Обучение на нескольких уровнях



29 мая 2007 года

 

Вы говорили нам о русских и о русской душе. У Гурджиева в Доме Работы было написано, что здесь нет ни русских, ни англичан, ни иудеев, ни христиан. Как это можно совместить?

Вопрос в следующем: чтобы по-настоящему быть человеком, необходимо ли быть мужчиной или женщиной, русским или французом? Мужчина остается мужчиной, женщина – женщиной, русский – русским, француз – французом, – и все это на обычном уровне. То, что было написано у Гурджиева, относилось к более высокому уровню, к уровню экстраординарному. Если вы способны вступать в контакт с другими, не только как мужчина, женщина, русский или француз, но как человек, настоящий человек, в состоянии Духа, вышедшего за границы мужчин, женщин, русских, французов, – тогда ничего не отвергнуто, все включено, и это выходит за все пределы.

У Гурджиева была фраза, что настоящего обывателя невозможно обмануть. В чем заключается природа обмана? Не означает ли это, что настоящий обыватель не требует более того, что ему нужно?

Вопрос не очень ясен, но мы можем поговорить о лжи. Обычный человек не может не лгать. Потому что в контакте с реальностью на его уровне, когда он может видеть только ее часть, – у него создается иллюзия реальности. Входя в отношения с другими людьми через вуаль, которая стоит между ним и жизнью, человек вынужден оставаться во лжи. Тот, кто хочет быть хорошим обывателем, перестает лгать. Не потому, что он видит реальность, а потому, что он осознает, что входит в контакт с ней через иллюзию. Его ложь прекращается, когда он не прикидывается больше, что видит реальность, правду. Очень интересно: то, что Гурджиев говорил или писал, можно интерпретировать на нескольких различных уровнях. И те, кто читает Гурджиева, так его и интерпретируют. Гурджиев передавал только фрагмент учения, и каждый раз эти фрагменты дополняются согласно уровню эволюции сознания человечества.

У меня очень благодарен ученикам – французам, русским, которые позволяют мне быть с самим собой и с ними в одно и то же время. У меня есть опыт, который предложил Мастер: смотреть в глаза. И когда это происходит, я чувствую слияние, когда нет ни меня, ни человека, на которого я смотрел. Похожее происходило вчера на вечерней встрече с Энеей. Я почувствовал, что «смотрю со стороны», и стал наблюдать за залом, но удивительным образом вернулся в тело, когда посмотрел на одного человека – ко мне пришла мысль, связанная с ним, которая приходила днем, и это ощущение «смотрения со стороны» исчезло.

Часть Работы заключается в том, чтобы часть вашего сознания находилась внутри себя, соответствуя тому, кто вы есть: мужчина, женщина, русский, француз. И с другой стороны – быть присутствующим к другим, к вещам, к ситуации. Это означает, что вы прекращаете быть мужчиной, женщиной, русским, французом, это связано с миром. Такая работа по наблюдению происходит уже в другом состоянии.

Вчера мы выполняли медитативные упражнения-цифры. После этого я почувствовала, что мое тело начало раскачиваться. Но после гурджиевских движений мы знаем, что нужно сохранять неподвижность. Вопрос: насколько после медитативных движений можно позволить телу двигаться и в чем смысл физической неподвижности?

Покачивание, которое мы можем ощутить во время практикования, может быть в начале или в конце движений. И иногда нужно увидеть это, пронаблюдать и позволить этому быть. Но принцип в том, что мы ищем неподвижности как можно быстрее, чтобы прочувствовать движение энергии после проделанных упражнений. И однажды мы можем прочувствовать, как это движение объединяет все три центра или как другие энергетические центры, например чакры, могут выровняться в линию.

Другая важная задача, связанная с медитативными движениями (цифрами), – это создать ансамбль нади. Происходит так, что человек формирует энергетическое единство, и это единство позволяет достичь гармонии трех центров – а когда вся энергия правильно циркулирует в нади, может войти не только энергия, но и высшая сила. Если же нади еще не связаны, с энергетической точки зрения, когда мы смотрим на такого человека – он как будто дребезжит, дрожит. И очень часто после определенных упражнений или танцев некоторые нади разрываются, что позволяет телу дрожать. Чтобы войти в неподвижность, энергетическое тело должно восстановить эти связи. Это эзотерическая причина практикования движения и танцев: разорвать некоторые связи и обязать энергетическое тело восстановить их заново. Потому что это необходимое условие для того, чтобы воссоздать заново ансамбль нади, чтобы ансамбль энергетических точек мог выровняться в линию и могла войти высшая сила.

Причина, по которой мы возвращаемся в неподвижность после движений, следующая: это нужно для того, чтобы быть присутствующими к тому, как возобновляются связи нади. И однажды, когда мы сможем ощутить, как все нади связываются заново в состоянии присутствия, осознанности и неподвижности, мы также осознаем места, в которых они не восстановились. Тогда мы точно знаем движение, которое необходимо сделать для связи именно этих, невосстановившихся нади. Сеанс заканчивается восстановлением ансамбля всех нади, всех чакр и всех центров – и входит сила. Неподвижность и внутреннее безмолвие абсолютно необходимы.

Техники медитативных движений и те, которые используются для восстановления связей нади, более глобальны, так как позволяют восстановить связи и увидеть, где необходимо их возобновление. Одно только практикование движений и танцев или каких-либо других методов не будет достаточным для того, чтобы в течение одной жизни правильно восстановить все связи нади. В этом причина, по которой необходимы дополнительные методы работы с телом, техники работы с эмоциями, мыслями, дыхательные упражнения: чтобы восстановить нади. И другой важный аспект – для тех, кто не делает движений, а только медитирует; для них техника будет немного отличаться, но к ним необходимость применения этих упражнений также относится. Тогда наиболее важным моментом становится не само практикование движений, танцев, медитаций, а то, что часто (кроме случаев, когда работа происходит в группе, которая уже включила это в свою осознанность) мы забываем о подготовке и намерении. Без подготовительных движений или, в медитации, без подготовительного упражнения, или без прямолинейности результат практикования движений, танцев, медитации не достигнет даже одного процента от того, что могло бы быть.

Время подготовки должно быть продолжительнее в два-три раза, чем само практикование. Потому что все, что относится к подготовительным дыхательным упражнениям и намерению, позволяет ансамблю нади войти в резонанс и притянуть силовое поле – силу, что позволяет достичь правильного результата медитации, движений или танцев. Но это возможно только в том случае, если все члены практикующей группы понимают это. Если же нет, то инструктор движений, танцев, медитации сам будет ограничен в своих возможностях.

У меня есть вопрос, связанный с осознанным вхождением в сон. Несколько раз я переживала из-за того, что в очень глубоком состоянии расслабленности тела чувствовала, что какая-то сила начинает отделяться от тела. Когда я чувствую это разделение, возникает страх, огромный страх, и я сознательно возвращаюсь в тело и вижу, как оно сжато, напряжено. Как преодолеть этот страх и шагнуть дальше?

Что означает для тебя этот страх? Защиту. Потому что ты еще не готова к тому, чтобы пойти дальше. Потому что идти дальше опасно. Мудрость твоего тела создает этот страх. Он означает, что ты должна подготовиться. Постепенно, когда мы будем подготовлены, страх будет приходить намного позже. И однажды он исчезнет. Но это происходит обычно через специфическую работу с ним.

Часто мы негативно интерпретируем страх или отрицательные эмоции. Но нужно понять мудрость их послания. Они говорят, что мы достигли границы возможностей и в данный момент не нужно преодолевать эти ограничения и бороться с негативными эмоциями. Но нужно понять, что эти негативные эмоции или страх говорят о другом: о необходимости работы в другом месте. И эту работу в другом месте надо сделать так, чтобы твое предыдущее ограничение отодвигалось и ты смогла продвинуться немного дальше.

Все внутреннее развитие основывается на этом принципе, он очень важен для внутренней эволюции, мы называем его принципом «порога», ограничения. Как только мы достигаем любого порога в своем эмоциональном, интеллектуальном или физическом развитии, нужно понять это, и затем следует потрясение, которое мы часто воспринимаем как негативное. Но на самом деле это сигнализирует, что мы подошли к какому-то «порогу». И он говорит нам, что нужно сделать что-то другое, чтобы шагнуть дальше. Например, у каждого есть «порог» стресса. Когда приходят злость или страх, что вы делаете?

Я избегаю стрессовых ситуаций…

Кто еще что-то делает?

Иногда я перехожу этот «порог» и наблюдаю энергию злости…

Это говорит о том, что ты не переходишь «порог», ты находишься со своей злостью. Это реакция на «порог», есть две основные реакции: избегание и злость. Еще?

Парализован… Блокирован… Водка… (смех) Много всякого…

Да, водка и другие вещи: много кушать, много смотреть телевизор, слушать музыку, разговаривать с друзьями или просто сходить с ума… Есть много подобных реакций при ощущении «порога», и есть много сумасшедших путей, которые могут помочь перейти «порог», но это экстремально… Сначала возникают все эти реакции: водка, телевизор, много еды, избегать общения или просто пойти побегать – все это считается обычным, нормальным, но мы хорошо знаем, что это ненормально. Лучший способ: найти друга и поговорить, или прогуляться, или помедитировать, или выполнить движения. Таким образом, есть разные реакции на «порог»: более сумасшедшие и более здоровые. В чем проблема?

Проблема в том, что если мы достигаем «порога», то нужно найти средство, которое будет работать всегда. Это не знание о том, как лучше сопротивляться, и не убегание в другое действие, а нахождение способа отдалить «порог». И тогда то, что нас приводило в стресс раньше и заставляло пить водку и все остальное, будет переноситься более спокойно, потому что мы отдалили «порог». Некоторые из вас легко достигают «порога» в той или иной области, другие немного дольше, но цель работы над собой – отдалять эти «пороги» как можно дальше, пока они не исчезнут, оставаться внутренне спокойным при встрече с любой ситуацией.

Практика медитаций, движений, понимание этих «порогов» – если все это делается с правильным намерением, то понемногу «пороги» отдаляются. Если же не было правильного намерения, ни медитации, ни движения не помогут. Мы можем практиковать медитации и движения очень долго, но «пороги» не будут уходить. Но если будет правильное намерение и правильное отношение, то «порог», который говорит о необходимости научиться быть хозяином своего тела, своих эмоций и мыслей, будет отдаляться все дальше и дальше, до тех пор пока не исчезнет, пока мы не освободимся. Потому что ничто больше не будет блокировано. Но одного практикования движений недостаточно: понимание и намерение существенны. Понимание «принципа порога» и того, что нужно работать не именно с этим «порогом», а в другом месте, – также очень существенно.

И другой принцип, который необходимо понимать, стоит еще перед принципом «порога» – это принцип принятия, принятия того, что есть, как оно есть. Если мы не принимаем эту ситуацию, не принимаем эту «чашу», мы создаем стену и создаем «порог». И мы не можем его преодолеть, так как входим в сопротивление с тем, что есть, и приближаем «порог». Мы не можем его переступить, так как не видим реальности, правды, действительности. Это первый из всех принципов: принимать вещи как они есть. От этого принципа зависит все остальное, абсолютно все. Когда я смогу принять мир как он есть, ситуацию как она есть, других людей как они есть, себя таким, каков есть, – тогда смогут происходить другие вещи. Я остаюсь спокойным, встречая трудную ситуацию, которую не могу изменить. Но если я могу что-то изменить, я нахожу в себе храбрость сделать это. И я постепенно овладеваю этой мудростью: видеть, что я могу изменить, а что – нет. Потому что проблема большинства людей – это желание изменить то, что не в их силах, и нежелание менять то, что они изменить могут. Но это другая проблема.

Согласно первому принципу, мы можем добавить элемент простой мудрости. Когда вы попадаете под дождь, каковы могут быть последствия?

Мы промокнем… заболеем…

Да, это чаще всего. Что еще? Под дождем одни злятся, другие становятся нетерпеливыми, третьи боятся заболеть и т. д. Или они нетерпеливы к тем, кого ждут, или злятся на небо и думают, что во всем виноват дождь. Это необходимо понять: последствие дождя – промокание. А эмоции, которые мы добавляем, не имеют никакого отношения к дождю. Во всех внешних ситуациях происходит подобное. Но наша свобода проявляется в том, что мы можем добавить негативные эмоции, а можем не добавлять. Негативные эмоции – это бесполезное добавление к тому, что есть, и их мы можем изменить. Мы не можем изменить то, что промокнем под дождем, но мы можем повлиять на внутреннюю реакцию. Духовный Путь заключается в этом: стать тем, кто наблюдает дождь и как ты становишься мокрым, внутренне оставаясь спокойным, хозяином себе. А затем найти навес и высыхать. И радоваться, что можешь найти огонь и одежду, чтобы переодеться…

 

Мир таков, каков он есть

29 мая 2007 года

 

Мы с друзьями обсуждали состояние энергетики в России – это сплошной бойцовский клуб: все воюют со всеми. И если в Европе можно увидеть, например, кроликов, у нас очень мало животных, их истребили. Энергия агрессии очень велика.

Это правда, что осталось мало животных, но это справедливо также и для всего мира, и для Европы. Каждый день исчезают несколько видов животных. И так как мы знаем, что животный мир проявляет агрессивность, агрессивную часть души, – эта агрессивность остается в коллективном бессознательном человечества. В результате люди берут на себя часть этой агрессивности. Они наполняют этой энергией свою жизнь и направляют агрессивность друг на друга. Так же как и в животном мире – один вид сражается с другим. Но человек получил индивидуальный дух, в то время как у животных – единый дух для целого вида. Поэтому в животном мире один вид проявляет агрессивность против другого вида, в человеческом же мире – один человек проявляет агрессивность против другого человека. Чем больше видов животных исчезает, тем больше людей приобретают черты животных.

Я хотел бы сказать слова благодарности. Она более глубокая и тихая в этот раз. Я хотел бы поблагодарить за ту любовь и заботу, которая исходит от каждого здесь, в Школе, и от вас. Вопрос такой: как я понимаю, знания, которые передаются здесь, эти любовь и забота должны передаваться на той земле, где мы живем, в России. Означает ли это, что каждый, кто получил это, должен передавать это обязательно в России?

Прежде всего, каждый может передавать это, если он хочет. Если хочет…

И существует большое количество способов передачи: то, что вы сами излучаете, и через прямое обучение, в России или где угодно. Силу Учения мы берем с собой, куда бы мы ни пошли. Но необходимо понимать, что Россия будет играть большую роль в дальнейшем духовном развития человечества. Эта сила должна быть прежде всего взращена в душе человека, людей России и затем распространиться на весь мир. И не через войну, но через трансляцию этого космического послания. Для духовного будущего человечества необходимо понимать роль, которую играет Россия сейчас.

Я хочу поблагодарить Эннею [3]за вчерашнюю беседу. Я чувствую себя наполненным энергией, и даже моя физическая проблема – приподнятое плечо – больше не проявляется так сильно. И на какой-то момент простые движения соединили нади…

Иногда техника, которую мы изучаем, очень проста: вы просто кладете палец на это место (С.А. приставляет палец к голове Эннеи возле уха) и другой палец – на любое другое место тела (это даже еще более простое движение): и это может соединить на короткий момент все нади. Но не навсегда. Здесь важна не простота движения, а знание циркулирования энергии, и как на практике войти в резонанс с циркуляцией энергии.

Я чувствую незавершенность своего высказывания и хочу завершить его благодарностью ко всем, кто позволил мне пережить то, о чем я рассказала.

Я тоже очень благодарна за все, что происходит здесь. У меня с детства было такое понятие – чистота; у меня такое чувство, что здесь наводят порядок в том, что происходило со мной до сих пор. Мне особенно хотелось бы сказать о двух вещах. Первое: два дня назад я испытала шок, так что даже не могла ходить. Я благодарна за напоминание, как работать с физическим телом и какова причина таких проблем. После упражнений вчера и сегодня я ощущаю полное восстановление и пересмотр событий – как влияет моя доминанта на физические события. И второе: я благодарна за глубокое понимание «порога», которое вы дали на завтраке. В последнее время благодаря техникам, которые я выполняю, я ощущаю большое расширение, силу и смелость делать какие-то невероятные дела, брать идеи из пространства и претворять их в жизнь. Но когда я прихожу со всем этим к людям, с которыми работаю, которые должны помочь мне воплотить эти идеи, я чувствую, что «пороги» у этих людей…

Спокойнее… спокойнее…

Да, я волнуюсь… У некоторых возникает агрессия, они не могут расшириться, чтобы принять эти идеи. Но поскольку всегда удавалось воплотить мои идеи, я очень много беру на себя, не делегирую, чем разрушаю себя.

Спокойствие. Спокойствие с мудростью. Когда мы несем что-то новое, люди, которым мы это несем, – не готовы. Поэтому тот человек, который приносит это, всегда платит больше, чем другие.

Я имею в виду, что мало делегирую, все из-за этого.

Спроси всех: кто, как вы думаете, больше всего работает здесь, в Школе?

Но хочется же спать восемь часов, чтобы «переваривать» правила Пути… Больше четырех-шести часов не получается…

Мир таков, каков он есть. И у того, кто видит мир таким, каков он есть, больше нет никаких требований и желаний по отношению к другим людям. Он просто ищет резонанс с силой, которая приводит к эволюции мира. И в этот момент он может найти правильный способ действия для себя, для других, для мира в целом.

За время моей жизни у меня набралось очень много внутренних учитываний, и часто я принимаю их за опыт. Как с этим работать?

Кто сейчас здесь находится во внутреннем учитывании? (Многие поднимают руки.) Нет-нет… Какая личность в тебе, какая часть в тебе находится во внутреннем учитывании? Человек, который озабочен внутренним учитыванием, – это не тот мужчина, которого я вижу пред собой. Это ребенок в тебе. Но человек, которого я вижу, должен распознавать нужды ребенка, все еще живущего в нем. Не отвергая его…

Сегодня для меня, пожалуй, первый день в Школе, когда я начинаю кое-что воспринимать сознательно.

А что было до этого?

Было очень странное состояние: с одной стороны, я наблюдал, как мое тело при всякой возможности впадает в сон, ум мгновенно начинает видеть сны, иногда наяву, что не характерно для меня. Я видел это состояние, но ничего не мог с ним поделать. Это похоже на состояние глубокой усталости, будто я не спал три дня. Но сегодня это начало проходить. Как это можно объяснить?

Это все из-за длинного путешествия.

У меня серьезный вопрос…

Только не это! (смех) Все вопросы здесь были серьезными. Но на самом деле, и это секрет, я никогда не воспринимаю вопросы всерьез (смех) . Потому что единственно серьезная вещь – это мои ответы (смех) . Хотя, как вы знаете, вы не должны верить ничему из того, что вам говорят… Хорошо, давайте теперь серьезно.

Я чувствую, что внутри меня есть какое-то другое влияние, какие-то другие программы. Например, когда я прохожу по мосту или нахожусь на балконе, мне все время хочется прыгнуть. И это не потому, что я в депрессии, наоборот, я счастлива, у меня все хорошо. Я наблюдаю, что это желание остается и когда я в Работе. Это какое-то рассоединение нади, когда-нибудь это пройдет?

Кто в твоей жизни умер, кого ты очень сильно любила?

У родителей моя сестра умерла до меня, то есть я поэтому и родилась…

Это тот человек, к которому ты хочешь присоединиться. Твоя душа чувствует этот зов, в этом связь. И чтобы остановить это, ты должна найти в своем сердце место для твоей старшей сестры. Важно понимать, что многие люди с похожим импульсом, или те, кто страдает смертельными, тяжелыми заболеваниями, или люди, с которыми часто происходят несчастные случаи, – всегда имеют связь с кем-то, кто уже умер. Как будто таким способом они пытаются соединиться, это всегда бессознательно, как будто кто-то другой действует в них.

Я чувствую влияние электричества, рентгеновских лучей, магнитных полей. Я живу в регионе, где быстро меняется погода, и очень хорошо чувствую эти перемены погоды. Также я чувствую катастрофы на больших расстояниях, наводнения и т. д.

У нас было сегодня много воды наверху…

Я чувствую это на всех уровнях: тело, эмоции, мысли – все вовлечено. Но самое тяжелое, когда я чувствую какую-нибудь катастрофу с крупными человеческими жертвами и не могу позволить себе посидеть в сторонке, поспать, поскольку работаю с людьми. Как мне быть?

Мир таков, каков он есть. И есть сила, которая намного больше, чем мы. Мы называем ее Источником. Из нее мы все родились. И в определенный момент эта сила зовет нас обратно. Ее воля намного больше, чем мы. И мы не можем понять ее мудрость. И любовь этой силы, которая дает нам жизнь и призывает обратно, мы также не способны понять. Мы можем войти в резонанс с этой силой, из которой мы все родились и куда уйдем – это даст нам не только Любовь, но и понимание мудрости ее действий. Человек может судить только о внешних событиях, так как его понимание и его ощущения ограниченны. Когда-нибудь он поймет, что существуют Разум и Любовь намного выше его. И мы можем войти в резонанс с этой Любовью и силой Источника. Это наиболее важно для тебя.

Все, что приходит, приходит по воле Источника, который мы не можем даже вообразить себе, до тех пор пока не войдем с ним в резонанс. Иногда люди приходят ко мне и говорят, что только что потеряли ребенка, который жил три дня. И после этого они не могут нормально жить долгие годы. И тогда я задаю вопрос: разве Источник, из которого ребенок пришел и куда ушел, – это плохое место?

Я знаю, что он дает рождение всему, самым прекрасным вещам. Он по-настоящему глубок, правдив, прекрасен и полон любви. Иногда люди говорят, что они боятся смерти. На Четвертом Пути понимание смерти таково: надо чувствовать, что в каждый момент смерть стоит за спиной. И каждый день моей жизни смерть говорит мне: «Сегодня я предлагаю тебе еще один день жизни». И я слышу, как смерть шепчет мне: «Если у меня не останется больше дней, чтобы предложить тебе, я приму тебя в свои объятия». Что касается страданий: мы должны делать все возможное, чтобы уменьшать страдания.

В последнее время, когда я практикую движения и читаю ваши лекции, я ощущаю силу. И тут же наблюдаю, как она переходит в гордыню, тщеславие и невежество. Что с этим делать?

Нужно понимать, что эта не сила трансформируется в гордыню и тщеславие. Она пробуждает то, что уже есть в тебе. Для того чтобы быть действительно осознанным в этом, нужно просто начать работать с этими свойствами. И сейчас важно, чтобы сила твоей гордости использовалась для служения: для твоего развития и эволюции. И с чувством юмора. Потому что у тщеславия нет чувства юмора. (смех)

Когда я практикую неподвижность, моя голова начинает немного подниматься вверх. Я не чувствую этого конкретного движения, но в какой-то момент ощущаю напряжение в шее и понимаю тогда, что голова приподнята. Это положение некомфортно для меня, и я опускаю голову. Почему так происходит?

Что важнее для тебя: понять, почему она поднимается, или поправить позицию?

Понять почему.

Покажи свою нормальную позицию… Она неестественна. Нагни немного голову, выпрями шею сзади. (С.А. подходит и поправляет позицию, немного надавливая на подбородок так, чтобы он ушел вглубь.)  Закрой глаза, почувствуй и запомни. Это твоя правильная позиция.

Я привез с последней встречи DVD, мы посмотрели их всей группой, а кроме этого, я смотрел сам, дома, и еще раз перед поездкой сюда. Я видел себя на DVD, но понимал, что меня там не было, и то, что я слышал, – было впервые. Вчера вы сказали, что намерение должно быть главным в любых упражнениях. Я практиковал его два дня, и для меня это огромное открытие: насколько помогает это мне не только быть осознанным, но одновременно находиться в своем теле и ощущать, что я есть. Думаю, что это не было секретом и в тех встречах, и в печатных изданиях… Но я как будто приехал сюда в первый раз, я был в шоке, и сейчас понимаю, что ничего не знаю.

Добро пожаловать.

У меня вопрос об объективном искусстве. Я пробую писать картины, и, когда делаю это для себя, чтобы выразить эмоцию или что-то настоящее, объективное, я все равно включаю то, чему меня учили в школе: композиция, сочетание цветов, чувство гармонии, которое непонятно откуда приходит – может, из головы… Стоит ли это совмещать или надо просто отпускать мысли, пускать все так, как оно идет?

Все формы субъективного искусства – это отражение объективного. Переход из объективного в субъективное искусство происходит так: например, когда ребенок ничего не знает об искусстве, он просто берет кисть в руки и рисует. Эволюция цивилизованной культуры ведет к структурированию искусства. Пещерное искусство или творчество детей становится субъективным, а это – искусство сна. Искусство, которому учат в университете, – частично пробужденное. Если вы просто разрешите своим рукам двигаться – вы вернетесь к спящему сознанию ребенка. Объективное искусство не относится ни к автоматическому искусству, ни к творчеству спящего, ни к тому, чему учат в художественных школах. Это можно найти, идя за пределы этих школ, потому что есть переход от искусства ребенка к тому, чему учили в художественных школах. Чтобы перейти к объективному искусству, надо пройти и то, чему учат обычно в школе. Мой совет: делать искусство из того, чему тебя учили, какое-то время, а потом ты можешь задать свой вопрос снова. И после этого есть короткий путь, чтобы перейти из субъективного искусства в объективное, но для этого нужно понять разные уровни сознания. Есть конференция на эту тему, ее можно найти.

У меня еще вопрос про гиперчувствительность, потому что она приводит к некоторым трудностям в общении с людьми. Я недавно пронаблюдала это и нуждаюсь в совете. В моей семье я получала очень мало внимания, когда росла; видимо, поэтому развилась моя чувствительность к людям и потребность во внимании, это как в гомеопатии: маленькая доза – хороший эффект. Но я нашла и отрицательное в этом: когда другой человек, любимый и уважаемый мною, обращается ко мне со всем своим вниманием, я впадаю в шок, не могу говорить о своих мыслях, эмоциях, иногда нужно несколько дней, чтобы это переварить. И еще одна типичная реакция: я держусь на расстоянии от людей. Возможно, люди думают, что я или дура, или бесчувственная и холодная.

Может, и то и другое? Это правда. Это маленькая правда.

Что еще, кроме наблюдения, я могу добавить?

Зачем тебе нужны еще какие-нибудь способы, кроме наблюдения? Наблюдение без осуждения. Наблюдение и действительное принятие этих частей в себе. Каждый раз говори себе: да, я немного такая. И все, что ты не можешь сказать, ты можешь написать. Таким образом, ты поместишь себя немного снаружи. И если захочешь, то можешь прочитать это тому человеку, с которым живешь. Важно понимать роль правильного наблюдения. Например, без осуждения и критики, без всякого желания изменить то, что мы видим. Эта форма наблюдения обладает великой силой трансформации; эта сила способна соединить то, что находится в кажущемся конфликте. Попробуй делать это и в следующий приезд, задай вопрос снова.

Я хотела поблагодарить вас за ваши картины. В нашем городе проходит выставка ваших картин из серии «Аран, о Аран». Удивительно, но она продолжается до сих пор, хотя должна была длиться всего месяц, с 15 марта. Нам предложили назвать ее «Вибрирующие краски Идриса Лаора». Люди, которые приходили и оставляли отзывы, писали, что эти картины и стихи входят в резонанс с чем-то глубоким в них. А одна женщина с телевидения фотографировала картины для себя на мобильный телефон и в одной из картин увидела изображение льва, так просто незаметное. После этого нас спрашивали: есть ли еще какой-то тайный смысл в этих картинах?

В объективном искусстве есть двенадцать различных картинок, образов. Эти картины можно рассматривать двенадцатью различными способами. И это искусство всегда пробуждает какие-то важные образы, которые каждый из нас носит в себе. Я, может быть, не понимаю всех возможностей современной техники, которые, могут проявлять это. Но это не важно…

Вопрос, связанный с этой же темой… Когда я делал фотографии картин, которые висели на одной из групп, я увидел, что на них проявилось множество белых шаров, и это не дефекты камеры. Я делал эти фото после гурджиевских движений. Это какой-то энергетический эффект?

Я ничего не знаю о фотоаппаратах… (смех)

Еще один вопрос касается темы наблюдения. Мешает ли нам работать наше желание изменить то, что мы видим?

Да. Потому что желание изменить что-то означает, что это желание поставить себя выше. Техника наблюдения основана на том, что мы принимаем то, что есть. Если у вас есть намерение изменить что-то, вы раздваиваетесь. И огромное количество энергии теряется в этом. Мы должны понимать закон триады по Гурджиеву: первая сила – это тот, кто наблюдает; объект наблюдения – это вторая сила; и если вы хотите что-то изменить, это как будто первая сила хочет убрать вторую. Тогда все, что остается, – это первая сила, и все на том же самом уровне, без изменения. Если вы принимаете вторую силу, другими словами, наблюдаете то, что есть, то третья сила – примирение, объединение – естественно родится из этих двух сил, над ними. Как будто вы наблюдаете сверху, и то, что лежит ниже, изменяется естественным образом. Вы и объект наблюдения. Это новый уровень, на котором вы можете продолжать наблюдение. Но если вы пытаетесь изменить то, что наблюдаете, вы всегда остаетесь на том же самом уровне. Вещи меняются, но наблюдатель не эволюционирует. Если же вы наблюдаете что-то негативное, не наблюдайте это долго и применяйте благородное поведение: оно приходит сверху, оно поднимает нас выше. А то некоторые люди говорят: «Я буду наблюдать свои негативные проявления, не меняя их» – это глупость… Вы устали?

Последний вопрос…

Тогда это мой вопрос: вы устали? (смех)

Я и многие мои друзья – саньясины Ошо. Расскажите немного о миссии Ошо, и как это учение применять сейчас.

Кто здесь саньясины Ошо?.. Хорошо. В течение многих лет сюда приезжали многие саньясины. Они были по-настоящему потеряны и вели бесцельное существование. Но в последние годы я вижу много саньясинов, которые смогли интегрировать Дух, принесенный Ошо, – Дух духовной революции. Эти люди полностью противоположны тем, которых я видел раньше. Это то, что я вижу на протяжении последних 30 лет. По-видимому, учение Ошо только сейчас принимает свою форму в людях.

С точки зрения Четвертого Пути миссия Ошо заключалась в этой духовной революции, когда разрушены все прежние идолы, чтобы подготовить почву для настоящей духовности. Но правда и в том, что только небольшая часть саньясинов сумела интегрировать это в себе. И эти люди стали творцами во многих областях человеческой деятельности.

Здесь работа Ошо и работа Гурджиева соприкасаются: разрушить все лицемерие, авторитеты, открыть путь для истинной духовности, которая истинна в обоих случаях. Многие подошли к учению Ошо и Гурджиева прежде, чем были готовы к этому. В результате они не поняли истинного послания и даже стали хранителями традиций, например «фаундэйшн», где все уже лживо. Ошо и Гурджиев делали противоположное – они разрушали это. Есть другие люди – пережившие этот опыт поверхностно, они сделали из этого бизнес. Пожалуйста, не путайте послание Мастеров и то, что люди сделали потом из этого…

Мой вопрос касается Октавы. Ми – это Соль следующей боковой Октавы. Является ли Соль таким же творцом, как и До первой Октавы? Тогда каждая нота – творец какой-нибудь нижней Октавы?

Каждая нота – не только начало новой Октавы, но она содержит в себе целую Октаву. Луч Творения – это фрактальная конструкция. Это означает, что на любом уровне мы найдем полное отражение того, что выше, и того, что ниже. Так, имея в себе маленькую часть бытия, мы можем реконструировать все бытие целиком…

 

Образ себя, эго и намерение

30 мая 2007 года

 

Хочу спросить о работе в группе: когда мы визуализировали каждого члена группы и точку объединения на эннеаграмме. Выполняя это упражнение, я чувствовала его силу по мере того, как видела моих друзей, продвигающихся к этой центральной точке. Мне кажется, что это упражнение может давать силу людям в группе. Так ли это?

Да. Намерение имеет сильную тенденцию к реализации, потому что в нем большое количество энергии. В соответствии с универсальным законом, законом триады, сила намерения собирается вокруг, а затем намерение реализуется. Это означает, что у всех маленьких намерений, даже таких как мысли, есть естественная тенденция к реализации. В сильном намерении есть сильная тенденция к реализации; маленькие намерения, которые крутятся в вашей голове, имеют слабую тенденцию к реализации. По этой причине, когда вы думаете о себе что-то, осознанно или неосознанно, это имеет тенденцию в конце концов осуществляться. Поэтому абсолютно необходимо бороться с негативными мыслями о себе, с негативными схемами мышления: я недостаточно хорош, я этого не заслуживаю, я никогда не смогу этого, я виноват, это слишком много для меня, я не понимаю, я этого не чувствую, – все эти мысли имеют естественную тенденцию реализоваться. И трансформация наших мыслей – это фундаментальная часть нашей работы.

Основная мысль – это образ, который мы имеем о себе (который мы называем также эго), это личность, которую мы присваиваем себе и с которой отождествляемся. Это самая сильная мысль, имеющая тенденцию к осуществлению, и это так и происходит. Обычно мы не понимаем, что это наш инструмент. Каждый человек обычно пытается сохранить свой образ, свое эго, вместо того чтобы его использовать. Наше эго, наш образ мы создаем с самого детства, и он строится, как правило, над тем, чем мы являемся в действительности. Это означает, что мы можем легко изменить свой образ, свое эго. Если мы не хотим отождествиться с эго, со своим образом, то внутри нас есть другое бытие, другая сущность – это наблюдатель. Он способен наблюдать мысли эго; эго – ничто более, как эти мысли. Наблюдатель может изменить способ мышления и эго, и это единственная возможность для развития – когда наблюдатель становится осознанным в способе мышления, в чувствах и действиях и пытается изменить это и дорасти до нового уровня.

Однажды наблюдатель может вырасти в своем способе мышления, способе чувствования, способе наблюдения до таких размеров, что образ себя, эго, входит в резонанс с наблюдателем. Это уровень наиболее благородного поведения, поступков; это уровень мудрости, в котором наше эго и наш наблюдатель составляют единое целое. Нет больше раздвоенности, нет больше никаких конфликтов, никаких образов себя, которые необходимо защищать. Жизнь – это просто опыт, который приходит. И нет никого внутри нас, кто принимает себя за этот образ, за эту личность. Этот способ построения личности определен с детства, и ваше истинное «я» способно наблюдать его. Это дает возможность изменения, если мы мобилизуемся и захотим это сделать. В этом Путь.

Отвечаю на вопрос: все, что мы думаем о каком-то человеке, либо дает ему силу, либо отнимает ее. Все, что мы думаем негативного о нем, – ослабляет, а положительное – дает силу. И это имеет зеркальный эффект для нас. Когда мы думаем негативно о ком-то – это делает слабее нас, когда мы думаем хорошо о других – мы и себя чувствуем лучше. И это настолько банально и очевидно, что многие даже не задумываются об этом. То, что вы думаете о членах вашей группы в процессе упражнения, представляя их на пути эволюции, помогает им развиваться, и в то же время вы помогаете собственной эволюции.

Вчера вы говорили о принятии. Я хочу спросить, каким образом неприятие становится принятием? Может ли это случиться в результате какого-то внутреннего усилия и есть ли такое действие, как принятие?

Вопрос в том, как принять то, что не принимается? Принять неприемлемое… Это просто упражнение. Вам нужно сказать: я человек в состоянии неприятия, и я принимаю себя таким. Я человек, который находится в состоянии противостояния, я противопоставляю себя этому человеку. Я не тот, кто принимает что-то, и я не тот, кто не принимает. И это то, что не позволяет нам ничего понять, поскольку я не принимаю понимание и, даже больше, не принимаю непонимание. И так до бесконечности: я буду ходить по этому кругу, потому что понял, что мир – круглый. Работа, которую необходимо проделать человеку в состоянии неприятия (если он способен это понять) – это прекратить думать и просто делать то, что перед ним, потому что его способ мышления запутан и он не способен больше использовать свое мышление в качестве инструмента. Для него необходимо войти в контакт с реальностью, с тем, что лежит перед ним. Потому что этот способ неприятия не принадлежит ему, это что-то чуждое в нем.

И именно поэтому он хочет выйти за пределы этого, но не может. Это кто-то в нем, например ребенок, который когда-то столкнулся с неприятием, или кто-то еще из семьи, кто был отвергнут когда-то. Вот почему сегодня он не может принять что-то из-за страха быть отвергнутым. Этот страх быть отвергнутым и приводит к отвержению, потому что человек не может принять себя, а отвергая других, он избавляется от страха быть отвергнутым. Для тебя важно посмотреть на свое детство и свою семью, чтобы увидеть, кто был отвергнут.

Я не знаю о таких ситуациях в моей семье.

Подумай об этом до завтра, и если до завтра не вспомнишь никого в подобной ситуации, это означает, что она относится к более давним временам. Возможно, к человеку, которого уже нет в живых, или о ком уже забыли; иногда это тот, кто совершил преступление и о ком предпочли забыть, иногда человек с тяжелым психическим или другим заболеванием… Просто подумай об этом какое-то время.

Я хотел бы спросить о ложной личности. Достаточно долгое время я активно боролся с элементами ложной личности, можно сказать, вел с ними войну. Потом я понял, что это не помогает, и попробовал объявить полную амнистию, для того чтобы можно было лучше изучить их и понять. Сейчас я знаю их гораздо лучше, но все равно с некоторыми из них не могу справиться. Есть ли еще какой-то метод, кроме их наблюдения?

Прежде всего, весь Путь – это преобразование личности. Возможно, я могу сказать тебе те же самые слова, которые сказал человеку, который был в состоянии противостояния. Мы должны взять часть ложной личности, встать напротив нее… О какой части ты говоришь, например?

Лень…

Ты встаешь на стул (слушатель встает на стул) и говоришь со всей силой: «Я человек ленивый!» (слушатель произносит это) И сейчас, когда ты говоришь это, сколько тебе лет? Пять, да… Тебе сейчас примерно пять. Проявление ложной личности – это всегда проявление ребенка. И как же мы можем помочь ребенку? Разве мы воюем с ним, бьем его? Нет. Представь себя сегодняшнего. Где вокруг тебя находится этот ребенок? Где ты чувствуешь его? (слушатель: «Сзади, слева») Какого он роста? (слушатель показывает)

Когда этот ленивый ребенок проявляет себя, это часть ложной личности. Представь его именно так возле себя и спроси его: «Что тебе сейчас нужно?» И дай ему немного, и все пройдет, он успокоится. Все части ложной личности – дети, подобные этому. Это маленькие дети, которые не получили того, что хотели, и потому стали немного ленивыми или начали бунтовать… Но сегодня тот мужчина или та женщина, которыми мы являемся, может распознать их и с небольшой толикой любви дать им немного того, чего они хотят или требуют. До тех пор пока они немножко не вырастут.

 

Важность намерения

 

Как у вас прошел класс движений с Эннеей?

Прекрасно. После движений я чувствовал себя по-настоящему выпрямленным и в то же время легким. И ощущал тепло в некоторых частях тела. Обычно я не могу выполнять движения так быстро. И еще немного тяжело было их делать, потому что включился внутренний диалог и я сравнивал себя с другими. Для меня третья серия подготовительных упражнений сильно отличается от других: эти движения более живые и сильные. В этих упражнениях я не думал о том, как правильно их выполнить, это происходило само собой.

У меня есть вопрос, касающийся основных Арканов. Почему мы исключаем седьмое движение?

Седьмое движение само по себе является подготовительным. Когда мы практикуем это движение, мы используем только его само по себе до самого конца серии движений. Мы делаем его как подготовительное тоже, но во время сессии мы вращаемся и добавляем различные позиции рук и головы.

Есть ли разница кружиться в правую или левую сторону?

Да, разница есть. Кружение вправо или влево содержит различные значения. Эта разница состоит в намерении, в цели, которую мы ставим пред собой. Вы, наверное, вначале изучаете движения без какого-либо особенного намерения? Так? Цель или намерение – это вопрос, который вы задаете себе; например, сейчас я работаю над гордыней или над трудностями во взаимоотношениях с женой, мужем. Или недостаток творчества в моей работе, или недостаточный контакт со своей сущностью… Все вопросы, материальные и духовные, могут быть сформулированы как намерение, и сила может прийти, чтобы решить их. В кружение, как и в некоторые другие движения, можно вкладывать намерение. Но для всех видов движений существуют свои специфические вопросы, которые они могут помочь решить. Это вопросы или намерения, подобные тому, с которыми дервиши обращались раньше к Богу. Но когда мы практикуем движение, мы забываем вопрос. И когда движение заканчивается, приходит ответ. Все движения мы практикуем только таким образом, только с намерением.

С другими движениями это можно делать только после определенной внутренней подготовки. Один танец состоит из нескольких движений, так же как и предложение состоит из нескольких слов. Каждый танец – это вопрос или утверждение, каждое движение входит в резонанс с Архетипом, или Духом, с тем, что в прошлом называли Богом или Ангелом. Каждый танец и каждое движение входят в резонанс с определенным силовым полем. И сила, содержащаяся в этом поле, приводит нас к ответу, к решению проблемы.

Способ, которым Гурджиев давал свои движения, преследовал две цели: практикуя их, со временем мы можем достичь высшего состояния бытия; и, практикуя их постоянно, мы можем постоянно удерживать это высшее состояние бытия. Каждый раз, практикуя движения, мы испытываем состояние сознания, более высокое, чем наше обычное состояние. И целью практики является изменение нашего привычного уровня бытия, изменение себя. Это наиболее важная цель движений Гурджиева. Так ли это для вас? Есть разница между состоянием бытия, в котором мы обычно находимся, и состояниями, которые приходят во время движений. Вы понимаете эту разницу?

Это первая цель движений по Гурджиеву. Вторая цель: движения – это просто язык. И практикующие люди могут таким образом понимать язык друг друга. Таким образом, движения представляют язык, который позволяет нам входить в контакт с высшими силовыми полями.

Вот почему мы задаем вопрос или создаем намерение пред началом движений. Мы призывам ответ из высших силовых полей. В этом истинные цели движений Гурджиева: с одной стороны, достичь высшего состояния бытия, а с другой – войти в контакт с этими высшими силовыми полями, с высшими Сущностями. Но для того чтобы достичь второй цели, вступить в этот диалог, необходима длительная подготовка с приложением больших усилий и… сердца.

Мой вопрос касается суфийского кружения. Я достаточно часто практикую его, и это единственная техника, где я «дома». И когда я практикую, я вижу и чувствую те две цели, о которых вы говорили сейчас. Насколько важны в этой практике определенное положение рук, направление вращения? Я знаю несколько вариантов разных суфийских орденов…

Это технические детали. Не сегодня. Когда я покажу вам эти позиции, я объясню их значение. Не будем делать это теоретически.

Нужно ли в практике кружения задавать вопрос или намерение?

Да.

Задавая вопрос, я чувствую, что в момент возникновения вопроса и его трансляции я теряю связь с собой. Сегодня, наверное, впервые в жизни чувствую ограниченность слов и ощущаю благодарность за этот день, который вы нам подарили. В какой-то момент я был на грани своего обычного состояния, когда не мог идти глубже в благодарности, счастье, принятии жизни. На водопаде это все смыло. Я благодарен за этот день, это чувство, которое пришло ко мне. Это новое переживание для меня.

Наблюдая разные состояния своего сна (я имею в виду сон ночью, существование днем и время медитации), я заметил, что мысли трансформируются по одной и той же схеме. Мой вопрос связан с созданием намерения. Я бы хотел спросить о времени медитации. Есть ли еще какой-то прием в медитации, кроме намерения? Как уходить от одинаковой схемы мышления, чтобы возвращаться постоянно к намерению, а не наблюдать трансформацию мыслей?

Намерение необходимо создавать только вначале. И потом во время медитации вы забываете об этом намерении, следуя точной технике медитации. Это важно в любых техниках – не только в медитации, но и в танцах и в дыхательных техниках.

Сегодня я наблюдала проявление негативной стороны своего характера – гордыни. Я увидела, почувствовала, что это – некоторая маска, позволяющая мне быть собой и вместе с этим создающая преграду. И в то же время я чувствовала сегодня какое-то смирение. Правильно ли я понимаю технику работу с негативными свойствами личности?

Если ты находишься в состоянии смирения, это всегда правильно. То же самое происходит при формировании намерения: мы интересуемся им до того момента, пока не смиряемся перед чем-то высшим. Когда у нас есть вопрос или проблема, это означает, что мы узники того уровня, на котором находимся сейчас. Именно поэтому необходимо состояние смирения, чтобы мы смогли воспринять ответ, который приходит свыше.

Вы говорили, что некоторые нади (энергетические связи) могут быть разорваны в результате кармы. Могут ли они соединиться в результате практики движений в этой жизни?

Проблема кармы означает, что это генетическая проблема. И вопрос в том, можем ли мы изменить что-то на генетическом уровне. Наши гены отражают состояние нади. Некоторые доктора до сих пор верят, что невозможно изменить что-либо в наших генах. Но сегодня мы знаем, что информацию в них изменить можно. В частности, возможно оказать эффект на нади, связанные с кармой, с помощью движений. Но одной практики движений недостаточно. Другой аспект – это влияние наших мыслей и эмоций. Это влияние имеет системный характер, идущий от наших бабушек, дедушек. Некоторые нади рассоединяются в нас и соединяются по направлению к нашим предкам, таким образом предки оказывают влияние на нашу жизнь. К примеру, тех, кто является старшими или единственными дочерьми в семье, некоторые нади определенным способом и сильно соединяют с обеими их бабушками. Поэтому необходимо пронаблюдать, что общего у вас с вашими бабушками на физическом уровне и на событийном плане.

Если же вы старший сын, надо посмотреть на обоих ваших дедушек. Это системные связи, которые присутствуют всегда. Необходимо наблюдать позитивные и отрицательные влияния, идущие к вам от ваших бабушек и дедушек. (Первая дочь – первая, даже если до нее было пять братьев.)

Для вторых сыновей, дочерей – вы должны посмотреть, не желаете ли вы занять место вашего отца (для мальчика) рядом с вашей матерью или место матери (для девочки) возле вашего отца. Вы должны наблюдать это и задавать себе этот вопрос.

Если вы третий мальчик или девочка, надо смотреть на положение отца, матери в его, ее семье по рождению. И так можно продолжать долго. Эти связи имеют пресечения. И на Пути в определенный момент нужно быть осознанным во всех этих пересечениях, для того чтобы решить эти проблемы. Это необходимо сделать, чтобы достичь реализации, потому что в противном случае влияние предков окажется в нашей низшей части. Этот феномен проявляется абсолютно бессознательно. Как только мы начнем изучать, наблюдать это, рассматривать связи между членами нашей семьи, мы увидим, какой эффект это окажет на нашу жизнь.

И еще один вопрос, который мы можем задать себе и на который можем попытаться найти ответ: на кого я похож в моей семье? Посмотрите на это и сравните даты рождения членов семьи, даты свадеб, смертей, серьезных происшествий. Вы можете удивиться, сколько возникнет этих совпадений.

В продолжение этой темы. Я и мой брат – двойняшки. И сейчас мой брат занял место нашего отца возле матери. На что стоит мне обратить внимание, чтобы освободиться от всех связей на Пути?

В чем твоя проблема?

Нет особой проблемы, но есть ли что-то особенное во взаимоотношениях двойняшек?

Да.

А может ли быть, что я не первый сын?

Может, да, я думаю так… Но ты лучший. (смех) Сколько у тебя старших братьев?

Один .

Ты, наверное, третий, а не второй. Мы можем посмотреть. (после эксперимента) Ты все-таки второй.

В России принято называть детей в честь каких-либо родственников. Меня назвали в честь прабабушки. Насколько большую роль жизнь моей прабабушки будет играть в моей жизни?

Для некоторых людей это влияние очень маленькое, для других – до 90 %. Мы повторяем жизнь наших предков. Это очень сложное явление. Я вам дал для примера простые связи, но существуют другие, намного более сложные. Если я решу приехать в Россию, я сделаю курс подобных системных, семейных расстановок и тогда смогу ответить на все подобные вопросы.

Если я связана с обеими своими бабушками, но не имею никакой информации о бабушке со стороны отца, как я могу восстанавливать и наблюдать эту связь?

Смотри на свою семью и следуй инструкции, которая дается всем. Но в системных, духовных расстановках мы используем другие методы, и нам не нужна эта информация. Мы можем вызвать память об этом человеке, даже если мы ничего о нем не знаем. Истина проявляет себя через тело, это одно из правил. Практика системных, духовных расстановок является такой же частью Учения, как и движения, и между ними существует тесная взаимосвязь.

Влияет ли на судьбу человека смысловое значение фамилии и имени?

Да, конечно. Но иногда это влияние маленькое – 1 %, а иногда – 90 %. По этой причине в духовной традиции всегда проверяют, резонирует ли твое имя с твоей душой. Если же нет, мы находим другое имя, которое резонирует.

И как можно определить, резонирует или нет?

В определенный момент на Пути мы будем говорить об этом.

Я заметил, что часто в каких-то сложных ситуациях моей реакцией становится апатия. В чем природа подобного состояния?

Как часто это происходит? Было ли это сегодня? Когда ты замечаешь апатию, входи в добровольную апатию. Ты прекращаешь любые действия, садишься и медитируешь. Ты создаешь намерение о разрешении этой ситуации и входишь в добровольную апатию, медитируешь в молчании и неподвижности. До тех пор пока сила к тебе не придет. Это то, что нужно делать. Это о том, как сделать силу из слабости.

Вы сказали сесть и ждать, пока сила не придет. Значит ли это, что в апатии нет силы?

Да, до тех пор пока ты не превратишь ее в добровольную апатию. Тогда слово «апатия» уже неуместно.

Меня по-прежнему волнует работа с мыслями…

Это еще долгое время будет происходить… (смех)

Я замечаю, что когда я сижу в медитации и ощущаю очень сильный поток, тогда действительно все гармонично, сбалансировано и я могу не вовлекаться в мысли. Но если это не так, я ищу способы заякориться в теле, чтобы не вовлекаться в мысли, и в такие моменты мой мозг начинает отключаться, я на мгновение засыпаю. Я возвращаюсь обратно снова и снова и не знаю, возможно ли как-то подружиться с этой своей частью.

Для начала вы должны подружиться со всеми мыслями, которые кружатся у вас в голове, потому что все эти механические мысли, блуждающие в нашей голове целыми днями, – способ, которым наш ум, наш мозг, утилизирует впечатления дня. Огромное количество неосознанных впечатлений входит в нас в течение дня. И если мозг не будет этого делать, мы рискуем взорваться. Нормально, что у вас постоянно есть мысли и вы имеете трудности с ними. До тех пор пока огромное количество неосознанных впечатлений будет входить в вас, будет так. Чем больше мы пребываем в самовоспоминании, в состоянии присутствия, тем лучше мы сможем справляться с нашими мыслями и тем меньше механических мыслей будет у вас. Прежде чем избавиться от всех механических мыслей, вы должны поблагодарить их, потому что таким образом мы избавляемся от всех наших отходов. Проблема самовоспоминания и внутренней целостности – гораздо более комплексная, чем мы себе представляем: это о движении мысли и движении впечатлений.

Как утилизируется пища второй октавы?

Уточни, что ты имеешь в виду.

Первая – еда; вторая – воздух, прана; третья – впечатления.

Гурджиев говорил: «Убейте человека, который дает вам дыхательное упражнение». Но он не договаривал окончания: дыхательное упражнение может быть дано только тому, кто нашел свой личный естественный способ дыхания. Только тогда Мастер может дать ему какое-то упражнение. За исключением некоторых дыхательных упражнений, которые являются очищающими.

Дервиши говорили, что есть только один способ: наблюдать дыхание, ничего больше. Ваше дыхание – это ваш первый вдох и последний выдох, и тот, кто воспринимает дыхание так, реально, понимает, что его Дух – это его дыхание. И его дыхание, его Дух приходит и принимает форму его тела. Дыхание формирует вас. Оно проходит через вас и постоянно продолжает проходить, нарушать ваше дыхание – то же самое, что беспокоить ваш Дух. Поэтому Гурджиев говорил, что нужно убивать тех, кто дает вам дыхательные упражнения. Нужно войти в контакт со своим собственным дыханием, что означает, что вы входите в контакт со своим Духом. Мастера Духа и дыхания могут дать вам упражнения, чтобы ваше дыхание, ваш Дух эволюционировали быстрее, но не нарушая вашу самую глубинную природу.

Что вы скажете о ребёфинге, холотропном дыхании?

Любая дыхательная техника имеет эффект. Вопрос в том, какова цель использования этих техник. Все они имеют свою цель. Их использование возможно, но помните, что они никогда не приводят к Пробуждению. Они работают на психологическом уровне и дают психотерапевтический эффект. Нужно четко различать техники, которые могут быть полезны психологически или для духовного развития. Не всегда они совпадают.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!