УДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В НАСТОЯЩЕМ (МЕТОД ДОПОЛНЕНИЙ)
- сохранение первоначального смысла произвольно выбранной работы вопреки изменению ее контекста за счет растяжения во времени ее комментирования, выраженного в свободной форме - текста, объекта, рисунка, фотографии и пр., не исключающего иногда переделки самой работы. В. Захаров. Куистферейн Фрайбург, 1989 (каталог).
УДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОШЛОМ (МЕТОД ОТБЕЛИВАНИЯ)
- процесс перманентного стирания смысла, возникающего при изменении контекстуально-временного континуума. В. Захаров. «Побелка Пети и волка на территории гарнитура Мадам Шлюз». Галерея Вальхетурм (каталог). Цюрих, 1991.
УМ - УМ (UM - UM)
- термин, противоположный термину «заумь» и относящийся к текстам (чаще всего поэтическим) московской концептуальной школы. Хирт, Вондерс. Вместе с текстами о текстах рядом с текстами. Пересмотр теории культуры Московским концептуализмом, 1991.
У-ТОПОС (УТОПОС)
- место, не имеющее своего места, место без места. Термин С.Ануфриева 1989г. Определение предоставлено П. Пепперштейном.
Ф
FAKES (в русском варианте «Имитации»)
- в названии серии уравнивает живопись как высокое искусство с альфрейными работами как ремеслом, выделяя нанесение знаков на плоскость как суть живописной практики. И. Чуйков. Серия «Fakes» («Имитации»), 1989.
ФАКТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
|
|
- система документирования, с помощью которой выстраиваются метауровни художественного события как результативные контексты эстетического действия. А. Монастырский. Предисловие ко 2-му тому «Поездок за город», 1983.
ФАКТОГРАФИЯ-КАК-АФФИРМАЦИЯ
- позитивная, некритическая фиксация событий. Пример - «фактовики» (Н. Чужак и др.), «Октябрь», «РОПФ» и другие ассоциации и объединения, действовавшие в 20-30-е годы. Фактография-как-сопротивление - документирование фактов, расходящихся с официальной версией и ведущих к дестабилизации аффирмативной культуры. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998.
ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА
- ритуальная часть философии. Род деятельности или квазиритуалы, придающие философии практическую составляющую. Самоидентификация деятельности круга МАНИ, его самое главное открытие. С Гундлах. Из текстов конца 70-х годов.
ФОТОКРЕАЦИЯ
- сотворение света, в том числе и «свечении смысла». С. Ануфриев. Фотокреация, 1996.
ФРАГМЕНТЫ
- изолированные и увеличенные куски или конгломераты кусков разных изображений при снятии всякой иерархии. Фрагментация в этом контексте есть выделение и сопоставление самых разных стилевых составляющих с целью демонстрации условности изображения. И. Чуйков, 1982.
|
|
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ
- деятельность, влияющая на уже сложившееся культурно-смысловое пространство в любой его точке, с использованием методов: зондирования, раскачки, симуляции, подмены, опережения, сдерживания, стагнации и др. Термин возник в 1979 г., в период соавторства Захарова и Лутца. Разработан группой СЗ в 1980-84 гг. (повтор акции КД «Либлих» на выставке «Апт-Арт в натуре» и др.). Частично использовался В. Захаровым и С. Ануфриевым в 1986 г. при рассмотрении методов «подбрасывания» идей и тотальных повторов. В. Захаров. МАНИ №1, 1981.
Х
ХАЛТУРА (ИСКУССТВО ЭЛИТАРНЫХ ХАЛТУРЩИКОВ)
- термин, характеризующий искусство Фурманного и Чистого переулков (1986-1990). С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени. - Pastor Zond Edition, Кёльн-Москва, 1997.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НЕВМЕНЯЕМОСТЬ
- поведение художника, не рефлектирующего по поводу конкретной культурно-исторической ситуации и сменяющих друг друга и доминирующих культурно-эстетических мейнстримов, по мере своего утверждения в культуре становящихся художественным промыслом. Д. А. Пригов. Предуведомление к одному из сборников начала 80-х годов.
|
|
ХУДОЖНИК-ПЕРСОНАЖ
- фигура посредника между автором произведения и его зрителем. Термин введен С. Гундлахом в 1983 г. (см. статью С. Г. «Персонажный автор», 1984, лит. № «А-Я», 1985). Концепция разработана И. Кабаковым. См. текст И. К. «Художник-персонаж», 1985 г. Далее расширение дискурсивной «партитуры» персонажности имело еще два этапа: в 1988 г. в диалоге И. Кабакова и А. Монастырского «Зритель-персонаж», 1988 (сб. МАНИ №4 «Материалы для публикации»), Кабаков ввел термин «зритель-персонаж», а в 1989-м в диалоге И. Бакштейна и А. Монастырского «Для журнала "Искусство" А. Монастырским были введены понятия «критик-персонаж» и «идеолог-персонаж».
HOMO COMMUNALIS
- человек, прошедший коммунальную школу жизни (напр., живший в коммунальной квартире) или воспитанный в духе коммунальных традиций. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модершзм. M.,AdMarginem, 1998.
HOMO LIGNUM
- застылость, одеревенелость сознания. И. Макаревич. Серия работ 1996-1999годов.
Ш
ШАГРЕНЕВЫЙ ЭФФЕКТ
- метод удержания в минимально активном состоянии культурной парадигмы минимальными средствами и минимальным количеством людей. В. Захаров. Пастор №2, 1922.
|
|
ШИЗОАНАЛИЗ
- термин Делёза-Гватари из их знаменитой книги «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения». Маркирует отличие концепции авторов от психоанализа как репрессивной, ориентированной на переоценку роли семьи (фамилиализм) и невроза практики. Резко поднимает акции «состоявшегося шизофреника», «машин желания», записывающих свои импульсы на «теле без органов». Все эти термины подверглись переосмыслению в московском концептуализме. Термин введен в употребление круга КД с подачи М. Рыклина, сделавшего в 1987 г. сокращенный перевод «Анти-Эдипа» (опубликован ИНИОН в 1990г.).
ШИЗОИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ
- один из основных принципов художественной практики МГ: расщепление на «прямое иллюстрирование» и на «иллюстрирование иллюстрирования». МГ. Идеотехнчка и рекреация, 1989.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!