Дыхание, осознание и продолжительность



 

Выдыхайте, поворачивая туловище в конечное положение. Медленно дышите в конечной позе. Делайте вдох, возвращаясь в исходное положение.

Осознавайте дыхание в конечной позе. Если хотите, можете фиксировать свое осознание на межбровном центре и представлять себе, что вы вдыхаете и выдыхаете через этот центр.

Оставайтесь в конечной позе, пока вы чувствуете себя удобно. Продолжительность, достаточная для получения максимальной пользы, составляет две или три минуты при скручивании в каждую сторону.

 

Противопоза

 

Закончив выполнять пурна матсиендрасану, просто сидите спокойно, держа туловище и голову вертикально и вытянув ноги перед собой.

 

Благотворное действие

 

Такое же, как и у ардха матсиендрасаны, но более выраженное[331].

 

Хануманасана

 

Хануман — это имя бога‑обезьяны в индуистской мифологии, который воплощает собой бхакти. Все его существование было полностью посвящено Раме. Он — один из героев великого эпоса под названием Рамаяна, который является, вероятно, самым популярным и самым читаемым традиционным текстом в Индии. В нем рассказывается о приключениях Рамы, его жены Ситы и других общеизвестных персонажей, в том числе Ханумана. Во время скитаний по разным частям Древней Индии Сита была похищена царем демонов по имени Равана. Рама разослал отряды на ее поиски. Хануман и его спутники услышали, что Сита находится на Шри‑Ланке, но они не представляли, как им перебраться через море. В конце концов проблема разрешилась, когда Хануман перепрыгнул через пролив, отделяющий Шри‑Ланку от материковой Индии. Хануманасана символизирует этот могучий прыжок. Название этой асаны можно перевести как «поза бога‑обезьяны», хотя она более широко известна как «шпагат».

 

Техника выполнения

 

Опуститесь на левое колено.

Поставьте правую ступню рядом с левым коленом.

Положите ладони обеих рук на пол по обе стороны тела.

Осторожно и постепенно сдвигайте левую ступню назад, а правую вперед; это должно происходить без лишнего напряжения.

 

 

Одновременно поддерживайте вес тела обеими руками.

Смещайте ступни настолько далеко вперед и назад, насколько это возможно без перенапряжения.

Некоторые люди, и после значительной тренировки, смогут опустить ягодицы на пол для достижения конечного положения.

Расслабьте все тело.

Сложите руки ладонями вместе перед грудью.

Дышите медленно и глубоко.

Спустя удобное для вас время вернитесь в исходное положение.

Повторите ту же процедуру, сдвигая назад правую ногу.

 

Использование одеял

 

Очень немногие люди будут способны опускать ягодицы на пол в конечной позе. В качестве полезного компромисса для тех, кому до этого не хватает совсем немного, мы рекомендуем подкладывать под ягодицы подушку или свернутое одеяло. Это поможет избежать перенапряжения.

 

Осознание

 

В конечной позе закройте глаза и осознавайте дыхание.

 

Полезные свойства

 

Хануманасана — это решающее испытание гибкости ног в тазобедренных суставах. Очень немногие смогут принимать конечную позу, но тем, кто на это способен, она окажется очень полезной в случаях половых расстройств и для подготовки детородных органов к благополучным родам.

 

Меры предосторожности

 

Все три описанные асаны представляют собой продвинутые практики; они не предназначены для начинающих. Поэтому не пытайтесь их делать, если у вас тугое тело. Вместо этого выполняйте другие, более простые асаны.

Выполнение этих трех асан строго противопоказано при таких недугах, как смещение межпозвоночного диска, радикулит, грыжа и т.п.

 

Тема 4

Пранаяма. Чатуртха Пранаяма

 

Чатуртха пранаяма — это одновременно и пранаяма, и медитативная практика. В ней сочетаются осознание дыхания, мантры и чакр. Это очень мощная техника, которой учат довольно редко.

 

Определение

 

Слово чатуртха на санскрите означает «четвертый». Для такого названия есть две причины:

1. Первые три типа пранаямы обычно рассматриваются как пурака (вдох), речака (выдох) и кумбхака (задержка дыхания). Чатуртха пранаяма считается четвертым типом, который следует за ними. В этом случае название практики может быть переведено как «четвертая пранаяма».

2. Согласно тексту Мандукья Упанишады, существуют четыре состояния осознания. Это, во‑первых, джаграт (состояние бодрствования) которое соответствует восприятию мира, направленному вовне; во‑вторых, свапна (состояние сновидения), которое соответствует восприятию подсознательного ума; в‑третьих, сушупти (состояние сна без сновидений), соответствующее интуитивному восприятию коллективного бессознательного; и, наконец, турийя (четвертое — чатуртха), которое представляет собой трансцендентальное состояние, которое не поддается словесным определениям.

Таким образом, чатуртха пранаяма — это один из многих методов, вызывающих четвертое состояние сверхсознания. В этом случае название практики можно переводить как «пранаяма четвертого состояния».

Кроме того, помните, что слово пранаяма происходит от двух слов — прана и айяма, где прана — это биоплазменная энергия, а айяма означает распространение в новое измерение (времени и пространства). Следовательно, пранаяма представляет собой метод достижения нового измерения осознания путем манипуляции праной. Утверждают, что чатуртха пранаяма ведет к четвертому измерению.

 

Местоположение чакр

 

Чтобы выполнять полную практику, нужно знать местоположение чакр. Их точное положение было ясно проиллюстрировано в предыдущих уроках.

Для выработки чувствительности к этим активирующим точкам чакр можно использовать стадии 3, 4, и 5 чатуртха пранаямы[332].

 

Произнесение

 

В ходе практики вы должны выполнять манасик джапу (мысленное повторение) мантры ОМ[333]. В этой практике звуки «А» и «У» АУМ сливаются в единый звук «О». Звук «О» следует синхронизировать с вдохом, а звук «М» — с выдохом.

 

Сидячее положение

 

Сидите в любой удобной позе. Если можете, сидите в падмасане, сиддхасане, сиддха йони асане, свастикасане или ваджрасане; в ином случае, используйте сукхасану[334].

 

Техника выполнения

 

Имеется пять стадий. Вам следует выполнять их по очереди в следующем порядке.

Стадия 1: осознание дыхания

Сидите удобно.

Закройте глаза.

Держите спину прямо.

Глубоко вдыхайте и выдыхайте без задержки.

Один цикл равен вдоху и выдоху.

Сделайте столько циклов, сколько позволяет время.

Дыхание должно становиться более глубоким и более незаметным.

Фиксируйте осознание на ритмичном потоке дыхания.

Затем, после по меньшей мере 20 циклов, переходите к стадии 2.

Стадия 2: согласование дыхания с ОМ

Продолжайте глубокое дыхание.

Мысленно синхронизируйте с дыханием мантру ОМ.

Звук «О» должен возникать на вдохе.

Звук «М‑М‑М‑М» должен возникать на выдохе.

Помните, звук является мысленным.

Дышите носом, держа рот закрытым.

Продолжайте в том же духе, с осознанием дыхания и мантры.

Стадия 3: осознание отдельных чакр

Продолжайте стадию 2.

Одновременно фиксируйте свое внимание на любой из чакр, на бхрумадхье (межбровном центре) или на насикагре (кончике носа).

Выберите любой центр. Мы рекомендуем межбровный центр.

Ощущайте, что вы вдыхаете с мысленным звуком «О» в этом центре.

Ощущайте, что вы выдыхаете с мысленным звуком «М‑М‑М‑М» в этом центре.

Продолжайте действовать таким образом, с осознанием дыхания, мантры и психического центра.

Стадия 4: прокалывание чакр

Фиксируйте свое внимание на сахасраре.

С вдохом и звуком «О» ощущайте, что все чакры по очереди прокалываются в следующем порядке, начиная с сахасрары: аджна, вишуддхи, анахата, манипура, свадхистхана, муладхара. Ощущайте, как дыхание и звук «О» движутся вниз по позвоночнику.

Затем, с вдохом и звуком «М‑М‑М‑М» ощущайте, что чакры прокалываются по очереди от муладхары вверх к сахасраре: свадхистхана, манипура, анахата, вишуддхи, аджна, сахасрара. Ощущайте, как дыхание и звук проходят вверх по позвоночнику. На этом заканчивается один цикл.

Выполните еще несколько циклов, в зависимости от имеющегося времени. Затем переходите к заключительной стадии.

Стадия 5: тонкая джапа

Снова выберите любую чакру; для большинства людей лучше всего подходит бхрумадхья (межбровный центр). Продолжайте мысленное повторение ОМ, согласованное с дыханием, но теперь не нужно осознавать дыхание. Осознавайте только мантру и психический центр.

Ощущайте, как «О» и «М‑М‑М‑М» звучат в выбранном центре. Продолжайте действовать таким образом как можно дольше. Это приведет к глубокой интроспекции и расслаблению ума. На этом завершается практика.

 

Продолжительность

 

Уделяйте выполнению каждой стадии примерно одну пятую часть времени вашей практики. То есть если вы занимаетесь двадцать пять минут, то посвящайте каждой стадии пять минут; если вы выполняете часовую программу практики, то уделяйте каждой стадии двенадцать минут.

 

Осознание

 

Остро осознавайте свое дыхание, мантру и психический центр.

 

Благотворное действие

 

Эта практика снимает умственное напряжение и делает восприятие интроспективным, острым и сосредоточенным. Она может вести к дхьяне (медитации). Кроме того, чатуртха пранаяма очень полезна в качестве подготовительной практики для крийя‑йоги, поскольку она развивает чувствительность к чакрам и позвоночному каналу.

 

Тема 5

Йога‑нидра (Часть 4)

 

Большинство благотворных эффектов йога‑нидры невозможно измерить научными приборами. Это особенно справедливо в отношении глубоких изменений, происходящих в уме. Однако различными научными тестами были обнаружены и измерены следующие физиологические изменения, происходящие в организме во время практики йога‑нидры:

Дыхание. Происходит резкое снижение потребностей организма в кислороде. Это следствие замедления обмена веществ. Частота дыхания также снижается — имеет место медленное глубокое дыхание вместо быстрого поверхностного дыхания.

Частота сердечных сокращений. Наблюдается значительное замедление сердцебиения. И систолическое, и диастолическое артериальное давление резко снижается.

Волновая биоэлектрическая активность мозга. Наблюдается измеримое снижение частоты волновой активности мозга, в основном, за счет перехода от бета‑активности к альфа‑активности. Известно, что альфа‑волны связаны с расслаблением, спокойствием и ощущением благополучия. Кроме того, у людей, выполняющих йога‑нидру, время от времени появляется и более низкочастотная тета‑волновая активность. Это говорит о еще более глубоком расслаблении и, возможно, о медитации.[335]

Симпатическая нервная система. Происходит заметное снижение активности симпатической нервной системы. Обычно эта активность бывает связана со стрессом, страхом и чрезмерным возбуждением ума и тела.

Уровень лактата в крови. Научно показано, что концентрация молочной кислоты в крови коррелируют со стрессом. Во время практики йога‑нидры наблюдается разительное и легко измеримое снижение уровня лактата в крови.

Существуют и различные другие физиологические изменения в организме, например изменение кожно‑гальванической реакции (электрического сопротивления кожи). Эти изменения могут происходить в глубоком сне, но для этого требуется несколько часов. Йога‑нидра вызывает более глубокое состояние расслабления, благодаря чему эти благотворные изменения происходят за более короткое время.

В будущем необходимо провести систематическое исследование действия йога‑нидры. Важной областью исследований должно быть воздействие йога‑нидры на эндокринные железы. Кроме того, необходимо сфотографировать человека с помощью метода Кирлиан сначала перед практикой йога‑нидры, затем во время практики и после ее завершения. Это ясно покажет изменения, происходящие в праническом теле, включая расширение ауры. Многие люди по собственному опыту знают, что это происходит, однако научное доказательство было бы очень ценным.

 

Йога‑нидра как метод исцеления

 

Мы считаем, что йога‑нидра представляет собой метод, который следует более широко применять в больницах. Его можно использовать для успокоения пациентов и для ускорения выздоровления от различных заболеваний за счет активации самоисцеляющих функций организма. Например, ее можно применять для лечения различных недугов: астмы, диабета, головной боли, мигрени, заикания, нейрофизиологических расстройств типа неврастении, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонии, ревматизма, рака, гормональных нарушений и связанных с ними болезней, и всех видов половых расстройств.

Возможности почти беспредельны. Йога‑нидра может помогать почти при любых болезнях.

Кроме того, ее можно использовать в следующих случаях:

1. При беременности: для расслабления тела и ума, чтобы сделать роды более легкими и гладкими.

2. При болях: йога‑нидра полезна для снижения чувствительности к боли при несчастных случаях или таких болезнях, как рак.

3. При хирургических операциях: йога‑нидру можно использовать как метод местной анестезии при некоторых хирургических операциях. В частности, в Болгарии этот метод уже успешно применялся при лечении зубов, незначительных разрезах и даже при полостной хирургии.

Причиной различных заболеваний бывают утомление и напряженность. Секрет самоисцеления заключается в эмоциональном и умственном расслаблении. Поэтому йога‑нидра облегчает излечение огромного числа недугов.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!