ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30), Повечерие первых четырех дней называется "малым стоянием", в отличие от "Андреева или Мариина стояния" на 5-й седмице и "великого стояния" в Пяток Великий.
Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю поется припев: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его - св. Андрея Критского.
В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ому сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).
|
|
Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.
Служба св. вмч. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров). В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на "Бог Господь..." тропарей и затем - канона святому. (Апостол и Евангелие но читаются)[140].
В субботу утреня совершается по чину вседневной утрени с пением "Бог Господь", но без пения великого славословия. Канон в честь святого, составленный Иоанном митрополитом Евхаитским. Первый канон - храма на 6 и святого на 8. Катавасия: "Отверзу уста моя...". На литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дня и святого; прокимен поется один, 7-го гласа; "Возвеселится праведник о Господе...".
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ Великого поста называется НЕДЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ - от совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них - иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 году.
|
|
Из Греции чин Православия перешел вместе с христианством и в Русскую Церковь. Победа Православия в самой Константинопольской Церкви первоначально была отпразднована в первую Недолю Великого поста.
В эту Неделю совершается особое богослужение, приспособленное к торжеству и называется чином Православия. Празднование дня Православия оправдано историческими предпосылками. Этот чин составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (IX в.).
Чин Православия изложен в отдельных изданиях[141].
ВТОРАЯ седмица и Неделя Великого поста.
В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й[142] седмиц поста совершается заупокойная служба.
Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую Неделю памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Чудотворца (жил в ХIV веке, память 14 ноября по старому стилю). Св. Григорий Палама, сам великий подвижник горы Афон, известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающегося видимо (напр., на Фаворе и Синае), и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Григорий Палама, названный "сыном Божественного света", обличил еретиков и защитил учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста.
|
|
Церковная служба в честь св. Григория Паламы и его житие составлены в ХIV веке Филофеем, патриархом Константинопольским (1362-1365 гг.), а канон - Геннадием Схоларием (ХV век).
Третья Неделя Великого поста
ТРЕТЬЯ Неделя (воскресенье) Великого поста называется КРЕСТОПОКЛОННОЙ: в службе этой Недоли Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.
Особенностью богослужения этой Недоли является чин ВЫНОСА КРЕСТА на середину храма для поклонения. Совершается этот чин, как и на праздники: Происхождение Древ Честнаго Креста (1 августа) и Воздвижение (14 сентября)[143]. Отличие от праздника Воздвижения Креста Господня состоит в том, что в Неделю Крестопоклонную, а также 1 августа, если этот день случится в воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поются, но сразу - тропари:
|
|
"Ангельский собор удивися...". В конце утрени, в конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды и чин выноса совершается так, как и в праздник Воздвижения) - вынос Креста, произносится "Премудрость, прости" перед царскими вратами. На литургии вместо "Святый Боже" поется "Кресту Твоему..." , читаются особые Апостол (Евр., зач. 311) и Евангелие (Марка, зач. 37).
Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.
По Уставу положено делать 4 поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, в понедельник, в среду и пятницу.
В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов[144].
Поклонение Кресту в понедельник и среду: На 1-м часе во время чтения Богородична: "Что тя наречем...", из алтаря царскими вратами выходит иерей и кадит Крест на аналое с четырех сторон, и поет трижды: "Кресту Твоему...". То же поют певцы трижды. Иерей поклоняется, за ним все присутствующие так же. Певцы поют: "Приидите, вернии..." После поклонения чтец читает: "Стопы моя,.." и прочая, а иерей уходит в алтарь и царские врата закрываются[145]. На всех часах и Изобразительных: кондак "Не ктому пламенное оружие". Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется служба только Триоди. (См.: Типикон. В неделю 3-ю вечера а также в среду и пятницу).
В пятницу, во время молитвы "Всесвятая Троице..." открываются царские врата и иерей с кадилом и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. По окончании целования иерей полагает на свою главу Крест, и в предшествии диакона с кадилом и свечей, вносит Крест в алтарь, полагает его на престоле и кадит его крестообразно. Закрываются царские врата. Затем возглас: "Премудрость", "Достойно есть..." и прочее[146].
Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напомнить о страданиях Спасителя, укрепить верующих в прохождении полного поприща поста[147].
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!