Почему религий много, или не все ли равно, как верить?



Религия отличается от прочих форм мировоззрения, например, от политической идеологии тем, что предметом веры является «иной», нереальный мир, который, однако, реально воздействует на нас. Во всех религиях можно найти утверждения, что такой мир есть. Если начать сравнивать между собой религии, легко заметить, что все они «внешне» очень похожи. Действительно, так может показаться на первый взгляд неискушенным людям (к числу коих относится большинство наших соотечественников). Да, все религии утверждают, что есть Бог, и он хочет, чтобы человек был добрым, милосердным, справедливым. Для поверхностного наблюдателя различия между религиями сводятся к различию ритуалов, обрядов, названий и имен. В самом деле, какая разница, молиться Христу или Аллаху, слушать в церкви католический орган или православный хор? В современном общественном сознании бытует такая точка зрения: раз все религии говорят, что есть Бог, значит Бог един для всех, а различия между религиями чисто внешние, следовательно, ими можно пренебречь. Главное – чтобы человек во что-то верил, а во что – не так уж важно, и вообще, главное – чтобы Бог «был в душе».

Подобная точка зрения появилась в современном обществе сравнительно недавно и уже завоевала немало сторонников. Во многом это объясняется тем, что десятилетиями в нашей стране насаждался государственный атеизм, и большинство наших сограждан являлись (и являются по сей день) совершеннейшими невеждами в вопросах истории и теории религии. Им кажется, что все религии ведут к Богу, как «все дороги ведут в Рим». Из этого следует, что все религии имеют равное право на свое существование в нашем обществе, так как стремятся «воспитать» в человеке духовность.

В Конституции Российской Федерации прямо говорится, что гражданин России вправе индивидуально или совместно с другими людьми исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ). Это положение называется свободой совести, его наличие в государственных законах свидетельствует о цивилизованном и правовом характере нашего общества. В этом же положении говорится о равенстве всех граждан перед законом вне зависимости от религиозной принадлежности, а также признается, что РФ является светским государством, – факт того, что догматы ни одной из религий не могут служить основанием для принятия государственных решений. Но означает ли это, что для современного российского государства и общества совершенно безразлично, носители какого мировоззрения будут определять характер и сущность жизни в нашей стране? Думается, что нет, ибо, несмотря на то, что религий много, и все они сходны в одном – стараются соединить Бога и человека, помогают последнему обрести смысл собственной жизни, – все же различия существуют. Они заключаются в точке зрения на то, как сам человек должен идти к Богу, как правильно верить. А это уже напрямую связано с тем, как человек себя ведет, что на государственном уровне особенно значимо.

Каждая религия создает свою систему мировоззренческих ценностей и свою модель общественного устройства. Различия между этносами и культурами во многом, если не в главном, определяются их религиозными убеждениями. В самом деле, поляков нельзя мыслить вне католичества, арабов – вне ислама, а русскую историю и культуру – без православного христианства. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский в свое время говорил: «Русский человек без православия – дрянь, а не человек, хуже жида». И это можно сказать о любом народе.

Таким образом, религии имеют внутреннее – личностное и внешнее – социальное измерение. Даже если сотрудник правоохранительных органов внутренне индифферентен к проблемам религиозной веры как лицо, на которое возложены функции регулирования общественного правопорядка, он должен разбираться в религии как в социальном явлении. Для этого ему необходимо хотя бы кратко ознакомиться со сравнительным религиоведением.

Какие на свете существуют религии?

Любое явление, в том числе и религия, может быть классифицировано по нескольким признакам. Первый признак, который нас интересует, это широта национально-территориального распространения религии. На основании его выделяют мировые и национальные религии.

Мировая религия объединяет представителей большого числа этносов, культур и стран на всем земном шаре. Такая религия (вероучение) является наднациональной, универсальной, обращенной к каждому представителю человеческого рода.

К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм. Все эти религии присутствуют в России. Внутри каждой из них выделяют отдельные направления, конфессии, которые по-своему трактуют основное вероучение. Например, христианство представлено православием, католичеством и протестантизмом. Мировая религия может повлиять на становление национального мировоззрения, но от этого она сама не теряет сверхнационального характера. Христос или Мухаммед обращаются ко всем народам в целом, а не только к евреям, русским или арабам.

Национальная религия в своем вероучении подчеркивает, что она обращена к проблемам одного народа, озабочена именно его судьбой. В этом случае религиозная принадлежность тождественна этнической. Самым ярким примером национальной религии является иудаизм – религия еврейского народа. Согласно этой религиозной доктрине, евреи – избранный Богом народ. Кроме иудаизма в России также представлены мелкие языческие культовые группы. Язычество – это общее название вероучений, объектом поклонения которых являются племенные (национальные) боги. В древности у русских таким богом был Перун. Само слово «язычество» происходит от древнеславянского «языцы», что означает «народы».

Иным является деление религий на традиционные и нетрадиционные. Традиция (в религиозном смысле) – это совокупность духовных ценностей, которые исторически скрепляют большие общности людей. История многих народов, культур и стран свидетельствует, что начало им положила какая-либо вера. Крещение Древней Руси задало вектор ее развития в определенном направлении. Ясно, что каждому верующему человеку истинная вера нужна для личного спасения. А что дает религия обществу и государству в целом?

В каждой религии присутствует учение о человеке, следовательно и о том, как ему правильно строить свою жизнь: какими моральными принципами и юридическими нормами руководствоваться, как обустраивать государство, семейный быт и т.п. Религиозное вероучение задает правильные пропорции, правильную (с точки зрения религии) иерархию социальной жизни. Общество живет по этим правилам, обычаям, традициям, зачастую даже и не вспоминая об их происхождении. Например, именно в христианстве и исламе были заложены принципы нормальных семейных отношений, основанных на взаимной верности и заботе супругов, стремлении к продолжению рода. Подрыв религиозных представлений в обществе неизбежно ведет к упадку  исторически сложившихся традиций, что мы сейчас и наблюдаем по отношению к семье на Западе и в России.

Традиционная религия – это конфессия, оказавшая определяющее влияние на формирование народа, его культуры, государственности и социального уклада; конфессия присутствует в обществе на протяжении всей его истории. Традиционная религия предстает не в виде абстрактного вероучения, а как исторически сложившаяся конфессия, включающая в себя богословское учение, социальную доктрину, этику, систему обрядов и т.п.

В общеевропейском масштабе к традиционным религиям могут быть отнесены православное и католическое христианство. Для России традиционной религией является, безусловно, православное христианство (православие). В преамбуле федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26.10.97. ФЗ – № 125) говорится, что Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль православия в истории России, становлении ее духовности и культуры. В то же время Российское государство уважает ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Основным критерием для определения традиционности религии является ее историческая укорененность в духовности, психологии, обычаях, культуре данной страны и народа. Поэтому в каждой стране и у каждого народа своя традиционная религия. В России – это православие и ислам (определенная версия), поскольку в ней исторически проживают как православные русские, так и мусульманские народы (татары, башкиры, представители Дагестана и т.д.). Коренные жители России – буряты и калмыки исповедуют буддизм, который тоже может быть причислен к традиционным религиям России.

Некоторые исследователи причисляют сюда и иудаизм, поскольку в России на протяжении последних 300 лет проживало большое количество людей еврейской национальности.

С государственной точки зрения, к традиционным религиям необходимо относиться с позиций благоприятствования, поскольку, будучи исторически укоренными в нашем сознании, они культивируют традиционные ценности в семейных, трудовых, общественных отношениях и правопорядке, а также способствуют формированию чувства патриотизма и уважения к законной государственной власти. В этом традиционные религии сходны с государством, даже если им управляют неверующие люди.

С точки зрения обеспечения общественного правопорядка и стабильности, государственной власти гораздо лучше, предпочтительнее иметь дело с верующими гражданами, принадлежащими к традиционной религии, поскольку они, кроме внешней мотивации своих поступков (страха наказания или ожидания выгоды-награды), имеют еще внутреннюю, духовно-нравственную основу поведения. Человек, который соблюдает законы «не за страх, а за совесть» – это лучший гражданин своей страны, а религия, включающая в свое вероучение такие ценности, как чувство патриотизма и уважение к закону и власти, должна иметь в обществе особое положение.

К нетрадиционным религиям в России можно отнести конфессии, исторически укорененные среди народов, не интегрированных в российскую культуру и цивилизацию, иногда даже чуждых ей. В общемировом масштабе к нетрадиционным религиям относятся конфессии, возникшие сравнительно недавно и не успевшие оказать серьезного влияния на формирование культуры, психологии и государственности. Как правило, они возникают в результате противопоставления традиционным религиям. Данные конфессии получили название «секты» (что означает «сектор», часть целого). Например, от христианства в процессе исторического развития отпочковалось множество сект, именуемых христианскими, но интерпретирующих первоначальное учение Христа по-своему. То же самое можно сказать и об остальных традиционных религиях.

Очень часто слово «секта» употребляется в негативном смысле, поскольку для подобных конфессий характерна агрессивность в деле пропаганды своего учения и привлечения сторонников, а также резко отрицательное отношение к своим «первоисточникам» – исторически традиционным конфессиям.

Для России являются нетрадиционными, например, католицизм или лютеранство, хотя в некоторых западноевропейских странах они являются традиционными конфессиями, поскольку оказали решающее влияние на историю и культуру народов этих стран. То же самое можно сказать о восточных религиях – даосизме и буддизме. Они являются глубоко традиционными, но именно в рамках своей цивилизации.

Сложнее оценить социальную роль сект в нашем обществе. С одной стороны, согласно Российскому Законодательству, каждый человек (или группа) имеет право на свободу совести, которая включает в себя свободу религиозной пропаганды и воспитания. С другой стороны, реализация прав одних не должна повлечь за собой ущемления прав других, а также подрыв основ безопасности общества и государства. Итак, социальная роль каждой конфессии должна оцениваться с точки зрения соблюдения прав человека и национально-государственных интересов, а также обеспечения общественной безопасности.

С философско-культурологической точки зрения религиозные объединения могут быть поделены на традиционные для нашего общества, не традиционные для нашего общества и деструктивные. Такая классификация может быть соотнесена с федеральным законом «О свободе совести и о религиозных организациях» (от 26.09.97. ФЗ № 125). Согласно этому закону, отмечается особая роль православия в истории российской культуры и государственности, а также говорится об уважении религий, исторически повлиявших на становление духовности коренных народов России (ислам – у татар и башкир, буддизм – у бурят и калмыков и т.д.). В качестве примера укорененности того или иного религиозного объединения в духовной культуре и общественной жизни страны закон выдвигает продолжительность существования этой религии на территории региона в течение 15 лет. Только в этом случае она получает юридический статус с соответствующими правами.

К деструктивным относили те религиозные объединения, деятельность которых подпадает под действие п. 2 ст. 14 указанного закона. В качестве оснований для их запрета и ликвидации выдвигают покушение на права и свободы человека и гражданина, подрыв государственной безопасности и нарушение общественного порядка и законности. При последующем анализе религиозных объединений мы будем придерживаться именно этой классификации.

ТЕМА 2. РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!