Похититель дынь и другие «милые» странности



 

Как было уже сказано, придя на престол, Мехмед II начал осуществлять свою власть с братоубийства. Но это, скорее, все-таки было в традициях Османской империи и даже в чем-то являлось суровой необходимостью, и по одному этому факту делать выводы о характере Мехмеда не стоит. Но простые бытовые истории, о которых рассказывали современники, приводили слушателей в состояние ступора.

Например, как-то Мехмед, весьма раздосадованный воровством из собственного сада и желавший разыскать злостного похитителя дынь, приказал (подозревая в этом рабов) распороть животы 14 подозреваемым, пока не нашел, по остаткам обеда, виновного. Когда же к нему приехал знаменитый итальянский художник Джентили Беллини, чтобы писать его портрет, и зашел разговор об анатомии и, в частности, о конвульсиях шейных позвонков, то султан продемонстрировал художнику анатомические подробности, приказав тут же отрубить рабу голову.

Впрочем, целый ряд османских писателей относился к этому бытовому садизму весьма мягко, говоря, что такие вещи можно простить ввиду несомненных военных и политических талантов Мехмеда; его заботе о внутреннем благоустройстве государства; массе построенных им школ, мечетей, приютов и даже целых городов; а также обширному покровительству наукам и поэзии. Ну, впрочем, российского читателя подобными жестокостями, наверное, не удивишь, как и оправданием тирана за строительство нескольких школ. Мехмет и в самом деле активно покровительствовал наукам, был весьма образован и, владея несколькими языками, в том числе и греческим, изучал математику и увлекался астрономией. Также он был большим поклонником философии, неплохо знал труды греческих философов и под руководством византийских ученых даже занимался составлением к ним комментариев. Султан очень любил поэзию, предпочитая всем остальным поэтам персов, щедро одаривая их и предоставляя им доходные и почетные места. Более того, султан даже сам писал стихи под псевдонимом Авни.

Утверждают, что он, подражая Гарун аль-Рашиду, а вернее, как мы уже знаем, всего лишь легенде о нем, любил переодеваться и бродить по трущобам города, никем не узнанный, слушая разговоры горожан. Правда, порою его узнавали, но эту проблему решить было очень просто... Ну, вы поняли: в спутниках у Мехмеда всегда был палач.

 

 

ГЛАВА 23. ЗАКАТ ИМПЕРИИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

 

«Испанский сапог»: возникновение инквизиции

 

Последний оплот ислама в Европе, Гранада, сдалась 2 января 1492 года после восьмимесячной осады. Именно здесь впоследствии развернула свои знамена зловещая инквизиция.

Термин «инквизиция» произошел от латинского слова inquisitio,  означающего «исследование», и был весьма распространен в правовой сфере, означая выяснение обстоятельств дела путем допросов, порою с применением силы. Но со временем это слово перекочевало в церковный словарь, и под этим термином стали понимать духовные суды над теми, кого обвиняли в антихристианских ересях.

В 1184 году папа Луций III и император Фридрих I Барбаросса установили порядок розыска еретиков, методику разбирательства, обязав светские власти исполнять вынесенные епископами приговоры. В 1215 году Папа Иннокентий III на четвертом Латеранском соборе впервые заговорил об инквизиции как об учреждении.

Испанская инквизиция возникла в XIII веке, но в конце XV она словно обрела «второе дыхание». Преследование «подозрительных» христиан началось при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, но вряд ли религиозный фанатизм можно назвать единственной причиной подобных процессов. Скорее всего, главной причиной преследований инакомыслящих было желание упрочить национальное единство и увеличить государственные доходы за счет конфискации имущества осужденных.

Главой реформированной инквизиции стал духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1480 году в Севилье был учрежден первый трибунал, а к концу года по результатам многочисленных процессов казнили уже 298 еретиков. В 1484-м Торквемада провел в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и был выработан кодекс, регулировавший процесс дознания.

В 1492 году Торквемада добился разрешения на изгнание из Испании всех евреев. Великий инквизитор умер в 1498-м, в период его правления с 1481 по 1498 год было сожжено на костре около 8800 человек, 90 тысяч подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям, а 6500 скрылись от казни посредством бегства, внезапной смерти или самоубийства.

В 1502 году маврам, несмотря на обещание свободы совести (по условиям капитуляционного договора 1492 года), было предписано или креститься, или покинуть Испанию. Мечети были перестроены в христианские храмы. Часть мусульман покинула полуостров, но большинство крестилось, после чего их стали называть мориски. Однако, крестившись, многие продолжали исповедовать веру своих отцов, но уже втайне. Филипп II (1527 – 1598), яростный борец со всякими ересями, решил положить конец такому двуличию. В 1568 он издал указ о морисках, где потребовал множество регламентаций их быта. В частности, в указе было оглашено требование, чтобы женщины морисков не закрывали лицо на улице, чтобы мориски умели разговаривать на испанском (все мориски в течение трех лет были обязаны выучить испанский язык) и так далее. Возмущенные мориски подняли восстание. Бунт длился около двух лет, но в итоге был жестоко подавлен Филиппом путем массовых казней. После чего он приказал выслать всех морисков из страны. Мориски, занимавшиеся в основном товарным производством и торговлей и державшие основную часть этих отраслей на юге Испании, были частично переселены во внутренние районы страны, частично высланы.

 

Пытка водой. Факсимиле гравюры по дереву Дж. Дамудэра (1556)

 

Томас Торквемада

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!