Современные концепции социологических изменений. Работы П.Штомпки.



В современной социологии выделяют следующие концепции социальных изменений:

1) Теории эволюционного развития общества (социальный эволюционизм).

2) Теории революционного развития общества (социальный революционизм).

3) Циклические теории (теории культурно-исторических типов).

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, солнечной системы, Земли.

Одним из первых теоретиков социального эволюционизма был английский социолог Герберт Спенсер. В социологии Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма 19 в. – идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к сложному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от нечетко интегрированного к строго интегрированному.

В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное движение общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.

 Первую попытку создания такой теории предпринял Ф. Тённис. Он разграничивает понятия «община» (гемейншафт) и «общество» (гезельшафт).

 

Основными составляющими теоретической модели П.Штомпки являются четыре категории: структуры, деятели (агенты), дея­тельность, действие.

 Уже здесь не трудно обнаружить определенное сходство с "дуальностью" структуры Гидденса, по край­ней мере, в стремлении соединить два узловых понятия: струк­туру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументации) П.Штомпки приобретает иную направленность.

Главным становится анализ взаимодействия структур друг с другом по отношению к субъектам действия.

Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно).

Польский социолог говорит о трех формах неза­висимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательности.

Прин­цип инерции означает, что "обычно предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикаль­ных поворотов (например, в странах "реального социализма" в течение долгого времени типичной реакцией на экономические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели пере­ход от планируемой к рыночно-ориентированной экономике...)".

Принцип момента состоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны ин­вестиции в какую-то определенную сферу экономики, это влечет за собой и инвестиции в другие сферы, с ней связанные).

 На­конец, принцип последовательности заключается в том, что "следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены (нап­ример, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)".

 Все эти примеры П.Штомпка приводит для того, чтобы показать: структуры в обществе могут проя­вить себя относительно индивидов самым неожиданным образом.

 

Несмотря на то, что структуры независимы от агентов и в этом смысле могут "вести себя" неожиданным образом, они не в состоянии существовать без субъектов деятельности.

В свою оче­редь, сами агенты в реальной действительности обязательно включены в структуры.

"Мы, - пишет П.Штомпка, - не найдем ни од­ного примера в общественной жизни, в котором не было бы сли­яния структур и агентов, операций и действия. Покажите мне агента, который не встроен в какую-нибудь структуру, или структуру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет безагентных структур".

В этом контексте польского социо­лога поражает мудрость сентенции, приписываемой Ч.Кули: "Личность и общество - близнецы-братья".

То, что было сказано, - лишь исходный момент модели со­циального становления, разработанной П.Штомпкой.

Чтобы она "не повисла в воздухе", социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный "контейнер", в котором "помещается" социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структуры.

 Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на об­щество не только извне, но и изнутри - через биологическую конституцию и генетический багаж популяции.

Что касается второй среды - сознания, среды мыслей, верований, идей, то оно (П.Штомпка рассматривает сознание в трех видах - как индивиду­альное, коллективное и социальное) не только воздействует на практику, но и является "посредником" между природной средой и человеком (обществом).

Наконец, еще один элемент модели социального становле­ния, без которого ее нельзя понять, - фактор времени.

 Как пи­шет П.Штомпка, "и природа, и сознание вступают во взаимоотно­шения с обществом, которое формирует и формируется одновре­менно.

 Несмотря на эту одновременность, ис­торический процесс рассматривается им как смена различных временных точек самопреобразования общества. Схематично со­циолог предлагает пять таких точек: общество в далеком прош­лом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, об­щество в будущем, общество в отдаленном будущем.

Процесс исторического развития осуществляется, согласно модели социального становления, благодаря наличию четырех типов причинных узлов: структурных воздействий, способностей субъектов, "очеловеченной природы", видоизменяющегося созна­ния.

 Эти узлы и составляют, по мнению П.Штомпки, механизм со­циального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необхо­дим. История имеет множество альтернативных путей развития.

Рассматривая исторические изменения, польский социолог доказывает, что они "охватывают не только действия и практи­ку, не только природу и сознание, но и связи между всеми ни­ми, способы, которыми они объединяются и своими действиями порождают социальную динамику".

Таким образом, к своей моде­ли П.Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: "дело не только в том, что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изме­няет свой облик в ходе истории".

Завершая анализ концепции социального изменения П.Штомп­ки, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер.

Социолог видит в качестве общего знаменателя основных тенденций исторического процесса расту­щий контроль над природной средой, управление ею и обособле­ние от нее.

Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребностям людей, с другой - стремится к собственной защите от негативного воздействия природы.

Что касается сознания, то, благодаря росту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и других продуктов "ложного соз­нания", становится возможным точнее предвидеть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.

 

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 837; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!