Осада Иерусалима и создание Иерусалимского королевства



 

Часть крестоносцев под управлением графа Раймунда Тулузского, в ноябре 1098 года ушедшая из Антиохии, двинулась на Иерусалим и по дороге 23 ноября осадила Маарру. Вскоре к осаде присоединился Боэмунд Тарентский, и 11 декабря 1098 года Маарра, атакованная сразу с двух сторон, пала. Крестоносцы разграбили город и истребили его население почти полностью.

13 января 1099 года поход на юг был продолжен. Крестоносцев манил к себе Иерусалим, и хотя они взяли по пути Архас, Тортосу и Джабалу, гораздо более крупные и хорошо укрепленные Тир, Акру, Кесарею они обошли стороной, чтобы не задерживаться в пути. Достигнув Рамлы, военачальники похода опять разошлись во мнениях относительно того, как поступить дальше – напасть на Дамаск или поразить Фатимидов в Каире. Однако было принято решение не отступать от намеченной цели и продолжить наступление на Иерусалим.

7 июня 1099 года вечный город предстал перед глазами запыленных и голодных воителей веры. Многие войны, увидев его стены, плакали как дети. Согласно хроникам, до Иерусалима дошли всего 1200 – 1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев. В поход отправлялись, соответственно, 7000 рыцарей и 20 000 человек пехоты.

Фатимиды изгнали из Иерусалима, зная о приближении врага, христиан и дополнительно укрепили крепостные стены. Через некоторое время в лагере крестоносцев, как и под Антиохией, начались голод и проблемы с водоснабжением: мусульмане контролировали все колодцы в округе.

Было решено брать город штурмом, и 13 июня крестоносцы безуспешно попытались подняться на укрепленные стены. Через день после этой неудачной попытки в Яффу прибыли генуэзские корабли с продовольствием и инструментами для сооружения военных машин. Вскоре стало известно, что из Египта на помощь Иерусалиму вышла фатимидская армия – штурм надо было начинать немедленно.

Штурм Иерусалима начался ранним утром 14 июля. Бой длился до вечера и потом продолжался до утра 15 июля. Крестоносцы засыпали ров, подкатили к стенам машины и подожгли под защищающими от ударов камней стенами мешки с хлопком и отрубями. Из-за густого и едкого дыма защитники города не могли находиться на стенах, и христиане проникли в Святой город.

Началась резня, после которой, как утверждает хроника, крестоносцы оказались «по лодыжки в крови». Аристократы, возглавлявшие христианское войско, пытались прекратить бессмысленные убийства и даже брали некоторых горожан под свою защиту, но не было силы, способной сдержать толпу разъяренных победой воинов, большинство горожан все равно оказывались убиты. На одной средневековой миниатюре, изображающей штурм Иерусалима, видны городские ворота с вытекающим из них потоками крови.

Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и архиепископ Пизанский сообщали Папе Пасхалию II: «...Ежели вы желаете знать, что было сделано со врагами, обнаруженными там, знайте, что на Соломоновой Паперти и в его храме кони наших воинов шли по колено в крови сарацин». Храм Соломонов, как известно, был разрушен задолго до этого, но так крестоносцы называли воздвигнутую на его месте мечеть.

Раймунд Ажильский, свидетель падения Иерусалима, писал: «Достаточно сказать, что в храме Соломоновом и в его портике передвигались на конях в крови, доходившей до колен всадника и до уздечки коней. По справедливому божьему правосудию то самое место истекало кровью тех, чьи богохульства оно же столь долго переносило».

Гийом Тирский уточнял, что «в черте храма, говорят, погибло около 10 тысяч врагов, не считая тех, что были убиты там и сям в городе и устилали улицы и площади; число их, говорят, было не меньше. Остальные части войска разбежались по городу и, выволакивая, как скот, из узких и отдаленных переулков несчастных, которые хотели укрыться там от смерти, убивали их.

Другие, разделившись на отряды, врывались в дома и хватали отцов семейств с женами, детьми и всеми домочадцами и закалывали их мечами или сбрасывали с каких-либо возвышенных мест на землю, так что они погибали, разбившись. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем, что находилось в нем, ибо еще до взятия города было согласовано между крестоносцами, что по завоевании его каждый сможет владеть на вечные времена по праву собственности, без смущения, всем, что ему удастся захватить. Потому они особенно тщательно осматривали город и более дерзко убивали граждан. Они проникали в самые уединенные и тайные убежища, вламывались в дома жителей, и каждый вешал на дверях дома щит или какое-либо другое оружие, как знак для приближающегося – не останавливаться здесь, а проходить мимо, ибо место это уже занято другими».

 

Гийом Тирский обнаруживает, что руки юного Болдуина Бульонского поражены проказой

 

После падения города было образовано Иерусалимское королевство, главой которого стал Готфрид Бульонский. Он не захотел именоваться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, и поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.

В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся армии аль-Афдала и 12 августа разбил ее под Аскалоном. После этой победы крестоносцы сочли свой долг выполненным и стали возвращаться на родину.

 

 

ГЛАВА 18. БУНТ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

 

Смута, в Кордове

 

Сын Альманзора и его преемник Абд аль-Малик так же, как и отец, прославился нетерпимым отношением к христианам, но был уже не столь мощным полководцем. Правитель из него тоже вышел довольно средний, и вскоре Испания погрузилась в хаос безвластия. Когда Абд аль-Малик умер, его место занял его брат Абд аль-Рахман. Он вынудил халифа Хишама отречься от трона в свою пользу, отстранив династию Омейядов от власти. Горожане Кордовы подняли восстание, которое возглавил представитель династии Омейядов Мухаммед аль-Махди. Мухаммед захватил дворец халифа Хишама и вынудил его отказаться от прежнего решения и передать власть ему. Абд аль-Рахман был убит, но Мухаммед не справился с управлением государством. Первой его ошибкой стало сокращение армии, что вызвало недовольство солдат; второй – репрессии всех сторонников Амиридов, что также вызвало волну возмущения. Не смог он найти общий язык и с берберами, которые составляли значительную и наиболее мощную часть армии.

Берберы, недовольные политикой нового халифа, подняли мятеж, но против них поднялось население города, которое никогда не любило «этих африканцев». Берберы провозгласили халифом родственника Мухаммеда Сулаймана и, войдя в сговор с кастильцами, сразились с армией Мухаммеда аль-Махди. Но того поддержали каталонцы, и берберы были разбиты. Однако, собрав силы, они сумели выиграть следующую битву, и каталонцы покинули Мухаммеда.

Неожиданно на политической сцене появилась еще одна сила: мамлюки,  бывшие славянские рабы. Восстав в Кордове, они казнили Мухаммеда аль-Махди и выдвинули на трон бывшего халифа Хишама. Берберы признать его отказались и двинулись на Кордову. Затем мамлюки пошли на унизительное соглашение с кастильцами, отдав им во владение большие территории, и те отказались от союза с берберами. Их ослабленная армия не смогла войти в Кордову, и они, разграбив пригороды, пошли грабить другие провинции Испании. Это привело к сильному экономическому упадку, и чиновники в Кордове даже вынуждены были распродавать богатейшую и уникальную библиотеку халифов (насчитывающую более 40 тысяч томов), чтобы хоть как-то покрыть государственные расходы.

В Кордове началась эпидемия, и город оказался и вовсе в безвыходном положении. Мамлюки решили дать бой берберам, но были разгромлены, а Хишам, по одним сведениям, был убит, по другим – бежал в Азию.

После всех этих событий Кордовский халифат фактически распался. Наместники объявляли о своей независимости, а Сулайман ничего не мог сделать – население, после погромов, учиненных берберами, его ненавидело.

Мамлюки, возглавляемые Хайраном, который во времена Альманзора был наместником Альмерии, двинули туда и захватили ее. К ним присоединился один из командиров Сулаймана Али ибн Хаммуд, утверждающий, что происходит из рода Пророка по ветви Хасана ибн Али. Мамлюки поддержали его претензии на халифство, и когда им снова, в 1015 году, удалось взять Кордову и убить Сулаймана, Али ибн Хаммуд стал халифом.

Весьма быстро он навел порядок в стране, но поссорился с вождем мамлюков Хайраном: тот хотел видеть халифа полностью подчиненным воле визиря, как это было в начале правления Альманзора. Хайран решил вернуть халифат Омейядам, посадив на трон Абд ар-Рахмана, жившего в Валенсии. Для этого он вошел в сговор с графом Барселоны Раймондом и другими христианскими правителями. Али ибн Хаммуд был вынужден привлечь на свою сторону берберов, но был убит мамлюками. Берберы провозгласили очередным халифом брата Али Касима ибн Хаммуда, а Хайран и сторонники Омейядов – Абд ар-Рахмана IV аль-Муртаду. Впрочем, в первом же сражении мамлюки отказались от своего халифа и убили его.

Касим кое-как сумел восстановить в Кордове порядок, но вскоре свои права на власть заявил его родной племянник Иахйя. Он прибыл из Северной Африки с войском, пошел на Кордову и занял ее. Касим бежал, но вскоре знать, решив, что Касим был более покладистым правителем, вернула его, и бежать уже пришлось Иахйя. Набрав новое войско, он вскоре вернулся и снова занял трон. Но, как обычно, – ненадолго. Далее халифы стали меняться и вовсе с ужасающей частотой, и последним в этом мелькающем списке стал Хишам III, после которого Кордовский халифат окончательно распался на два с лишним десятка небольших независимых эмиратов.

Набиравшая силу Реконкиста начала их постепенную аннексию. Некоторые князья, испугавшись, обратились за помощью к североафриканским Альморавидам, которые направили войска в Испанию. В итоге часть эмиратов вошла в состав государства Альморавидов, а другая часть была захвачена христианами.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!