Глава 4. Гармония психики: влияние мыслей на тело



 

Подфакторы : индивидуальный психотип, индивидуальная духовность, стрессы (разовые или постоянные).

Элементы воздействия : психотипирование и соционика, обращение к основным мировым религиям, развитие внутреннего оптимистического настроя, гомеопатическое психотипирование.

 

Работая с телом очередного Путника, попавшего ко мне в руки, я каждый раз исследую все пять факторов здоровья в порядке очередности, описанной выше. Исправив нарушения в строении тела, энергетике и дыхании, с некоторым трепетом перехожу к психике. Вот уж самый труднопостижимый фактор! Чтобы легче было представить себе, насколько сильно наши мысли влияют на наше тело, приведу пример человека в состоянии депрессии. Он идет с опущенной головой, приподнятыми плечами, а взгляд его направлен вниз, под ноги. Речь у него не только тихая, но и какая‑то неуловимо унылая. Даже строение фраз проникнуто печалью… Представляете, как он держит голову? Она буквально втянута в плечи. Конечно, у него будет компрессия шейных позвонков! И пока он не расправит плечи, не поднимет высоко голову, не окинет гордым взглядом окружающий мир, лечить его шею и головные боли можно без конца…

Пример простой, но на самом деле процесс влияния психики на тело настолько многогранен, что (учитывая взаимозависимость и взаимовлияние пяти факторов) следует понять: что такое психика вообще?

Мы с вами помним, что человек, его внутреннее пространство, в этом мире обладает тремя составляющими: материальным телом, заселенной в него из бесконечного космоса душой, а еще – разумом. Причем на все эти составляющие действуют пять факторов здоровья, не раз перечислявшиеся выше: строение тела + дыхание + состояние психики + энергетика + биохимия. Казалось бы, ну какая связь, к примеру, между душой и биохимическими процессами в организме (питанием)? Но ведь давно известно, что мясоеды, например, ведут себя заметно агрессивнее вегетарианцев – добряков по натуре…

Душа, данная Богом, всегда чиста и непорочна. Ее удивительное свойство – интуиция. Она робко пытается нам подсказывать и советовать – заметьте, имея на то полное право! Она ведь знает не то что много… ОНА ЗНАЕТ ВСЕ! Но к сожалению, мотивацией для нас и для наших поступков чаще служит не душа, а разум. А разум (как известно, «вначале было слово»), как научился говорить, так до конца жизни и привязан исключительно к словам. Он методично требует мотивации любого деяния: причин, следствий, логики… Результат такого «прессинга разумом» зависит от

1) исходного психотипа человека . Понятно, что чем уравновешеннее человек по природе, тем спокойнее он принимает решения и тем более продуманными они будут. Психотип, как правило, закладывается генетически. Уже с детских лет ясно, каков человек по темпераменту: сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик…

2) внутренней духовности, личной морали . Наши нравственные устои определяют, что мы себе позволяем в контакте с окружающим миром, а что – нет. Безусловно, от глубоко религиозного человека вряд ли можно ожидать антиобщественного поступка. А его внешняя духовная подпитка столь сильна, что это можно обнаружить даже при мышечном тестировании.

3) личного опыта, перенесенных стрессов . Наличие в прошлом кризисных ситуаций очень важно. Вынесенный из них опыт сказывается на приеме решений, на выборе вариантов действий. Мало того, он оказывает влияние и на наличие нарушений в теле. Порой можно обнаружить телесные зажимы, которые на деле являются результатом давно перенесенных стрессов. Стоит вспомнить и о понятии греха, традиционного для православия (хотя с тем же успехом можно говорить, например, об испорченной карме). Ведь мы так часто стремимся осуждать других или же восклицаем: «Боже, за что мне все это?» Впрочем, не стоит из‑за этого впадать в уныние (да ведь и уныние – тоже грех!).

 

Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости.

Притч., 17: 22

 

Психологические проблемы можно разделить на:

Одноразовы е: тяжелая травма, «придавившая» человека на время. И, несмотря на то что травмирующего фактора давно уже нет, организм продолжает жить в неблагоприятном для него прошлом. Это снижает уровень здоровья и наносит вред телу.

Перманентные (периодически повторяющиеся): детские травмы (вроде вечно пьяного отца с ремнем в руках).

Три элемента психики: исходный психотип, внутренняя духовность и перенесенные стрессы способны коррегироваться (выправляться) под различными воздействиями. Так, прием гомеопатических средств хорошо способствует укреплению психотипа человека. Перенесенные стрессы можно отрабатывать как при помощи телесных методик, так и с применением психотехник.

А, скажем, при обнаружении утечки энергии верхнего потока (проблемы с энергетикой), который питает нас из космоса, я сразу задаю следующие вопросы:

 

– Религиозный ли вы человек?

– К какой религии вы принадлежите?

– Ходите ли вы в храм? На таинства? Соблюдаете ли посты?

– Есть ли у вас духовный отец?

 

Все это очень серьезно! Именно отсутствие духовного баланса приводит к серьезным пробоям в энергетике – и человек должен отрабатывать их сам, через свое самосознание, искать духовника согласно своей вере и действовать под его руководством. Именно поэтому я не рекомендую бездумно вмешиваться и, например, «вручную» исправлять состояние чакры. Зато проблемы с циркуляцией и распределением внутренней энергии можно легко решать в рамках китайской акупунктуры.

Давайте еще раз рассмотрим взаимозависимость такой популярной нынче депрессии, состояния шейного отдела позвоночника и наличия распространенных головных болей. Ко мне нередко обращаются люди с повреждениями шейного отдела (протрузиями, грыжами и т. п.). Их легко узнать в толпе – лица у них хмурые, депрессивные. Они привыкли в ответ на тревоги, страхи и другие раздражители втягивать голову в плечи. А теперь представьте себе анатомическое строение шейного отдела: в шейных позвонках проходят позвоночные артерии, выходящие на первый позвонок – своеобразное блюдце, на котором лежит затылочная кость – другое блюдце. Втягивание шеи наносит этим артериям сильнейший вред – сокращается расстояние между двумя блюдцами, сосуды сжимаются, и это способно вызывать у человека самые разные недомогания: от боли в шее или голове до гипертонического криза. Такой человек с поникшей головой может всю жизнь ходить на сеансы мануальной терапии или остеопатии – и все без толку. Он будет годами жаловаться на головные боли, проходить кучу обследований, включая доплерографию, дуплексное сканирование и многое другое.

Бывает и хуже: к депрессии присоединяются не только проблемы с позвоночником и шейным отделом. Тут и сложности с печенью, и нарушения кровотока в череп… Питание мозга ухудшается, и это еще сильнее усугубляет депрессию и даже ведет к определенным психическим отклонениям.

А решается все просто: врач должен убедить такого пациента: «Ты – король!» И тогда у человека появится горделивая осанка, он вытянет шею – и проблема исчезнет. Мой вам совет: откажитесь от вредной привычки зажимать шею, лучше, наоборот, почаще разглядывайте что‑нибудь, шею при этом вытягивая.

Значит, чтобы быть здоровым, надо быть счастливым. Как же этого добиться? Самые известные ученые мужи предлагали свои рецепты – но всем ли они подходили? Традиционно врачи, не справляясь с болезнью, почему‑то любят назначать антидепрессанты. Мне такой подход не по душе. В крайнем случае можно ограничиться травами, но зачем лишний раз использовать сильнодействующие вещества?

 

К врачу пришел пациент, страдающий недержанием мочи (это ж какой удар по мужскому самолюбию!). Врач пробовал одно, другое, третье… Ничего не помогает! Наконец, где‑то на конференции услышал, что иногда в таких случаях дают амитриптилин. С горя прописал пациенту этот препарат. И пациент исчез!

«Ну, – подумал доктор. – Значит, вылечился».

Через пару месяцев, случайно встретив бывшего больного на улице, он гордо осведомился:

– Ну как? Прошло ваше недержание?

– Да нет, не прошло.

– Как?! А чего же ко мне не приходите?

– А мне теперь это недержание по барабану…

 

Я предлагаю своим пациентам соорудить своеобразные «весы счастья». На левую чашу положить то, что «не состоялось» (не важно, внутреннее или внешнее): в чем не удалось добиться успеха, реализовать себя, свои жизненные неудачи. Правую чашу, напротив, нагрузите тем, в чем вы успешны, что получается. Перевесит правая чаша – значит, все отлично, вы – счастливый человек. Перевесит левая – дела идут не так, как вы хотите (причем касается это, скорее всего, не только вас, но и близких вам людей).

Как сделать так, чтобы перевесила «счастливая чаша»? Есть три приема – простых по названию и очень сложных по исполнению.

 

Любовь – но не эгоистическая, а направленная на развитие объекта вашей любви. Многие родители желают счастья своим детям, но почему‑то хотят, чтобы счастье это было в рамках их видения, а не видения ребенка. Хочет он певцом стать, а его отправляют в медицинский вуз. Это неправильно! Поймите своего ребенка и не переделывайте его. Или обратная ситуация: родители становятся рабами своих капризных отпрысков. Любовь – это забота, ответственность, уважение, знание объекта любви . Если хотите, взаимовыгодные, партнерские отношения.

 

Удивительная философия айкидо делает его совершенно не похожим на другие виды боевых искусств. Здесь даже нет понятия «враг», «соперник», «атакующий». Только – «партнер». Потому все происходит очень гармонично: приняв, «встретив» такого партнера, другой партнер стремится разгадать траекторию его движения и даже «помочь» ему закончить его (другое дело, что сам‑то он уклонится и уже будет в другом месте). Гармония в семье и в социуме – все это укладывается в философию айкидо.

 

Умение прощать – зажимы, боли, болезненные зоны, неприятные ощущения, с которыми больные идут к врачу, – все это нередко связано с психикой, с пресловутыми нервами. Тот же гастрит часто возникает именно у нервных и чересчур обидчивых или злопамятных людей. Простить непросто, но природа непременно вознаградит за это хорошим самочувствием. Многие психические сложности в этом смысле также снимают таинство исповеди и молитва.

Умение просить прощения – нам часто мешает наша гордыня. Мы замыкаемся в себе и уже не замечаем реакций близких. Так, ревнивец заводит себя все больше и больше. И не понимает, что своей неадекватной реакцией расстраивает объект ревности. Последний обижается («Я же ни в чем не виноват!») и тоже замыкается в себе. Сколько семей распадается просто потому, что один у другого вовремя не попросил прощения…

 

Оптимизм, благодарность Богу или природе за то, что мы есть, – важная часть нашей духовности и нашего психического здоровья. Каждый день говорите друзьям, знакомым и соседям «Здравствуйте!», но не вяло, а с чувством благодарности и доброжелательности.

Каждому человеку желательно найти своего духовника. Ваш духовник подскажет вам, как найти очищение и успокоение при решении самых разных психологических вопросов.

 

Как вы воспринимаете фразу: «Все, что ни делается, – к лучшему»? Большинство людей считает такой подход своеобразным оправданием: мол, не получилось – ну и ладно. Я же думаю, смысл ее в том, чтобы в любой ситуации ожидать чего‑то нового и хорошего – тогда и жизненный настрой будет совсем другим.

 

Психологическое воздействие – действенное орудие лечения и укрепления здоровья. Недаром некоторые врачи держат в своих столах… обычное плацебо. Больному внушают, что ему дали редкий, сильнодействующий препарат, – и его состояние улучшается, вплоть до выздоровления. Внушение и по сей день считается важным медицинским методом.

Для гармонизации психики рекомендуются психотипирование и соционика, обращение к основным мировым религиям, развитие внутреннего оптимистического настроя, гомеопатическое психотипирование.

Важно только понять, что именно подойдет в конкретном случае. Кому‑то лучше обратиться к гомеопату, другому поможет беседа со своим духовником, третьему ароматерапия или прослушивание фуг Баха. Каждый человек индивидуален – и здесь мы лишь вкратце осветим наиболее известные методы, нацеленные на работу с психикой.

 

Гомеопатия

 

В настоящее время методика лечения гомеопатией переживает период возрождения, она широко распространена по всему миру. Известно, что еще со времен королевы Виктории члены королевской семьи Великобритании находились на постоянном попечении у гомеопатов. Основной принцип гомеопатического лечения – «подобное лечи подобным». Гомеопатический препарат, попадая в человеческий организм, будит естественные механизмы защиты и нормализует реактивность организма, делая его устойчивым к различным стрессам. Гомеопатические препараты не имеют побочных действий, противопоказаний, способны бороться со старыми хроническими заболеваниями, имеют большое значение для профилактики тяжелых заболеваний, связанных с хроническим переутомлением, постоянными стрессами, неблагоприятными факторами окружающей среды.

В гомеопатии не может быть готовых прописей. Конечно, врач может назначить заочно несколько препаратов в расчете на то, что какой‑нибудь из них поможет (пусть не на 100 %, а хотя бы на 10 %), а то, что не подойдет, вреда не принесет. На этом и основано производство комбинированных гомеопатических препаратов, которые наводнили аптеки нашей страны. Однако только индивидуальный подбор препаратов может привести к стойкому улучшению здоровья. Цель гомеопатии не пожизненное лечение человека, а восстановление запаса жизненных сил организма, которые не позволят ему болеть. Бытует заблуждение, что гомеопатия помогает только тем, кто верит в ее силу. На самом деле правильно подобранный препарат просто не может не помочь. Главное – индивидуальный подход врача к пациенту и строгое соблюдение назначенной схемы лечения.

 

Основными принципами гомеопатии являются:

1. Подобное лечится подобным (принцип подобия).

2. Потенцирование веществ с целью получения гомеопатических лекарств.

3. Испытание препаратов на здоровых людях.

4. Учет индивидуальной картины болезни.

Сущность принципа подобия заключается в том, что симптомы, возникающие у больного человека, должны быть подобны болезненным проявлениям, вызываемым гомеопатическим лекарством у здорового человека, имеющего подходящий конституциональный тип.

Действие лекарств по принципу подобия объясняется тем, что гомеопатическое средство, вносимое в организм, вызывает там так называемую лекарственную болезнь, которая вытеснит из организма болезнь естественную при условии, что лекарственная болезнь будет иметь достаточную силу. Чем сильнее похожи симптомы лекарственной болезни на симптомы естественной, тем сильнее будет лекарственное действие.

Сила лекарственной болезни напрямую зависит не только от подобия симптомов, но и от активности препарата, которая возрастает в результате так называемого потенцирования, или динамизации . В необходимости обязательно потенцировать лекарство заключается принцип гомеопатии.

Следующий принцип гомеопатии – испытание лекарств на здоровых людях . К испытаниям препаратов привлекались здоровые люди обоих полов, возрастов, складов характера, с разными внешними данными. Было подмечено, что характерная симптоматика лекарственной болезни возникает далеко не у всех, а только у тех, кто имел определенные внешние и психические характеристики, сходный анамнез жизни. На основании этого составлялось описание конституциональных признаков людей, имеющих повышенную чувствительность к данному препарату.

Здесь следует остановиться на понятии конституциональных типов – своеобразной классификации людей, выработанной в гомеопатии. Она напрямую связана не только с их физическими, но и с психическими особенностями, а во главу угла ставятся определенные, естественные для человеческого организма химические элементы.

Таких классификаций несколько. Одна из них выделяет следующие конституциональные типы:

 

1. Сульфурика.

2. Фосфорика.

3. Флюорика.

 

Как мы видим, за основу принято сходство индивидуумов с конституциональным типом серы, фосфора и фтора.

Что же собой представляет тип серы (сульфурик)? Считается, что это самый гармоничный гомеопатический тип, по своему темпераменту соответствующий сангвинику, имеет веселый, общительный нрав, с неплохими интеллектуальными способностями, склонный к некоторой дурашливости. Сульфурик обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Он обычно среднего роста, с хорошо развитой мускулатурой, правильной формой черепа, пропорциональным скелетом, небольшими зубами. Сульфурик склонен к различным заболеваниям кожи, сопровождающимся зудом, сухими и мокнущими сыпями. Нередко заболевания носят гнойничковый характер.

Человек типа фосфора сухощав, высок ростом, блондин со светлыми глазами. Как правило, это астеник с узкой грудной клеткой и острым межреберным углом. Голова вытянутой формы. Зубы большие. Фосфорик имеет холерический темперамент, нередко взрывной характер. Умственные способности выше среднего, склонность к абстрактным рассуждениям, некий артистизм. Высокая жизненная активность в сочетании с низкой работоспособностью, быстро устает, часто требуется отдых. Фосфорик склонен к заболеваниям легких, лимфатических узлов, толстого кишечника, тромбоцитарной недостаточности, мочекаменной болезни, переломам длинных трубчатых костей.

О типе флюорика вспоминают всегда, когда видят какую‑либо дисгармонию, аномалию развития. Темперамент меланхоличный или флегматичный. Умственные способности ниже среднего, заторможенная реакция, слабая память. Флюорик склонен к агрессии, избегает общества людей. Работоспособность низкая, сочетается с низкой жизненной активностью. Внешние данные флюорика далеки от совершенства. Он может иметь горб, врожденные дефекты конечностей, заячью губу. Череп флюорика неправильной формы, зубы искривлены, ногти деформированы. Флюорик склонен к образованию различного рода опухолей, келоидных рубцов, наростов на костях, бородавок, папиллом. Часто наблюдаются аутоиммунные болезни, например ревматоидный артрит с деформацией суставов.

 

Принцип учета индивидуальной картины болезни заключается в том, что каждая болезнь, возникшая даже у людей одинакового конституционального типа, но при этом имеющая различающиеся модальности симптомов, требует назначения своего лекарственного средства. В общем‑то этот принцип отчасти повторяет принцип подобия.

Таким образом, гомеопатия – это область медицины, изучающая действие динамизированных веществ на организм здорового человека и использующая такие вещества для лечения больных, исходя из принципа подобия.

Выделяют несколько гомеопатических школ (все они, так или иначе, стремятся следовать вышеупомянутым принципам):

 

Клиническая гомеопатия. Ее источником является традиция и концепция подбора препаратов, специфичных для того или иного клинического синдрома или конституционального типа. Она не так уж строго следует правилам, описанным выше. Наиболее ярко и эффективно это направление проявляет себя, скажем, в акушерской гомеопатии. Акушер использует небольшую гомеопатическую аптечку, содержащую почти стандартизированный ряд препаратов в 30 или 200 потенциях на все основные клинические акушерские ситуации, включая острые и экстремальные. При этом ориентация на более тонкие симптомы, как правило, отсутствует, ориентация на конституцию отсутствует или минимальна. Гомеопатия используется вкупе с клиническим опытом и акушерскими навыками врача (акушерки) при ведении беременности, в родах и в ближайшем послеродовом периоде.

Классическая гомеопатия. Одна из наиболее распространенных на данный момент. Предполагается, что это наиболее правильная традиционная гомеопатия, ориентированная на перечисленные выше каноны. В основе четкий «уницизм», использование препаратов в высоких потенциях, повышенное внимание к психическим симптомам. Подход позволяет более эффективно решать ментальные и психосоматические проблемы, значительно менее эффективно – грубые органические случаи. При этом в реальности различными врачами могут с разной мерой осознанности использоваться различные психологические, психоаналитические, духовные концепции и подходы.

Физиологическая гомеопатия. Авторы подхода претендуют на усовершенствование миазматической концепции Ганемана. Школа характеризуется высокой прагматичностью, четкой ориентацией на болезнь и минимальным вниманием к индивидуальности пациента. Потенциально эти направления в будущем, возможно, смогут претендовать на физическое оздоровление больших групп людей.

Гомеопатия путешествий. Ее основы в определенной мере заложены основоположником метода, Сэмюэлем Ганеманом, в параграфах его «Органона», описывающих правила проведения испытаний. Многие препараты Ганеман испытывал на себе и писал, что подобные периодические нагрузки и встряски достаточно полезны для жизненной силы и в целом скорее укрепляют организм, нежели раскачивают его. Чувствительные пациенты могут сказать, что после приема того или иного препарата мир предстал для них в новых непривычных красках. Препарат в этом случае служит проводником в мир новых ощущений и источником нового опыта, зачастую жизненно необходимого для человека. Кому‑то полезен опыт методичности арсена, кому‑то как воздух нужно то, чему может научить пульсатила, для кого‑то окажется открытием сострадательность фосфора, а кого‑то раскрепостит и научит новым краскам эмоциональной жизни яркий лахезис либо заземлит и стабилизирует структурная калькарея. При этом полученный опыт становится уже принадлежностью человека. При осознанном использовании данная ипостась гомеопатии могла бы оказаться хорошим инструментом в работе психологов и психотерапевтов для определенных категорий клиентов, возможно дополнив психоделические подходы более прогнозируемым инструментарием.

Комплексная гомеопатия. Эмпирический клинический подход, характерный в том числе для советских времен. Традиции метода во многом утеряны, и уже, собственно, не у кого учиться, однако большинство наиболее удачных прописей давно перекочевали в аптечные гомеопатические комплексы.

Комплексная аптечная гомеопатия. Гомеопатические комплексы составляются либо на основе эмпирического опыта клинической гомеопатии, либо на основании различных идеологий (например, антропософской, гомотоксикологической и т. п.). Общим здесь является аспект социальный – препараты свободно продаются в аптеках и могут самостоятельно использоваться пациентами по клиническим показаниям, указанным в инструкции, независимо от участия врача‑гомеопата. При этом, однако, наибольший эффект препараты имеют в руках врача, ориентированного в идеологии основателей метода.

 

Психотипирование (соционика)

 

Умение классифицировать людей в соответствии с определенными психотипами полезно не только профессиональным психологам или психотерапевтам. Даже в повседневной жизни такой подход позволяет многое узнать и о себе, и об окружающих. Систем психотипирования сотни, и здесь, в качестве примера, стоит упомянуть одну из наиболее распространенных нынче: соционику. Соционика – учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле – об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип). Само название «соционика» происходит от одного из терминов теории – социон (от лат. socium – общество).

Подход соционики заключается в построении модели информационного метаболизма, анализе свойств 16 возможных, обуславливаемых моделью типов информационного метаболизма и сопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Соционика утверждает, что каждый из нас принадлежит к одному из 16 таких типов, который на протяжении жизни не меняется. А значит, зная тип, можно предсказывать реакции человека, его взаимоотношения (сочетаемость/несочетаемость) с другими людьми, поведение в определенных ситуациях и многое другое. Определить тип не так‑то просто: в ход идут специальные тесты, оценка не только черт характера, но и внешности, типа конституции и т. п. Но тому, кто вникнет в эту науку, откроется немало интересного. Что дает нам соционика?

 

1. Возможность понять собственный механизм восприятия информации и связанные с этим свои сильные и слабые стороны, на что делать упор в жизни и что подтягивать и как перестать терзать себя за то, что является твоей неотъемлемой частью.

2. Возможность лучше понимать окружающих, замечая не только поступки, но и то, что за ними стоит.

3. Возможность понять причины сложившихся человеческих отношений, конфликтов и непониманий.

4. Возможность организовывать группы с заранее прогнозируемыми, наиболее благоприятными отношениями (семья – одна из таких групп!).

 

Типов в соционической классификации, как видите, немало, а потому тут не получится даже кратко перечислить основные их признаки. Но литературы – море! Попробуйте: возможно, именно соционика позволит вам решить определенные психологические проблемы, негативно влияющие на здоровье.

 

Религии

 

Не секрет, что религиозные, искренне верующие люди ведут более гармоничный, более здоровый в психологическом отношении образ жизни. Вера – мощнейшая поддержка. Причем в рамках данной книги (не касаясь вопроса спасения души) не имеет значения, какая именно вера. Религиозность – это вера в жизнь, это источник радости и счастья и для православного, и для иудея, и для мусульманина, и для буддиста. Перечислять религии можно бесконечно, но все они дают каждому человеку стимул работать над собой и над своим психическим равновесием!

Особо хочется подчеркнуть: к гармонии здоровья ведут многие мировые религии, но отнюдь не их сектантские направления. Всякое сектантское учение подразумевает упрощение, затмевающее собой все остальное. Какая же здесь гармония? Нельзя говорить о гармонии там, где имеет место насилие над личностью, а это, увы, один из отличительных признаков современных сект.

Бегите от секты! Истинная вера – в церкви, в синагоге, в мечети, где угодно, где вы найдете свой Путь, своего духовного наставника. Руководители сект таковыми не могут быть по определению: они подавляют личность.

 

Терапия музыкой

 

Лечение с помощью музыки известно с давних времен. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека: позволяя решать многие психологические проблемы, она излечивает не только дух, но и тело. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируются выдержка и самоконтроль.

 

Ароматерапия

 

Этот метод предполагает использование летучих веществ, в том числе эфирных масел и фитонцидов растений, для физического и психологического оздоровления.

Ароматерапевтические продукты и композиции применяются самыми разными способами. Нам больше знакома «парообразная» ароматерапия: различные ингаляции, аромакурительницы или аромамедальоны. Но ароматические вещества используются и в составе наружных средств (массажных, для ванны, в виде компрессов); для полосканий и орошений. Также многие эфирные масла рекомендуют для аромарасчесывания, когда несколько капель масла наносят на зубчики расчески. Используются и традиционные восточные курения – ароматические палочки и т. п.

Эффект от ароматерапии может быть самым разным:

 

• психотерапевтическое воздействие;

• противовирусное, антимикробное и т. п. средство;

• вегетативный эффект (например, расширение сосудов);

• метаболическое (например, иммуностимулирующее) действие.

 

Культура страны

 

Каждый ищет свой способ решения сложностей и проблем, связанных с работой духа и разума. Но в этой области, как ни в какой другой, важна наша ментальность, культура, в которой мы выросли, привычные с детства семейные ценности. Так, идея исповеди психоаналитику, столь естественная для среднего американца, ни в коем разе не желает приживаться в России. Мы лечим душу посредством кухонных разговоров. Нам кажется кощунством говорить о наболевшем практически незнакомому человеку – да еще и за свои же деньги! В России, как нигде в мире, ценят способность слушать, выслушивать других. А вот на Востоке принято держать лицо: там про свою проблему не будут рассказывать ни психоаналитику, ни соседу за «рюмкой чаю». Восточные люди лечат душу уединением и самопознанием, чаще всего отказываясь от помощи извне. Всего не перечислишь – и у каждого свой путь.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!