Начало литературной деятельности
Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). В них писатель затронул тему социального неравенства и выступил с критикой существующего строя. Иван Самойлович Мичулин («Запутанное дело») – «маленький» человек, доведенный нуждой и голодом до отчаяния: «Россия – государство обширное, обильное и богатое, – да человек-то иной глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве!» – сказал Иван Самойлович.
Повесть наполнена негодованием против угнетения человека человеком.
Прогрессивные идеи в первых повестях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в произведениях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».
Высказывание одного из современников писателя: «Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные сочинения. Тут ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных».
Несмотря на то что Салтыков служил чиновником в канцелярии военного министерства, по решению Николая I был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции.
«Вятский плен» продолжался около восьми лет. После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов: «Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом, и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в «Губернских очерках» [10. С. 277].
|
|
Губернские очерки» (1856–1857)
Вышли в журнале «Русский вестник» под псевдонимом – Николай Щедрин. Это произведение – разностороннее исследование провинциальной жизни.
В «записках» Н. Щедрина, пейзажах, зарисовках, сценах и лирических монологах перед читателем открылся мир несправедливости и насилия, мир чиновников-хищников, купцов-стяжателей, взяточников и казнокрадов.
Автор обличал не отдельные лица и не «частные» злоупотребления властей, а самодержавно-крепостническую систему в целом.
В «Губернских очерках» наметились такие черты писательской индивидуальности Салтыкова-Щедрина, которым еще предстояло развиться в последующих произведениях. Это «живое ощущение времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть явления, отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к иронии» [10. С. 281].
М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
В Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани).
Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений, возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами, отстранить от службы погрязших в должностных преступлениях местных чиновников.
|
|
Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен... Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…»
Отношение Салтыкова-Щедрина к крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее половинчатый характер, писатель «предвидел и далеко идущие последствия юридической ликвидации крепостного рабства» [20. С. 46].
5. Работа М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике»
и «Отечественных записках»
С 1862 года Салтыков-Щедрин работает в «Современнике», а с 1868 года сначала вместе с Некрасовым, а с 1878 года после смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки». Журнальной деятельности писатель-сатирик отдает все свои силы и знания.
Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку: «…о времени моей службы я стараюсь забыть… Я – писатель, в этом мое призвание».
|
|
6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870);
«Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина»
(1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»
В условиях постоянных цензурных гонений Салтыков-Щедрин умел говорить читателям правду.
В апреле 1884 г. «любимое детище» Салтыкова-Щедрина – журнал «Отечественные записки» был закрыт навсегда. «Теперь у меня все… отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более жестокое, унизительное, позорное», – писал он.
Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя одиноким. Единственным спасением была работа.
«Он работал… до последнего вздоха… продолжая выпускать произведение за произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы», – рассказывал один из современников писателя-сатирика.
«Пошехонская старина» – итоговое произведение писателя, завещание людям. М. Е. Салтыков-Щедрин незадолго до смерти написал «завет» своему семнадцатилетнему сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой завет: люби мать и береги ее, внушай то же и сестре… Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот и все. Любящий тебя отец. Еще паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»*.
|
|
7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Вопросы:
1) Какими изображает автор генералов и помещика? Как и в чем проявляется авторское отношение к генералам и помещику?
2) Каким изображает Салтыков-Щедрин русского мужика?
3) Что в сказках правдиво отражает действительность тогдашнего времени?
4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки отмечает?
Домашнее задание.
1. Чтение «Истории одного города» (главы «Опись градоначальникам» и «Органчик», «Подтверждение покаяния»).
2. Биография писателя.
Урок 99
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
Цели : дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику; рассмотреть содержание глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния»; выяснить, как рисует писатель взаимоотношения народа и его градоначальников; за что корит сатирик народ; какие художественные средства использованы в произведении.
Ход урока
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!