Раздел 2. Характеристика рок-культуры

Министерство образования и науки РФ

Калужский филиал федерального государственного бюджетного

                            образовательного учреждения

                   высшего профессионального образования

Московский государственный технический университет

                                     Имени Н.Э.Баумана

                 Кафедра «Философия и культурология»     

          Реферат по курсу «Культурология»

      На тему : «Рок как субкультура молодёжи»

 

 

                                                                   

                                                         

 

 

                              

 

                                               Выполнил : Легостов .В.В

                                  Группа:СПД.Б-12

                                                Проверил: Чернышева Т.Е

                                                             кандидат социологических наук,                     

                                                             доцент

 

 

г.Калуга 2011 год
Содержание

 

Страницы

Введение.                                                                               3

Раздел 1. Неформальные молодежные объединения.            4-5

Раздел 2. Характеристика рок-культуры.                           6-11

Раздел 3. Русский рок                                                         12-24                

Заключение                                                                           25-26       

 Список использованной литературы                                     27
Введение

В последние десятилетия музыка занимает важное место в системе ценностей молодежи, одновременно формируя и отражая различные мировоззренческие этические и эстетические ориентации. Сказанное относится, прежде всего, к массовой музыкальной культуре, в особенности к такой ее жанровой разновидности, как рок-музыка, которая не без основания трактуется в искусствоведческой, социологической и педагогической науке как социомузыкальный феномен. Проблема влияния рок-музыки, рок-культуры в целом на ценностные ориентации молодежи приобретает особую актуальность для современной музыкальной педагогики, поскольку результаты такого влияния носят противоречивый характер: с одной стороны, ориентация на альтернативные формы культуры приводит к повышению эрудиции неформалов, расширению их кругозора, с другой - к замыканию на самих себя, к культурной автаркии, а зачастую и к антиобщественным проявлениям. Первые публикации, посвященные молодежным субкультурам и неформальным объединениям молодежи, появились в узкоспециализированных научных изданиях еще в середине 70-х гг. Социолог В. Г. Алексеева одной из первых предприняла попытку определения сущности понятия «неформальная группа»: «.неформальной можно считать такую группу, начало которой кладется не необходимостью в определенного рода деятельности, а элементарной потребностью в межличностном общении; направление же групповой активности и характер организации группы определяются, с одной стороны, условиями, в которых действует группа, с другой - субъективными установками и ориентаци-ями ее членов. И здесь преобладающую роль играют личные качества неформального лидера, психологические механизмы «заражения» и «подражания» [1; 61].

В течение 80 - 90-х гг. неформальные молодежные движения привлекали внимание отечественных исследователей - социологов, культурологов, искусствоведов, в меньшей степени - педагогов.


Раздел 1. Неформальные молодежные объединения

В течение 80 - 90-х гг. неформальные молодежные движения привлекали внимание отечественных исследователей - социологов (Т.Л. Голубева, А.В. Громов, Ю.Н. Давыдов, А.А. Игнатьев, С.Л. Катаев, О.С. Кузин, В.Ф. Левичева, Н.П. Мейнерт, В.С. Овчинский, И.П. Салтанович, Н.Д. Саркитов и др), культурологов (А.А. Васильева, П.С. Гуревич, Э.А. Орлова, К.М. Хоруженко и др), искусствоведов (Л.Н. Березовчук, И.Л. Набок, В.Н. Сыров и др.), в меньшей степени - педагогов (А.Г. Болгарский, Б.А. Брылин, В.И. Дряпика, И.Я. Климук и др).

Согласно с дефиницией А.В. Громова и О.С. Кузина, которые определили неформальные молодежные объединения как "добровольные самодеятельные общественные формирования, возникшие по инициативе "снизу", действующие в интересах своих членов независимо от цели и характера объединения". К ним ученые относят и небольшие группы, и добровольные, значительные по числу членов организации, и широкие общественные движения. Возрастной ценз неформалов - от 15 до 25 лет. Их контингент весьма широк: старшеклассники, учащиеся ПТУ и вузов, дети из культурных семей с высокими интеллектуальными запросами.

Применительно к неформальным молодежным объединениям принято употреблять термин "возрастная субкультура" или "молодежная субкультура". Историк В.Е. Носов, классифицируя различные культуры, определил субкультуру как систему ценностей и правил поведения, сложившихся в определенной социальной (демографической, национальной, профессиональной) группе. От доминирующей (общепринятой) культуры субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения.

Н.Д. Саркитов посвятил диссертационное исследование рассмотрению проблемы роли и места рок-музыки в формировании молодежных субкультур. По определению ученого, "...молодежная субкультура характеризуется обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных мировоззрениям старших поколений и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.п.".

И.П. Салтанович предложила понятие "возрастной символизм" для обозначения подсистемы культуры. В структуру возрастного символизма автор включает молодежную субкультуру, а также специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного класса, слоя или группы осознают и утверждают себя в качестве "мы", отличного от всех остальных возрастных общностей.

В ряду семантических средств неформальных молодежных объединений - таких, как манера поведения, одежда, прическа, сленг, значковая атрибутика - определяющая роль принадлежит музыке. Именно рок-музыка выступала (и продолжает выступать) тем средством, при помощи которого формируются постулаты той или иной молодежной субкультуры.


Раздел 2. Характеристика рок-культуры

Н.П. Мейнерт рассматривал рок не как музыкальное явление, а как форму поколенческой культуры, отражающую реальные условия повседневного бытия молодежи. Такой подход обусловлен системой общественных отношений, господствовавшей в нашей стране многие десятилетия. В этой связи социолог настаивает на трактовке рока как средства самосознания и самореализации молодежи, как символа настроений молодых людей, оппозиционных по отношению к старшему поколению или общественно-политическому устройству в целом, как цитадели альтернативных моделей бытия, вступающих в непримиримый конфликт с существующими идеологическими, нравственными и эстетическими установками.

В последние десятилетия отечественными и зарубежными учеными предлагается более широкое понятие относительно рока - "рок-культура". По определению А.А. Васильевой, рок-культура включает помимо собственно музыкальной компоненты также вербальную (поэтические песенные тексты, где широко представлена молодежная сленговая лексика), поведенческую (комплекс используемых рок-музыкантами исполнительских приемов - от темброво-артикуляционной манеры пения до стиля сценического поведения), предметную (костюмы и атрибутика как часть исполнительского имиджа рок-музыкантов), социокультурную (традиционные социальные формы бытования рок-музыки - молодежная тусовка, рок-концерт) и, таким образом, фокусирует в себе все основные грани названной культурной системы.

С.Л. Катаев выделил следующие функции отечественного рока:

1. Придание старым проблемам статуса нового открытия. "Тому, о чем поет рок-группа, верит молодой человек".

2. Манифестирование настроений и мировоззрений определенных социальных групп.

3. Самовыражение духовных проблем молодежи.

4. Помощь в поиске смысла жизни.

Изучение и анализ работ педагогов, культурологов и социологов, а также собственные наблюдения позволили нам выделить ряд функций, присущих рок-культуре как основе формирования молодежных субкультур:

1) Коммуникативная.

Рок-культура служит одним из средств общения молодых людей. Даже проживая в разных городах, любители рока устанавливают контакты - ведут переписку, обмениваются аудио- и видеозаписями, совместно посещают концерты любимых групп, находя единомышленников.

2) Аффилиативная (группообразующая).

Молодые люди зачастую объединяются по интересам. Наглядным тому примером могут служить фан-клубы того или иного исполнителя (рок-группы) и всевозможные неформальные молодежные объединения.

3) Пронологическая.

У потребителей рок-культуры нередко складывается определенный поведенческий стереотип. Создается противоречивый имидж "рок-н-ролльного человека": с одной стороны, рок-фанаты стремятся к интеллектуальному совершенствованию - чтению философской и религиозной литературы, овладению навыками игры на музыкальных инструментах и т.п. С другой - у них зачастую формируется гипертрофированная потребность в неограниченной свободе, что нередко приводит к проявлениям девиантного поведения, которое может выражаться в пьянстве, наркомании, моральной и половой распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими.

4) Компенсаторная.

"Углубляясь в мир иллюзий, - отмечает В.И. Дряпика, анализируя причины увлечения молодежи современной массовой музыкой, - юноша или девушка компенсирует эмоциональную невыразительность собственной повседневной жизни, и именно в этом усматривает важнейшую сущность молодежной музыкальной культуры, ее главнейшую ценность".

5) Рекреативно-гедонистическая.

Эта функция связана с чувством наслаждения, испытываемым рок-фанами при прослушивании любимой музыки.

6) Аксиологическая.

В зависимости от содержания произведений рок-культура может давать установку на добро, высокие нравственные ценности, либо, напротив, формировать такие качества, как нигилизм, цинизм, потребительство.

7) функция идентификации с себе подобными.

Неуверенно чувствующие себя в жизни подростки обладают повышенной склонностью к самоотождествлению с "сильными личностями", за коих выдают себя рок-кумиры, чей образ заполняет пустующее "сверх-я" молодого человека. Такая поведенческая установка зачастую приводит к потере индивидуально-личностной определенности.

8) Функция самореализации и самоутверждения.

Данная функция может выражаться, с одной стороны, в творческом высказывании, "делании" (создании и исполнении) рок-музыки, с другой - в ее потреблении, обладании престижными дисками и магнитофонными записями, свежей информацией о жизни и творчестве любимых исполнителей и т.п.

9) функция эскапизма.

Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством ухода от "несовершенств" окружающей действительности. Она образует для них "культурную нишу", в которой можно "отсидеться до старости", укрывшись от трудностей быта и проблем повседневной жизни. При всех различиях идейных платформ и отражающих их музыкальных пристрастий можно выделить общие черты, в равной степени присущие всем неформалам, безотносительно к их принадлежности.

Во-первых, важно отметить стихийный характер формирования и функционирования всех неформальных молодежных движений. Во-вторых, некоторые неформалы стремятся исключить себя из общества, что на практике проявляется, в частности, в демонстративном ниспровержении ценностей старшего поколения, в нежелании работать в государственных учреждениях, в уклонении от воинской службы. Вместе с тем неформалы легко идут на контакт с единомышленниками.

Таким образом, деятельность неформалов носит противоречивый характер. Вместе с тем, как подчеркнула Э.А. Орлова, молодежные субкультуры являются своего рода динамическим потенциалом современного общества, они служат источником изменений отношений между поколениями, источником изменений в самой культуре. Исследователем отмечено, что "...образцы, откристаллизовавшиеся в рамках молодежного творческого объединения, становятся важной составляющей, а порой и ядром нового направления в искусстве, основой для решения социально значимых технических задач".

Рассмотрим некоторые неформальные объединения, наиболее распространенные на территории СНГ в последние десятилетия.

Хиппи, или "система" (от англ. hype - находящийся на гребне моды). Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с "движением Иисуса", что породило новую волну "Иисус-революционеров". Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею "непротивления злу насилием", склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга - тусовки на флэту (от англ. flat - квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. В числе любимых групп хиппи - "Creadence", "Doors", "Grateful dead", "Jefferson airplane", ранние "Beatles", "Rolling stones", "Високосное лето", "Кафе", "Умка & Броневичок", ранние "Аквариум", "Машина времени", "Чиж & C°". Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков.

Человек, попав в "систему", нередко порывает с домом, путешествуя практически без средств к существованию.

Панки (от англ. punk - изгой, мусор, отброс, амер. - подонок, шпана). Движение возникло в конце 60-х гг. в богемных кварталах Нью-Йорка; своего апогея достигло в середине 70-х в Англии. Своим вызывающим поведением панки выражают протест против господствующих в мире меркантильных отношений, против коммерциализации музыки. Содержание текстов панк-рок-групп чрезвычайно разнообразно - от серьезной философской проблематики до откровенно тупых, лишенных какого-либо смысла песенок. В панк-роке нашли отражение взаимоисключающие позиции - от радикального анархизма до национал-коммунизма (коммунофашизма). Музыкальный критик В. Пересветов, отмечая слабые стороны эстетики стиля, рассматривал панк-рок как "характерный пример того, как в некоторых случаях музыка, прошедшая путь от сложного к простому и даже к банальному, как банальная и воспринимается". Музыкальным пристрастиям панков наиболее импонируют такие группы, как "Biohazard", "Clash", "Dead Kennedys", "Exploited", "Sex pistols", "АУ", "Гражданская оборона", "Король и шут", "Наив", "Тараканы!", "Deviation" и др.

"Металлисты". Движение связано с широким распространением в 80-х гг. музыки в стиле heavy metal ("тяжелый металл"). "Металлисты" подразделяются на "умеренных" и "отчаянных" ("бешеных"). Деятельность первых сводится к слушанию любимой музыки, хотя представители данной группы терпимы и к другим музыкальным стилям. Они находятся в оппозиции к противоправным действиям и негативным проявлениям в молодежной среде. Отдают предпочтение черной униформе, ставшей интернациональной одеждой поклонников heavy metal. Вторые выражают категорическую нетерпимость по отношению к представителям других неформальных движений. Их деятельность часто приобретает противоправный характер. Атрибутика дополняется цепями и ошейниками с шипами, что нередко используется при выяснении отношений с "инакомыслящими". К числу любимых "металлистами" групп можно отнести "AC/DC", "Cannibal corpse", "Megadeth", "Metallica", "Sepultura", "Ария", "Коррозия металла", "Черный обелиск", "Шах", "Gods tower" и др.

Байкеры (от англ. motorbike - мотоцикл). Движение возникло в середине 80-х гг. под названием "рокеры"; как "байкеры" стало известно в середине 90-х. Состоит из любителей быстрой езды на мотоциклах. Музыкальные ориентации байкеров отличаются разносторонностью - от панк-рока и heavy metal до арт-рока и брит-попа.

Бритоголовые, или скинхэды (от англ. skin - кожа, head - голова; букв. - лысый). Движение зародилось в Англии и ФРГ и связано с деятельностью неофашистов. Скинхэды, беря на вооружение положения А. Гитлера, систематизированные им в книге "Mein Kampf", и придерживаясь человеконенавистнической теории деления людей на "высших" и "низших", выдвигают расистские лозунги и исповедуют культ физической силы, который символизирует бритоголовость. Их характеризует крайняя нетерпимость и бескомпромиссность по отношению к другим неформалам. Музыкальные ориентации скинхэдов находятся в русле таких стилевых разновидностей рока, как панк и хардкор (от англ. hard - жесткий, core - крутой). В числе их любимых групп - "Biohazard", "Exploited", "Кирпичи", "ТТ-34" и др.

Таким образом, мы можем с полным правом говорить о неоднозначности и противоречивости рок-музыки как основы формирования различных молодежных субкультур.


Раздел 3.                            Русский Рок

 

                              История                                                                                               

60-е годы

 

Рок в СССР появился в 60-е одновременно с возникновением его во всём мире. К середине 60-х в Москве и Ленинграде сформировались первые бит-группы, исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Первой песню на русском языке сочинила московская группа «Сокол», посвятив её появившимся тогда же московским хиппи — это произошло в 1965 году, а сама песня под названием «Солнце над нами» стала на десятилетие их неофициальным гимном. Особую известность в Москве 60-х имели группы «Скифы», «Аргонавты», «Сокол», «Cкоморохи» (группа Александра Градского, ранее основавшего группу «Славяне»). Эти группы оставили записи. «Сокол» сыграл композицию для мультипликационной работы Фёдора Хитрука «Фильм, фильм, фильм» (1968 г.). Музыканты «Скифов» в 2000-х годах случайно обнаружили плёнку с так и недописанным потенциально первым рок-альбомом в СССР(1969 г.). Записи группы убедительно демонстрируют, на каком высоком уровне был рок в СССР в 1960-х годах. Это можно оценить и по присутствию исключительно русскоязычных песен, а не кавер-версий, и по богатому звуку — группа одной из первых в мире (!) использовала фузз, а также многие другие эффекты, созданные самостоятельно и потому не имевшие в то время аналогов. «Аргонавты» обнаружили свои записи 1966-68 гг. в государственных архивах. Группа «Скоморохи» записывалась на студии Мелодия в 1971—1973 году, но только в 1987 году удалось издать эти записи под названием «Размышления шута». Одновременно с набравшей волну популярности, битломанией, практически в каждой школе создавалсь своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 70-х («Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина времени»). После завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Считается, что начало 70-х положило конец первой волне рока в СССР. Апогеем этой волны был Ереванский рок-фестиваль, ежегодно проходивший в 1968—1972 гг и собиравший самые крупные московские коллективы. Но и после распада большинства самых известных команд 60-х и выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться. Первой группой, записавшей магнитоальбом, оказались московские «Оловянные Солдатики» — это произошло в 1972 году (альбом «Рассуждения»). В 2000-х этот и второй альбом 1976 года были отреставрированы и выложены в сеть. Также «Оловянные солдатики» записали песню для мультфильма «Ну погоди» — «У попа была собака»). Родоначальником ленинградской магнитоальбомной эры оказался Юрий Морозов (1973 г.), что описано в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики», а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы»).

 

70-е годы

 

Параллельной независимой рок-сцене существовала официальная (и оттого, несравнимо более известная) сцена советских ВИА. ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Весёлые ребята», «Цветы», «Голубые гитары»), и не удивительно, ведь в то время в них играли иногда полными составами бывшие звёзды рока 60-х. Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 70-х на миньонах выходили кавер-версии «Битлз», а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполенния которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае иностранных исполнителей это было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не ограничивало, так как группы обычно являлись прикреплёнными к отдельному ВУЗу или факультету, что давало возможность выступать на большой сцене. Самым известным местом выступления рок-групп 70-х в Москве стал ДК «Энергетик» МЭИ, в котором на одном из концертов вынесли чугунные ворота и вызывали конную милицию для наведения порядка, в то время как хиппи подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах». В этот период в основном распространялись не альбомные, а концертные записи, которые переписывались как самиздат от одного владельца магнитофона — к другому. Для московской рок-музыки 70-х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся в 80-е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина Времени» особенно были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 70-х магнитоальбомов), «Автограф», «Воскресение». Рок-группы Ленинграда 70-х, такие как «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург» тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте. Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей арт-рок, хард-рок и прогрессив-рок группы 70-х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы», «Россияне», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям — «Удачное приобретение Live’74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени», «Оловянные Солдатики», «Воскресенье», черпавших вдохновение непосредственно в стилях 60-х годов, а потому игравших в более мягком звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум», вдохновлявшейся 60-ми. Но ошибочно считать, что границу между роком, ВИА и авторской песней было бы трудно провести в 70-е годы. Рок-фаны одинаково брезгливо относились и к ВИА, и к бардовской (блатной песне) справедливо за «отсутствие драйва» в их музыке. Однако к 80-м годам в мировой музыке проявились менее тяжёлые стили панк, new wave, что по свидетельству первого нью-вейв музыканта Василия Шумова (лидера группы Центр, возникшей в 1980 году) приводило к ненависти со стороны молодого поколения и к представителям более старшей хард-роковой генерации.

 

80-е годы

 

К концу 70-х — началу 80-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей — держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «Оберманекен», «Странные игры» и др.

 

Русский рок пережил трудный период в 1983—85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом.

 

Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство.Популярными становятся Наутилус Помпилиус,Зоопарк и Бригада С.

 

80-е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в зарубежной рок-музыке. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали («Литуаника» — 1985-89, «Подольск» — 1987), «СыРок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк.

 

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 80-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

 

Региональные сцены

 

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и Свердловск (Екатеринбург).

 

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», «Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении[источник не указан 779 дней], что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу.

 

 «Ария»

Москва, в которой в 1985 году была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры им. Горбунова. Известнейшие московские группы: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», «Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки (особенно, её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело!» и др. Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 80-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Алиса», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).

 

 «Наутилус Помпилиус»

Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш», «Группа Максима Ильина» (Максим Ильин). Свердловская рок-тусовка была относительно узкой, и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние зарубежных групп 70-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок.

Сибирь: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию», (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на пост-панк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок, и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.

Харьков, где с конца 80-х проводятся рок-фестивали. Наиболее известная рок-группа из Харькова — «Разные Люди» (Александр Чернецкий), в 1989—1994 годах вторым солистом и автором песен в которой был также Сергей Чиграков (Чиж). Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках. Наиболее известным музыкальным критиком в харьковской рок-среде был Сергей Коротков [8]. Развитию рок-среды города также способствовало «Радио-50» — возможно, первая частная радиостанция в СССР.

 

«Красная волна»

 

В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна).

 

После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с зарубежными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

 

Конец 80-х — начало 90-х

 

Конец 80-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.

 

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи», игравшей психоделический пост-панк с элементами готик-метала, в начале 1990-х годов это был самый популярный рок-коллектив в России. Также появились панк-проекты, такие как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н-ролл группа «Ногу свело!», песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90-х и стала мегахитом и даже шлягером.

 

Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог».

 

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.

 

90-е и современность

 

 «Сплин»

 

По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к мировой музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» (намек на британский жанр «бритпоп»).

 

В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

 

 «Би-2»

 

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.

 

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных зарубежом, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь», «Хуго-Уго») и бритпоп («Мумий Тролль», «Сплин», Земфира, «Маша и Медведи», «Чичерина», «Танцы Минус»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Mechanical Poet»). Также всероссийской популярности добились рок-группы «несерьезной», комедийной направленности — «Жуки», «Манго-Манго», «Запрещенные Барабанщики», «Несчастный Случай»

 

Появился русский альтернативный рок в середине 1990-х, остаётся популярен и до наших дней. Изначально, это были рэпкор и трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру как русского рока, так и хип-хопа. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Кирпичи», а также группа «Сектор газа», где «Хой» использовал рэпкор в 1990-х. В 2000-х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, эмо, металкора — такие как «Amatory», «Jane Air», «Психея», «##### (5diez)», «Apshell», «Слот», «Мои Ракеты Вверх», «Stigmata», «Rashamba» и множество других. Телеканал «A-One» активно продвигает эту сцену, учредив премию «RAMP».

 

С 2000 года постепенно набирает обороты развитие русского блюзового и блюз-рокового направления в музыке. Особенностью его является сохранение традиций и привнесение русских особенностей в исполнительские тенденции. Важным элементом являются глубокие и порой философские тексты. Явлением в русском блюзе стали такие группы как «Юкон», «Дорога на Миссисипи», «Блюз Анклав», «Бабушкины сказки».

 

Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись, с одной стороны, с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны — с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок) и др.

 

Русский рок за пределами России

 

Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Например, такие рок-группы как «Адаптация», которые, несмотря на нахождение в Казахстане (Алма-Ата и Актюбинск), имеют полное право называться русским роком. В связи с этим возникло название «советский рок», так как, по большей части, группы бывшего СССР по звучанию — именно то, что называют русским роком.

 

 

Заключение

Многие авторы не без основания указывают на антипрофессиональность рок-музыки, ее демократизм, что позволяет любому молодому человеку, овладевшему азами игры на гитаре, сочинять и исполнять песни. Что касается художественных достоинств рок-композиций, - самих потребителей рока музыка, как таковая, интересует в последнюю очередь. Музыкальное начало подменяется драйвом, стремлением вызвать открытую эмоциональную реакцию перципиентов. Эстетическая несостоятельность таких произведений в полной мере компенсируется наличием индивидуальной четко сформулированной позиции автора-исполнителя. Именно это качество служит главным критерием оценки рок-произведений. Молодых людей в роке привлекает проблематичность, глубина содержания текстов, искренность, близость тематики, когда с ними пытаются разговаривать на их языке.

В то же время жанрово-стилистические разновидности массовой музыкальной культуры до сих пор не стали предметом изучения в системе среднего и высшего образования. Составление школьных программ по музыке, равно, как и по курсу "Мировая художественная культура", осуществляется по критерию "легкости" или "серьезности" музыкальных произведений.

На наш взгляд, одним из действенных средств предупреждения десоциализации и "культурной автаркии" подрастающего поколения могло бы стать введение в учебные программы общеобразовательных школ (на уроках музыки или в рамках предмета "Мировая художественная культура") факультативного курса "Массовая музыкальная культура XX века", а также идентичного спецкурса в педагогических вузах, предполагающего учет следующих аспектов:

- функционирование массовых музыкальных жанров, стилей и направлений во взаимосвязи с другими видами искусства, а также с социальными процессами

- феномен рок-поэзии;

- развитие национальной массовой музыкальной культуры (творчество белорусских эстрадных исполнителей, бардов, рок-ансамблей, обращенное к национальным традициям).

 


Список использованной литературы

1. Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-х - 1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дис. ... канд. культурологии. - Челябинск, 1999.

2. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? - М., 1990.

3. Дряпіка В.І. Соціально-педагогічні основи формування орієнтацій студентської молоді на цінностях музичної культури. Дис. ... д-ра пед. наук. - Київ, 1997.

4. Катаев С.Л. Социальные функции рок-музыки // Эстетическое сознание как фактор социального ускорения. Тезисы докладов. - Запорожье, 1989.

5. Культурология. Под ред. А.Н. Марковой. - М., 1998.

6. Мейнерт Н.П. Нужны ли бабушкины сказки? // Знамя юности. - 1989. - 5 - 6 сентября

7. Орлова Э.А. Молодежные субкультурные объединения как фактор динамики культуры // Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987.

8. Пересветов В. Берни Хоскинс - "бомбардировщик" // Московский комсомолец. - 1991. - 17 октября

9. Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры: преемственность и конфликт поколений. Дис. ... канд. социол. наук.- Мн, 1994.

10. Саркитов Н.Д. Социальные функции рок-музыки и ее место в молодежной субкультуре. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1987.

11. Материалы сайта Википедия


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!