III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
Проблемы, поднятые в романе. Основные черты характера главного героя – Александра Адуева.
Домашнее задание.
1. Чтение романа «Обломов». Содержание. Сопоставление образов Обломова и его посетителей: Волкова, Судьбинского, Пенкина.
2. Пересказ главы «Сон Обломова».
3. Сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе Обломова?»
(«Портрет Обломова», «День Обломова»)
Урок 71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Роман «Обломов»
С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова [13. С. 68].) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.
Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!
|
|
Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.
Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.
Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы:
1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.
2. Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже его халата?
3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)
4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)
|
|
5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?
6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.
7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?
8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.
9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?
10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?
11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?
12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?
Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)
Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.
Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)
|
|
Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.
Домашнее задание.
1. Роман «Обломов» дочитать.
2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)
Урок 72
ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Цели : составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца; беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, высказываний критиков Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева.
Ход урока
Составление плана по теме. беседа с учащимися.
Обломов и Штольц
I. Современное общество, представленное в романе И. А. Гончарова «Обломов».
|
|
II.Обломов и Штольц – сверстники, товарищи, образованные, мыслящие и чувствующие люди.
III. Противопоставление героев.
1. Черты характера:
1) Обломов – натура кроткая, мечтательная, доверчивая, нежная («голубиная» душа), благородная, добрая, чистосердечная: «невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко… Обломов любезен всем нам и стóит беспредельной любви…» (А. В. Дружинин); Штольца отличают энергия, сильная воля, подвижность;
2) Обломов лишен самодовольства, честолюбия, в нем сердце преобладает над разумом; Штольц – натура рациональная, расчетливая;
3) отвлеченный ум, развитое воображение у Обломова, склонность к философским раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;
4) отсутствие у Обломова интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей; стремление Андрея Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.
2. Образ жизни, идеалы:
1) праздность, пассивность Обломова; активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;
2) культ покоя, абсолютного безделья (Обломов); культ труда (Штольц).
3. Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:
1) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова, сформировавшая его психологию и «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других…» (Н. Добролюбов); деятельная атмосфера в семье Штольца;
2) Обломов воспитан нежно… ни холода, ни голода «никогда не терпел, нужды не знал…», Штольц воспитан в непрестанной деятельности;
3) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.
4. Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской: Обломов познает счастье настоящей жизни и ничтожество прошедшей благодаря чувству к Ольге и самой Ольге, однако инертность, апатия Обломова оказались сильнее любви; замкнутый круг интересов прозаически неутомимого, деятельного Штольца неприемлемы для требовательной, ищущей, самоотверженной Ольги, стремящейся идти вперед.
5. Способы художественной типизации образов:
1) внешность: леность, медлительность движений, отсутствие «всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица» Обломова; мускулистость, костистость фигуры Штольца;
2) диалоги, споры – основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов;
3) внутренние монологи;
4) своеобразие языка героев: особенности лексики, манеры говорить;
5) характеристика сопоставляемых героев другими персонажами;
6) ретроспекция (отступление в прошлое героев);
7) бытовая деталь;
8) роль пейзажа в раскрытии характеров;
9) контраст – главный идейно-композиционный прием, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки героев;
10) полнота, обстоятельность, яркость, пластичность обрисовки Обломова, изображенного в типичных патриархально-крепостнических условиях; схематизм, бледность, эмоциональная безликость Штольца, не показанного в типичных для него обстоятельствах;
11) доверительный тон повествования, сочетающий в себе мягкий юмор (а порой и иронию) и лиризм.
IV. Идейно-нравственный смысл образов.
1. Неспособность к труду, неприспособленность к жизни Обломова («Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить»), отсутствие высокой цели; предприимчивость, кипучая деятельность Штольца, для которого содержанием, целью жизни является труд (как средство собственного обогащения, личного благополучия).
2. Позиция автора: добродушное отношение к Обломову, к изображаемой жизни – при отрицании ее основ (Обломов – порождение и следствие «обломовщины», исторически уходящий тип носителя дворянской культуры); бесстрастное отношение к Штольцу: делец новой формации, представитель людей новой эпохи, однако практицизм Штольца, ограниченность его интересов далеки от нравственных идеалов [16. С. 72–74].
V. Оценка героев русскими критиками (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; А. В. Дружинин. «"Обломов", роман И. А. Гончарова»; Д. И. Писарев. «"Обломов". Роман И. А. Гончарова»).
Домашнее задание.
1. Женские образы в романе (Ильинская, Пшеницына).
2. Индивидуальное задание по теме: Захар. Что общего между Захаром и Обломовым?
Урок 73
«НЕОБЫКНОВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ГОНЧАРОВА
РИСОВАТЬ ЖЕНСКИЕ ХАРАКТЕРЫ» (В. Г. БЕЛИНСКИЙ)
(ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ
И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»)
Цели : раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной; воссоздать историю взаимоотношений женщин с Обломовым; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.
Ход урока
I. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Когда и при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской с Обломовым?
2. Какое впечатление они произвели друг на друга? Как развивался их роман?
3. За что Ольга полюбила Обломова?
4. Как вы оцениваете взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской? Почему не сложилось их счастье?
5. Что нравилось Н. А. Добролюбову в Ольге? А вам?
6. Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?
7. Агафья Матвеевна Пшеницына. Чем она привлекла Обломова и заслужила его любовь и уважение?
8. Сопоставьте героинь. В чем различие характеров Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной? Каковы их идеалы?
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 492; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!