Факторы возникновения эмоций.



На возникновение эмоций влияют следующие факторы:

· индивидуальные (типологические) особенности субъекта;

· фактор времени;

· характер потребностей;

· уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т.д.

П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),...] , где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Об информационной теории эмоций см.:

1. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М., 1979.

2. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.

Функции эмоций.

Эмоции выполняют следующие функции:

· отражательно-оценочную;

· переключающую;

· подкрепляющую;

· компенсаторную (замещающую);

· побудительную;

· функцию "аварийного" разрешения ситуаций;

· дезорганизующую;

· предвосхищающую;

· эвристическую;

· функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;

· функцию активации и мобилизации организма;

· экспрессивную.

Подробнее о функциях эмоций см.:

1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

2. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

3. Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.

4. Тихомиров О. К., Виноградов Е. В. Эмоции в функции эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969.

Теории эмоций.

Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. Особенно интересными являются следующие:

· моторная теория эмоций Джеймса-Ланге. См.:

1. Джеймс У. Психология. – Пг., 1922;

2. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд. СПб., 1896;

· психоаналитическая теория;

· интеллектуалистическая;

· когнитивная;

· активационно-энергетическая;

· мотивационная;

· теория дифференциальных эмоций. См.: Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.

Воля.

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

· допсихические непроизвольные реакции;

· образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

· речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция.

Специфика волевого регулирования.

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели. См.:

1. Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985.

2. Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности[19] .

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный;

2) эмоциональный;

3) поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

1) побуждение и осознание цели;

2) борьба мотивов;

3) акт принятия решения;

4) исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Литература.

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

2. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, 1966.

3. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

5. Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань, 1974.

6. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. психол. – 1964. – № 4.

Сознание.

Определение сознания.

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.

Основные подходы к проблеме.

"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния". Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", продукт общения знаний.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик" [20]. "Сознание есть как бы контакт с самим со-бой" [21]. Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, "как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание" [22]. По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире" [23].

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов[24].

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: "Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. ...То, что мы называем "несознанием" – это просто иное сознание. ...На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы "мертвы", или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического "Я", ни того, что нас окружает... По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих "неживых" формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности" [25].

По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

Литература.

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

2. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

7. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – СПб., 1992.

Свойства сознания.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

· построение отношений;

· познание;

· переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве "суперпозиции функциональных органов".

Свойства сознания как функционального органа:

· реактивность;

· чувствительность;

· диалогизм;

· полифоничность;

· спонтанность развития;

· рефлексивность.

Функции сознания.

К основным функциям сознания относятся следующие:

· отражательная;

· порождающая (творческая, или креативная);

· регулятивно-оценочная;

· рефлексивная;

· духовная;

Литература.

1. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!