Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация.



Концепция модернизации. Дословно это означает осовременивание, т.е. осуществление изменений в направлении и в сторону современных объективных требований общественного развития.

Согласно Ш.Эйзенштадту, модернизация представляет собой своеобразный “вызов”, на который каждое общество дает “ответ” в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в его достоянии в результате длительного развития. Модернизация

В социологии под термином “модернизация” подразумевается переход от традиционного аграрного общества к светскому, городскому и индустриальному обществу.

Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предыстории, можно подразделить на три общих этапа. На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин. На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации. Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру.

Модернизация и индустриализация

Как известно, переход от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией. Модернизация означает появление индустриального общества с динамичной высокодифференцированной организацией и сложной многослойной культурой. Модернизация охватывает более широкие процессы, чем индустриализация или даже возникновение капитализма. Основной смысл модернизации традиционных обществ состоит в увеличении независимости индивида, т.е. в освобождении личности.

Современное общество – это индустриальное общество. Модернизация общества прежде всего предполагает его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности, могут быть соотнесены с тем рядом перемен, который два столетия назад вызвал к жизни индустриальный тип общества. Это дает возможность предполагать, что термины “индустриализация” и “индустриальное общество” имеют не только экономическое и технологическое значение. Индустриализация – это стиль жизни, охватывающий глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всесторонней индустриальной трансформации.

Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс. Исторически период модернизации следует исчислять столетиями, хотя можно привести и примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация – это не раз и навсегда достигнутое состояние. Очевидно, в ткань современных обществ вплетен динамический принцип, не дающий обществам достигнуть равновесия. Развитие обществ всегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всегда существуют “отстающие” регионы и “периферийные” группы. Они составляют источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано не только с внутренним развитием отдельных государств. Оно наблюдается во всемирном масштабе, по мере того как модернизация выходит за первоначальные рамки западных стран и начинает продвижение по всему земному шару. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элемент нестабильности в мировую государственную систему.

Модернизация имеет две основные фазы.

До определенного момента своего развития процесс модернизации сохраняет институты и ценности общества и вовлекает их в то, что обычно рассматривается как прогрессивное движение к совершенствованию. Начальное сопротивление процессу модернизации может быть резким и продолжительным, однако обычно оно обречено на провал. После достижения определенной точки в своем развитии модернизация начинает вызывать все большее недовольство. Это частично объясняется завышенными ожиданиями населения, которые были спровоцированы быстрыми первоначальными успехами и динамизмом современного общества. Группы имеют тенденцию предъявлять обществу повышенные требования, которым становится все труднее и труднее соответствовать.

Достигнув ускоренного уровня и мировых масштабов, модернизация вызывает новые социальные и материальные проблемы; они могут стать угрозой для тех принципов роста и расширения, на которых и базируется современное общество. Во время этой, второй фазы современные общества оказываются лицом к лицу с рядом новых проблем, решить которые традиционным национальным государствам часто оказывается не по силам. Но в мире преобладает система именно таких суверенных национальных государств с неодинаковым развитием и конфликтующими интересами.

Однако суть современного общества составляют вызов и ответная реакция на него. При рассмотрении природы и развития современного общества на первое место все-таки выходят не трудности и опасности, а тот успех, с которым современному обществу удалось осуществить самую кардинальную и далеко идущую революцию в истории человечества.

Первичная и вторичная модернизация

Первичная модернизация включает в себя эпоху первой промышленной революции и провозглашения равных гражданских прав. Она проходит в тех странах, которые находятся в окружении феодальных государств. По сути дела первичная модернизация решает классические проблемы становления капитализма, сопровождающегося социально-культурной эволюцией. Вторичная модернизация касается в основном стран, отставших в своем развитии, и протекает при наличии социально-экономических и культурных образцов в форме развитых индустриальных обществ. В этом случае проблема модернизации традиционного общества решается под непосредственным воздействием индустриального общества. Начиная с 70-х гг. XX в. для теоретиков модернизации становится ясным, что вторичная модернизация в условиях господства на мировом рынке индустриально развитых держав невозможна путем первоначального накопления и постепенного капиталистического развития. Главным организатором вторичной модернизации является государство, что ставит на первый план проблемы государственной власти и политических элит, формирующих "диктатуры развития". Государство в этом случае силой навязывает массам определенную модель превращения традиционного общества в индустриальное.

Литература

Основная

1. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце ХХ века. - М., 1999.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М, 2000.
3. Качанов Ю. Л. Начало социологии. - СПб., 2000.
4. Качанов Ю.Л. Социология социологии. - СПб., 2000.
5. Социология: Учебное пособие. - Стврополь, 2002.

Дополнительная

1. Авраамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности // Общественные науки и современность. 1998. № 4.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
3. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
4. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. - М., 2000.
5. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. № 6.
6. Динамика ценностей в реформируемой России /Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. - М. 1996.
7. Дмитриев М.Э. Социальные реформы в России: итоги и ближайшие перспективы // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
8. Золотухина-Аболина Е.В. Рациональное и ценностное // Проблемы регуляции сознания. - Ростов н/Д., 1988.
9. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
10. Коломийцев В. Цивилизация ХХI в. Некоторые современные концепции // Свободная мысль. 1996. № 11.
11. Краткий социологический словарь - М., 1988.
12. Кризисный социум. Наше общество в трёх измерениях / Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. - М., 1994.
13. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. № 2.
14. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. № 5.
15. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.
16. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. - М., 2000.
17. Лекторский В.М. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6.
18. Магун В.С. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
19. Манченко А.П. Социальная модернизация в современной России. - М., 2000.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Сочинения. В 46-ти т. - М., 1955. Т.3.
21. Маркузе Г. Одномерный человек. - Киев, 1995.
22. Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994.
23. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. - Ставрополь, 1995.
24. Менегетти А. Система и личность. - М., 1996.
25. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000.
26. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.
27. Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования. 1995. № 3.
28. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.
29. Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. (Очерки по истории философии и культуры). - М., 1991.
30. Тоффлер А. Футурошок. - СПб., 1997.
31. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1999.
32. Федотова В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. № 5.
33. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики // Вопросы философии. 2001. № 10.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 661; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!