III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
«Глубокое чувство действительности, – писал Белинский, – верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собою совершенно новый мир искусства» (В. Г. Белинский).
Заключительный урок по образу Печорина можно провести в форме литературного суда над Печориным.
Кто же Печорин? Предоставим слово «следователю». По делу проходят «свидетели»: Максим Максимыч, Грушницкий, княжна Мэри, Вера, доктор Вернер, сам автор – Лермонтов.
Постоянный диалог подсудимого Печорина, судьи, следователя, адвоката, прокурора*.
Домашнее задание.
1. Конспект статьи Белинского «Герой нашего времени».
2. Подготовиться к сочинению, повторить вопросы из учебника в конце темы.
Уроки 50–51
Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
Примерные темы:
1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (Восприятие, истолкование, оценка.)
3. Судьба поколения 30-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова.
4. Чем нам близка поэзия М. Ю. Лермонтова.
|
|
5. Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
6. Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист».)
7. «Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
8. Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
9. Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Печорин и Вулич.
10. Грушницкий и Печорин. Сопоставительная характеристика.
11. Трагедия Печорина.
12. Природа в изображении М. Ю. Лермонтова (по роману «Герой нашего времени»).
13. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – вечная книга.
14. Любимые страницы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Домашнее задание.
Индивидуальные выступления учащихся по группам:
1-я группа. «Детские и юношеские годы Гоголя».
2-я группа. «В Нежинской гимназии».
3-я группа. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2–3 рассказа прочитать).
4-я группа. Сборник «Миргород».
5-я группа. Гоголь-драматург.
6-я группа. Последние годы жизни писателя.
Уроки 52–53
Н. В. Гоголь – «отец русской
реалистической прозы» (в. Г. Белинский)
(Очерк жизни и творчества Н. В. Гоголя)
|
|
Цели: вызвать интерес к личности и творчеству Н. В. Гоголя, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях; показать роль великого Пушкина в осознании Гоголем писательского призвания; расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту; работать по формированию умений анализировать эпизоды (или рассказы) из прочитанных произведений.
Наглядные пособия: портреты писателя; фотоальбом «Н. В. Гоголь».
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Из него выйдет большой талант.
В. В. Капнист
I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – писатель-сатирик и реалист, нежный лирик и романтик, смелый критик и публицист.
Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших писателей-реалистов в русской и мировой литературе (великий Гоголь в творчестве шел от романтического к реалистическому изображению жизни). Восхищаясь его талантом, Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».
|
|
II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «Н. В. Гоголь».
Рассмотрите портреты и фотографии, иллюстрации из фотоальбома «Н. В. Гоголь».
Вопрос: А каким вы представляете себе писателя?
Вот каким увидели Гоголя известные романисты.
С. Т. Аксаков: «Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладко выбритого и обстриженного франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи; красивые усы… довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражались доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он молчал или задумывался, то сейчас изображалось в них серьезное устремление к чему-то высокому… Самая фигура Гоголя в сюртуке сделалась благообразнее. Шутки Гоголя, которых передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал; сам же он всегда шутил, не улыбаясь».
Г. П. Данилевский: «Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в темно-коричневое длинное пальто и в темно-зеленый бархатный жилет, наглухо застегнутый до шеи, у которой, поверх атласного черного галстука, виднелись белые, мягкие воротнички рубахи. Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие, темные, шелковые усики чуть прикрывали полные, красивые губы… Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-либо веселое и смешное. Длинный, сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое…»
|
|
III. Выступления учащихся.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!