Современные стандарты цветного телевидения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет журналистики

Кафедра теории и практики журналистики

                     

Специфика телевизионных форматов

Реферат

Выполнила:

 студентка 1 курса, группы 1511

Екатерина Яковлевна Серебрякова

 

Проверил:

старший преподаватель

кафедры теории и практики журналистики

Павел Сергеевич Рюхов

 

 

Барнаул 2012

 

На заре перехода россиян к цифровому вещанию стоит поговорить и об аналоговом, тем более что процесс перехода затянулся и затянется еще на долгие годы. Причин тому много, но главной в России можно назвать скупость (порой – оправданную) граждан. «Российская бизнес-газета» №759 (26) приводит опрос на тему «Чего ждут россияне от перехода на цифровое вещание». Результаты опроса вполне ожидаемы: 38% населения ждут увеличения числа телеканалов. Но в этом «цифра» пока не способна конкурировать с кабельным телевидением. Соответственно, и обладатели пакетов кабельного ТВ пока не желают менять свои 30-50-100 каналов на дорогостоящий декодер, необходимый для приема цифрового сигнала, который не обещает больше 20 каналов.

 

Основные составляющие понятия «формат»

Форматом телевизионного вещания принято называть совокупность числа строк разложения кадра (кадр – изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, А.Я. Юровский), частоту смены кадров или полей и тип развертки. В эпоху черно-белого телевидения возникло несколько форматов, появление же цветного количество форматов увеличило во много раз: на разные стандарты разложения изображения стали накладываться стандарты кодирования цвета. В дальнейшем часть форматов отпала в связи с непригодностью.

На качество изображения на телевизионном экране влияет, прежде всего, число строк: чем их больше, тем четче и лучше картинка. Телевидение стандартной четкости использует не более 625 строк (SECAM, PAL). А вот современные стандарты телевидения высокой четкости предусматривают количество строк 720 и 1080, что обеспечивает высокое качество.

Еще одна составляющая ТВ-формата – частота кадров. Большинство телевизоров демонстрирует ту частоту кадров, с какой они передаются. Стандартная частота кадров – 25 кадр/сек (SECAM, PAL) и 30 кадр/сек (NTSC). Частота кадров в кинематографии – 24 кадр/сек, что создает определенные неудобства. Чтобы показать кинофильм по телевидению изображение с кинопленки нужно преобразовать в телевизионный сигнал. Делается это сканированием изображения с кинопленки при помощи специальной аппаратуры. При этом и первое, и второе поле каждого телевизионного кадра формируются из строк сосканированных с одного кинокадра. Для первого поля берутся четные строки, а для второго - нечетные. Поскольку поля формируются с одного кинокадра, сдвига во времени между полями нет, то есть оба поля принадлежат одному моменту времени. Для приведения частоты кадров к телевизионному стандарту (25 кадр/сек для PAL и SECAM) каждый 24-й кадр дублируется.

 

Стандартный формат 4:3

Во всех системах телевидения стандартной четкости соотношение сторон кадра составляет 4:3. История формата 4:3 насчитывает почти сто лет. Вообще он появился раньше, чем сами телевизоры. В этом самом формате обычно снимались немые фильмы. Теперь понятно, что со времен ближайших последователей братьев Люмьер жизнь большинства населения Земли изменилась несущественно. Подавляющее большинство аналоговых телевизоров выпускаются именно в варианте 4:3. Соответственно, он принят для большинства аналоговых телепередач.

Впрочем, на таком телевизоре можно также смотреть и широкоэкранное изображение, единственный недостаток – сверху и снизу экрана появятся черные полосы. Телевизионное вещание в формате 16:9 ведется главным образом в Западной Европе и Америке. Потому многие спутниковые каналы на телевизоре формата 4:3 будут демонстрироваться либо в виде части кадра с обрезанными боковыми сторонами, либо давать эффект «черных полос». Телевизоры же формата 16:9 демонстрируют телевизионные и киноматериалы соответствующего формата с максимальным качеством. Впрочем, на телевизоре 16:9 можно также смотреть программы в формате 4:3, эффект «черных полос» просто распространится на боковые части экрана.

 

Широкоформатное телевидение

С начала семидесятых годов, когда японская телевизионная корпорация NHK приступила к разработке телевизоров с высокой точностью передачи изображения, идут споры об оптимизации телевизионного формата. В этих спорах обсуждаются те же недостатки и преимущества разных форматов, что и в дискуссиях, которые велись в ранние годы развития кинематографа, когда впервые стала применяться широкоформатная съемка.

Некоторые сторонники нового широкоэкранного кино говорили, что оно должно быть адаптировано к показу на стандартных телеэкранах, с соотношением сторон 4:3. Другие выступали за полный переход на новую, несовместимую с предыдущей, систему HDTV, которая была ориентирована исключительно на широкоформатное изображение. Более «близкая к земным нуждам» система PAL Plus позволяла просматривать широкоформатные фильмы на стандартном экране с пропорцией 4:3. При этом благодаря «вспомогательным» сигналам удавалось достичь того же качества изображения, что и при трансляции на специально предназначенном для этого экране с пропорцией 16:9. Наряду с дискуссиями о качестве, рентабельности и других общих вопросах, связанных с выбором из многих форматов единого стандарта съемки, существовала и другая проблема — к тому моменту уже накопилась и непрерывно продолжала обновляться огромная библиотека кинопродукции, отснятой в формате 2.35:1, 1.85:1 и телепродукции в формате 16:9. Все это нужно было показывать.

Некоторые проблемы, с которыми вначале сталкивались производители широкоформатного кино, через сорок лет перешли к сторонникам широкоформатных телесъемок. Широко распространено мнение, что на телевидении уже сложился определенный формат и не следует от него отступать; но почему бы тогда не привести к нему и кинопродукцию? По замыслу многих сценариев, предназначенных для кино и телевидения, в кадре одновременно находятся и говорящий, и слушающий. В основе сцен, построенных на диалоге, обычно лежит такая базовая техника, как парная съемка из-за плеча одного из персонажей. От формата кадра зависит то, на каком расстоянии друг от друга могут находиться участники диалога. При телевизионном формате 4:3 это расстояние достаточно мало, из-за чего между персонажами устанавливается очень тесная взаимосвязь. При широкоформатной съемке расстояние между участниками диалога может быть существенно больше, благодаря чему появляется возможность установить взаимосвязь не только между персонажами, но и между отдельным героем и элементами фона. Широкоформатная съемка позволяет уменьшить взаимосвязь между персонажами, не выходя за рамки стандартного набора съемочных приемов, — только за счет увеличения расстояния между актерами. С другой стороны, чтобы при широкоформатной съемке эта взаимосвязь не разрушилась непреднамеренно, некоторые стандартные телевизионные приемы должны быть существенно доработаны. С точки зрения оператора, худший из возможных компромиссов заключается в принятии двойных стандартов, когда композиция должна быть, с одной стороны, рассчитана на воспроизведение на экране формата 16:9, а с другой — в усеченном виде демонстрироваться на экранах формата 4:3.

Для формата 16:9 плохо применимы планы ближе средне-крупного, поэтому для уменьшения ощущения «пространства» вокруг головы персонажа обычно используют технику непрерывного наезда камеры. При проведении интервью оптимальным расстоянием между его участниками считается такая дистанция, на которой все чувствуют себя комфортно. При съемках одного персонажа в формате 16:9 мы сталкиваемся с той проблемой, что не можем дать крупный план и вынуждены снимать героя с невыгодного ракурса лишь для того, чтобы он не «потерялся» в пространстве кадра. Компромисс заключается в применении технологии парных съемок из-за плеча собеседника, но в этом случае надо внимательно относиться к позам, занимаемым персонажами и т. п., особенно при смене позиции съемки. Надо обращать внимание и на то, чтобы между персонажами, собеседниками и т.п. оставалось свободное пространство, иначе тот из них, кто находится на переднем плане, может случайно загородить своего коллегу рукой, плечом и т.п. В то же время ракурс, при котором собеседники находятся на слишком большом расстоянии, также выглядит неважно. Преимущества формата 16:9 (особенно для телевидения высокой точности), заключающиеся в увеличение размеров экрана при улучшении параметров передачи изображения, делают широкий формат настолько выразительным, что можно обойтись меньшим количеством крупных планов. Но данный подход сопряжен и с особого рода проблемами. При презентации сходных по внешнему виду объектов следующие один за другим эпизоды должны достаточно отличаться друг от друга, чтобы не возникло путаницы и при монтаже не пришлось вырезать куски изображения. В качестве типичного примера такого рода ошибок можно привести съемки морских далей (парусная регата и т.п.), когда при неизменном положении линии горизонта приблизительно в одном и том же месте кадра появляются разные яхты. Сходные эффекты наблюдаются и при съемках на фоне ряда других типов местности. Чтобы монтаж последовательных кадров не бросался в глаза, они должны отличаться по объему входящего в них пространства или иметь какие-то специфические черты. Другие преимущества формата 16:9 состоят в том, что более широкий кадр включает относительно меньше неба и земли при том же количестве объектов, входящих в кадр. Например, можно использовать фронтальную съемку (например, зданий) в тех случаях, когда при съемках в формате 4:3 возможен был бы лишь взгляд под углом. Широкоформатная съемка позволяет проще решать вопросы выбора границ и расстановки объектов в кадре, связанные с контрастными отношениями различных визуальных элементов. Многие спортивные состязания также смотрятся более зрелищно при широкоформатной съемке. Крупные планы ярко выраженных вертикальных объектов (например, аппликатура на саксофоне или кларнете) представляют определенную трудность для широкоформатной съемки, зато гораздо проще снимать удлиненные объекты (например, клавиши рояля), и при этом «крайние» объекты, находящиеся близко к границам изображения, не так отвлекают наше внимание.

Формат 16:9 стал фактическим международным стандартом для HD-телевизоров. Реально 16:9 - это формат будущего для мирового цифрового ТВ. Сегодня появляется все больше контента в новом формате 16:9, поэтому телевизоры такого формата будут актуальны для любителей широкоформатных фильмов и телепередач. На заре DVD и HDTV телевизоры с соотношением сторон, приближенным к экрану кинотеатра, становится все более востребованными. Хотя телевизоры с соотношением сторон 16:9 более всего подходят для просмотра художественных фильмов, на них вполне возможно смотреть и телепередачи, а также спортивные состязания, получая лучший обзор всего пространства спортивного поля с более близкого расстояния.

Провайдеры кабельного и спутникового телевидения добавляют все больше широкоформатных каналов, так что со временем формат 16:9 станет более распространенным. Эта тенденция приведет к тому, что цены на телевизоры с соотношением сторон 16:9 станут более доступными.

Но поскольку аналоговый 4:3 еще не изжил себя, не исключено, что проблемы с самым современным телевизором все-таки возникнут. Изображение 4:3 на широком экране будет демонстрироваться с теми же «черными полосами», только не горизонтальными, а вертикальными. Как вариант - оно будет обрезаться до необходимого соотношения сторон или растягиваться с использованием специальной технологии. И в том, и в другом случае, теряется качество изображения, иногда - значительно.

 

Современные стандарты цветного телевидения

 

Можно предположить, что в цветном телевидении «белый» состоит из равных долей первичных цветов. Но это не так. Человеческий глаз не видит все цвета с равной яркостью. Глаз намного более чувствителен к желтовато-зеленому, чем к синему или красному свету. Из-за большей чувствительности глаза в зелено-оранжевой части цветного спектра равное процентное соединение красного, зеленого и синего цветов не будет казаться белым.

Фосфоры, используемые в телевизионных экранах, представляют собой цветные соединения, в которых на долю красного цвета приходится 30, на долю синего — 11 и на долю зеленого — 59%.

На заре эры цветного телевидения было решено сделать цветные телевизионные передачи совместимыми с существующим черно-белым телевидением. Черно-белые телевизоры должны быть способны принимать цветные передачи и воспроизводить их как обычные монохромные. Чтобы достичь этого, структура цветного телесигнала полностью повторяла черно-белый, добавился лишь дополнительный сигнал цветности (и сигналы его опознавания), которые легко отфильтровывались в черно-белом телевизоре, не отражаясь (почти) на качестве изображения.

Итак, в цветном телевидении приняты две составляющие видеосигнала — яркостная (Y) и цветностная (C). Сигнал яркости  передается обычным образом, с полной шириной полосы пропускания, позволяя черно-белому телевизору показывать нормальное изображение. На сигнал цветности выделена гораздо меньшая ширина полосы. Это стало возможным благодаря тому, что глаз человека имеет низкое цветовое разрешение и не способен различать мелкие цветные элементы изображения с такой же точностью, как белые.

Говоря о восприятии цвета, надо понимать, что сигнал яркости несет информацию о яркости объекта и ее промежуточных значениях, тогда как сигнал цветности передает информацию о цветовом оттенке и глубине цвета или насыщенности изображения. Менее насыщенное изображение выглядит на экране блеклым, более насыщенное — ярким, сочным.

При передаче цветного ТВ-сигнала сигнал цветности  преобразуется в специальные цветоразностные сигналы. Так как информация о яркости уже передается, цветовой сигнал в ней больше не нуждается. Таким образом, получаются три цветоразностных сигнала: красный минус сигнал яркости (R–Y), зеленый минус сигнал яркости (G–Y) и синий минус сигнал яркости (B–Y).

Но нет необходимости передавать и все три цветоразностных сигнала потому, что если две составляющих полного сигнала цветности известны, третий может быть рассчитан.

Цветоразностные сигналы преобразуются в один в передающем центре. Каким образом кодировать сигналы цветности, было решено в различных странах различными способами. Настолько различными, что это привело к появлению трех основных несовместимых друг с другом стандартов.

Стандарт SECAM

Современные форматы цветного телевидения в некоторой степени являются адаптацией старого монохромного телевещания. Таковой, например, является система аналогового цветного телевидения SECAM. В адаптированных форматах дополнительный сигнал цветности передается в высокочастотной области спектра монохромного телесигнала.

SECAM – совместная разработка французов и русских. Поэтому именно этот стандарт используется сейчас в России, Франции и ряде других стран. Он предполагает следующие характеристики: разложение телевизионного кадра на 625 строк (при этом на экране отображается 576 активных строк) и 25 кадр/сек. Так как частота кадров и количество строк соответствует стандарту PAL, есть возможность просматривать видео в формате SECAM на видеоплеере PAL стандарта (и наоборот), но в монохромном варианте.

Цветоразностные сигналы в SECAM передаются поочередно: в течение одной строки — сигнал RY, в течение следующей — ВY и т.д. Цветовая информация как для R – Y, так и для В – Y «снимается» через строку и «запоминается» специальной схемой задержки на одну строку, для того, чтобы иметь возможность их сложить и выделить сигнал «зелёного цвета».

 

MESECAM

MESECAM является разновидностью стандарта SECAM и служит для того, чтобы видеомагнитофоны, работающие в стандарте PAL, имели возможность записи программ, транслируемых в системе SECAM. Это была не лучшая, но достаточно простая и недорогая разработка, необходимость в которой появилась в связи с массовым распространением видеомагнитофонов в странах Восточной Европы и Азии, получавших телевизионный сигнал в системе SECAM.

 

Стандарт PAL

Стандарт PAL – система аналогового цветного телевидения, основной телевизионный стандарт в Европе. Была разработана немецким инженером.  Используется также в Великобритании, Австралии и Южной Африке. Стандарт PAL использует метод добавления цвета к телевизионному сигналу черного и белого цвета. Разбивает изображение на 625 строк (активных – 576) с частотой 25 кадр/сек. Кадровая частота в 25 кадров в секунду близка к стандартной частоте киносъемки и проекции 24 кадр/сек, что упрощает телекинопроекцию.

В отличие от NTSC, в стандарте PAL при использовании стандартного аналогового декодера цветовое разрешение по вертикали вдвое ниже, чем разрешение монохромного изображения (из-за суммирования двух соседних строк по полю). С этим вполне можно смириться, так как разрешение по горизонтали в цвете также меньше из-за уменьшения полосы пропускания. Субъективно, в силу большей чувствительности глаза к яркостной составляющей, на среднестатистических картинках такое ухудшение почти не заметно. При этом надо понимать, что в передаваемом сигнале цветовое разрешение по вертикали — полное, ухудшение разрешения происходит лишь в аналоговых декодерах PAL.

Система PAL – лучшая на данный момент.

 

Стандарт NTSC

NTSC - стандарт телевещания. Используется в США (где и была разработана) и в Японии. 18 декабря 1953 года впервые в мире было начато цветное телевизионное вещание с применением именно этой системы.

Стандарт определяет метод кодирования информации в композитный видеосигнал. Согласно стандарту NTSC, каждый видеокадр состоит из 525 горизонтальных строк экрана, по которым каждую 1/30 секунды проходит электронный луч. При отрисовке кадра электронный луч делает два прохода по всему экрану: сначала по нечетным строкам, а потом по четным. Обеспечивается поддержка 16 миллионов разных цветов. В настоящее время разрабатываются новые разновидности стандарта NTSC, которые будут входить в состав стандарта MPEG и стандарта разработки DVD. У NTSC есть один недостаток – пусть и незначительное, но искажение в цвете.

Оценивая системы цветного телевидения с точки зрения качества изображения, необходимо учитывать два обстоятельства. С одной стороны, можно сравнивать качество изображения, получаемое на телевизионных приемниках разных систем при идеальных условиях передачи и приема сигнала. С другой стороны, можно проводить оценку, сравнивая изображения при реальных условиях передачи, когда в тракте передачи возникают искажения сигнала, и когда ТВ-приемник настраивается телезрителем, не имеющим специального образования.

В реальных условиях телеприема, когда эфир изобилует помехами, а удаленность телецентра только способствует росту шумов, приоритет будет в пользу SECAM — в силу того, что цветовые сигналы передаются поочередно в разное время, перекрестные искажения почти отсутствуют.

Для обычного рядового пользователя в условиях достаточной силы ТВ-сигнала и минимума помех различия в качественных показателях изображения на экранах телевизионных приемников NTSC, PAL и SECAM почти не наблюдается.

Говоря о взаимосовместимости систем, следует иметь в виду полную или частичную совместимость, т.е. возможность принимать ТВ-сигнал одной из систем на приемник, рассчитанный на другой, или видеозапись ТВ-программы в одной из систем на видеомагнитофон, рассчитанный на работу в другой.

Лишь частоты передачи и различия цветового кодирования делают системы несовместимыми с вещательной точки зрения. Тем не менее, транскодирование между PAL и SECAM менее сложно, чем с NTSC. NTSC-программы невозможно воспроизводить на телевизорах систем PAL и SECAM, равно как и наоборот.

Существуют три основных способа налаживания связей между мировыми стандартами телевещания. Первый заключается в ограниченном транскодировании. Второй способ — это полноценное мультисистемное транскодирование. Такие транскодеры позволяют производить запись и воспроизведение в любой из систем цветности, независимо от стандарта оригинальной программы. По отношению к ТВ-приемнику мультисистемность означает не что иное, как возможность воспроизведения сигнала, кодированного в любой из систем. Наконец третий способ состоит в конвертировании стандартов. Здесь речь идет о транскодировании, но только систем одного стандарта.

 

Рассмотрев особенности основных телевизионных форматов, можно выявить их общую черту: каждый формат содержит в равной степени как недостатки, так и достоинства. Поэтому выбирать формат телевещания следует в соответствии с лично преследуемыми целями. Однако с всеобщим введением цифрового вещания уйдут в небытие присущие описанным системам искажения, подверженность помехам. Так может, стоит просто подождать?

Список литературы

 

1. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии / Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР. - 3-е изд., доп. - М., 1997. - 92 с.

2. Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ. Межкафедральный семинар «Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы». Цвик В.Л.

3. Лекции по курсу «Техника и технология СМИ»

4. Портал «Кино, актеры, телевидение» http://actorskino.ru/

5. Стандарты телевизионного вещания. Статья из «Википедии»

6. Телевизионная журналистика. Ред. коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, “Высшая школа”, 2005

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 699; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!