Основные задачи танцевальной терапии
1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны «двигательного репертуара» каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому из клиентов лучше всего.
2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом « Я ».
3. Создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
4. Помощь членам группы в налаживании контакта с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.
5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс -- «магическое кольцо».
|
|
Помимо вышеперечисленных решаются также и следующие задачи:
- повышение двигательной активности;
- коммуникативного тренинга и организации;
- социотерапевтического общения;
- получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов клиента и его самопознания;
- раскрепощения клиента.
Виды, техники и этапы танцевальной терапии
Виды танцевальной терапии таковы
· индивидуальная;
· диадная (парная);
· терапия в малых группах;
· групповая.
Наиболее часто встречается на сегодняшний день групповая форма работы, которая отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии. Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы заключается в следующем.
1. Танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания).
2. Использование танцевально-двигательных техник позволяет:
- провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мышечные зажимы, проблемные зоны);
|
|
- снять напряжение (первичное -- в начале группы или постоянное, принесенное на группу из социальной жизни);
- приобрести новые паттерны движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми посредством изучения себя и подражания другим;
- изменить стиль общения с окружающими;
- научиться осознавать свои и чужие желания, чувства, поступки, посредством анализа движений;
- достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности психологической поддержки.
3. Изменение движений приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие, происходит изменение установок, стереотипов коммуникаций.
Групповая или индивидуальная танцедвигательная терапия?
Иногда люди спрашивают, что эффективнее - групповые или индивидуальные занятия? Эффективно и то, и другое. Выбор формы работы зависит от запроса, немаловажную роль играют финансовые возможности клиента. Терапевт также может рекомендовать наилучший в данный момент способ работы.
В индивидуальной работе фокус внимания направлен на исследование внутреннего мира клиента и его отражение в теле, позах, движениях и поведении в жизни. Терапевт помогает установить связь между движениями клиента и его чувствами, мыслями и воспоминаниями. Здесь происходит глубокая внутриличностная работа.
|
|
В групповой работе дополнительное внимание может уделяться вопросам отношений с другими людьми. Группа может выступать в качестве некой модели общества, где участники могут максимально осознать свои чувства, мысли и поведение в отношениях с другими людьми, а также в безопасной атмосфере исследовать и закреплять изменения.
Количество сессий, как в групповой, так и индивидуальной работе, очень разнообразно. Это зависит от запроса, то есть целей, задач, которые ставит перед собой человек. Но обычно для достижения первых устойчивых результатов необходимо 7-12 встреч. Наиболее эффективны еженедельные сессии.
Техники танцевальной терапии
1. Спонтанный, неструктурированный танец. Одним из основных методов танцевальной психотерапии является использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений.
|
|
2. Круговой танец. Использование кругового танца занимает в танцевальной терапии особое место. В силу того, что круговой танец -- это исторически первая форма танца, в мифологическом сознании первобытного человека сопряженная с определенными культами. В психотерапевтическом процессе круговой групповой танец выполняет такие функции: снижения тревожности и сопротивления; возникновения чувств общности, сопричастности; развития внутригруппового единства и межличностных отношений
3. Аутентичное движение. Аутентичное движение, с одной стороны, считается одним из методических приемов танцевальной терапии, который представляет собой внутренне направленные движения, во время выполнения которых терапевт выступает в роли наблюдателя, а с другой стороны, двигательной практикой, используемой вне терапевтического контекста. Метод аутентичного движения способствует выражению разнообразных аспектов личности, как сознательных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания. В рамках групповой работы в качестве наблюдателя могут выступать психолог, отдельные участники группы или группа участников в целом.
Различие между направлениями танцевальной психотерапии состоит в расстановке акцентов на следующих целях:
• наиболее полное самовыражение личности;
• стимуляция творческого начала личности;
• катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений;
• создание более положительного образа тела у участников группы. Принятие тела;
• развитие экспрессивного репертуара участников группы по пути гармонизации, астереотипизации, индивидуализации. Расширение сферы осознания членами группы своего тела;
• становление более индивидуализированного самовосприятия;
• развитие членов группы как субъектов невербального общения;
• коррекция системы отношений личности;
• коррекция отношений в группе.
Реализация поставленных целей в танцевальной терапии достигается с помощью следующих методических приемов:
• использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения отношений;
• целенаправленный выбор музыки (как терапевтом, так и самими участниками);
• кинестетическая эмпатия;
• ритмическая синхронизация,
• экспериментирование с движением;
• работа с «мышечным панцирем»;
• целенаправленный выбор темы танцевального упражнения;
• обратная связь.
Помимо рассмотренных выше методов танцевальной терапии, к ней иногда относят методы контактной импровизации.
Упражнения по контактной импровизации и композиции являются простым и наглядным обучением метаструктурам взаимодействия: присоединению, противодействию (контрасту) и комплементарности (дополнительности). Упражнения на групповую импровизацию развивают целостное видение ситуации в динамике и своего места в ней. Многие упражнения направлены на то, чтобы сохранять определенное состояние в меняющихся условиях и этот навык сохранения состояния достаточно легко переносится на жизненные ситуации.
Главной задачей является освобождение пациентов от негативного опыта и комплексов, связанных с недооценкой, боязнью или бесчувственностью своего тела, через реализацию сверхзадачи — «возврата» к собственному телу, его обретения. Кроме этой главной задачи достигается также освобождение суставов и мышц от боли и напряжения, а также улучшение работы тела во всех возможных жизненных ситуациях. Чаще всего контактная импровизация является последовательностью импровизированных движений, как правило, из арсенала авангардистского танца. Эта последовательность возникает в результате интуитивного взаимодействия двух или более танцоров с целью исследования изменения динамики движения между ними.
Этапы танцевальной терапии
Первый этап занимает несколько минут. Обычно на нем проводится разминка, помогающая каждому участнику подготовить свое тело к работе. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов).
На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т. д.
На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет. Он создает обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы. Обычная продолжительность занятия - 40-50 минут. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек.
Спорным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и/или танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение.
Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой огромной силы, что лишают нас сомнений относительно их уместности в концепции интегративной арт-терапии. Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой, именно она в основном занимается движениями мышц органов, неподконтрольных сознанию структур. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!