Основные принципы концепции полихудожественого обучения



Концепция полихудожественного развития детей (Юсов Б.П.)   Основная идея концепции – полихудожественность – не нова. Еще в 1920-у гг. этой идее следовали А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский. В 1960-1980 годах вопросы комплексного взаимодействия искусств исследовали в Институте художественного воспитания. Методология комплексного подхода к взаимодействию искусств, как фундаментальной проблемы художественного развития личности, опирается на труды В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Е.И Рерих, Н.К. Рерих, Л.Н Гумилева, Г.Д. Гачева, Д.С. Лихачева, П.П. Блонского, А.В. Бакушинского и др. Основываясь на исследованиях в области естественных наук, истории развития искусства и общества, опираясь на направления художественной педагогики, Юсов Б.П. сформулировал концептуальные положения полихудожественного подхода к процессу интегрированного освоения искусства, выделил закономерности, принципы и направления развития учащихся с 1 по 11 класс. Наиболее важным являются тезисы: -искусство, как и другие виды деятельности не дополнительны по своей роли в жизни человека, а синкретичны по своему действию на человека в целом; - средствами искусства можно не только компенсировать некоторые искажения в умственной или эмоциональной сфере, возникающие в ходе познания других видов деятельности. Искусство способно целенаправленно и планомерно воздействовать на формирование человека, влияя тем самым и на перестройку других видов деятельности. Исходные предпосылки, сформулированные Б.П.Юсовым, легли в основу всех интегрированных полихудожественных программ. Понятие «полихудожественного воспитания детей и школьников» было введено Б.П. Юсовым. По словам идеолога концепции, это форма приобщения к искусству, которая позволит детям понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого вида искусства. Полихудожественное взаимодействие искусств является основой для всестороннего развития и воспитания школьников. Актуальность такого культурологического подхода к воспитанию очевидна. Он позволяет аккумулировать знания из различных областей наук и искусства в единую систему, проследить связь и единство предметов, процессов, явлений в природе и обществе.

Полихудожественная природа детей.

Этапы взросления(классификация Б.П. Юсова)

.

Детям свойственно заниматься различными видами искусств в различные стадии своего развития..

1-4 классах (и детских садах) рекомендуется в качестве базовой основы музыкально-хороводные, групповые виды художественной деятельности в сочетании с танцевально-ритмическими занятиями и координацией движений: игры-драматизации и инсценировки с применением простых костюмов и масок, сочинение стихов и сказок. Закрепляющим фактором выступает сюжетное тематическое рисование, на всех занятиях и как их итог.

Со 2-го и 3-го класса доминирующим становится изобразительное искусство, изобразительная деятельность, которая начинает выступать в своих специфических формах.

С 3-го класса «изобразительными» становятся литература, музыка и пение (сюжетная песня и сказ через ритмы музыки), изобразительность речи, внешний вид и передвижение. В рисунках возникает изображаемое, иллюзорное пространство, оттенки цвета.

«Изобразительный» период продолжается до 5-6 класса, но конец этого «периода сказок», (до 12 лет) протекает под влиянием тенденций уже нового модуля.

Время 6-7 классов. В науках в этот период начинается систематическое преподавание истории и биологии растений, алгебры и геометрии, сложных форм счисления. Одновременно, это период очень точного, иллюзорного, так называемого «предметного рисунка», страстного увлечения ремесленными видами декоративно-прикладного искусства, стихосложением, былинами и легендами, романтикой, фантастической и приключенческой литературой.

На детскую среду (и её культуру) можно воздействовать только через индивидуальный подход, через творчество самого ребенка, рукодельное искусство, минуя речь.

В период до 14-15 лет складываются все основные психологические предпосылки к переходу к допрофессиональной деятельности - наступает пик декоративно-прикладного искусства (резьба, вышивание, плетение, поделки, дизайн-конструирование). Образно-символическая роль слова и техническое преодоление сопротивления словесного материала выливается в писание стихов. Спортивность театра и танца вызывает волну интереса и соответствует тенденции возраста.

К 8-9 классам актуализируется на короткий период новый модуль -«Театр-Танец». Танец и театр, особенно хореография на много опережают в этом возрасте литературу, другие виды искусства. Этот период насыщен элементами всех видов художественной деятельности и творчества видео- и кино- монтаж, цветовое освещение, компьютерная верстка и эффекты, моделирования костюма и грима, общение героев спектакля (этот модуль можно назвать и словом «Спектакль»). Это «театр жизни».

В 9-11 классах, точнее в 10-11, актуализируется модуль «Литература-Опера», через театр, сценическое действие.

Модуль «Музей». Это может быть музей балета, мелодий, старинной музыки, литературы, живописи - всех видов искусства.

Таковы связь полихудожественного подхода к Образовательной области «Искусство» с живым развитием детского художественного сознания. Расклад времени подсказывается возможностями современного учебного плана и расписания.

Таким образом, полихудожественное взаимодействие искусств рассматривается как основа всестороннего развития и воспитания школьников.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения и выступает как основа для интеграции различных видов искусства.

Основные принципы концепции полихудожественого обучения

Педагогические и методические принципы реализации концепции были сформулированы Б.П. Юсовым в результате обобщения опыта педагогической практики:

- духовное возвышение;

- живое общение с сенсорной основой видов искусства и видов художественной деятельности школьников;

- полихудожественный подход к организации занятий отдельными видами искусства;

- сенсорное насыщение и утончение детских представлений;

- опора на детское творчество и развитие разных видов художественного творчества.

 

В основе полихудожественного обучения и воспитания лежат комплексный и интегрированный подходы.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 2371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!