Кончина мира. Всеобщий суд. Его действительность. Образ совершения всеобщего суда.



В учении о кончине мира православное догматическое богословие различает между благодатным царством Христовым, которое есть святая Церковь, именуемая так потому, что она есть собрание не святых, а освящаемых, нуждающихся для духовного возрастания в Божественной благодати, и Царством славы, которое откроется вместе с кончиной мира и в котором Господь будет вечно царствовать вместе с Отцом и Святым Духом.

В тот же день, когда произойдет воскресение мертвых и совершится Последний суд, будет иметь место и кончина мира (см.: Мф.13:39—40, 49, 24:29; 2 Пет.3:7).

Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Однако, с точки зрения своей сущности и образа, этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование и обновление. По учению Божественного Откровения (см.: Рим.8:1921) и древних отцов Церкви, кончина мира будет находиться в тесной связи с Всеобщим судом. Последний суд завершает дело восстановления падшего человека, а потому означает и окончательное освобождение всей твари от гибельных последствий человеческого греха. Собственно, кончина мира и будет означать его обновление, после которого тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:21).

Частный суд, которому подвергается всякий человек после своей смерти, не является полным и окончательным. Эта неполнота и незаконченность выражаются в том, что после частного суда

а) мздовоздаяние получает только душа, без всякого участия тела;

б) как праведники, так и грешники находятся в состоянии лишь предначатия или предвкушения того блаженства или мучения, которое они заслужили;

в) для грешников, по крайней мере некоторых, сохраняется возможность облегчения своей участи и даже полного освобождения от уз ада по молитвам Церкви. Указанные выше обстоятельства убеждают в том, что в будущем будет иметь место иной суд, уже полный и окончательный.

Образ будущего суда достаточно подробно представлен в Священном Писании.

В осуществлении суда будут участвовать также

а) ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф.13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф.13:49);

б) апостолы, которым Господь сказал: ...сядете на престолах — судить двенадцать колен Израилевых (Лк.22:30); в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор.6:2). Последний суд будет носить всеобщий характер (см.: Деян.17:31). В качестве подсудимых на этом суде будут выступать:

а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово (2 Кор.5:10);

б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах... на суд великого дня (Иуд.1:6). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (см.: 1 Кор.6:3) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут:

а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор.5:10);

б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф.12:36—37);

в) намерения сердечные (Евр.4:12), которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке (1 Кор.4:5).

Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (см.: Лк.12:48) и с учетом внешних условий его жизни (см.: Мф.11:21— 23), ибо нет лицеприятия у Бога (см.: Рим.2:11). Приговор (см.: Мф.25:32—46) будет приведен в исполнение ангелами (см.: Мф.13:42, 50). Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер (см.: Мф.25:46). Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:

а) исследование правоты или виновности подсудимого;

б) произнесение над ним приговора. Бог, как всеведущий Судия, не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния.

Также и приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!