Техника 1: предварительная практика
Эта практика включает в себя предварительное расслабление тела и ума, которое уже было подробно описано в нашем предыдущем обсуждении, названном «Искусство и наука расслабления»[272].
Программа ежедневных занятий
Мы познакомили вас с двумя новыми крийями — шамбхави и амрит пан. Если у вас достаточно времени, включите их в программу 1; при недостатке времени опустите их и взамен выполняйте программы 2, 3 или 4.
Если вы живете в жарком климате, то попробуйте одну из трех описанных нами охлаждающих техник — шиткари и шитали пранаяму и каки мудру.
Постарайтесь освоить две новых асаны — ардха баддха падмоттанасана и ватаянасану. Их можно делать в любое время и в любом месте.
Мы считаем йога‑нидру одной из самых полезных практик йоги. Ее могут практиковать все — молодые и старые, здоровые и больные. Она не требует трудной сидячей позы. Если вы до сих пор не знакомы с этой практикой, мы рекомендуем вам начать ее делать.
Программа 1: продолжительность 134 минуты— расширенная практика крийя‑йоги
Программа 2: укороченная практика крийя‑йоги в соответствии с имеющимся временем
Делайте столько практик, перечисленных выше в программе 1, сколько успеете, выполняя их по очереди, начиная с крийи № 1.
Программа 3: продолжительность 60 минут, для общеоздоровительных целей
Программа 4: продолжительность 30 минут, для общеоздоровительных целей
|
|
Урок 34
Когда санкальпа и викальпа искореняются, кармы больше не влияют, а желания и иллюзии устраняются непрерывной практикой — только тогда возникает состояние вечного блаженства йога‑нидры. Состояние, отличное от трех основных состояний, переживаемое йогами путем расслабления, называется турийя; тогда сияет только вездесущая нидра в форме чистого сознания. Поэтому всегда наслаждайся той нидрой, которая не является формой пракрити, но представляет собой проявленную форму пуруши.
Адишанкарачарья, Йогатаравали 25/26
Тема 1
Крийя‑йога. Практика
Чакра Бхедан (крийя № 14)
Слово чакра означает «психический центр», а бхедан означает «пронзать». Название практики чакра бхедан можно перевести как «пронзание психических центров». Это четырнадцатая крийя, которая следует сразу после амрит пан[273].
Рассогласованное осознание дыхания
В большинстве практик крийя‑йоги, которые мы до сих пор описывали, дыхание согласовывается с осознанием психических каналов арохан и аварохан. То есть при вдохе осознание движется вверх по переднему каналу арохан, а при выдохе оно движется вниз по позвоночному каналу аварохан. Отличительная особенность чакра бхедан состоит в том, что дыхание не полностью согласовывается с осознанием этих двух психических каналов. Вместо этого между дыханием и осознанием имеется такое взаимоотношение:
|
|
При вдохе осознание движется вниз от свадхистханы к муладхаре, а затем вверх по переднему каналу арохан к вишуддхи, по очереди проходя через промежуточные центры кшетрам.
При выдохе осознание движется вверх от вишуддхи к бинду, а затем вниз по позвоночному каналу аварохан, по очереди проходя через промежуточные чакры. Осознание перемещается по кругу через оба психических канала, но слегка не в фазе с дыханием.
Сидячее положение
Лучшие сидячие позы — это падмасана, сиддхасана или сиддха йони асана. Если вы не можете выполнять эти асаны, то подойдет любая другая удобная сидячая асана[274]. Лучше всего оставаться в той же асане, что использовалась для предыдущей крийи.
Непрерывность
Закончив предыдущую крийю — амрит пан, — сразу же начинайте чакра бхедан. Не меняйте положения тела и не позволяйте уму блуждать.
Техника выполнения
Оставайтесь в своей сидячей позе, держа голову вертикально, лицом вперед. Держите глаза закрытыми.
|
|
Продолжайте выполнять кхечари мудру и уджайи пранаяму[275]. Сделайте выдох.
Зафиксируйте свое осознание на свадхистхана чакре в позвоночном канале аварохан.
Затем, на вдохе, перемещайте свое осознание вниз от свадхистхана чакры к муладхара чакре.
Затем двигайтесь вверх через следующие центры кшетрам в передней части тела: свадхистхана манипура анахата вишуддхи
Весь этот процесс показан на рис. 1 выше.
По очереди осознавайте каждый центр и ощущайте, как их пронзает дыхание.
Не останавливайтесь ни на каком центре.
Пусть ваши осознание и дыхание будут подобны длинной тонкой нити.
Вдох заканчивается в точке вишуддхи кшетрам.
Немедленно начинайте выдох с движением осознания вверх к бинду... а затем вниз через следующие чакры в позвоночнике: аджна вишуддхи анахата манипура свадхистхана
Весь процесс изображен на рис. 2.
Выдох должен заканчиваться в свадхистхана чакре.
На этом кончается первый круг.
Сразу же начинайте второй круг.
Вдыхайте от свадхистханы к муладхаре, а затем вверх по переднему каналу.
Ваши дыхание и осознание должны непрерывно двигаться по кругу.
|
|
Выполните 59 полных кругов.
Дыхание
В течение всей практики выполняйте уджайи пранаяму.
Дыхание должно быть рассогласовано с осознанием психических каналов, как описано выше.
Осознание
Осознавайте непрерывный поток дыхания, движущийся через психические каналы арохан и аварохан и пронзающий чакры и центры кшетрам.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!