Деление истории философии права на периоды 1 страница



 

В своем непрерывном течении человеческая мысль, рассуждающая о сущности и наилучшей постановке общественной организации, проявляет в тот или иной исторический момент настолько резко вырисованные черты, что дает основание по этим чертам делить формы ее выражения на периоды.

"История философии права поддается делению на периоды так же как и общая философия. Но периоды эти далеко не совпадают. С точки зрения общей философии, напр., выступление Канта составляет эпоху, поворот мысли от догматизма к критицизму. Напротив, с точки зрения философии права Кант не открывает нового периода, а сам примыкает к уже обнаруженному течению.

С точки зрения исторической перспективы можно установить три резко обособленных общественных миросозерцания: античное, средневековое и современное (новое).

Античное миросозерцание выдается тем, что оно не различает государства и общества, права и нравственности. В небольших союзах, какими были греческие государства, общественное сплочение было так велико, что личность невольно должна была подчиняться полностью общественному союзу, тонула в нем, поглощалась им. Это та особенность, которая так гармонирует с государственным укладом Греции и которая выступает всюду в идеалах, рисуемых греческими философами.

Миросозерцание средних веков характеризуется стремлением к освобождению от земных уз, перенесением своих идеалов в загробную жизнь. Однако в этой погоне за духовной свободой человек, незаметно для самого себя, оказался совершенно связанным земными цепями церкви, и лишился того именно сокровища, ради которого пренебрег всем остальным. Он не мог верить, как хотел, а должен был верить, как его заставляли. Церковь, овладев человеком при помощи государства, которое она обращает в средство для утверждения своей власти. Государство и церковь сливаются в одно, нормы права совпадают с религиозными канонами. Мысль человека и все его поведение скованы железною дисциплиною католицизма. Новое время характеризуется именно высвобождением человека, борьбою личности за свою свободу. Прежде всего, борьба направилась на то благо, потеря которого казалась наиболее чувствительною. Борьба за религиозную свободу знаменует собою конец средних веков и переход к новому времени. В этой борьбе, отыскивая опору, человек выдвигает государство против церкви светский авторитет против духовного, и всеми силами способствует утверждению абсолютизма, который был бы настолько силен, чтобы подчинить себе церковь и освободить от ига католицизма власть и общество. Идея государства обособляется, выдвигается вопрос о суверенитете, о законе в противоположность канону.

Но результат борьбы не оправдал надежд. Королевская власть, укрепленная силами общества в противовес церкви, став прочно на ноги, предложила побежденной церкви союз для того, чтобы совместно, силою меча и слова, сдерживать порывы личности к свободе. Тогда, почувствовав бремя новых уз, человек начал новую борьбу - за политическую свободу. В стремлении свергнуть иго абсолютизма, начались поиски нового авторитета. Освященному традицией и церковью строю был противопоставлен строй основанный на разуме, законам государственной власти противопоставлены законы природы. Была выдвинута идея естественной свободы и естественных прав, попираемых исторически захваченной властью. Идея договора между монархом и народом должна была вызвать представление об обоюдных обязанностях. Народный суверенитет укреплял права общества на соучастие в государственной власти. Была выдвинута идея конституционализма и неотчуждаемых прав, всеобщего равенства перед законом и неприкосновенности личности. Эти идеи, доведя до высшего напряжения, способствовали успеху революции и укреплению новых начал политического быта, основанных на политической свободе и юридическом равенстве.

Но разочарование скоро снова наступило. Политическая свобода не обеспечила человеку действительной свободы. Он опять почувствовал себя в тисках, на этот раз сплетенных экономическою зависимостью. Пользуясь всеми гражданскими правами; сочувствуя в осуществлении государственной власти, человек не ощутил той свободы, к которой стремился веками. Наступает реакция против веры в политическую свободу, начинаются новые поиски неизведанных еще путей к освобождению личности. Открывается новый период общественных стремлений - борьбы за экономическую свободу.

Таким образом, история философии права может быть разбита на следующие периоды:

I. Древняя философия права

II. Средневековая философия права

III. Новая философия права

1. Борьба за религиозную свободу.

Борьба за политическую свободу*(18)

Борьба за экономическую свободу.

 

Литература

 

Литература истории философии права небогата. Трудов, охватывающих ход юридической и политической мысли на всем протяжении истории, очень мало в западноевропейской литературе. Главное внимание обращается на историю политических учений. Можно указать только следующие сочинения.

R. vоn Moh1, Geschichte und Litteratur der Staatswissenschaften, 3 тома, 1855-1858. Капитальное исследование, не обнимающее, однако, всей философии права.

Hinrichs, Geschichte der Rechts - und Staatsprincipien seit der Reformation, 3 тома, 1848-1852. Относится только к новой философии права.

F. S t a h 1, Die Philosophie des Rechts, том I. Geschtichte der Rechtsphilosophie, последнее издание 1878. Едва ли не единственная полная история философии права. Заканчивается исторической школой. Автор обстоятельно знаком как с философией, так и с правом. Недостает беспристрастия в оценке. Сочинение переведено на французский язык (1882).

В немецкой литературе имеются два кратких обзора истории философии права: Gеуеr, Geschichte und System der Rechtsphilosophie, 1863, стр. 6 - 108 (pyc. пер. Неклюдова, 1866), изложение конспективное, отрывочное, и Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 42 - 108, сжато, но содержательно.

Во французской литературе выдается Раu1 Janet, Histoire de la science politique dans ses rapports avec la morale, 2 тома, последнее издание 1887 (первый том в русском переводе 1878). Изящное, увлекательное изложение. Главное внимание отведено политическим учениям. Доведено до Канта.

В английской литературе можно указать Heron, Аn Introduction on the History of Jurisprudence, 1860, по содержанию не вполне соответствуюет представлению об истории философии права.

Наконец, итальянская литература имеет изложение предмета в объемистом труде Саr1е, La vita deldiritto, 1890.

Сравнительно русская литература по истории философии права представляется довольно богатой.

Первым по времени является труд Неволина, профессора киевского университета, История философии законодательства, которая составляет вторую часть его Энциклопедии законодательства, в издании 1857 года занимает стр. 127 - 501, т. I. Заканчивается изложением системы Гегеля. Написано тяжелым слогом. Философские системы охвачены недостаточно полно и представлены довольно туманно. Для своего времени (1889) труд весьма замечательный.

Далее следует Пилянкевич, профессор киевского университета, История философии права, курс, читанный в 40-х и 50-х годах и изданный после смерти автора в 1870 году. Труд не самостоятельный - составлен по Шталю. Дает хронологическую картину философских доктрин, не ставя их в связь между собою и с культурными условиями их появления. Изложение простое и легкое.

Чичерин, История политических учений, 4 тома, 1868 - 1877. Второе издание остановилось на первом томе (1903). Краткое изложение того же труда дал Чичерин под заглавием Политические мыслители древнего и нового времени, 2 томика, 1897. Главное внимание обращено на политическия учения. Древний и средневековой периоды обработаны лучше нового.

Профессор петербургского университета Бершадский, издал Очерки истории философии права, в 1892. Доведено до Монтескье. Слишком мало философии права. Изложение расплывчатое, не отчетливое.

Профессору петербургского университета Коркунову, принадлежит "История философии права", несколько изданий, начиная с 1895. Заканчивается позитивизмом и утилитаризмом. Курс местами самостоятельный. Недостаток исторической перспективы. Введен излишний материал, не имеющий отношения к философии права.

Залесский, Лекции истории философии права, 1900. Казань. Плод явного недоразумения.

Профессор московского университета Новгородцев, Из лекций по истории философии права. Учения нового времени XVI - XVIII вв., 1904. Блестящее литературное изложение Глубокое знакомство с философией. Учения ярко выступают на общем историческом фоне.

Профессор Петербургского университета Ковалевский, От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, 3 тома, 1906. История учреждений в связи с историей политических учений. Заканчивается Руссо.

 

Греко-римская философия

 

Зачатки философии права

 

Литература: Для ознакомления с греко - римской философией, вообще, можно рекомендовать: по истории Греции систематические труды Бэлоха и Эд. Мейера, из которых первый имеется в рус. пер. История Греции, 2 т. 1897; по истории философии - капитальный труд Zе11еr, Die Philosophie der Griechen, 3 т. (только не краткое извлечение, имеющееся и в русском переводе 1886 г.): Winde1band, Geschickte der klassischen Phuosophie (pyc. перев. 1893); A. Weber, Histoire de la phuosophie еигорееппе (рус. перев. 1882, стр. 1-137); по истории этики - Ziеg1еr, Diе Ethik der Griechen und Bomer, 1881; L. Schmidt, Die Eihik der alten Griechen, 2 т., 1882; по истории философии права - Нi1dеbrand, Geschichte und System der Rechts und Staatsphuosophie, B. I Das klassische Altertfmm, 1860.

 

I. Свободная греческая мысль зарождается на Востоке, в богатых торговых колониях Малой Азии, где и возникает первая философская школа, ионийская, в лице Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Отсюда она перебрасывается, через посредство Ксенофана из Колофона и Пифагора из Самоса, в западную часть греческого мира, в колонии, расположенные по южному берегу Италии, где и создаются школы элейская (Парменид, Зенон) и пифагорейская. Только в половине V века дo Р. Хр. философия переходит в самую Грецию и сосредотачивается в Афинах.

Благодаря той роли, какая выпала на долю этого города в деле спасения греческой культуры от персидского нашествия, Афины стали политическим, торговым и умственным центром. Неудивительно, что именно здесь философия получила прочную оседлость, достигла высшего расцвета. По словам Гипдия в "Протагор" Платона, Афины составляют как бы присутственное место мудрости. В Афинах сосредоточили свою преподавательскую деятельность глубочайшие мыслители Греции, здесь получили свои названия важнейшие школы - академическая, перипатетическая, стоическая. И уже отсюда, из Афин, передалась философская мысль всему греческому миру, потом - pимскому, а через посредство Рима западноевропейскому. Этим объясняется то, что Демокрит, державшийся вдали: от Афин, был мало известен при жизни.

II. Пробудившаяся мысль обращается, прежде всего, к внешнему миру. Проблемы, заинтересовавшие грека. Относятся к вопросу, что составляет сущность окружающей человека природы, что скрывается под видимым разнообразием.

Мышление стремится проникнуть в тайну смены явлений, в соотношение между отдельными предметами и тем, из чего они происходят и во что превращаются. Желание привести к единству все, принимаемое чувствами, разнообразие заставляет искать основную материю. Одни готовы были признать такой материей воду (Фалес), другие воздух (Анаксимен), иные же, не допуская, чтобы ограниченная материя могла служить субстратом всего бесконечного мира, видели это вещественное первоначало в особой беспредельной материи, не похожей на то, что встречается в окружающей природе (Анаксимандр). Такая основная материя может быть одна или же их несколько: вода, земля, огонь, воздух (Эмпедокл).

От вопроса о сущности материи мысль переходит к вопросу о том, что представляет собой беспрерывная смена явлений, заключается ли в этой смене вся сущность бытия (Гераклит) или это одна только видимость, тогда как на самом деле бытие сплошно, недвижно, без возникновения и прекращения (Парменид, Зенон).

Вопросы о сущности материи и бытия - таковы основные проблемы, возбуждаемые в первом, космологическом, периоде греческой философии.

III. Однако, едва ли справедливо утверждать, что этими вопросами и исчерпывалось исследование в то время и что область этики осталась совершенно незатронутою. Такое предположение невероятно. Правда, до нас дошли лишь жалкие остатки мыслей философов относительно социального быта. Но не следует забывать, что и космологические рассуждения греческих философов сохранились в таком виде, что по ним трудно с точностью восстановить их учение. Насколько интересовались древние греки вопросами морали, можно видеть по Гезиоду "Дни и дела", которого наполнены нравственными положениями, а на дорожных камнях Аттики красовались, по распоряжению Гиппарха, сына Пизистрата, нравственные изречения. Греческие мыслители VI века принимали весьма живое участие в общественной жизни. Одни из них были тиранами (Питтак Митиленский, Периандр Коринеский), другие выступали в роли государственных реформаторов (Солон). В характерной для того времени борьбе аристократов и демократов греческие философы (за исключением Эмпедокла) явно становятся нa сторону первых.

По всем отрывкам мыслей этого времени красною нитью проходит преклонение перед авторитетом закона. "Лучшее государство то, где все боятся закона, как "тирана"" (Биас); "счастливо то государство, где больше всего слушаются законов и меньше всего ораторов" (Хилон); "наибольшая слава царя заключается в неуклонном соблюдении законов"; "граждане должны отстаивать законы своего города так же, как и его стены" (Гераклит) - все эти и многие подобные положения свидетельствуют, как высоко ставился философами того времени принцип законности.

Следует, впрочем, иметь в виду, что под именем законов в VI веке донимаются вообще все правила общественного поведения. Их авторитет основывается, впрочем, уже не на божественном происхождении, как это было ранее, а на унаследовании их от ряда предков, как результат мудрого опыта, придавшего нормам характер естественности, неизменности.

IV. Сохранилось предание, что один из представителей ионийской философии, Архелай, занимался особо вопросом о сущности законов.

Поселившийся в одном из греческих городов южной Италии, Кротоне, Пифагор пользовался такою известностью, как мудрец, что жители этого города, страдавшее от постоянных раздоров между аристократами и демократами, обратились к нему с просьбою выработать им государственное устройство. Такое положение, мало понятное с современной точки зрения, вполне находило себе объяснение в стране Залевка и Харонды. Организация, данная Пифагором, была построена на аристократических началах. Понимая аристократию, как господство лучшей части граждан, Пифагор создал религиозно - философский союз, в котором получила научное и политическое образование молодежь, призванная править впоследствии государством. Жизнь молодых людей была построена на дорийских принципах, получивших самое сильное выражение в Спарте и, кажется, на Крите. Членам союза внушалось глубокое уважение к законом и отвращение к анархии. Рассматривая справедливость, как число равнократное, или воздаяние равное за равное, пифагорейцы понимали наказание, как возмездие. Суд относится к преступнику, как преступник отнесся к потерпевшему, или, выражаясь математически, a : b = b : c Внешние успехи Кротона, приписанные его новой организации, способствовали распространению пифагорийских принципов среди других городов Великой Греции. Но пренебрежение интересами народа вызвало крушение пифагорийской политической системы около 500 года, когда всюду стали выступать демократические тенденции.

Аристотель сохранил нам план общественного переустройства, принадлежащий Гипподаму из Милета, архитектору по профессии, строителю Пирейской гавани*(19). Государство должно быть небольшим, с населением не свыше 10000 человек. Правление избирательное, посредством всеобщей подачи голосов. Население разделяется на три класса: земледельцев, ремесленников, и воинов. Особое внимание обращает Гипподам на судебную организацию и относится с большим интересом к учреждению апелляционной инстанции и к системе подачи голосов при постановке судебных решений.

Тот же Аристотель передает нам план Фалеаса Халкедонского, который, подобно некоторым другим древним мыслителям, выдвинул социальный вопрос о собственности*(20). По его мнению, "устройство собственности - это главное дело в политической организации, потому что здесь коренится причина всех общественных переворотов". Нет возможности выяснить, каким образом предлагал Фалеас организовать имущественное общение между гражданами. Мало вероятно, чтобы план его был рассчитан, как это передает Аристотель, на то, что "богатые будут давать все безвозмездно бедным, а бедные будут только получать и ничего не делать", потому что такой порядок вещей предполагает частную собственность, которую Фалеас отрицает.

 

Софисты

 

Литература: Взгляд на софистов исторически сложился под высоким давлением Платона и Аристотеля, их противников. Их сочинения к нам не дошли, и мы знаем лишь отрывки их воззрений, также в передаче небеспристрастной. Эти отрывки собраны Diels, Die Fragmente der Vorsokratiker, 1903, стр. 511 - 587. Только Гегель в Германии и Грот (History of Greece, т. VIII, гл. 67 и 68) восстановили их репутацию. В английской литературе господствует благоприятное для софистов понимание их роли в истории (Магаффи, История классического периода греческой литературы, русск. пер., 1883, т. II, стр. 56). Напротив, в германской литературе преобладает не критическое отношение к ним. Исключение составляют Zeller, т. I, стр. 1038, изд. 5-е, и особенно теперь Белох, История Греции, т. I, стр. 490, русск. пер. 1897. в русской литературе имеется специальная монография Гилярова, Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность, 1888 (та же книга в изд. Учен. зап. Моск. унив., 1891). По мнению кн. С. Трубецкого, Метафизика в Древней Греции, 1900, стр. 402, прим., едва ли найдется вопрос, о котором было написано столько вздорного, лишнего и ненужного на всех языках европейских, не исключая и русского. После таких слов от автора, известного специалиста по древней философии, можно было ожидать серьезного, беспристрастного отношения к софистам; к сожалению, изложение автора не оправдывает ожиданий.

 

I. В половине V века умственная жизнь Греции испытывает общий и глубокий перелом. Происходит общее потрясение тех основ, на которых издавна покоилась жизнь греков. Возбуждается сомнение в целесообразности, а потом наступает ниспровержение строгих правил, которыми определялся быт до того времени.

В религии усиливается неверие, вызванное еще Ксенофаном, который за сто лет перед тем негодовал по поводу того, что люди создали себе богов по образу и подобию своему, снабдив их всеми своими недостатками. Его учение не способствовало свержению авторитета Гомера и Гезиода, на космогонии которых держалось обычное религиозное представление. Книги Анаксагора, наполненные критическими мыслями, можно было приобрести в афинских книжных лавках всего за драхму*(21).

В драме строгий Эсхил, с своей верой в неумолимую судьбу и в неизменность данных богами человеку начал, сменяется, после Софокла, Эврипидом, который сам колеблется между традициями и новыми запросами духа, настаивающего на свободе исследования. Он уже мало верит "в отеческие верования, которые приобретаются от рождения и не могут быть низвергнуты никакими рассуждениями самого изысканного остроумия"*(22).


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!