление человека?

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!