Типология писателей по Овсянико-Куликовскому

Психологичские метод

Литература:

Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999.

Овсянико-Куликовский Д.Н, Наблюдательный и экспериментальные методы в искусстве / Собрание сочинений, Том 4, СПб, 1914 г., с. 99-100. http://vikent.ru/author/1774/

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962—1978.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

Психологический метод – рассмотрение искусства как результата неких психических процессов, протекающих внутри человека. Эстетические явления соотносятся с психическими процессами у автора и читателя.

Ключевые слова: вдохновение, психология творчества, дионисийское и аполлоническое начало, художник-наблюдатель, художник экспериментатор.

Психологическая школа развивала идеи культурно-исторической школы и принципы биографического метода О. Сент-Бёва, особенно их интерес к индивидуальной психологии автора и стремилась опереться на психологию как точную науку. А.А. Потебня и его ученики Д.Н. Овсянико-Куликовский (труд «История русской интеллигенции», 1906-1907), А. Горнфельд и другие изучали психологию творчества и на первый план выдвигали творческую личность, исследовали категорию вдохновения. В 1920-е гг. эта школа трансформировалась в школы интуитивизма и психоанализа; ее традиции продолжены в трудах поэта-эмигранта В. Ходасевича.

ПСИХОЛО́ГИЯ ТВО́РЧЕСТВА литературного — научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания худож. произведения в динамике — от возникновения замысла до полного завершения. Проблематика психологии худож. творчества основывается на общем исходном понимании творчества как созидания новых оригинальных культурных ценностей и дифференцируется в зависимости от различных видов творч. деятельности. Лит. творчество может быть объектом изучения психологич. науки как таковой, служа, наряду с др. видами психич. деятельности человека, материалом для собственно психологич. исследований. П. т., в отличие от общей психологии, изучает процессы отражения писателем действительности, их воплощение в специфич., художественной форме, используя при этом методологич. принципы не только психологии, но также лит-ведения, эстетики и др. сопредельных дисциплин. Т. о., П. т. развивается на стыке разл. наук, посвящ. изучению творящего субъекта и продуктов его деятельности. Теоретически П. т. позволяет раскрыть нек-рые закономерности творч. процесса, секреты творч. лаборатории; практически — совершенствовать литературный профессионализм и мастерство писателей, помогая им осознавать «стратегию творчества».

 В античности наметилась двоякая трактовка природы творчества: у Платона творчество — священное вдохновение и одержимость, ниспосланные свыше и не зависящие от разума и мастерства поэта; по Аристотелю, поэт, изображая действительность, опирается на худож. опыт и следует определ. принципам, осознанному замыслу.

До сер. 19 в. разработка проблем П. т. велась в рамках др. дисциплин — философии, эстетики, лит-ведения, искусствознания и т. д. Во 2-й пол. и особенно в конце 19 в. вопросы П. т. становятся частью психологии, как самостоят. науки, и связываются с различными психологич. школами (см., напр., Психологическая школа в литературоведении). Своеобразную популярность приобрели «невропатические» концепции (Ч. Ломброзо и М. Нордау), усматривавшие первоистоки творчества и «гениальности» в болезненных отклонениях, психологич. аномалиях и перерождениях.

Материал для изучения П. т. — это прежде всего деятельность писателя, зафиксированная всем его наследием, включая законч. произв., черновые рукописи и все подготовит. материалы, его дневники, письма, а также свидетельства современников. Для изучения творч. процесса в его динамике особую ценность представляют рукописи писателя, отражающие разные фазы работ над произведением. В отличие от распространенного в лит-ведении жанра творческой истории, где ставятся цели преим. историко-литературные, исследование по рукописям истории создания произведения с т. з. П. т. преследует теоретич. задачу — понять закономерности худож. мышления писателя, динамики и внутренней концепционности творч. процесса. Для этого необходимо сочетать принципы текстологии с принципами П. т.

Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения, подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению и реализации замысла или идеи произведения искусства, научной и технической мысли. При кажущейся спонтанности, вдохновение, как правило, является результатом напряженной умственной работы.(псих. словарь)

ВДОХНОВЕНИЕ — означает ту степень творческого возбуждения, когда человек чувствует себя как бы совсем исторгнутым из области впечатлений жизни и вовлеченным в круг иных переживаний. Специфические оттенки отличают вдохновение в зависимости от различных видов искусства. Так, в литературе можно определенно выделять вдохновение беллетриста (прозаика) и вдохновение поэта (стихотворца). Для первого — беллетриста — характерно то, что его начинают как бы преследовать, обступать образы и картины событий. Такого рода признания оставил, напр., Тургенев, который говорил, что у него единственное средство отделаться от этих образов — начать писать. И Гончаров говорит: «Лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки из разговоров, — и мне часто казалось, прости, господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться». Он же по поводу своего романа «Обрыв»: «Как только я, приехал на Волгу, на меня, как будто сон, налетел весь план романа». Для поэта стихотворца вдохновение видоизменяется в силу большего значения звуков и ритма речи. Так, Пушкин говорил: «Душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит и ищет, как во сне, излиться, наконец, свободным проявленьем». И еще о поэте в состоянии того же лирического вдохновения Пушкин опять сказал: «И звуков, и смятенья полн». Но, конечно, и для поэта-стихотворца сон звуков неразлучен со сном видений, о которых тоже часто говорит Пушкин.( Иосиф Эйгес.)

Типология писателей по Овсянико-Куликовскому

Разделив - в духе Э. Золя - искусство на «наблюдательное» и «экспериментальное» Овсянико-Куликовский приписывает последнему «нарочитый подбор черт» и «особое освещение образам», в то время как в первом, по его словам, даётся «по возможности правдивое воспроизведение действительности», картина освещается «так, как освещена сама действительность».

Если художник-экспериментатор « делает своего рода опыты над действительностью », то художник-наблюдатель изучает её и, давая выход своим наблюдениям и изучениям, старается « соблюдать пропорции ».

Примеряя свою теорию к конкретным литературным образцам, Овсянико-Куликовский пишет: «Истинный художник-экспериментатор (например, у нас Гоголь, Достоевский, Глеб Успенский, Чехов) производит свои опыты не иначе как на основе близкого и внимательного изучения жизни, которое, конечно, немыслимо без широких и разносторонних наблюдений. Иначе говоря, художник-экспериментатор является в то же время и наблюдателем. Но в отличие от художников наблюдателей в тесном смысле он в своем творчестве не даёт полного выражения своим наблюдениям, а только пользуется ими как средством или пособием для того, чтобы правильно поставить и повести свои опыты. При всём том, однако, в их созданиях мы всегда находим массу черт, указывающих на то, что экспериментатор был в то же время и тонким, вдумчивым наблюдателем жизни в её многоразличных проявлениях»

Типология Ницше

В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы. Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он —источник света, носитель божественного откровения: "Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее". Дионис же, напротив — олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал.

Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, "в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость "иллюзии", вместе со всей ее красотой". Дионис символизирует ужас и восторг: "чудовищный ужас", охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и "блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы", когда нарушен принцип индивидуализма, "разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и "дерзкой модой".., каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним".

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало

— рациональное          

— мера, золотая середина

— иллюзорно-оптимистическое          

— состояние покоя      

— индивидуальность  

ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало

— иррациональное

— безмерное буйство

— трагико-героическое

— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность

— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как "аполлоническое" и "дионисическое". Эти начала прорываются из самой природы "без посредства художника-человека". Человек в концепции Ф. Ницше - только "подражатель" и проводник имеющихся в природе сил: "...каждый художник является только "подражателем" и при том либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец, ... одновременно художником и опьянения и сна". С этим связана противоположность искусства пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим).

"Аполлонический" образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. "Дионисический" порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьякения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.

Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как рашичие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: "аполлонического" и "дионисического". Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, ".. как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении.

Плюсы метода:

-помогает понять, как явления действительности приломились в авторском сознании и отразились в его произведении;

-позволяет раскрыть некоторые закономерности творч. процесса.

Минусы метода:

- не рассматривает произведение с точки зрения его художественной значимости.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!