Девять причин, объясняющих важность жизни в любви



А вот некоторые гражданские прервут мою пламенную речь и могут спросить:

А почему, собственно, надо жить в любви?

Может, мне приятно упиваться страданиями, быть одному всю жизнь, не любить никого и ничего?

Может, моему сердцу вообще не нужна любовь и мне милы скучные бескайфовые будни?

Друзья, всё плохое, что происходит с нами, происходит от недостатка любви. Войны, насилие всякое, подлость, жадность и т. п. происходит от того, что человек либо недополучает любовь, либо не отдаёт её во внешний мир. Этот блок и есть причина всей мирской гадости. Если в эмоциональном плане человек сух, как последний сухарь, то ему я скажу, что жить в любви не только приятно, но и выгодно. Человек любви (сокращённо ЧЕЛ) обычно весел и счастлив, он доволен тем, что он делает, и не занимается вещами, которые не приносят ему удовольствия, а если и занимается ими, то лишь в силу вынуждающих обстоятельств, по каким-то причинам, навязанным ему социумом. И это лишь какой-то момент его жизни, главное – он всегда находит время для занятия приятными его сердцу вещами.

 

1. У ЧЕЛа больше друзей. ЧЕЛ радостен по жизни. Всем приятно общаться с ЧЕЛом. Он весел и коммуникабелен, он несёт свет и позитивные изменения в чужие судьбы. Разделённая радость – наслаждение вдвойне, поэтому часто в круг ЧЕЛа вовлекаются и окружающие, что ведёт к росту взаимной симпатии в кругу людей, способных быть радостными.

2. Весёлого, позитивно настроенного ЧЕЛа не бьют в школе.

3. ЧЕЛа отмечает начальство на работе, он оптимистичен, более работоспособен, чем мрачные, сухие, депрессивные типы. Получая удовольствие от успешной и продуктивной работы, такой ЧЕЛ берётся за выполнение всё более сложных задач и, выполняя их, получает новые поводы для радости бытия.

4. ЧЕЛ больше зарабатывает по вышеуказанной причине.

5. Улыбающегося ЧЕЛа лучше обслуживают в магазинах и учреждениях, в этом даже есть что-то мистическое, но это правда.

6. ЧЕЛ дольше живёт. Переориентация внимания человека с болезненных событий и явлений на события и явления, доставляющие радость, ведёт к улучшению здоровья. Люди, чье внимание сосредоточено на позитивном, меньше реагируют на болезненные стимулы и, соответственно, оказываются в большей степени защищёнными от их воздействия.

7. ЧЕЛ чаще занимается сексом.

8. ЧЕЛ чаще добивается поставленных целей. Люди, которые любят себя, верят в себя, пусть даже иногда переоценивают вероятность успеха, тем не менее добиваются цели. ЧЕЛам такая переоценка шансов на успех даёт невероятную сверхэнергию для достижения цели.

9. У ЧЕЛа понимание слова «любовь» в конечном счёте совпадает с приходом гармонии в его жизнь. Желая счастья и излучая любовь, люди стремятся прожить жизнь приятно и без скорбей. Другие ведут себя неправедно и страдают от этого, потому что не дают себе труда поразмыслить о последствиях своих поступков, действуют, руководствуясь предрассудками, привычкой, ленью. Невежество – вот главный враг счастья. А значит, для того, чтобы жить приятно, нужно знать, что есть благо, а что зло, уметь анализировать желание сиюминутного удовольствия и его последствия, выбирать наилучшее и т. п. – словом, быть образованным, гармонично развитым человеком.

 

Итак, ты должен / должна научиться любить себя. Те, кто не может любить себя, своё тело, не могут ничего дать другим. Один из важнейших аспектов любви к самому себе – это соблюдение четырёх регулирующих принципов: не употреблять наркотики, алкоголь и другие стимулирующие вещества, не участвовать в азартных играх, «не желать жену ближнего своего» и не есть «мусорной» пищи. Эти вещи могут ослабить не только наше тело, но и внутреннее мироощущение, загрязнить «внутренний передатчик любви», ибо мы получаем любовь свыше и отдаём её другим.

Эта позиция наиболее актуальна для женщин. У них должны быть два важных настроя: «я нравлюсь себе» и «я нравлюсь мужчинам». Когда женщина нравится себе, она, естественно, нравится и мужчинам! Иного не дано. Потому как это тот самый дар, которым наделена каждая женщина! Нравиться мужчинам – это естественно для женской природы. Если кажется, что в твоей жизни этого нет, значит, так или иначе присутствует страх мужчин, обиды, гнев, непрощение, отрицание.

Наших близких любить надо даже больше, чем мы любим самих себя. Когда мы любим наших партнеров в большей степени, мы осознаём, что они дарованы нам Богом (Жизнью), мы больше ценим их и уважаем их интересы. Любовь не имеет прейскуранта, это не взаимовыгодный контракт, она должна быть БЕЗУСЛОВНОЙ. Как в старом советском мультике «Просто так». Там мальчик подарил цветы грустному ослику, и удивлённый ослик спросил: «А за что ты мне подарил эти цветы?» Мальчик ответил: «Просто так!» Ослик развеселился и подарил цветы грустному щенку, счастливый щенок подарил цветы медвежонку и т. д. Цикл счастья и любви закрутился дальше и дальше… Поэтому дарите свою любовь просто так, потому что мы не имеем прав на обладание нашими близкими и не должны просить ничего взамен.

Как бесконечна Вселенная, так бесконечна и неисчерпаема любовь. Это и пульсирующая точка (метафизическое начало, Бог), и бесконечная Вселенная, которую образует пульсирующая точка. БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ЕСТЬ СИЛА, ПРОНИЗЫВАЮЩАЯ ВСЁ ЖИВОЕ. Это вечный источник любви. И чем больше ты отдаёшь любви, тем больше ты получаешь её сверху. Поток становится всё мощнее и мощнее, мощнее с каждой передачей любви своему окружению. И ты плывёшь в этом тёплом и ласковом потоке нежности, понимания и сострадания… Когда-нибудь я напишу целую книгу о любви. Это неисчерпаемая тема. ☺

Замечательный поэт Роберт Рождественский говорит:

 

Всё начинается с любви…

Твердят: «В начале было Слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!..

 

Всё начинается с любви:

и озаренье, и работа,

глаза цветов, глаза ребёнка —

всё начинается с любви.

 

Всё начинается с любви,

С любви!

Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть – родная

и вечная сестра любви.

 

Всё начинается с любви:

мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг —

всё начинается с любви…

 

Весна шепнёт тебе: «Живи…»

И ты от шёпота качнёшься.

И выпрямишься.

И НАЧНЁШЬСЯ.

Всё начинается с любви!

 

 

Будь счастлив «по умолчанию», поддерживай благодарственное умонастроение, люби жизнь во всех её проявлениях, ведь мы пришли в эту жизнь не страдать, а быть счастливыми!

Быть человеком любви – это лучший жизненный выбор! Люби ближнего своего больше, чем себя. Любить – значит воспринимать себя как воплощение любви и раздавать любовь повсюду, куда бы ты ни направлялся.

Любовь Бога (Жизни, Абсолюта, Высшей силы) беспредельна и бесконечна. Просто раскрой своё сердце и прими её.

Да будут благословенны все, ищущие любовь!

 

 

Картина в целом

 

Цель, и единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями.

Варсонофий Оптинский

 

 

Я понырял в море с маской и ластами, подплыл к берегу. Был спокойный солнечный день. Не хотелось выходить из воды. В маленьких ласковых волнах, не снимая маски, я болтался в черте прибоя и рассматривал, как танцует песок, как отдельные песчинки мечутся в водяных и солнечных струях. Был виден каждый камешек, каждая маленькая ракушка. Я поднял голову над водой, снял маску и увидел сверху всю линию прибоя возле меня, весь кусочек райского пляжа. В десятке метров от меня в шезлонгах сидели мои друзья и пили чай. Они улыбались и о чём-то говорили. Ветерок шевелил боковые части тента. Пляж был идеально чист, без следов людей (есть ещё такие дикие и чистые места в Крыму). И я увидел всю картину во всех её отдельных деталях и в целом. Всю. Волны, отдельные песчинки, весь пляж, моих родных людей, заросли колючего синеголовника и полыни за пляжем, одинокое белое лохматое облако в ясном небе… И тёплый поток любви, солнца и чистоты, пронизывающий всю эту картину. Я увидел всю картину В ЦЕЛОМ.

 

Аюрведа определяет главные цели в жизни человека.

Первая – реализация себя как личности (Дхарма). Большинство людей живут как роботы, решая текущие вопросы, выживая, «латая дыры» и не задумываясь о планах на всю жизнь. Для правильной постановки цели необходимо понимать, что цель должна приносить тебе счастье и не быть эгоистичной. Заглядывай почаще в своё сердце и именно сердцем, а не умом оценивай правильность своего выбора. Только правильный выбор определяет твоё душевное и физическое здоровье: человек, не реализовавший себя в этой жизни, гораздо больше болеет и зачастую раньше умирает.

Своё призвание, если ты его ещё не определил, найти очень просто: возьми листок бумаги и напиши на нём, чем бы ты хотел(а) заниматься. Например: путешествовать, быть водителем, воспитывать своих детей, строить дома, лечить, творить красоту (писать картины, моделировать одежду), быть учителем и т. д. Прислушивайся к себе, когда будешь думать об этом виде деятельности. Главный маркер правильности выбора – чувство счастья, счастья без полутонов, которое ты испытаешь, думая об этом способе реализации себя в этой жизни.

 

Вторая цель – это раскрытие потенциала своей души, духовное освобождение от невежества (Мокша). Только поднимаясь по ступенькам вверх, только сохраняя поток божественной или вселенской любви, душа может раскрыться полностью. Идите к Богу, ищите Бога. Даже если вы в Него не верите. Великий философ Сартр сказал: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может».

 

Третья цель , о которой говорит Аюрведа, – это Кама, или удовлетворение своих чувств. Жизнь в счастье и комфорте. А ведь главное счастье заключается в отношениях с другими людьми, «полезности» для них, особенно для своего любимого человека и детей. Зачем роскошный дом, машина, яхта, если ты ни с кем не можешь разделить своё счастье? Отношения – очень хрупкая и ценная вещь.

Мир – это большое зеркало. Отношение других людей к тебе – это твоя реальность, которая ставит тебе задачи.

Все люди несовершенны, как и ты. Но тебе не обойтись без них. Поэтому необходимо быть осознанным и понимать степень добра и зла в себе и в каждом человеке из твоего окружения. Это поможет тебе построить правильные отношения с людьми.

Будь ярким. Будешь ярким ты, и мир вокруг окрасится во все цвета радуги. Не будь серым. Серым можно было быть при социализме, когда все были равны. Сейчас нельзя. Помни: уныние – смертный грех. И главное, не делай зла окружающим. Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не делает зла. Лао-цзы говорил:

 

Знающий людей разумен. Знающий себя просветлён.

Побеждающий людей силён. Побеждающий самого себя могуществен.

 

В твоих силах выбрать вселенную изобилия, а не вселенную дефицита. Во вселенной изобилия всегда «всё есть для всех», стоит лишь протянуть руку и взять, что тебе причитается. Во вселенной дефицита хорошего на всех не хватает, поэтому надо пахать, как папа Карло, лезть по трупам, совершать неблаговидные поступки для достижения цели. Как поёт солист группы «АукцЫон» Леонид Фёдоров:

 

Бомбы развозят, трубы дымятся,

Каждый к чему-то хочет прорваться.

 

Во вселенной изобилия всегда есть место счастью, во вселенной дефицита – нет. Зачастую положительные вещи просто не допускаются в жизнь самим человеком, когда он тем или иным способом отрицает их наличие. Жена всё прощает мужу, который пьёт, лупит её и детей. Её позиция «куда же он без меня, такой непутёвый, денется, сопьётся же и умрёт» губит не только её жизнь, но и калечит жизнь детей, которые в дальнейшем, когда вырастут, перенесут модель поведения родителей в собственную жизнь. Не люблю я пословицу «От добра добра не ищут», так как якобы добро очень часто лишь принимается за таковое, на самом деле нет никакого «добра», просто удобно некоторым жить в своём болоте, принимая его за добро. Всегда надо стремиться к лучшему и верить, что оно ЕСТЬ. Только убрав из жизни отрицание той или иной объективной ситуации, которая портит тебе жизнь, можно добиться успехов.

Пчела везде ищет мёд, а муха – дерьмо. Выбирай психологию пчелы, а не мухи. Счастье по умолчанию, счастье априори, счастье от простых, банальных вещей, счастье от того, что ты ЕСТЬ, должно быть всегда с тобой. Ищи во всём светлую сторону. Важно не то, что с тобой происходит, а твоё отношение к происходящему.

 

Попал человек в рай. Смотрит, а там все люди ходят радостные, счастливые, открытые, доброжелательные. А вокруг всё как в обычной жизни. Походил он, погулял, понравилось. И говорит архангелу:

А можно посмотреть, что такое ад? Хоть одним глазком!

Хорошо, пойдём покажу.

Приходят они в ад. Человек смотрит, а там вроде бы на первый взгляд всё так же, как в раю: та же обычная жизнь, только люди все злые, обиженные, видно, что плохо им тут. Он спрашивает у архангела:

Тут же всё вроде так же, как и в раю! Почему они все такие недовольные?

А потому, что они думают, что в раю лучше.

 

Четвёртая цель в жизни человека – Артха, или достижение материального благополучия. Это накопление материальных благ в ходе исполнения своей Дхармы. Говоря проще, языком нашего железного века, или Калиюги, «чтобы всё у меня было и ничего за это не было».

Но неправедные, нелюбимые и даже незаконные способы заработка денег зачастую приводят к разрушению здоровья, болезням, как об этом говорилось ранее, а то и к тюрьме.

Только деньги, заработанные путём исполнения Дхармы, твоего любимого дела жизни, приносят удовлетворение.

Вот такая цепочка получается: счастье от реализации Дхармы – полезность для других – совершенствование своего дела – деньги (Артха).

То есть человек, занимаясь СВОИМ делом, становится счастливым и, видя полезность своего труда и служения семье и другим людям, становится ещё счастливее и пытается добиться совершенства в своём деле, что неизбежно приносит в его жизнь деньги и материальные блага в достаточном объёме.

 

Враги ума (анартхи), о которых мы говорили и в этой, и в первой книгах цикла, приносят несчастье, болезни и страдания. Зачастую подавить их невозможно. Отрицательные эмоции надо пережить, а затем добиться отстранённости от них. Человек счастлив только тогда, когда он понимает, что не бывает плохих и хороших эмоций – есть просто эмоции.

Когда человек добивается этого состояния, то ему гораздо легче поставить цель и трансформировать врагов ума в позитивные вещи.

 

• Гнев – в целеустремлённость и храбрость.

• Жадность – в бескорыстие.

• Зависть – в благодарность и развитие у себя тех

• черт характера, которых ты жаждешь.

• Эгоизм – в служение и преданность.

• Иллюзию – в осознанность.

• Страх – в беспокойство о благе других и праведную ярость против врагов.

 

Если просто прятать анартхи, свой мрак, свою жадность, эгоизм и завистливость под фальшивой улыбкой и сладкими речами, то как бы человек ни вёл себя на внешнем уровне, долгих счастливых отношений он не построит, в лучшем случае сможет лишь временно очаровать.

Помимо этих основополагающих вещей необходимо соблюдать ещё несколько важных правил жизни.

Планируй не только свою жизнь, но и свой день (пища, работа, отдых, сон), сделай приятной привычкой правильный образ жизни. Отводи время для молитвы и медитации. Если ум слишком активен, то это приводит к усталости и снижению интуиции.

Будь вежлив(а) и благожелателен(льна). Говори осознанно осознанные слова, пустая болтовня (праджалпа, или лягушачье кваканье на санскрите) – путь к болезням сердца. Не говори плохо о людях за глаза. Но умей сказать «нет» и не позволяй обращаться с собой грубо и неуважительно.

Служи другим, будь милосерден и бескорыстен, но помни, что деньги – это не грязь, а энергия. Любой труд должен быть оплачен.

Занимайся самообразованием и саморазвитием. Не бойся и умей оставаться в одиночестве. Отсутствие зависимости от толпы, игры в домино, телевизора, Интернета – это хорошо.

Строй взаимоотношения с другими людьми по принципу «ты выигрываешь – я выигрываю» или вовсе не вступай во взаимоотношения. Общайся с мудрыми людьми и избегай той компании, где ничего не получаешь в духовноментальном плане.

Относись с юмором к жизненным перипетиям, делай всё «без фанатизма», не бойся казаться смешным и не особо привязывайся к своей роли: сильная привязка даже к хорошим ролям, а особенно к роли «спасителя мира» может привести к развитию гордыни.

Старайся не стоять в очередях, а если это невозможно, то используй такое вынужденное бездействие как время для медитации и осмысления тех вещей, на которые обычно не хватает времени в обычном жизненном беге.

Пой в ду́ше, танцуй на кухне, ходи в кино с друзьями, чаще прикасайся к любимому человеку и помни, что жизнь прекрасна и удивительна. ☺

 

Реализуй свой индивидуальный талант. Веди себя хорошо по отношению к другим людям. Делай то, что тебе нравится, и деньги в любом случае придут к тебе. Выйди победителем из войны с врагами ума. Всё, что ты делаешь в этой жизни, надо только тебе и Богу.

 

 

Не забываем о тушке

 

Даже если вы игнорируете все правила режима, вы можете сохранять хорошее здоровье до тех пор, пока вы поддерживаете: движение своего кишечника (то есть содержите его в чистоте), движение своего тела (регулярно выполняете физические упражнения), движение своего дыхания (всегда медленно и глубоко дышите).

Р. Свобода. Пракрити

 

Все люди делятся на:

1. Cов (встают и ложатся поздно).

2. Жаворонков (встают и ложатся рано).

3. Дятлов – из-за них совы встают рано, а жаворонки ложатся поздно.

Анекдот

 

 

…Мы отдыхали на травке на нижнем плато Чатыр-Дага. В нашей компании всем немного за сорок пять, но народ довольно спортивный и предпочитает активный отдых. Были майские праздники, и людей в горах оказалось довольно много. То и дело проходила молодёжь с рюкзаками либо нашего возраста семейные компании с детьми и собаками. И вдруг мы увидели пару на спортивных велосипедах: компактные баулы, двухлитровые фляги на раме. Вглядевшись в лица, я с удивлением заметил, что товарищам хорошо за шестьдесят. Интеллигентные, обеспеченные, судя по дорогому снаряжению, люди, несмотря на почтенный возраст, предпочитали «рассекать» по горам, нежели бестолково убивать время в скучных пансионатах! Они тихонько ехали и влюблённо ворковали. «Дедок» умилённо посматривал на свою пассию, та улыбалась и бойко крутила педали. И захотелось мне так сильно, друзья, так же активно дожить до преклонных лет и «поднять» внуков, и увидеть правнуков. И жить ещё долгодолго в здравии. Чтобы не «нагружать» никого из близких своими болячками и просыпаться по утрам не от мигрени и боли в сердце, а от ощущения счастья и полноты жизни. И чтобы моя жизнь искрилась и танцевала каждый день!..

Итак, движение кишечника. Стул должен быть в идеале каждый день до завтрака. Или хотя бы утром в одно и то же время. Не тот йог, кто с разбегу садится в позу лотоса, а тот, кто без потуг и усилий имеет стул с утра до завтрака, товарищи. Лучше ежедневно уделять внимание тому, чтобы кишечник опорожнялся, чем тратить несколько недель в году на выполнение строгих аюрведических или йогических очистительных процедур, а остальную часть года пренебрегать своим кишечником. Подробнее обо всех инструментах работы с кишечником мы поговорим в следующей книге цикла «Траволечение и ароматерапия», а коснёмся их в следующей главе.

Лучше ежедневно отводить несколько минут на то, чтобы заставить своё тело двигаться (даже если это будет всего лишь два километра в день или «берёзка» в спальне), чем один-два раза в год бегать на длинные дистанции, а в остальное время валяться на диване. Лучше каждый день тратить пять минут на то, чтобы подышать спокойно, глубоко и медленно, пополняя свои запасы праны, чем от случая к случаю выполнять сложные дыхательные практики или того круче – холотропное дыхание.

Великолепным упражнением является «Поклонение Солнцу», или «Сурья Намаскар» , – последовательность йогических упражнений (асан), выполняемая с ритмичным дыханием. Этот комплекс оказывает уравновешивающее и гармонизирующее действие, это одновременно и медитация, и упражнения. Их кажущаяся простота обманчива. Начинать надо с одного – трёх циклов в день и довести их число до двенадцати или более – в зависимости от того, сколько времени уходит на один цикл. Людям Вата-типа следует выполнять его медленно и медитативно, людям Капха-типа – быстро и энергично, а людям Питта-типа – со средней скоростью.

Идеальное время для занятия практикой «Сурья Намаскар» – восход солнца. Это наиболее спокойное время, когда атмосфера наполнена солнечными лучами, столь важными для человека. Живи по солнцу: спать ложись пораньше и просыпайся пораньше. Об этом мы подробно говорили в прошлой книге в главе «Биоритмология». Прочитав и проникшись этой темой, попробуй переучить своего партнёра и близких к режиму «жаворонка».

Если практика по утрам невозможна, её можно делать в любое другое время, но обязательно на пустой желудок, через 3–4 часа после еды. Время перед ужином также хорошо подходит для практики, так как комплекс «Сурья Намаскар» стимулирует огонь пищеварения.

Прежде чем приступать к практике, встань, сомкнув стопы или слегка расставив их, руки свободно опущены вдоль туловища. Закрой глаза и ощути всё своё тело. Глубоко вдохни.

 

Двенадцать положений 

 

Поза № 1. Поза молящегося. 

Встаньте прямо, стопы вместе или слегка расставлены. Поверхности обеих ладоней соедините перед грудью и полностью выдохните, удерживая своё осознание на силе ладоней и на эффекте от этой мудры в области груди.

 

Поза № 2. Поза с поднятыми руками. 

Поднимите обе вытянутые руки над головой ладонями вверх. Прогните спину и вытяните всё тело. Вдох в течение входа в позу. Наклоните голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы и переводя внимание на изгиб верхней части спины.

 

Поза № 3. Поза голова к ногам. 

Плавным движением наклонитесь вперед от бёдер. Положите руки на пол по обе стороны от стоп, а лбом по возможности прикоснитесь к коленям. Ноги должны оставаться прямыми. Выдох на протяжении всего движения. Старайтесь держать спину прямой, фокусируя ощущения на тазе, поворотной точке для натяжения мускулов спины и ног.

 

Поза № 4. Поза всадника. 

Сохраняя обе руки на месте по обе стороны от стоп, согните левое колено, в то время как правую ногу вытяните назад по возможности дальше. Пальцы правой ноги и колено опираются о пол. Перенесите таз вперёд, прогните спину и смотрите вверх. Кончиками пальцев рук опирайтесь о пол для сохранения равновесия тела. Вдох на протяжении переноса грудной клетки вперёд и вверх. Вы должны чувствовать вытяжение от бедра вверх вдоль передней части тела на всём пути до межбровного центра (аджна-чакра) .

 

Поза № 5. Поза горы. 

Перенесите левую ногу назад и поставьте около правой. Одновременно поднимите ягодицы и опустите голову между руками так, чтобы тело образовало треугольник с полом. Это движение выполняется на выдохе. Целью является достать пятками пол. Нагните голову по возможности так далеко вперёд, чтобы глаза смотрели на колени. Фокус своего осознания направить на область шеи.

 

Поза № 6. Приветствие восемью членами тела. 

Согните колени и опустите их на пол, а затем коснитесь грудью и подбородком пола, сохраняя ягодицы поднятыми. Руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног касаются пола. Спина прогнута. Дыхание задержать на выдохе от позы № 5. Это единственный раз, когда поочерёдный вдох-выдох при дыхании изменяется. Фокус внимания следует держать на середине тела или на мышцах спины.

 

Поза № 7. Поза змеи. 

Опустите бёдра, в то же время толкните руками грудную клетку вперёд и вверх, пока позвоночник полностью не прогнётся дугой, голова повернётся лицом вверх. Ноги и нижняя часть живота остаются на полу, руки поддерживают туловище. Дыхание: вдох на протяжении движения вперёд и вверх. Фокус внимания у основания позвоночника, чувствуя натяжение от вытягивания вперёд.

 

Поза № 8. Поза горы. 

Сохраняйте руки и ноги прямыми. Поворачиваясь вокруг оси, проходящей через плечи, поднимите ягодицы и перенесите голову вниз, как описано в позе № 5. Выдох на протяжении входа в позу.

 

Поза № 9. Поза всадника. 

Перенесите левую ногу вперёд, поместив стопу между руками. Одновременно поставьте правое колено на пол и толкните таз вперёд. Прогните позвоночник и смотрите вверх, как в позе № 4. Дыхание: вдох на протяжении входа в асану.

 

Поза № 10. Поза голова к ногам. 

Перенесите правую ногу рядом с левой. Выпрямите ноги, наклонитесь вперёд и поднимите ягодицы. При этом стремитесь головой к коленям. Руки остаются на полу рядом со стопами. Эта позиция как и № 3. Выдох на протяжении входа в асану.

 

Поза № 11. Поза с поднятыми руками. 

Поднимите торс, вытяните руки вверх над головой. Прогнитесь назад, как описано в позе № 2. Вдох на протяжении входа в асану.

 

Поза № 12. Поза молящегося. 

Выпрямите тело и сложите руки перед грудью, как в позе № 1.

 

Здесь описана половина раунда «Сурья Намаскар». Чтобы закончить другую половину, надо выполнять те же движения, только изменить в позе № 4 ногу, идущую назад первой (вместо правой – левую), а в позе № 9 – вместо левой – правую. Таким образом, полный раунд содержит 24 движения, два сета по 12, дающие равновесие каждой стороне в каждой половине раунда.

Когда завершены 12 позиций, вдохнуть, опуская руки по швам, и затем приступать ко второй половине практики с выдохом.

Один полный раунд содержит 24 асаны. В идеальном случае всё должно выполняться в непрерывном плавном потоке и, исключая позу № 6, каждая асана должна сменяться под каждое дыхание.

Конечно, если ты устаёшь на протяжении раунда, отдыхай после 12 позиций, делая полное дыхание: вдох-выдох-вдох, прежде чем приступать ко второй половине. То же самое можно делать после каждой асаны и между раундами, используя время отдыха для наблюдения за ощущениями тела и корректировки позы. Спросите себя: «Как я себя чувствую?» И приведите себя в порядок так, чтобы вы чувствовали комфорт, уверившись, что дыхание стало медленным и расслабленным, и можно идти дальше. Асаны должны плавно перетекать из одной позы в другую. Я акцентирую на этом ваше внимание, поскольку с нашей ментальностью мы по-другому «привыкли» давать нагрузку: резко, «пружинисто», с повторами, на «раз-два-три».

 

Вот строгие правила, которые необходимо соблюдать во время выполнения «Сурья Намаскар». Это ключ к успешной практике. Возможно, наиболее важным фактором является недопущение напряжения. Каждое движение должно выполняться с минимальным усилием, с использованием только тех мышц, которые нужны для принятия и поддержания позы. Тело по возможности должно быть расслаблено в каждой позиции. Таким образом, твои вытяжения будут наиболее действенными и приятными, будут сохранять твою энергию. Старайся делать движения плавно, свободно, вытекающими одно из другого, как в танце.

«Сурья Намаскар» вовлекает позвоночник в переменные прогибы назад и вперёд. Помни, что шея также является частью позвоночника и должна быть вытягиваема в пределах комфортного лимита назад или вперёд соответственно асане. Это принесёт максимум вытяжения телу в каждой позиции.

 

Касательно дыхательных практик: особо хороши практика «Светящийся череп» («Капала бхати») и раздельное дыхание («Анулома вилома»), я уже писал об их волшебном действии.

 

«Капала бхати»

В отличие от обычного дыхания, во время которого вдох всегда активнее выдоха, в «Капала бхати» выдох активный и резкий, а вдох пассивный. Кроме того, почти во всех техниках пранаям выдох более длительный (вдвое дольше вдоха), а в «Капала бхати» наоборот: короткие и резкие выбросы воздуха, которые сопровождаются спокойными вдохами.

Исходное положение – падмасана (лотос) с ногами «потурецки». Указательный и большой пальцы каждой руки замкнуты в кольцо, остальные пальцы прямые, кисти тыльной стороной лежат на бёдрах.

Выполнять полные резкие выдохи через обе ноздри и пассивные вдохи за счёт расслабления диафрагмы (мышцы грудной клетки в дыхании участвовать не должны, грудная клетка не раздувается), и сразу же с силой резкий выдох, также через обе ноздри. Стремиться к скорости (темпу) дыхания – 120 дыханий в минуту (соблюдая указанное соотношение продолжительности вдоха и выдоха) или на счёт инструктора йоги. Дыхание выполнять сериями, одна серия – это 22 дыхания. Или по нарастающей, например три раунда по 1, 1,5 и 2 минуты. После каждого раунда задержка дыхания на вдохе. Между сериями расслабиться, можно выполнить очистительное дыхание.

 

«Анулома вилома»

 

 

Для управления потоками воздуха в ноздрях используется мудра с прижатыми к холму под большим указательным и средним пальцами. Попеременно закрываем левую и правую ноздри большим и безымянным пальцами. Предплечье правой руки строго вертикально вдоль центральной оси туловища, кисть на уровне носа. Сядьте в позу лотоса или сложите ноги «по-турецки». Начинающим можно положить под ягодицы валик и упереться спиной в стену. Правую руку сложите в вышеуказанную мудру и закройте правую ноздрю.

Вдохните так медленно и бесшумно, как можете, за четыре секунды (счёт на четыре). Во время вдоха, задержки дыхания или выдоха не напрягайте лицевые мышцы и не раскачивайтесь. Глаза пусть будут закрыты или полузакрыты и расслаблены. Вдохнув, закройте левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем той же, правой руки, продолжая держать закрытой правую ноздрю. Задержите дыхание на 16 секунд. Затем, открыв левую ноздрю, выдохните через неё очень медленно и бесшумно, так чтобы даже тонкая ниточка не шелохнулась. Выдыхать нужно восемь секунд. Потом вы вдыхаете левой ноздрёй и повторяете цикл в зеркальном отображении. Этот процесс составляет один раунд или одну пранаяму.

Начните с небольшого количества раундов и небольших задержек дыхания. Постепенно увеличьте время задержки и количество раундов. Главное соблюдать ритм задержек 1:4:2 (вдох-задержка-выдох).

 

Все эти упражнения есть в свободном доступе в Интернете, так что дерзайте!

После утренних упражнений, как, впрочем, и без оных, обязательно следует произвести омовение тела. Хотя продвинутые йоги предпочитают омовение до утренней зарядки. Аюрведа советует купаться в тёплой воде, йога рекомендует использовать холодную воду. Очень хорошо для восполнения оджаса людям Вата-типа практиковать контрастный душ. Людям Питта-типа следует по возможности приучить себя к прохладному (но не холодному) душу, чтобы избавиться от излишнего тепла. Капха-типу надо приучаться к прохладной воде и контрастному душу, чтобы подбадривать себя. Никому не следует купаться менее чем через час после еды, иначе может произойти отток крови от кишечника, где она требуется для переваривания пищи. Купания следует временно прекратить в случае поноса, вздутия живота, хронической простуды, несварения и при большинстве острых заболеваний, когда преобладает ама. Голову надо мыть тёплой и даже прохладной водой, особенно ярким Питам, и никому нельзя направлять поток горячей воды на голову.

Одежда всегда должна быть чистой и лучше из натуральных тканей. Нельзя носить чужую одежду и обувь, поскольку они очень быстро впитывают присущие их владельцу вибрации. Это информация для любителей секондхендов.

 

Озеро будет чистым, пока в нём проточная вода. Держи тело чистым и подвижным.

 

 

Через очищение к здоровью

 

Чистота – залог здоровья.

Русская пословица

 

 

Теперь поговорим подробнее об очищении организма.

Присутствие налёта на языке, зловонный кал и мутная моча означают, что в организме имеются токсины, которые необходимо удалить, прежде чем предпринимать что-либо ещё. В организме существует два типа токсинов: мала и ама. Очистительные программы, которые во множестве

предлагаются современной медициной, предназначены для выведения из организма водорастворимых отходов жизнедеятельности организма (мочи, кала, пота), которые в Аюрведе называются мала. Аюрведа предлагает это делать при помощи нормализации питьевого режима, клизм, сорбентов, грамотного эпизодического приёма слабительных и любой физической нагрузки, которая сопровождается потением. А ама – это гидрофобные, или нерастворимые в воде, токсины, и нейтрализовать их организму можно только одним способом: связать с жировой клетчаткой. Чем хуже качество еды и чем ниже интенсивность пищеварения, тем больше этой гадости в теле образуется. Именно этим обстоятельством объясняется ожирение на бёдрах по женскому типу, а также появление торчащего животика у достаточно молодых ещё мужчин и женщин. В последнее время учёные и врачи пришли к выводу, что отложения жира именно в брюшной полости, а не в подкожной жировой клетчатке являются основным фактором риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. Так и ходим, превращая своё тело в захоронение токсичных отходов. Древние тексты говорили, что «ама туманит мозг». С современной точки зрения это объясняется замедлением передачи импульса по нервному волокну, так как ама связывается с фосфолипидными оболочками нейронов.

Гидроколонотерапией и парилкой эта проблема не решается. Для выведения из организма амы в аюрведическом каноне существуют процедуры Панчакармы и Пурвакармы – предварительное масляное очищение.

Лучше всего, конечно, не накапливать аму: делать разгрузочные дни, нормализовать свой рацион питания, не есть в состоянии стресса и пр…

Голодание – это первое и лучшее из всех лекарств. Когда это возможно, человек должен голодать по 24–48 часов, потребляя как можно меньше любой пищи. Если ты сильно болен, например, у тебя простуда с высокой температурой, это будет не слишком трудно, потому что тебе, вероятно, и так ничего не захочется есть. Завари немного некрепкого чая из сушёного имбиря (примерно столовая ложка на полтора литра кипятка), этого как раз достаточно, чтобы избежать обезвоживания. Можно добавить дольку лимона. Пей этот чай по 100 мл в течение дня. Как только язык, кал и моча придут в норму, уйдут симптомы простуды или беспричинной слабости, то это будет означать, что желудочно-кишечный тракт избавился от амы. Если у человека нет острого заболевания, то 24 или 48 часов на слабом имбирном чае могут показаться вечностью, особенно представителю Вата– или Питта-типов. Можно в дополнение к чаю есть рисовую кашу на воде или какойнибудь монопродукт (бананы, печёные яблоки, гречку). Такую суточную аскезу хорошо делать по понедельникам, если в выходные ты кушал(а) больше, чем обычно, или в экадаши (одиннадцатый день после полнолуния или новолуния). После эпизодов праздничного обжорства, когда чувствуется тяжесть в правом подреберье, хорошо поделать тюбажи с минеральной водой. Вечером, через пару часов после лёгкого ужина, выпивается 200–300 мл минералки средней минерализации и кладётся тёплая грелка на область печени на 30–40 минут. Процедуру желательно повторить несколько раз на убывающую Луну.

 

Несварение

Если появились более серьёзные признаки интоксикации, как то: постоянная слабость и ощущение усталости, которые сейчас модно называть нейроциркуляторной дистонией, частые простуды, запоры и более серьёзные болезни, то с очищением тела от амы уже надо поработать.

Причиной накопления амы является НЕСВАРЕНИЕ. Несварение представляет собой основу всех физических болезней. Это недуг, от которого происходят все остальные недуги. В определённом смысле несварение, неспособность к усвоению какой бы то ни было пищи – физической, умственной или эмоциональной, –  является одной из главных причин болезней человечества. Мы часто говорим: «Я не перевариваю этого человека, мне невыносима эта ситуация!» Плюс, конечно, главное преступление против себя, против мудрости, или «прагья апаратха», – это употребление несочетаемых, не подходящих типу конституции продуктов питания и банальное обжорство.

Предположим, например, что ты человек Вата – Капха-типа, живущий в северной части нашего СНГ. Сейчас середина ночи, зима и на улице валит снег. Тебя неожиданно охватывает желание поесть мороженого. Тебе известно, что мороженое холодное, влажное, клейкое, тяжёлое и активизирует выработку Капхи, что как ночь, так и зима – это время Капхи и что твоя конституция тоже включает в себя Капху. Ты знаешь, что, поедая мороженое, тем самым усиливаешь Капху, но ты всё равно делаешь это, и на следующее утро твой организм полностью «заполнен» Капхой: ты чувствуешь тяжесть в животе, тебя тошнит и начинает болеть горло. Это и есть наказание за «преступление против мудрости». Это своего рода штраф, который тебе автоматически приходится выплачивать при нарушении какого-либо правила здорового образа жизни.

Физическое несварение бывает трёх основных типов: обусловленное Ватой, Питтой и Капхой. Любая из этих дош может отрицательно влиять на способность тела перерабатывать пищу, но каждая делает это по-своему. По симптомам можно определить, какая доша в наибольшей степени нарушена.

Несварение, обусловленное Ватой, в основном влияет на толстую кишку. Спастические, сухие запоры чередуются с поносами, мучает вздутие живота, но все эти симптомы непостоянны. Они могут исчезнуть на несколько дней, а затем без видимых причин возвращаются. Состояние всё время меняется, и в конце концов человек уже не знает, какая пища и в какое время даёт короткие периоды нормального пищеварения.

Несварение, обусловленное Питтой, как правило, влияет на тонкую кишку и обычно характеризуется поносами. Возникают ощущения жжения в области желудка, изжога после еды или жжение в заднем проходе после дефекации. Может хотеться горячей пряной пищи, которая, однако, только ухудшает состояние.

Обусловленное Капхой несварение главным образом влияет на желудок. Больной обычно вообще не хочет есть и ощущает тяжесть в верхней части живота, слюнотечение и тяжесть в конечностях. Это состояние сопровождается атоническими запорами.

Итак, оставленное без внимания несварение ведёт к накоплению амы и может стать причиной острых заболеваний, таких как бронхиты, поносы, гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, острые респираторные заболевания и т. д. Все эти болезни представляют собой методы, которые использует Природа, чтобы очистить организм, когда твоё существо не может «переваривать» эту пищу, эту жизнь, а вместо этого позволяет скапливаться внутри себя физической и моральной грязи. Не важно, насколько эффективно лечится острое заболевание: усилия будут напрасны, если одновременно не обратиться к лежащему в его основе несварению. Если не удалить этот корень, из него в дальнейшем вырастут другие болезни. Лечение должно начинаться с устранения коренной причины болезни и только затем переходить к любым специфическим проявлениям. Правда, в опасных для жизни ситуациях требуется экстренная помощь, но после того, как кризис миновал, необходимо энергично приниматься за борьбу с несварением.

Если у тебя конституция Вата-типа или если причиной несварения и образования амы стала Вата, то на помощь придут: сухой имбирь, чёрный перец (осторожно), асафетида, фенхель или укроп. А также соки лимона или грейпфрута, следует класть в пищу каменную, а лучше морскую соль, лук или чеснок. Тёплое питьё, лекарственные вина (дракши) и настойки также превосходно воздействуют на пищеварительный огонь Вата-типа.

Если проблема возникает из-за дисбаланса Питты, для победы над амой используйте фенхель, кумин, кориандр, бадьян, свежий имбирь (только очень аккуратно, с мёдом, и в зимнее время). Пить следует узвар, свежевыжатые соки из сладких фруктов.

Если проблема обусловлена Капхой, то сухой имбирь, чёрный и красный перец (смесь Трикату), кумин, лук, чеснок помогут быстро вывести аму из организма. Кушать Капхе надо поменьше, особенно сладкой и слизеобразующей пищи (молочные продукты), пить кислые фреши и чай из сушёного имбиря. Также приветствуются тёплое питьё, лекарственные вина (дракши) и настойки.

Для всех типов конституции после Нового года хорошо есть немного квашеной капусты перед едой. Бродильная флора квашений подавляет гнилостную флору кишечника, что существенно повышает силу и объём сапрофитной флоры, которая, как известно, самостоятельно вырабатывает все витамины группы В.

 

Методы очищения

Роберт Свобода в своей книге «Пракрити» пишет: «Йог по имени Чайтаньянанда до самой своей смерти, которая случилась не так давно, жил примерно в 300 километрах от Бомбея. Случаи исцеления им серьёзных болезней, включая даже первые стадии рака, были тщательно документированы, и люди стекались к нему со всей Индии, чтобы получить лечение из его рук.

Он не скупился на приветствия каждому приходящему, чтобы создать у него иллюзию безопасности. Пока посетитель отдыхал, Чайтаньянанда уходил в джунгли, чтобы найти определённую траву, сок которой он затем давал ничего не подозревающему пациенту. Примерно через пятнадцать минут беднягу начинало тошнить и слабить. Интенсивный понос продолжался в течение трёх часов. После того как тошнота и понос прекращались, пациенту давали кичади[1]– блюдо из риса и лущёного маша. В эту кашу Чайтаньянанда добавлял смесь басм (минеральных солей и окислов металлов) в пропорции, определяемой характером заболевания. Эта процедура повторялась в течение тридцати дней. В результате организм пациента полностью очищался, и болезнь обычно проходила.

Чайтаньянанда никогда не изучал Аюрведу в колледже, но принципы лечения, которые он использовал, были аюрведическими:

устранение причины;

очищение с целью ликвидации избытка дош;

уравновешивание дош и новое возжжение пищеварительного огня;

омоложение и перестройка организма».

 

Панчакарма

Панчакарма – это название комплекса процедур, состоящее из двух санскритских слов: «панча» – «пять» и «карма» – «действие». Это пять «основных действий», используемых в аюрведической медицине для очищения организма от амы, восстановления изначального, врождённого баланса конститутивных принципов, улучшения пищеварения, успокоения ума, снятия последствий стресса, омоложения организма и эффективного компонента в лечении целого ряда психосоматических и ортопедических заболеваний.

Все процедуры очищения следует применять с осторожностью: при неправильном выполнении они могут вызывать побочные эффекты. Очищение нельзя проводить в условиях погодных крайностей – резких подъёмов температуры, внезапных похолоданий, бурь и другого буйства стихий. Панчакарма также категорически противопоказана маленьким детям, старикам, тяжелобольным людям и беременным женщинам.

Общие правила 

• Когда пациент силён, а болезнь слаба, используйте Панчакарму.

• Когда пациент слаб, а болезнь сильна, перед проведением Панчакармы сначала приведите в равновесие доши, чтобы ослабить болезнь и укрепить пациента.

 

Первым действием будет терапевтическая рвота (вамана). Она помогает решить многие хронические проблемы дыхательной и эндокринной систем, кожи и суставов, связанные с избытком слизи. Процедура рвоты более актуальна при дисбалансе Капхи и требует определённой подготовки, имеет противопоказания и обязательно должна проводиться в условиях стационара.

Насья – так называют метод очищения и лечения через слизистую оболочку носа. Он производит очищение органов и тканей головы и грудной клетки с помощью пара, масел и порошков из трав, вводимых в носовые ходы. Производится после массажа шеи и плечевого пояса. Если для Ват и Питт хороши масляные капли в нос, то Капхе можно вводить в нос порошкообразные формы трав, в частности тонкий порошок корня аира для лучшего соображения, так как сосуды мозга и носа довольно близки между собой.

Третья процедура, которая использует слабительные средства, называется виречаной. Это очищение с помощью мягких, чаще масляных слабительных.

Четвёртое действие – басти, это лекарственные клизмы и ванночки, которые могут оказывать как очищающее, так и питающее действие. Басти бывают масляные (анувасана-басти) и на водной основе (нира-басти). Существуют комплексы масляных и травяных клизм: йогабасти (3 травяных, 5 масляных клизм), кала-басти (6 травяных, 10 масляных клизм) и карма-басти (8 масляных, 12 травяных клизм). Капхам можно делать басти с мёдом и солью, в этом случае снижается отёчность нижней половины тела. Басти производятся после промасливания организма.

Наконец, ракта мокшана – это лечебное кровопускание. Приобретающая сейчас заслуженное распространение и популярность гирудотерапия является одним из методов лечебного кровопускания.

Для решения не очень серьёзных проблем или в качестве симптоматической терапии возможно применение только некоторых из этих действий. Но, будучи применёнными вместе, пять действий Панчакармы дополняют друг друга и позволяют не только избавиться от недугов, но и не допустить их появления в будущем.

 

Пурвакарма

Кроме пяти основных видов процедур, существуют также системы подготовки к курсу Панчакармы, а также предписания, которые необходимо выполнять после курса. Без этих процедур основные методы очищения будут не так эффективны, так как предварительные действия (Пурвакарма) предназначены для «раскачивания», растворения шлаков и токсинов и перемещения их из тканей в желудочно-кишечный тракт и кожу, откуда вывести их будет намного проще.

Р. Свобода пишет об этом: «Если вы неправильно обращались со своим телом в течение многих лет, то вам надо удалить много слоёв амы. Каждый слой необходимо вначале разрыхлить, прежде чем его можно будет растворить и вывести из организма. Даже если было бы возможно вывести всю аму сразу, это было бы неразумно, поскольку ваши органы выделения могли бы не справиться со всеми токсинами, и организм оказался бы серьёзно разбалансированным.

Кроме того, ваш организм так долго носил в себе эти токсины, что они стали участвовать в его метаболическом равновесии. Чувствуя, как из-под него выдергивают его метаболический ковёр, он будет сопротивляться любым революционным изменениям, особенно если в вашей конституции или состоянии много вырабатывающей страх Ваты» .

Пурвакарма делится на два вида процедур: прогревание (сведана) и промасливание (снехана).

Прогревание и потение организма дополняет и увеличивает эффективность промасливания, окончательно подготавливает организм к курсу лечения. Обычно проводится в паровой бане. Если же есть выраженное накопление амы и наличие доброкачественных опухолей, то длительное глубокое прогревание запрещается, особенно в горячей ванне. Можно использовать только дозированное сухое тепло в сауне или под тёплым одеялом.

Промасливание организма (снехана) – важнейшая часть подготовки пациента к курсу аюрведической терапии. Оно может быть внешним (втирание лекарственных масел в кожу, масляный массаж) и внутренним (регулярный приём лекарственных масел внутрь). Масло и тепло «смягчают» организм и помогают привести в движение всю аму, собравшуюся в тканях, с тем чтобы вывести её из организма. В древних текстах приводится такая аналогия: сухая палка настолько хрупка, что ломается при сгибании, но если сначала хорошо промаслить её, а потом осторожно прогреть, то она вновь обретёт гибкость и будет гнуться, не ломаясь. Вы должны быть осторожны: не следует «перегибать палку» при помощи Панчакармы, предварительно не прогрев и не промаслив организм должным образом. Иначе можно нанести ему вред. Стоит добавить, что в Пурвакарме, Панчакарме в целом, да и во всей аюрведической традиции отсутствуют готовые схемы лечения заболеваний. Курсы лечений всегда назначаются строго индивидуально с учётом конститутивного типа, сезона и даже времени суток. Процедуры всегда заканчиваются выходом – Пашчаткармой.

Снехана бывает нескольких видов.

Абхьянга – аюрведический массаж в четыре руки подогретым кунжутным маслом, вызывает мощный расслабляющий эффект, регулирует энергетический баланс, обладает омолаживающим эффектом.

Широдхара – очень сильная процедура. Лечение потоком тёплого масла на лоб, в аджна-чакру, устраняет головные боли, функциональные депрессии, улучшает память, успокаивает нервную систему. Аюрведический масляный массаж головы снимает стресс и напряжение, гармонизирует эмоции, приводит человека в состояние полного покоя и блаженства.

Удвартан – аюрведический масляный массаж со скрабом (порошок «Трифалы»). Способствует активному очищению организма, кожа становится бархатной и шелковистой, как у младенца. Руки массажиста буквально «лепят» новое тело.

Патра-путли – аюрведический массаж тела подогретым маслом и травяными мешочками. Очень хорошо делать такой вид промасливания при обменных артритах в межсезонье.

Пинда-сведана – масляный массаж тела рисовыми мешочками. Хорош для Питт в летнее время.

При всех очистительных практиках следует учитывать фазу Луны. На растущей Луне всё живое, включая человека, растёт, восстанавливается, регенерирует и строит. Попытки чиститься в это время приводят к дополнительному загрязнению тела или истощению его сил. Это время нужно максимально эффективно использовать для стимуляции иммунитета, поддержки слабых органов, гармонизации организма. На убывающей же Луне наше тело само по себе избавляется от накопившихся отходов жизнедеятельности, и нужно просто помочь ему в этом деле, сделать процесс очищения безболезненным и максимально эффективным.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!