Специфика формирования смертной казни в России



Дореволюционный период. На Руси и в русском уголовном праве смертная казнь, носившая форму кровной мести была пожалуй известна и распространена очень давно. Впервые смертная казнь была закреплена на Руси в 1389 году в Двинской уставной грамоте, составителем которой являлся Великий князь Московский - Василий Дмитриевич. Это наказание предусматривалось за кражу, совершённую в третий раз: "а уличат втретьи, ино повесити" (ст.5). Способ исполнения приговора определён не был. Так как законодатель, прежде всего, защищал имущественные права человека, то смертная казнь за убийство не предусматривалась, а сохранялось прежнее - более выгодное наказание - денежный выкуп, складывающийся из виры (шла в пользу княжеской казны) и головничества (шло родственникам потерпевшего), и который уплачивался убийцей[18].

До XVIII века число преступлений, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, неудержимо возрастало. Викторский С.К. и Шелкопляс Н.А. считают, что раз смертная казнь проникла в закон, то уже невозможно было сдержать развитие этого наказания. Плюс ко всему, факт применения смертной казни к виновным в таком относительно распространённом преступлении как кража, совершённая в третий раз и к лихим людям, способствовало привыканию населения к этому страшному наказанию, примирению с ним, хотя ранее это не было свойственно общественному правосознанию.

Говоря о России, принято считать, что в Псковской судной грамоте 1467 года смертной казнью карались следующие деяния:

§ государственная измена (крамола);

§ кража, совершённая в третий раз;

§ кража из церкви;

§ конокрадство;

§ поджог.

Следует обратить внимание на то, что и в этом перечне отсутствует убийство. Это вовсе не означает, что убийств не совершалось или совершалось очень мало, вероятнее всего, применять смертную казнь в данном случае было не так выгодно, как денежный выкуп, а, устанавливая высшую меру наказания за перечисленные деяния, вероятно, ставили задачу искоренить наиболее существенные преступления. Обычно, увеличение количества каких-либо преступлений закономерно влечёт за собой и депенализацию ответственности, поэтому, возможно, что преступления определённые в перечне как смертельно наказуемые, в тот исторический период, совершались повально чаще, чем преступления против жизни, что и повлекло такие законодательные феномены[19].

Продолжая историческое рассмотрение закрепления и применения смертной казни, нельзя обойти вниманием Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Перечень интересующих нас преступлений расширился и выглядел примерно так:

§ государственная измена ("крамола");

§ убийство своего господина;

§ супружеская измена;

§ разбой;

§ душегубство;

§ поднятие населения на восстание, бунт и т.п. ("подым");

§ сдача города неприятелю ("градская сдача");

§ подделка документов ("подписка");

§ подбрасывание поличного с целью обвинить кого-либо в краже или разбое ("подмёт");

§ поджог ("зажигательство");

§ другие преступления (всего не более пятнадцати).

В Судебниках не указываются способы исполнения смертных приговоров, только употребляется формулировка "казните смертной казнью", на практике же применялись и простые и квалифицированные способы.

В литературе способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий.

Затем принимается ряд Указов и Грамот, добавляющих в перечень новые деяния, наказываемые смертью. По мнению Шелкопляс Н.А. период с начала XV в. до конца XVI в. "характеризуется крупными изменениями во всей системе русского уголовного права…и является ключевым в развитии уголовных наказаний в России, так как именно тогда русское правосознание, веками осуждавшее смертную казнь, не только смирились с ней, но позволило применять её в широком масштабе"[20]. Причиной широкого применения смертных казней, помимо низкого правосознания общества и отвратительного отношения государства к личности человека, автор видит в обострении классовых противоречий, возникших вследствие окончательного закрепощения крестьян на фоне усиления их внеэкономического принуждения.

Инквизиционные процессы конца XV - начала XVI века свидетельствовали о том, что государственной власти нужна была сильная церковь, которая могла бы стать надёжным провожатым идеологии мощной верховной власти.

Законодательство конца XV - первой половины XVI века, отразившее уровень централизации Русского государства, закрепило фундаментальные изменения в определении законодателем понятия "ведомого лихого" как основания к применению смертной казни. В основу этого определения принималось во внимание не столько повторность (рецидивность) преступления, а, следовательно, и устойчивость преступника, сколько опасность по факту совершённого деяния для господствующей власти[21].

В Уложении 1649 г. смертной казнью карались особо опасные преступления против личности и собственности: убийство, отравление, поджог, повторный разбой, укрывательство опасных преступников, изнасилование ратными людьми, мучительство, торговля табаком. Всего смертная казнь могла быть назначена за 63 преступления. Уложение 1649 г. предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако правоприменительная практика не ограничивалась этими способами.

Происходит криминализация новых деяний (особенно против государства и церкви), усиливаются наказания за некоторые уже существующие. Многие, кто занимался исследованиями смертной казни (С. Викторский, Н.С. Таганцев, С. Загоскин и др.), связывали это с влиянием, которое оказало на русское законодательство литовское право (Статут Великого княжества Литовского 1588 года) и византийское право (Кормчая книга и Градские законы), конечно же, при участии церкви.

Последняя имела двойственные позиции относительно смертной казни: с одной стороны церковь, как носительница христианского вероучения, боролась за ограничение и отмену смертной казни, а с другой стороны, выполняя важнейшую функцию государства, она сама становилась зачинателем введения карательных мер в Российском законодательстве.

Важно отметить, что некоторые статьи Уложения содержали оценочные санкции, например, "чините наказание по рассмотрению", "чините жестокое наказание, что государь укажет", "чините наказание, смотря по вине", "бити кнутом нещадно". Такие санкции позволяли применять смертную казнь и в случаях, когда это не было прямо указано в законе, кроме того, длительное избиение кнутом на практике приводило к смерти приговорённого.

Способы смертной казни в Уложении подробно регламентировались. В зависимости от того, как относились к смертной казни - как к наказанию, которое должно причинять мучения и страдания или как к избавлению общества от преступника - закреплялись, соответственно, простые и квалифицированные способы исполнения смертных приговоров.

В России квалифицированные способы смертной казни применялись вплоть до XVIII в. Профессор Михлин А.С. приводит пример, когда "ещё в начале XIII в. киевские князья и высокопоставленные священнослужители казнили ...за хулу православной веры путём сожжения"[22]. Считалось, что огонь сжигает исходящее от провинившегося "зло". При этом основной целью было уничтожить нечистую силу. Это происходило и тогда, когда в российском законодательстве смертная казнь не была закреплена.

Отличился изобретением изощрённых, страшных и мучительных казней Иван IV (Грозный). То сажал на бочку с порохом и взрывал, говоря: "пусть сразу летят на небеса", то по его приказу зашивали человека в медвежью шкуру, а затем натравливали собак. Попеременно обливали человека холодной водой и кипятком, пока он не умирал, вырезали из живой кожи ремни либо вообще сдирали её полностью, разрубали человека на куски, кипятили в вине или масле, забивали камнями, - как только люди не проявляли здесь свои садистские наклонности.

По Воинским артикулам Петра I и другим уголовно-правовым актам этого времени смертная казнь предусматривалась в 123 случаях. Следует отметить жестокость способов исполнения смертной казни. Так, в XVII в. это были: отсечение головы, повешение, утопление, сожжение, залитие горла расплавленным металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др. Нужно отметить также, что смертные казни проводились публично, на городских площадях при большом стечении народа, сопровождающиеся торжественной обстановкой. В дальнейшем, после жесточайших петровских указов, российское законадательство о смертной казни развивалось иначе, когда проявились первые попытки отказаться от смертной казни. Нередко отмена смертной казни в уголовных уложениях не всегда вела к прекращению ее применения, и, наоборот, известны примеры ее полного фактического вымирания при ее существовании в законодательствах. Пример полной отмены смертной казни в законодательстве был дан Россией, где еще в 1744 году было сделано распоряжение императрицей Елизаветой о представлении ей на рассмотрение всех смертных приговоров, а 30 сентября 1754 года состоялся указ сената об отмене смертной казни и о замене ее пожизненными каторжными работами с клеймением преступника клеймом “вор” на лбу и щеках и вырезыванием ноздрей. То есть, попытки отменить смертную казнь происходили и в 18 в., но отмена смертной казни в действительности не совершилась. В 1787 году Екатерина II в своем манифесте, изданном по случаю 25-летия ее царствования, также предписывает всех осужденных к смертной казни не казнить, а сослать в каторгу. Но вопреки елизаветинским и екатерининским предписаниям смертные приговоры выносились и приводились в исполнение. Чего стоили только, например, массовые казни руководителей и участников пугачевского восстания (было казнено более 20 тысяч человек). При императоре Александре I шла разработка нового Уголовного уложения. Смертные казни применялись крайне редко. Всего было казнено за 25 лет 24 человека. При этом подавляющее большинство казней приходится на период Великой Отечественной войны 1812 г., когда приговоры к смертной казни выносились военно-полевыми судами. Уже при Николае I к смертной казни на основании Соборного уложения 1649 г. и Воинских артикулов Петра I были осуждены и казнены пять декабристов. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российской империи 1832 года. В соответствии с ним смертная казнь в России сохранялась, но применялась только в отношении трех категорий преступлений:

1) политических (когда оные, по особой их важности, предаются рассмотрению и решению верховного уголовного суда);

2) за нарушение карантинных правил (т. е. за так называемые карантинные преступления, совершенные во время эпидемий или сопряженные с совершением насилия над карантинной стражей либо карантинными учреждениями);

3) за воинские преступления.

 Предусматривалась смертная казнь и по уложению о наказаниях Уголовных и исправительных 1845 г. и по Уголовному уложению 1903 г. Нужно отметить, что количество выносимых смертных приговоров резко увеличилось после подавления первой русской революции в 1905 г.[23].

Массовое применение смертной казни в эти годы осуществлялась в основном внесудебными органами военно-полевыми судами, по решению губернаторов и главнокомандующих и т. д.

После свершения Февральской революции Временное правительство постановлением от 12 марта 1917 года отменило смертную казнь, правда не надолго. Уже в июле 1917 года она была восстановлена за убийство, разбой, измену, и некоторые воинские преступления.

Советский период. В период военного коммунизма из-за усиления террора со стороны свергнутых классов и, в частности, после покушения на В.И. Ленина, Совнарком издал декрет "О красном терроре", хотя на местах по инициативе народных масс красный террор стал практиковаться несколько раньше, как вынужденный ответ на белогвардейский террор и акты внутренней контрреволюции. Но террор не возвели в ранг основной меры репрессии, и уже в 1920 году выходит Постановление ВЦИК и СНК РСФСР об отмене смертной казни. Относительно террора В.И. Ленин в ноябре 1917 года говорил: "Нас упрекают, что мы применяем террор, но террор, какой применяли французские революционеры, которые гильотинировали безоружных людей, мы не применяем, и, надеюсь, не будем применять". Отвергая с самого начала террор и смертную казнь как методы борьбы, рабоче-крестьянская власть, всё-таки, прибегает к этим методам, чтобы не ставить под угрозу своё существование.

Одним из важнейших памятников истории уголовного права являются Руководящие начала, изданные 12 декабря 1919 года. Этот документ послужил первым актом кодификации норм советского уголовного права. Гуманизируя систему уголовных наказаний, Руководящие начала в ст.10 полностью отрицают принцип возмездия. Там закрепляется: "наказание должно быть целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных мучений и страданий". Эта законодательная формула и в дальнейшем нашла своё отражение в некоторых уголовно правовых актах. Репрессивные меры смягчаются, практикуется применение условных приговоров к расстрелу, на передний план выходит длительное лишение свободы.

В период гражданской войны и военной интервенции к смертной казни трибуналами было приговорено из числа всех ими осужденных: 1919 г. - 14%, 1920 г. - 11%, 1921 г. - 5%, 1922 г. - 1%. В этот период смертная казнь применялась ВЧК, деятельность, которой до ноября 1918 г. не была законодательно регламентирована. За девять месяцев (июнь 1918 г. - февраль 1919 г.) по приговорам ВЧК было расстреляно на территории 23 губерний 5496 человек. Широко применялась практика расстрела заложников, известны кровавые расстрелы над восставшими кронштадскими матросами, тамбовскими крестьянами, представителями духовенства. Известны и случаи фабрикации таких дел. К их числу относится и так называемое дело о заговоре В. Таганцева, по которому по решению Петроградской Губчека 24 августа 1921 года был казнен 61 человек, среди которых было 16 женщин. Казнен был и известный русский поэт Н. Гумилев[24].

Для УК РСФСР 1922 года характерно, что преступления против жизни в качестве меры наказания не предусматривали смертную казнь. Но зато она грозила за убийство, совершённое при массовых беспорядках (ст.75); за бандитские нападения (ст.76); за сопротивление органам власти (ст.86) . Пожизненное лишение свободы, как вид уголовного наказания или альтернатива смертной казни, здесь отсутствовал.

УК РСФСР 1926 года также за целый ряд преступлений предусмотрел исключительную меру наказания - смертную казнь (расстрел).

В XX веке общественная нравственность всё же доросла до отмены публичных казней, хотя это произошло не во всех государствах. До революции 1917 года в России публично объявляли об исполнении каждого смертного приговора. Начиная с 1930-х годов, это стало государственной тайной. В первые годы советской власти расстрел исполняли органы Наркомата юстиции, ВЧК (ГПУ), частенько прямо во внутреннем дворе учреждения. Приговорённых поднимали ночью, выводили во двор и, ослепляя их фарами грузовиков, расстреливали из автоматов. Иногда применялось повешение, но в кодексе такой способ закреплён не был. Позже, расстрел производился только органами НКВД в подвалах специальных расстрельных тюрем. Правда, 26 мая 1947 года расстрелы отменили, но можно сомневаться в милосердии НКВД. Уже через три года смертные казни вновь официально возобновляются. Председатель Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ Приставкин А.И., на память приводит "где-то вычитанные" цифири: с 1921 по 1954 год судами (не в застенках) в России было казнено 643 тысячи человек (!). Это же 19 500 человек в год!!! Здесь ещё не учтены жертвы ГУЛАГа, которых, по Солженицыну, миллионы.

Чрезвычайно широкая практика применения смертной казни по сфабрикованным органами безопасности делам осуществлялась в 30-х гг. Она применялась не только по обвинению в контрреволюционных преступлениях[25].

Вскоре после Великой Отечественной войны указом президиума Верховного совета СССР от 26 мая 1947 года была провозглашена отмена смертной казни. Этот указ установил, что за преступления, наказуемые по действующему законодательству смертной казнью, в мирное время применяется заключения в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Спустя три года 12 января 1950 г. был принят указ президиума Верховного совета СССР “О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам”, а 30 апреля 1954 г. смертная казнь была введена и за умышленное убийство. Основой уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г. (при его принятии) значительно сократили сферу применения смертной казни, однако вскоре в УК начали вносить на этот счет поправки, и постепенно применение смертной казни опять было расширено[26].

Обозревая 1960 - 1970-е годы в СССР нельзя обойти вниманием известное "трикотажное дело", по которому 9 из 23 осуждённых суд назначил исключительную меру наказания - смертную казнь. А люди только производили нелегально женские кофточки. Только в 1962 году с введением карательных законов против экономических преступлений расстреляли 3000 человек. Это по ВОСЕМЬ убийств в день.

Статистика смертных казней в России по понятным причинам всегда была засекречена. Тем не менее, Приставкин указывает, что с 1962 по 1990 год в нашей стране казни подверглось 24 тысячи человек. Можно допустить, что эти цифры были в несколько раз занижены. Но и так они уже превосходят подобные показатели всех других стран в мире. Правильно говорил А.И. Приставкин, - нечего ссылаться на Америку, где смертной казни могут подлежать даже подростки, где с 1977 по 1999 год было казнено 364 человека. В Соединённых Штатах Америки другое право, другие обычаи и традиции, другие отношения в обществе, вообще, иной уклад жизни.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!