Роль религии в становлении государственности и культуры



 

Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.

Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 - 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар – иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство, в котором явственно обнаруживались восточные (в Константинополе) и западный (в Риме) центры.

Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле. С другой стороны, угнетенные искали и находили в ней утешение.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.

В Хазарском каганате настоятельная потребность во всеобщей государственной религии появилась в конце VIII в. Через отказ от культа единого бога неба - Тенгри-хана - хазарские правители пришли в начале IX в. к серьезному политическому шагу - принятию иудаизма в качестве государственной религии.

Однако иудаизм не превратился в религию народов, входящих в состав каганата. Новая религия не объединила, а наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавляемое хазарами.Потерпев сокрушительное поражение от войск Святослава, хазары сменили иудаизм на мусульманство. Однако это не спасло страну от гибели.

В Волжской Булгарии принятие новой религии связанно с именем Алмаста, правителя Булгарского государства, который в начале X в. обратился к багдадскому халифу ал-Муктадиру с просьбой прислать наставников ислама. В мае 922 г. в Булгарию прибыло посольство халифа, секретарем и руководителем которого был Ибн-Фадлан.

Известно, что ислам проникал в Волжскую Булгарию из Средней Азии еще задолго до Ибн-Фадлана. Но именно с прибытием посольства из Багдада - центра тогдашнего мусульманского мира - ислам стал официальной государственной религией волжских булгар. Глава государства и правящие классы использовали ее для объединения разрозненных булгарских и других родственных племен.

Принятие официальной религии раннефеодальными государствами имело большое значение. Так, христианство сближало Русь с другими христианскими странами, приобщало ее к античной, раннехристианской и византийской культурам. Правящие классы получили в новой религии мощное идеологическое средство для укрепления своего господства, а в лице христианской церкви - новую разветвленную политическую организацию, осуществляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Такую же роль, что и христианство в Руси, сыграл ислам в Булгарии. Вместе с религией пришли арабские культура и письмо. Таким образом, религия как господствующая форма идеологии раннефеодального общества сыграла роль в становлении государственности и культуры, в укреплении перв госуд на терр России.

Удельный период в истории России ( XII - XVI вв.)

 

Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в. и сопровождался возникновением новых княжеств. Если в середине XII в. было 15 княжеств, а в начале XIII в. - около 50, то в XIV в. - примерно 250.

Хазарский каганат - тюркское раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VIII в. на территории нижнего Поволжья и в восточной части Северного Кавказа.

Столицей каганата был Итиль, крупнейший международный город на Волге. Важное значение имели также города Саркел, построенный в 30-х гг. IX в. в нижнем течении Дона, Беленжер, Селгендер, Сур и другие.

Источники, отражающие жизнь хазар, позволяют говорить о развитом феодализме в каганате. Наряду с земледельческим и скотоводческим хозяйством, ремеслом и торговлей, важными статьями доходов феодальной знати являлись пошлины и дани взимаемые с проходивших по землям каганата торговых караванов и с соседних, более слабых народов.

Роль хазар в истории Руси со времен первых летописцев было принято оценивать лишь негативно. Однако стабильное политическое объединение хазар являлось надежным щитом для русских земель от кочевников, прорывавшихся в южнорусские степи.

На Средней Волге в низовьях Камы на рубеже IX - X вв. возникло еще одно раннефеодальное государство - Волжская Булгария.

После поражения хазар от Киевской Руси государство волжских булгар становится экономически и политически свободным от Хазарского каганата.

Начиная с X в. в стране происходит интенсивное развитие феодальных отношений. Возникают феодальные замки, вокруг них располагались открытые поселения с зависимым сельским населением.

Столицей государства в X в. становится город Булгар. Но вскоре столица была перенесена в специально выстроенный и более безопасный город Биляр. (Во время монгольского нашествия Биляр был полностью разрушен и более не восстанавливался. С середины XIII в. вплоть до 1431 г. столицей Булгарии был снова г. Булгар.) Основным видом хозяйства в государстве с момента его образования становится высокоразвитое земледелие. Широко известна монументальная архитектура волжских булгар: дворцы, мечети, минареты, мавзолеи, судилища, общественные бани.

Помимо архитектуры и строительного дела развивались обработка железа, кузнечное и оружейное ремесло, деревообработка, медный и костный промыслы, прядение и ткачество, керамическое производство, резьба по камню, ювелирное искусство.

Государственные и этнические границы Волжской Булгарии к концу домонгольской эпохи значительно расширились. Основная территория, занимаемая коренным булгарским населением, достигла к этому времени 140 тыс. кв. км. Государственные границы Булгарии значительно превышали эту территорию, хотя они были весьма неопределенны. Под политическим протекторатом Волжской Булгарии находились древние марийцы, удмурты, восточная мордва, западные башкиры.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!